г. Челябинск |
|
13 июля 2018 г. |
Дело N А07-33460/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тихоновского Ф.И.,
судей Матвеевой С.В., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Волосниковой А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего публичного акционерного общества "Татфондбанк" - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.04.2018 по делу N А07-33460/2017 (судья Салиева Л.В.).
Публичное акционерное общество "Татфондбанк" (далее - ПАО "Татфондбанк", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан (далее - МРИ ФНС N 39, инспекция, регистрирующий орган, заинтересованное лицо) о признании недействительной записи от 20.04.2017 N 2170280494217 о ликвидации из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) общества с ограниченной ответственностью "Аудиотрейд" (далее - общество "Аудиотрейд") и об обязании заинтересованного лица внести в ЕГРЮЛ запись о признании недействительной записи от 20.04.2017 N 2170280494217.
Определениями суда первой инстанции от 29.11.2017 и 18.01.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество "Аудиотрейд" и его ликвидатор Киреев Илья Иванович (т.1 л.д. 9-11, 77-78).
Решением суда первой инстанции от 06.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ПАО "Татфондбанк" (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.04.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт, в котором требования заявителя удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что решение о ликвидации принято обществом "Аудиотрейд" после возбуждения дела о банкротстве, что является нарушением закона.
В отзыве на апелляционную жалобу МРИ ФНС N 39 указывает на отсутствие доводов о нарушении требований закона при осуществлении государственной регистрации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание не явились. От инспекции поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
В отсутствие письменных возражений сторон и третьих лиц дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.06.1998 общество "Аудиотрейд" зарегистрировано в качестве юридического лица МРИ ФНС N 39 за основным государственным регистрационным номером 10202003228792 (л.д. 51-66).
Единственным участником общества "Аудиотрейд" ООО Фирма "Техно" 06.04.2017 принято решение о ликвидации общества, ликвидатором назначен Киреев И.И.
Ликвидатором общества "Аудиотрейд" Киреевым И.И. 14.04.2017 для государственной регистрации в регистрирующий орган были представлены уведомление о принятии решения о ликвидации по форме N Р15001 (вход. N 16790А) с приложением решения единственного участника от 06.04.2017 и протокола заседания Совета директоров ООО Фирма "Техно".
Инспекцией 20.04.2017 принято решение N 16790А о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора общества "Аудиотрейд", в реестр внесена запись N 2170280494217.
Объявление о добровольной ликвидации общества "Аудиотрейд" 10.05.2017 опубликовано в журнале Вестник государственной регистрации N 18(632), с установлением двухмесячного срока для подачи заявлений требований кредиторов.
После принятия решения о добровольной ликвидации общества "Аудиотрейд" и опубликования соответствующего объявления определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.06.2017 по делу N А07-11435/2017 принято заявление общества с ограниченной ответственностью "Люксор" (далее - ООО "Люксор") о признании общества "Аудиотрейд" несостоятельным (банкротом).
ПАО "Татфондбанк", полагая, что ликвидация общества "Аудиотрейд" при наличии возбуждённой процедуры банкротства противоречит закону, обратилось в суд первой инстанции с заявлением о признании действий регистрирующего органа незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не установил оснований для удовлетворения требований заявителя, отметив, что процедура ликвидации общества начата до принятия судом заявления о признании общества "Аудиотрейд" банкротом.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу о признании незаконным решения о государственной регистрации юридического лица входит нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение принятым решением прав и законных интересов заявителя либо нарушение публичных интересов (пункты 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (статья 1) (далее - Закон N 129-ФЗ).
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ о государственной регистрации записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
Пунктом 1 статьи 20 Закона N 129-ФЗ о государственной регистрации предусмотрено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации (пункт 2 статьи 20 Закона).
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (пункт 3 статьи 20).
Пунктом 1 статьи 5 Закон N 129-ФЗ о государственной регистрации установлено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся в числе прочих, следующие сведения и документы о юридическом лице: сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (пп. "и.1"); л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (пп. "л").
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ о государственной регистрации основаниями для отказа в государственной регистрации являются: непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Закона.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, обществом "Аудиотрейд" в регистрирующий орган представлены все необходимые документы: уведомление о ликвидации юридического лица, решение единственного участника общества о ликвидации и протокол заседания совета директоров, в связи с чем суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что запись о ликвидации общества регистрирующим органом внесена законно, основания для отказа в регистрации у инспекции отсутствовали.
Довод подателя жалобы о нарушении установленного пунктом 1 статьи 20 Закона N 129-ФЗ срока для подачи сообщения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, был оценён судом первой инстанции и обоснованно отклонён. Нарушение срока подачи указанного сообщения не является основанием для отказа во внесении записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, признания ее недействительной, поскольку указанный срок не является пресекательным.
Апеллянт в своей апелляционной жалобе со ссылкой на пункт 3 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации указывает, что запись о ликвидации не могла быть внесена в ЕГРЮЛ, поскольку в отношении общества "Аудиотрейд" возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве).
Указанные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции.
Так, в пункте 3 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель ввел запрет - в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).
При этом, ПАО "Татфондбанк" указывает на то, что на момент рассмотрения органами управления должника вопроса о его ликвидации уже было возбуждено дело о банкротстве общества "Аудиотрейд", в связи с чем решение о ликвидации было принято после возбуждения дела о банкротстве.
Названные доводы противоречат материалам дела.
Как уже было указано выше, решение о ликвидации общества было принято 06.04.2017, уведомление о принятии решения о ликвидации было направлено в регистрирующий орган 14.04.2017, решение о государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица было принято инспекцией 20.04.2017.
Дело же о банкротстве должника возбуждено 01.06.2017 (заявление о признании должника банкротом поступило в суд 20.04.2017).
Таким образом, решение о ликвидации общества "Аудиотрейд" было принято до возбуждения дела о банкротстве должника.
Кроме того, в соответствии с положениями статей 224 - 226 Закона о банкротстве нахождение должника в стадии добровольной ликвидации не исключает возможности возбуждения производства по делу о его несостоятельности (банкротстве) по заявлению кредитора. При этом наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.
По существу, все доводы подателя апелляционной жалобы и возражения, указанные в исковом заявлении сводятся к несогласию с вынесенным решением о ликвидации, оценка которому дана при рассмотрении дела N А07- 22422/2017, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций.
В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (п. 1).
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (п. 2).
Суд апелляционной инстанции не усматривает злоупотребления правом со стороны общества "Аудиотрейд", в связи с чем доводы апеллянта в указанной части отклоняются.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на её подателя. Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по заявлению юридического лица о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными составляет 1 500 руб.
При обращении в суд с апелляционной жалобой публичным акционерным обществом "Татфондбанк" по чеку-ордеру от 04.05.2018 уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб. В этой связи, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.04.2018 по делу N А07-33460/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего публичного акционерного общества "Татфондбанк" - Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Татфондбанк" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 04.05.2018 (операция 4944).
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ф.И. Тихоновский |
Судьи |
С.В. Матвеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.