г. Вологда |
|
11 июля 2018 г. |
Дело N А05-15697/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 июля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тонковской С.Н.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Онего-Вельск" Шуйкиной К.П. по доверенности от 11.04.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 марта 2018 года по делу N А05-15697/2017 (судья Меньшикова И.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Онего-Вельск" (место нахождения: 165150, Архангельская область, город Вельск, улица Дзержинского, дом 53; ОГРН 1122901021099, ИНН 2907014841; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; далее - министерство) о признании незаконным бездействия ответчика в виде непринятия материалов таксации лесов, выполненных способом актуализации на лесном участке, переданном в аренду по договору от 30.10.2009 N 527, об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законные интересы путем принятия решения о введении в действие материалов таксации лесов, выполненных способом актуализации на лесном участке, переданном в аренду по договору от 30.10.2009 N 527.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28 марта 2018 года по делу N А05-15697/2017 исковые требования удовлетворены.
Министерство не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что реальная интенсивность использования лесов не соответствует Лесному плану Архангельской области, суд необоснованно проигнорировал доводы министерства о сезонности лесоустроительных работ и мероприятий по их проверке, осмотр лесосек осуществляется в бесснежный период. Считает, что обращение истца в суд является преждевременным.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с ее доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие его представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между обществом и министерством заключен договор аренды лесного участка от 30.10.2009 N 527.
Со слов заявителя на территории Архангельской области в Вельском лесничестве действует лесоустройство, проведенное уполномоченными органами в 2000 году, на сегодняшний день не соответствующее текущему состоянию лесного фонда. Возможности для заготовки древесины на основании предыдущего лесоустройства исчерпаны.
В соответствии со статьями 12, 88 Лесного кодекса Российской Федерации общество приняло решение о проведении повторной таксации, внесении изменений, отражающих естественный рост лесных насаждений, а также изменений, произошедших в результате хозяйственной деятельности и стихийных факторов.
В соответствии с пунктом 68 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516, общество 13.03.2017 созвало первое лесоустроительное совещание, посвященное таксации лесов на арендованном лесном участке, на совещании определены основные технические и организационные вопросы по таксации лесов.
Согласно пункту 2.3 протокола первого лесоустроительного совещания, принято решение о проведении таксации арендованного лесного участка методом актуализации по второму таксационному разряду лесов с учетом внесенных изменений в материалы предыдущего лесоустройства за межревизионный период 2001-2016 г.
После окончания работ по актуализации лесов 31.03.2017 общество созвало второе лесоустроительное совещание, на котором решено принять результаты работ по таксации лесов способом актуализации и результаты работ по проектированию мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, выполненные в соответствии с первым лесоустроительным совещанием и нормативно-справочными материалами.
Письмом от 11.08.2017 N 78 после устранения замечаний общество направило материалы по таксации лесов в министерство. Материалы лесоустройства получены министерством 15.08.2017.
По настоящее время заявитель не получил от министерства распоряжения о введении в действие материалов таксации. Считая такое бездействие незаконным и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Для признания судом действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконным, в силу статьи 201 ГК РФ, необходимы два условия: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом доказать законность оспариваемого действия (бездействия) обязан ответчик.
В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" при разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение в установленном порядке таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов (пункт 31 состава проекта освоения лесов и порядка его разработки).
Согласно статье 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов проводится таксация лесов (часть 1).
Частью 2 статьи 67, пунктом 5 части 1 статьи 68 ЛК РФ предусмотрено, что правила лесоустройства, включающего в себя таксацию лесов, устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 4 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 (далее - Инструкция), объектом лесоустройства является лесничество, его часть, лесной участок.
В соответствии с пунктом 60 Инструкции при таксации лесов осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
Согласно пункту 68 Инструкции, перед началом, а также по окончании работ по таксации лесов проводятся лесоустроительные совещания. На лесоустроительном совещании до начала работ подлежит рассмотрению, в частности, вопрос о способе проведения таксации. Результаты работ по таксации лесов рассматриваются на лесоустроительном совещании по окончании работ. Решение лесоустроительного совещания фиксируется в протоколе совещания.
В соответствии с пунктом 75 Инструкции допускаются четыре основных способа таксации леса: глазомерный, глазомерно-измерительный, дешифровочный и актуализации.
Согласно пункту 79 Инструкции, таксация способом актуализации основана на использовании материалов предыдущего лесоустройства путем внесения в них изменений, отражающих естественный рост лесных насаждений, и изменений, произошедших в результате хозяйственной деятельности и стихийных факторов. Проверка актуализированных показателей производится путем осуществления логического и (или) натурного контроля.
Пунктом 72 Инструкции предусмотрено, что материалы таксации лесов вводятся в действие приказом уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в пределах их полномочий.
Арбитражным судом Архангельской области установлено, что общество провело работы по таксации арендуемого лесного участка способом актуализации в соответствии с решением первого лесоустроительного совещания от 13.03.2017, результаты работ по таксации лесов приняты решением лесоустроительного совещания от 30.03.2017.
Ссылку ответчика на пункт 81 Инструкции, в соответствии с которым в лесничествах и лесных участках, в которых ведется интенсивное использование лесов и осуществляются регулярные мероприятия по их охране, защите и воспроизводству должны применяться наиболее точные и детальные способы таксации лесов, были обоснованно отклонены, поскольку интенсивное лесопользование ответчиком не доказано.
В соответствии с пунктом 68 Инструкции лесоустроительные совещания организуются заказчиком работ по таксации лесов. В состав участников лесоустроительного совещания включаются: лесничий лесничества (лесопарка), на территории которого проводятся работы по таксации лесов, или представители особо охраняемой природной территории (при проведении работ по таксации лесов на землях особо охраняемых природных территорий), представители организации, проводящей таксацию лесов, лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, другие заинтересованные лица.
Из протокола первого лесоустроительного совещания от 13 марта 2017 года следует, что представители министерства и Вельского подразделения Управления лесничествами на совещание не явились, будучи уведомленными об этом 6 марта 2017 года.
Участия во втором лесоустроительном совещании 31 марта 2017 года представители министерства (извещение получено 27 марта 2017 года) и Вельского подразделения Управления лесничествами (извещение получено 24 марта 2017 года) также не приняли.
В силу пункта 5 Инструкции таксация лесов обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов могут обеспечиваться на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским и лесным законодательством гражданами и юридическими лицами, использующими леса, - в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование.
Таксацию арендуемого заявителем лесного участка способом, на котором настаивает, ответчик не организовал.
Поскольку заявитель произвел таксацию лесного участка способом, предусмотренным Инструкцией, вопрос о котором рассмотрен до начала работ на первом лесоустроительном совещании, результаты утверждены вторым совещанием, суд первой инстанции обоснованно признал бездействие министерства ввести материалы таксации в действие незаконным.
Доводы ответчика о преждевременности обращения заявителя в суд ввиду того, что осмотр лесосек, обследование лесных участков осуществляется в бесснежный период, а законом не установлены предельные сроки для утверждения материалов таксации, были правомерно отклонены судом с учетом того, что по прошествии семи месяцев с момента начала работ по лесоустройству ссылка ответчика на сезонность мероприятий по проверке лесоустроительных работ, на отсутствие сроков для утверждения материалов таксации несостоятельна. Права заявителя в сфере предпринимательской деятельности по заготовке древесины нарушены.
Остальные выводы суда первой инстанции ответчиком не обжалуются.
С учетом изложенного оснований для отказа в удовлетворении исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
В жалобе министерства не приводится убедительных доводов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба министерства удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28 марта 2018 года по делу N А05-15697/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.