г. Саратов |
|
17 августа 2018 г. |
Дело N А57-889/2018 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Никольского С.В.,
рассмотрев без вызова сторон, апелляционную жалобу муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 апреля 2018 года по делу N А57-889/2018, принятое в порядке упрощенного производства, (судья Воскобойников М.С.) по исковому заявлению муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовводоканал", г.Саратов (ОГРН 1026403357420; ИНН 6454003331) к муниципальному унитарному производственному предприятию "Саратовгорэлектротранс", г.Саратов (ОГРН 1026402671228; ИНН 6452016487) о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось с исковым заявлением муниципальное унитарное производственное предприятие "Саратовводоканал" (далее - МУПП "Саратовводоканал") к муниципальному унитарному производственному предприятию "Саратовгорэлектротранс" (далее - МУПП "Саратовгорэлектротранс") о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 2016 г. в размере 375 806,38 руб.
Исковое заявление рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощённого производства по правилам статей 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.04.2018 исковые требования удовлетворены.
С МУПП "САРАТОВГОРЭЛЕКТРОТРАНС" в пользу МУПП "САРАТОВВОДОКАНАЛ" взыскана плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за 2016 год в размере 375 806 рублей 38 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в размере 10 516 рублей.
МУПП "Саратовгорэлектротранс", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии с требованиями статей 268 - 271, 272.1 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, 01.01.2006 между МУПП "Саратовводоканал" (предприятие ВКХ) и МУПП "Саратовгорэлектротранс" (абонент) заключен договор N 1122/738 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, согласно п. 1.1 которого отпуск питьевой воды производится по вводам и диаметру труб согласно приложению, являющемуся неотъемлемой частью договора из водопровода предприятия ВКХ, абоненту согласно исполнительной документации.
На основании п. 2.2 договора, прием сточных вод производится по 30 выпускам диаметра труб согласно приложению, являющемуся неотъемлемой частью договора в канализацию предприятия ВКХ от абонента и его субабонентов согласно исполнительной документации.
Пункт 6.1 договора предусматривает, что расчеты за питьевую воду, израсходованную абонентом, и принятые от него сточные воды производятся на основании постановления администрации города Саратова от 15.08.2006 года N 223А. Тарифы могут быть изменены в установленном законом порядке, о чем абонент уведомляется через средства массовой информации.
Согласно пункту 3.2.3 указанного договора, ответчик обязался не превышать нормативы по концентрациям загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в систему коммунальной канализации, установленные в соответствии с действующим законодательством.
Нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации установлены Постановлением Правительства Саратовской области от 14.10.2004 года N 220-П "Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области". Нормативы платы могут быть изменены в установленном законом порядке, о чем абонент уведомляется через средства массовой информации.
На основании п. 4.1 договора, в случае контроля за составом и свойствами сочных вод абонента и его субабонентов со стороны предприятия ВКХ сумма платы за сброс загрязняющих веществ определяется, исходя из фактических концентраций сбрасываемых сточных вод. Расчетным периодом, в этом случае, является период, прошедший между последовательно проведенными отборами проб сточной воды. При определении платы за сброс загрязняющих веществ за период с даты последнего отбора по 31 декабря текущего года: масса каждого загрязняющего вещества рассчитывается как среднее значение по результатам предыдущих отборов проб сточной воды в текущем году (масса загрязняющего вещества при залповом сбросе в расчете не учитывается); объемы водоотведения за ноябрь, декабрь месяцы, при отсутствии фактических данных на момент расчета, рассчитываются как среднее значение за предыдущие месяцы.
В случае отсутствия контроля за составом и свойствами сточных вод абонента и его субабонентов со стороны предприятия ВКХ сумма платы определяется в соответствии с нормами сброса загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации, установленными органами местного самоуправления и договором. Расчетным периодом в этом случае является календарный год.
Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента утверждаются уполномоченными органами местного самоуправления.
Пункт 6.3 договора предусматривает, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод, рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно приложению N 1 к договору - акту разграничения эксплуатационной ответственности, ответчик имеет 30 выпусков.
Договор и приложения подписаны сторонами и скреплены печатями организаций.
В рамках осуществления контроля за составом сбрасываемых абонентом сточных вод, в порядке установленном договором, истец в 2016 году произвел отбор проб сточных вод, о чем составлены акты: от 20.01.2016, 11.02.2016, 13.04.2016, 11.05.2016, 31.05.2016, 11.07.2016, 11.08.2016, 15.08.2016, 09.11.2016, 11.11.2016, 14.11.2016.
Анализ контрольной пробы сточных вод произведен аккредитованной испытательной лабораторией по контролю сточных вод и установлено, что состав сточных вод ответчика по некоторым показателям не соответствует установленным нормативам (сверхнорматив по хлоридам, БПК полное, по взвешенным веществам, жирам, меди и т.д.), в связи с чем, превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения оказывает отрицательное воздействие на процесс биологической очистки городских сточных вод.
Результаты лабораторных анализов показали, что состав сточных вод ответчика по некоторым показателям не соответствует установленным нормативам.
По результатам произведенного количественного химического анализа сточных вод обнаружено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ. Из расчета истца видно, что плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за периоды с 1-4 кварталы 2016 года составляет 375 806,38 руб.
Истец направил ответчику соответствующий счет на оплату задолженности. Однако, до настоящего времени, ответчик не оплатил указанную сумму.
Между МУПП "Саратовводоканал" и МУПП "Саратовгорэлектротранс" заключено соглашение от 26.05.2017 в целях погашения задолженности за сброс загрязняющих веществ и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Истец, полагая, что ответчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате услуг водоснабжения и сброса сточных вод, а именно, безосновательно отказался от оплаты за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по результатам отбора проб сточных вод за 2016 года, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в размере 375 806,38 руб., суд, руководствуясь ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), п.п. 65, 67 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), исходил из доказанности истцом факта и размера превышения ответчиком допустимых концентраций загрязняющих веществ в сброшенных сточных водах, а также отсутствие доказательств исполнения им обязательств по оплате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 10 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительством Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно Правил N 644 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод (Правила N 644).
Пунктами 65, 67 Правил N 644 предусмотрено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя:
- отбор проб сточных вод;
- последующий анализ отобранных проб сточных вод.
Судом установлено, что МУПП "Саратовводоканал" произвело отборы проб сточных вод, что подтверждается соответствующими актами.
Нарушений процедуры отбора проб, влекущих невозможность использования результатов исследования проб в качестве доказательств, судом не выявлено.
Постановлением Правительства Саратовской области от 14.10.2004 года N 220-П утвержден Временный порядок определения и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области (далее - Временный порядок).
Пункт 3 Временного порядка устанавливает, что нормативами водоотведения являются: по объему сточных вод - лимиты водоотведения, устанавливаемые органом местного самоуправления или организацией ВКХ; по качеству сточных вод - временно согласованные концентрации загрязняющих веществ и (или) предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, устанавливаемые органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4 Временного порядка основанием для определения и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами (включая плату за размещение отходов) в системы коммунальной канализации населенных пунктов являются проведенные организацией ВКХ отборы проб сточной воды, а при отсутствии контроля за составом стоков - установленные органами местного самоуправления нормативы по качеству сточных вод.
Пунктами 5, 6 Временного порядка определено, что взимание платы за сброс загрязняющих веществ (включая плату за размещение отходов) со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов производится организацией ВКХ за валовой сброс (массу) загрязняющих веществ со сточными водами. Валовой сброс (масса) загрязняющих веществ со сточными водами определяется как произведение объема принимаемых от абонента сточных вод на фактическую (при осуществлении контроля за составом сточных вод со стороны организации ВКХ) или установленную (при отсутствии контроля за составом сточных вод со стороны организации ВКХ) нормативную концентрацию по каждому загрязняющему веществу.
Согласно пункту 7 Временного порядка расчетным периодом считается период времени, прошедший между двумя последовательно проведенными организацией ВКХ отборами проб сточных вод. При отсутствии контроля за составом сточных вод абонента со стороны организации ВКХ расчетным периодом считается календарный год.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" N 4378 от 31.12.2014 года "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод" утверждены нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов.
На основании полученных результатов лабораторных исследований сточной воды ответчику была начислена плата за сброс загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения за 2016 год в размере 375 806 руб. 38 коп.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (ст. 310 ГК РФ).
По правилам ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (ст.ст. 9,65 АПК РФ).
В материалах дела отсутствуют доказательства предъявления ответчиком истцу претензии относительно объема взятой пробы, неверного выбора емкости для отбора пробы, условий транспортирования или хранения взятой пробы сточных вод у водоканала, что могло бы повлечь недостоверность анализа пробы. Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции правомерно взыскал задолженность за сброс загрязняющих веществ в централизованную систему канализации в пределах и сверх установленных нормативов за 2016 год в размере 375 806 руб. 38 коп.
Расчет и размер взысканной суммы задолженности ответчиком не оспорен. Принимая во внимание, что доказательства уплаты ответчиком задолженности в указанной сумме в материалах дела отсутствуют, суд первой инстанции правомерно признал требования истца обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции отклоняет заявленные ответчиком доводы о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора.
В рассматриваемом случае, истцом в подтверждение соблюдения претензионного порядка урегулирования спора в материалы дела представлены письма N 03/6132 от 17.03.2017, N 10/23829 от 06.10.2017, N 12/31257 от 21.12.2017 (т. 1, л.д. 26-34), направленные в адрес МУПП "Саратовгорэлектротранс" и содержащие требования об оплате задолженности.
Представленные в суд письма и почтовые квитанции к ним подтверждают факт направления по юридическому адресу ответчика указанной почтовой корреспонденции.
Направление претензии, с указанием на неисполнение обязательства и требование об уплате долга, является достаточным основанием для вывода о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
С учетом вышеизложенного, довод о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора с ответчиком об оплате спорной задолженности, суд апелляционной инстанции отклоняет как необоснованный и противоречащий материалам дела.
Довод ответчика о том, что истцом не представлены первичные документы, подтверждающие факт возникновения задолженности за указанный период, отклоняется судом как необоснованный.
Обязанность абонента по оплате за сброс загрязняющих веществ с превышением установленных органом местного самоуправления нормативов водоотведения по составу сточных вод возложена на него действующим законодательством РФ.
Основанием для взимания платы является нарушение абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод согласно Правилам N 644.
Факт нарушения ответчиком нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, установлен материалами дела и ответчиком не оспорен.
Суд апелляционной инстанции, изучив апелляционную жалобу, приходит к выводу, что изложенные в ней доводы, по существу, направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое решение принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 апреля 2018 года по делу N А57-889/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
С.В. Никольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.