г. Челябинск |
|
11 июля 2018 г. |
Дело N А76-6150/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Баканова В.В., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Челябэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.04.2018 по делу N А76-6150/2017 (судья Первых Н.А.).
В судебном заседании принял участие представитель ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Жилищник" - Понкратова Ирина Владимировна (паспорт, доверенность N 01 от 10.01.2018).
публичное акционерное общество "Челябэнергосбыт" в лице Челябинского филиала (далее - истец, ПАО "Челябэнергосбыт"), обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищник" (далее - ответчик, ООО "Жилищник") о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, превышающий нормативную величину за период с 01.07.2016 по 31.12.2016 в размере 407 973 руб. 75 коп., пени за период с 16.09.2016 по 21.09.2017 в размере 60 666 руб. 70 коп., начислении пени по день фактического исполнения обязательств (с учетом изменения иска л.д. 146 т.2).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на статьи 309, 310, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и на обстоятельство, что ответчик, оплату за потребленную электроэнергию в полном объеме не произвел.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.04.2018 в удовлетворении исковых требований ПАО "Челябэнергосбыт" о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, превышающий нормативную величину, отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ПАО "Челябэнергосбыт" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что из представленных протоколов общего собрания собственников помещений многоквартирных домов усматривается, что вопрос о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН не входил в повестку для общего собрания собственников помещений многоквартирных домов.
ООО "Жилищник" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик по доводам апелляционной жалобы возразил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представитель истца не явился.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы отзыва на апелляционную жалобу поддержал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Жилищник" осуществляет управление многоквартирными домами согласно перечню (л.д. 77-84).
Указанные обстоятельства сторонами не оспорены.
Истец является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Челябинской области (постановления Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 12.10.2006).
Истец (продавец) направил ответчику (покупатель) проект договора энергоснабжения исполнителя коммунальных услуг от 01.08.2016 N 4877 (л.д. 17-20 т.1).
Договор энергоснабжения 01.08.2016 N 4877 со стороны ответчика не подписан.
Протоколами общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика собственники помещений приняли решение о внесении платы за предоставление коммунальной услуги по электроэнергии и порядка расчетов за электроэнергию непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации, минуя управляющую организацию (л.д. 1-71 т. 3).
В период с 01.07.2016 по 31.12.2016 общество "Челябэнергосбыт" оказало жителям многоквартирных домов, обслуживаемых ООО "Жилищник" услуги по поставке электрической энергии.
На основании ведомостей электропотребления истцом выставлены ответчику счета фактуры.
Претензией от 06.02.2017 истец обратился к ответчику с требованием оплатить сумму задолженности и пени (л.д. 14-16 т.1).
Неисполнение ответчиком обязательства по оплате поставленной электроэнергии послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ПАО "Челябэнергосбыт" суд первой инстанции исходил из того, что согласно волеизъявлению собственников спорных МКД объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, должен быть рассчитан и распределен между всеми потребителями пропорционально размеру общей площади помещений принадлежащего каждому потребителю в указанных МКД.
Выводы суда первой инстанции являются верными, соответствуют представленным в дело доказательствам и требованиям действующего законодательства.
Согласно пункту 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (Правила N 354), управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 1 и 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 13 Правил N 354 и нормами, содержащимися в Правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. N 124 (далее Правила N 124), исполнитель коммунальной услуги обязан заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку коммунальных ресурсов, в частности, на поставку электроэнергии с целью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, управляющая компания на основании указанных норм права обязана заключать договоры ресурсоснабжения с поставщиком соответствующего коммунального ресурса с целью выполнения принятых на себя в рамках договора управления многоквартирным домом обязательств, в частности, обязательств по обеспечению энергоснабжения общедомового имущества.
При этом согласно пункту 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, в связи с чем данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Отсутствие письменного договора с энергоснабжающей организацией не освобождает ответчика от обязанности возместить стоимость отпущенной ему электрической энергии.
В соответствии со статьями 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение.
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товарищество собственников жилья либо жилищным кооперативом или иной специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания, общего имущества в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Подпунктом "г" пункта 4 Правил N 354 к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю исполнителем, отнесены услуги электроснабжения, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
С 30.06.2016 г. в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 29.06.2016 г. N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" изменен ранее действовавший порядок расчетов размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение", предоставленную на общедомовые нужды.
Согласно абзаца 2 пункта 44 Правил N 354 (в новой редакции, в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Изменений N 603) плата за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, для собственников (пользователей) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющими компаниями (ТСЖ), ограничена нормативом потребления.
Согласно пункту 2 Правил N 124 исполнителем является юридическое лицо, на которое возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющее потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом на данное лицо возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с частью 16 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, на управляющую организацию возлагается обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению собственникам помещений в многоквартирном доме, избравшим способ управления домом управляющей компанией, коммунальной услуги по электроснабжению помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.
Из приведенных норм также следует, что в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, именно она является исполнителем коммунальных услуг, поскольку на ней в силу закона лежит обязанность по предоставлению коммунальных услуг потребителям, она отвечает за содержание общедомовых сетей и качество коммунальных услуг, и в ее пользу потребители должны производить оплату этих услуг на общедомовые нужды (если решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не предусмотрено внесение платы в ресурсоснабжающую организацию).
В абзаце 1 пункта 44 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абзац 2 пункта 44 Правил N 354).
В случае, если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, исполнитель оплачивает за счет собственных средств (абзац 3 пункта 44 Правил N 354).
Таким образом, полностью распределить между собственниками помещений объем потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды, рассчитанный исходя из показаний общедомовых приборов учета, несмотря на его превышение над нормативной величиной, можно только по решению самих собственников, принятому в соответствующем порядке на общем собрании.
Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг.
В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к Правилам.
Из материалов дела следует, что протоколами общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика собственники помещений приняли решение о внесении платы за предоставление коммунальной услуги по электроэнергии и порядка расчетов за электроэнергию непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации, минуя управляющую организацию, а также приняли решение об утверждении порядка распределения сверхнормативных объемов коммунальных ресурсов на ОДН в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (л.д. 1-71 т. 3).
Таким образом, согласно волеизъявлению собственников спорных МКД объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, должен быть рассчитан и распределен между всеми потребителями пропорционально размеру общей площади помещений принадлежащего каждому потребителю в указанных МКД, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
Довод апелляционной жалобы о том, что вопрос о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН не входил в повестку для общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Из представленных ответчиком протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика следует, что в повестке собраний данный пункт был назван коротко: Утверждение порядка расчетов с управляющей организацией за услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома и ресурсосберегающими организациями за коммунальные услуги. Однако на голосование данный вопрос был вынесен в развернутом виде: Утвердить порядок внесения платы за работы и услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД - непосредственно в адрес управляющей организации либо напрямую исполнителям услуг (подрядчикам). Принять следующий порядок расчетов с ресурсоснабжающими организациями (горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, электроснабжение, газоснабжение, плата за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды, рассчитанная исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, а также плата за потребленный объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, распределенный между всеми жилыми и нежилыми помещениями, пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения), а также плата за коммунальные ресурсы, рассчитанная с применением повышающих коэффициентов при отсутствии в доме общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, а также при отсутствии индивидуальных приборов учета на коммунальные ресурсы в помещениях собственников) - путем внесения собственниками помещений оплаты непосредственно в адрес ресурсоснабжающих организаций (на расчетные счета, в кассу, либо через МУП "РЦ"). Оплата за коммунальные услуги (ГВС, ХВС, водоотведение) для квартир, необорудованных индивидуальными приборами учета производится исходя из количества фактически проживающих граждан в квартирах.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что согласно представленным ответчиком квитанциям, оплата за общедомовое потребление электроэнергии в период с августа 2016 года по декабрь 2017 года была выставлена собственникам помещений в многоквартирном доме согласно решению общего собрания собственников (л.д. 101-105, т. 2).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы судом признаются несостоятельными и подлежащими отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.04.2018 по делу N А76-6150/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Челябэнергосбыт" - без удовлетворения.
Взыскать с публичного акционерного общества "Челябэнергосбыт" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.