г. Саратов |
|
12 июля 2018 г. |
Дело N А57-2011/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 09.07.2018 года.
Полный текст постановления изготовлен - 12.07.2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 мая 2018 года по делу N А57-2011/2018 (судья Михайлова А.И.)
по заявлению Индивидуального предпринимателя Бочкарева Андрея Викторовича (ОГРНИП 311645423400015, ИНН 645405966192, г. Саратов), Индивидуального предпринимателя Видина Алексея Борисовича (ОГРНИП 311645023500017, ИНН 645293180619, г. Саратов)
заинтересованные лица:
Администрация муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003, г. Саратов)
Комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004, г. Саратов)
о признании незаконным отказа от 09.11.2017 года N 05-07/807-05-02 в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 64:48:050211:87, площадью 2368 кв.м. по адресу: г. Саратов, ул. Арбатская, 28; об обязании выдать градостроительный план,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Бочкарев Андрей Викторович (далее - ИП Бочкарев А.В.), индивидуальный предприниматель Видин Алексей Борисович (далее - ИП Видин А.Б.) обратились в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет) от 09.11.2017 N 05-07/807-05-02 в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 64:48:050211:87, площадью 2368 кв.м. по адресу: г. Саратов, ул. Арбатская, 28; об обязании выдать градостроительный план.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21 мая 2018 года признан незаконным отказ Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в подготовке градостроительного плана земельного участка площадью 2368 кв.м. с кадастровым номером 64:48:050211:87, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Арбатская, д. 28, выраженный в форме письма от 09.11.2017 N 05-07/807-05-02. Кроме того, суд обязал Комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в течение 10 дней с даты вступления в законную силу решения суда выдать ИП Бочкареву А.В. и ИП Видину А.Б. градостроительный план земельного участка площадью 2368 кв.м. с кадастровым номером 64:48:050211:87, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Арбатская, д. 28.
Также суд взыскал с Комитета по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в пользу ИП Бочкарева А.В. государственную пошлину в размере 300 руб.
Комитет не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований ИП Бочкарева А.В., ИП Видина А.Б. отказать.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 15.06.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Бочкарев А.В. и ИП Видин А.Б. являются участниками общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 64:48:050211:87 площадью 2368 кв. м., расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Арбатская, д. 28.
27.10.2017 индивидуальные предприниматели обратились в Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 64:48:050211:87 площадью 2368 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Арбатская, д. 28 (т. 1 л.д. 55).
09.11.2017 письмом за N 05-07/807-05-02 ИП Бочкареву А.В. и ИП Видину А.Б. было отказано в выдаче градостроительного плана земельного участка (т. 1 л.д. 27).
Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что имеющаяся информация об объектах капитального строительства не может являться основанием для заполнения формы градостроительного плана земельного участка.
Не согласившись с указанным отказом, предприниматели обратились в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности отказа Комитета в подготовке ИП Бочкареву А.В. и ИП Видину А.Б. градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером: 64:48:050211:87, выраженного в письме от 09.11.2017 N 05-07/807-05-02, поскольку отказ в выдаче градостроительного плана действующим законодательством, не предусмотрен.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в силу следующего.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", пунктом 16 статьи 1 которого признана утратившим силу статья 44 ГрК РФ (с 01.07.2017 - статья 10 Закона). В случае, если заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка подано до 01.01.2017, то подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляются в соответствии с положениями ГрК РФ в редакции, действующей до этой даты (статья 9 Закона N 373-ФЗ).
В данном случае, заявление предпринимателей о выдаче градостроительного плана поступило в Комитет 27.10.2017 (т. 1 л.д. 55). Комитет отказал в выдаче испрашиваемого плана 09.11.2017 (т. 1 л.д. 27).
Следовательно, к спорным правоотношениям применимы нормы Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), в редакции, действующей с 01.07.2017.
В соответствии с частью 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 57.3 ГрК РФ в градостроительном плане земельного участка содержится информация:
1) о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории;
2) о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии);
3) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии);
4) о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;
5) об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом;
6) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;
7) о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;
8) о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории;
9) об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий;
10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон;
11) о границах зон действия публичных сервитутов;
12) о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок;
13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения;
14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов;
15) о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа;
16) о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории;
17) о красных линиях.
В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ).
Согласно части 5 статьи 57.3 ГрК РФ в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр.
Орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 статьи 57.3 ГрК РФ, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.
При подготовке градостроительного плана земельного участка орган местного самоуправления в течение семи дней с даты получения заявления о выдаче такого документа направляет в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении технических условий для подключения (технологического присоединения) планируемого к строительству или реконструкции объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Указанные технические условия подлежат представлению в орган местного самоуправления в срок, установленный частью 7 статьи 48 настоящего ГрК РФ.
В случае отсутствия в заявлении информации о цели использования земельного участка организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет максимальную нагрузку в возможных точках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения на основании сведений, содержащихся в правилах землепользования и застройки (пункты 6, 7, 8 ГрК РФ).
Как следует из решения Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2012 N АКПИ12-290, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 г. N 1633/13, по смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Таким образом, градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по застройке земельного участка и является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, которые позволяют идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка и не устанавливает каких-либо прав и ограничений в отношении объекта недвижимости или земельного участка.
Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность отказа органами местного самоуправления в выдаче градостроительных планов применительно к застроенным или предназначенным для строительства объектов капитального строительства земельным участкам.
Судебная коллегия отмечает, что сам по себе градостроительный план не является правоустанавливающим документом и носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке земельного участка.
ИП Бочкарев А.В. и ИП Видин А.Б., являясь правообладателями земельного участка, обоснованно обратились в целях получения градостроительного плана земельного участка в Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования "Город Саратов".
Отказывая в выдаче градостроительного плана, Комитет указал на тот факт, что на испрашиваемом земельном участке расположено семь зданий и части двух зданий, контуры которых пересекает граница, в результате чего административным органом был сделан вывод, что часть одного здания расположена на смежном земельном участке с кадастровым номером 64:48:050211:77, а вторая часть здания на территории общего пользования.
Рассматривая данный спор, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что отказ Комитета не соответствует закону и нарушает права ИП Бочкарева А.В. и ИП Видина А.Б., поскольку нахождение части одного здания на смежном земельном участке, а второй части здания на территории общего пользования не является препятствием для подготовки градостроительного плана земельного участка.
Градостроительным кодексом Российской Федерации такие основания для отказа в выдаче градостроительного плана не предусмотрены.
Кроме того, указанные выше обстоятельства не исключают возможности строительства на данном земельном участке иных объектов.
В силу норм действующего градостроительного законодательства содержание градостроительного плана обеспечивает предоставление заинтересованному лицу всех сведений, необходимых для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 57.3 ГрК РФ в градостроительном плане земельного участка содержится информация об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом в силу пункта 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ градостроительный план является одним из обязательных документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной планировки требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев предусмотренных данным Кодексом.
Следовательно, право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информацию.
Таким образом, отказ в выдаче градостроительного плана создает непреодолимые препятствия к осуществлению строительства, либо реконструкции.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку наличия предусмотренных законом оснований для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером: 64:48:050211:87 в рамках настоящего дела не установлено, отказ в выдачи такого плана является незаконным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у Комитета отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в обжалуемом решении неправомерно содержатся ссылки на утратившую силу статью 44 ГрК РФ, а также утратившее силу Положение о Комитете по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству, судебной коллегией отклоняется, поскольку применение указанных норм права не привело к принятию незаконного судебного акта.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 мая 2018 года по делу N А57-2011/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.