город Томск |
|
12 июля 2018 г. |
Дело N А27-5269/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Марченко Н.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Павлюк Т.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белово Кемеровской области (межрайонное) (07АП-4926/2018) на решение от 24.04.2018 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5269/2018 (судья Исаенко Е.В.) по заявлению Беловского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области (652600, Кемеровская область, г. Белово, ул. 2 Рабочая,1, ОГРН 1034202004077, ИНН 4202023135) к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белово Кемеровской области (межрайонное) (652600, Кемеровская область, г. Белово, ул. Волошиной, 10, ОГРН 1064202022136, ИНН 4202029560) о признании недействительным решения от 18.01.2018 N 052S8119180000270,
В судебном заседании приняли участие:
от Беловского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области: Барбашова М.С., доверенность от 08.12.2015,
от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белово Кемеровской области (межрайонное): Конев В.И., доверенность от 09.01.2018, Хапис Л.Ю., доверенность от 09.01.2018.
УСТАНОВИЛ:
Беловское государственное пассажирское автотранспортное предприятие Кемеровской области (далее - заявитель, предприятие, Беловское ГПАТП КО) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белово Кемеровской области (межрайонное) (далее - заинтересованное лицо, Пенсионный фонд) о признании недействительным решений от 18.01.2018 N 052S8119180000270.
Решением от 24.04.2018 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, Пенсионный фонд обоснованно привлек страхователя за неполноту представленных сведений; заявление страхователя о полной уплате страховых взносов не может быть рассмотрено судом, поскольку с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование переданы налоговому органу, судом нарушены нормы процессуального права.
Беловское ГПАТП КО в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представители заинтересованного лица поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней доводам; представитель заявителя возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как установлено судом, предприятие зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию и является плательщиком взносов по данному виду страхования.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
Сведения представляются по форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83 п.
Исходя из нормативных требований срок сдачи отчетности за сентябрь 2017 года - не позднее 16.10.2017.
Предприятием в Пенсионный фонд в установленный законом срок 07.10.2017 по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за сентябрь 2017 года на 459 застрахованных лиц.
28.11.2017 заявитель представил форму СЗВ-М (дополняющую) за сентябрь 2017 года на 626 застрахованных лиц.
В связи с этим Пенсионным фондом сделан вывод о неполноте первоначально представленных сведений, составлен акт от 04.12.2017, принято решение от 18.01.2018 N 052S8119180000270 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Решением заявитель привлечен к ответственности за представление неполных или недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 313 000 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предприятия с настоящим заявлением в суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения Пенсионного фонда.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда соглашается на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Закона N 27-ФЗ также определено понятие "отчетного периода", под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
При этом при рассмотрении споров, связанных с привлечением страхователя к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ, следует учитывать, что статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователю предоставлено право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
В качестве объективной стороны состава правонарушения предприятию вменено представление неполных сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2017 год в отношении 626 застрахованных лиц.
Вместе с тем, допущенные в отчете по форме СЗВ-М за сентябрь 2017 год ошибки в данном случае были исправлены предприятием 28.11.2017 путем подачи дополняющей формы СЗВ-М за сентябрь 2017 год.
Решение о привлечении к ответственности было принято по результатам проверки дополняющей формы СЗВ-М, при этом содержанием решения не установлено, в чем именно выразилось нарушение, допущенное страхователем при представлении именно указанных сведений.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что представленные страхователем в установленный законом срок сведения, содержали недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как неполные сведения.
Форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, по которой страхователи представляют в органы Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п (далее - Постановление N 83п).
Представление корректирующих сведений было также предусмотрено как пунктами 34 и 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, действовавшей в спорный отчетный период (далее - Инструкция N 987н), так и пунктом 39 Инструкции, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), действующей на дату привлечения к ответственности.
Согласно нормам Инструкции N 766н, которая предусматривает случаи и порядок предоставления корректирующих сведений, а также вопросы привлечения и освобождения от ответственности в данном случае, под исправлениями сведений понимаются: случаи ошибочного искажения сведений, которые уже были представлены в Пенсионный фонд; выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом.
При этом, в соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Исходя из приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пункта 34 Инструкции N 987н, пункта 39 Инструкция N 766н и Постановления N 83п следует, что исправления и корректировки сведений вносились и вносятся в форму СЗВ-М в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО "Папирус", ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и ООО "Коммерческая компания "Балис" и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.
Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Анализ вышеизложенных разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит привлечению лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок, недочетов в предоставленных сведениях в установленный срок.
Таким образом, первоначально представленные страхователем в установленный срок сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, исправленные впоследствии самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, не могут расцениваться как недостоверные сведения или как сведения, предоставленные не в полном объеме.
При изложенных обстоятельствах, оценив и исследовав в порядке, предусмотренном статьями 64, 65, 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, поскольку предприятие самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях и предприняло меры к ее устранению, путем направления дополняющей формы в Пенсионный фонд, который, в свою очередь, только при получении такой формы сведений (а не исходной), провел проверку представленных сведений, и выявил указанное выше нарушение Закона N 27-Ф, отсутствуют основания для привлечения заявителя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Пенсионным фондом не представлены в материалы дела доказательства противоправного поведения предприятия.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившемся в переходе к рассмотрению дела по существу из предварительного судебного заседания без согласия Пенсионного фонда на такой переход, не нашли своего подтверждения в суде апелляционной инстанции.
В части 1 статьи 137 АПК РФ определено, что судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству.
Согласно части 4 статьи 137 АПК РФ, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
Пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" разъяснено, если участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в случае соблюдения требований части 4 статьи 137 АПК РФ.
При наличии возражений лиц, участвующих в деле, относительно продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда суд назначает иную дату рассмотрения дела по существу, о чем указывает в определении о назначении дела к судебному разбирательству.
Из указанных разъяснений следует, что арбитражный суд вправе одновременно (одним определением) назначить и предварительное судебное заседание и судебное разбирательство по существу, а переход от одного заседания к другому возможен как при отсутствии одной или всех сторон (при их надлежащем извещении о назначении заседаний), так и с их участием, а безусловным основанием, препятствующим такому переходу, являются только возражения сторон относительно перехода к судебному разбирательству.
16.04.2017 Пенсионным фондом направлен отзыв на заявление (л. д. 93 т. 1), в котором заинтересованное лицо просит провести предварительное судебное заседание в отсутствие представителя Пенсионного фонда, возражения относительно перехода к судебному разбирательству не указаны.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно перешел к рассмотрению дела по существу из предварительного судебного заседания.
Довод апелляционной жалобы о неполучении дополнительных пояснений от заявителя судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку доказательств того, что указанное нарушение привело к принятию неправильного решения в материалы дела не представлено.
Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику не может быть принята апелляционным судом, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, положенных в основу по существу правильного решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что заинтересованное лицо освобождено от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.04.2018 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-5269/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белово Кемеровской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-5269/2018
Истец: Беловское Государственное пассажирское автотранспортное предприятие Кемеровской области
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учрежддение) по Кемеровской области