город Томск |
|
9 октября 2018 г. |
Дело N А67-3748/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Марченко Н. В., Усаниной Н. А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А. М. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (N 07АП-6988/2018) на решение от 13.06.2018 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-3748/2018 (судья Сенникова И. Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Западно-Сибирская компания" (634061, г. Томск, ул. Лебедева, дом 16, офис 3001; ИНН 7017363044, ОГРН 1147017020083) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (634061, г. Томск, пр. Фрунзе, дом 55; ИНН 7021022569, ОГРН 1047000302436) о признании незаконными действий по непринятию налоговой декларации.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: Иванкова О. И. по дов. от 09.01.2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Западно-Сибирская компания" (далее - ООО "ТД "ЗСК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - Инспекция) с заявлением о признании незаконными действий 26.10.2017 по непринятию декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года.
Решением Арбитражного суда Томской области от 13.06.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает, что налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2017 года принята налоговым органом; доказательств реального нарушения прав и законных интересов общества не представлено, при этом неоказание государственной услуги образует самостоятельный предмет спора; общество является "транзитной" организацией, не имеющей целью получение дохода от предпринимательской деятельности.
ООО "ТД "ЗСК" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в материалы дела отзыв не представило, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей заявителя.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 25.10.2017 ООО "ТД "ЗСК" подана налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года.
26.10.2017 Инспекцией вынесено уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным, в котором со ссылкой на пункт 28 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, указано на не принятие декларации по основанию: "декларация содержит ошибки и не принята к обработке".
ООО "ТД "ЗСК", считая действия Инспекции по непринятию декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года 25.10.2017, незаконными, обратилось в Арбитражный суд Томской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из необоснованного отказа Инспекции в принятии налоговой декларации общества.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с решением суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в проверяемый период общество являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 3 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) (пункт 5 статьи 80 НК РФ).
Пунктом 6 статьи 80 НК РФ установлено, что налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 статьи 80 НК РФ).
Административная процедура по приему налоговых деклараций, представленных в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, выполняется налоговыми органами в соответствии с Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (далее - Административный регламент), где в пункте 28 указан перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации: отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом; отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы; представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату); отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации; отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС; представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Из представленного в материалы дела уведомления налогового органа об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что расчет считается непредставленным от 25.10.2017 следует, что налоговая декларация за 3 квартал 2017 года не принята налоговым органом на основании пункта 28 Административного регламента по следующим причинам: "декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке".
Вместе с тем, в пункте 28 Административного регламента дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме налоговой отчетности, и такого основания, как декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке, в указанном перечне нет.
При этом доказательств представления налоговой декларации не по установленной форме (установленному формату), отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя, отсутствие соответствующих реквизитов, указанных в пункте 194 Административного регламента, либо наличия иных нарушений, препятствующих принятию налоговой отчетности, материалы дела не содержат.
Как указывает налоговый орган, при проведении мероприятий налогового контроля установлено, что ООО "ТД "ЗСК" обладает признаками "транзитной" организации (отсутствие материально-технической базы (имущество, земля, транспортные средства), необходимой для ведения финансово-хозяйственной деятельности, численности работников; отсутствие по юридическому адресу; отражение в налоговой отчетности многомиллионных оборотов с минимальными суммами к уплате; несопоставимые приходно-расходные операции по счету с оборотами, заявленными в налоговой отчетности; отказ руководителя от дачи пояснений).
Вместе с тем, данные обстоятельства не являются основанием для отказа в принятии налоговой отчетности. К тому же, указанные обстоятельства подлежат установлению в рамках проведения мероприятий налогового контроля с принятием соответствующих решений.
При таких обстоятельствах налоговый орган не вправе ссылаться на эти обстоятельства как на основания для отказа в принятии налоговой декларации.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности действий Инспекции, выразившихся в непринятии 25.10.2017 налоговой декларации ООО "ТД "ЗСК" по НДС за 3 квартал 2017 года.
Доводы налогового органа о том, что заявитель не представил доказательств того, какие именно его права и законные интересы нарушены, подлежат отклонению, поскольку неправомерный отказ в принятии декларации, нарушает, в частности, право заявителя, предусмотренное пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а именно получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
Неправомерный отказ в принятии декларации нарушает указанное право заявителя, лишенного возможности своевременно получить квитанцию о приеме налоговой декларации, иметь юридические значимые в сфере налогообложения документы в своем распоряжении и использовать их при осуществлении предпринимательской деятельности, вынужденного предпринимать дополнительные меры по устранению допущенного нарушения путем обращения в вышестоящий налоговый орган и в суд.
Кроме того, налогоплательщик, представивший декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) в установленный срок и получивший отказ в приеме такой декларации, в случае повторного представления этой декларации позже срока, установленного для ее представления, может быть привлечен к ответственности по статье 119 НК РФ.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции является законным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы - подлежащими отклонению как необоснованные.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.06.2018 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-3748/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Н. В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-3748/2018
Истец: ООО "Торговый дом "Западно-сибирская компания"
Ответчик: Инспекция федеральной налоговой службы по г.Томску