город Томск |
|
13 июля 2018 г. |
Дело N А27-4415/2018 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Павлюк Т.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 12, город Прокопьевск) (07ап-5546/2018) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.05.2018 по делу N А27-4415/2018, рассмотренное в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N12, город Прокопьевск), Кемеровская область, город Кемерово (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Кемеровской области "Прокопьевская городская детская больница", Кемеровская область, город Прокопьевск (ОГРН 1024201889711, ИНН 4223014653) о взыскании суммы расходов на страховое обеспечение по неправильно оформленным листкам нетрудоспособности в размере 2284,99 руб.,
без участия сторон,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 12) (далее - заявитель, ГУКРОФСС РФ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Кемеровской области "Прокопьевская городская детская больница" (далее - медицинское учреждение, ГБУЗ КО "Прокопьевская городская детская больница", ответчик) суммы расходов на страховое обеспечение по неправильно оформленному листку нетрудоспособности в размере 2284,99 руб.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 28.05.2018 заявленное требование оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить заявленные требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы ссылается на нарушения Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ); порядка выдачи листков нетрудоспособности.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ГБУЗ КО "Прокопьевская городская детская больница" был выдан спорный листок нетрудоспособности N 238 218 197 563 с нарушением "Порядка выдачи листков нетрудоспособности", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.06.2011 N 624н "Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности" (далее - Порядок N 624н), а именно: при первичном осмотре ребенка на вызове на дом отсутствует запись в медицинской карте амбулаторного больного, обосновывающая необходимость выдачи листка нетрудоспособности по уходу за ребенком.
Расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности N 238 218 197 563 произведены за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, ГУ-КРОФСС РФ полагает, поскольку законодательство предусматривает ответственность медицинской организации за неправильно оформленные и необоснованно выданные листки в виде возмещения страховщику понесенных им расходов, то понесенные страховщиком расходы должны быть возмещены (пп. 6 ч. 1 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ). ГУ-КРОФСС РФ (филиал N 12) направлена претензия медицинскому учреждению с требованием возместить сумму понесенных расходов на страховое обеспечение в размере 2284,99 руб.
Поскольку указанные расходы страховщику не возмещены, фонд обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, исходил из того, что сам по себе факт наличия ошибок в листках нетрудоспособности, допущенных медицинским учреждением, не является основанием для отказа в принятии к зачету произведенных страхователем расходов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Закон N 165-ФЗ, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. Согласно статье 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Согласно статье 12 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ, подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ, страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Статьей 4.7 Закона N 255-ФЗ установлено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение N 101), установлено, что расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
С учетом изложенных норм права и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.07.2011 N 282/11, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.
Основанием для принятия решения послужил, в том числе, вывод Фонда социального страхования о неправомерности расходов, произведенных страхователем с нарушением требований Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 N 624н.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки было выявлено, что в нарушение ч.5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255- ФЗ назначены и выплачены пособия по листкам нетрудоспособности, оформленным с нарушениями Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 г. N 624н (далее - Порядок N 624н).
Так, в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении заявителя, Фондом были установлены следующие нарушения: в нарушение пункта 5 Порядка N 624н листок нетрудоспособности N238 218 197 563 оформлен без записи в медицинской карте амбулаторного больного о первичном осмотре ребенка при вызове на дом.
В соответствии с пунктом 56 Порядка N 624н при наличии ошибок в заполнении листков нетрудоспособности они считаются испорченными и взамен них оформляются дубликаты листков нетрудоспособности.
Между тем, указанные нарушения не влекут признание листков нетрудоспособности недействительными, а также не влияют на расчет суммы пособия.
Ошибки в оформлении документов не могут являться безусловной причиной признания наступившей нетрудоспособности не страховым случаем, то есть не обязывающим выплатить страховое обеспечение. Ошибки фактически влекут только отказ в принятии расходов к зачету, а не отказ в выплате пособия по временной нетрудоспособности.
При этом апелляционный суд приходит к выводу о том, что нарушение медицинским учреждением положений указанного выше Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности само по себе не является основанием для непринятия к зачету расходов страхователя на пособия по временной нетрудоспособности, при условии, что Фондом не опровергнуты факты наступления страховых случаев и обязанность страхователя назначить и произвести выплаты пособий застрахованным лицам.
Кроме того, пункт 18 Положения N 101, равно как и статья 11 Закона N 165-ФЗ не определяют, какие нарушения в оформлении листка нетрудоспособности должны в обязательном порядке повлечь отказ в возмещении расходов.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что сам по себе факт представления страхователем документов (листков нетрудоспособности) имеющих недостатки, которые допущены другим лицом (в данном случае медицинским учреждением), при соблюдении всех иных условий принятия расходов к зачету, не является безусловным основанием для отказа в зачете этих расходов.
Законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями требований законодательства о порядке выдачи листков нетрудоспособности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен. (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Вместе с тем, Фондом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено в материалы дела доказательств того, что данные недостатки в оформлении спорных больничных листков влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию.
Учитывая изложенное, арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении требований.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.11.2013 N 9383/13 гражданско-правовая ответственность учреждения здравоохранения может иметь место при наличии причинно-следственной связи между фактом выдачи листка нетрудоспособности при отсутствии страхового случая и причинения в связи с этим убытков, связанных с незаконной выплатой пособия по временной нетрудоспособности.
В данном случае отсутствие страхового случая установлено не было. Факт наличия у ребенка застрахованного лица заболевания, послужившего основанием для выдачи листка нетрудоспособности, Фондом не оспаривается. Оснований для отказа в выдаче спорного листка нетрудоспособности у учреждения не имелось. Доказательств обратного в материалы дела в нарушение статья 65 АПК РФ не представлено.
Ответственность за выдачу неправильно оформленного листка нетрудоспособности должно нести лечебное учреждение, в чью обязанность входит правильное и достоверное внесение сведений. Вышеуказанный порядок не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов организацией. Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ N 10605/12 от 11.12.2012. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12, от 26.11.2013 N 9383/13 не все нарушения порядка выдачи листков нетрудоспособности должны приводить к отказу в возмещении (зачете) произведенных расходов на цели социального страхования, а только те, которые не позволяют установить наступление страхового случая. Если Фонд социального страхования Российской Федерации признает, что трудовые отношения с застрахованным лицом есть, страховой случай наступил и есть листок нетрудоспособности, подтверждающий его наступление, а претензии связаны исключительно с неточностями в порядке заполнения медучреждением листка нетрудоспособности, то отказ в зачете расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности по таким листкам неправомерен.
Частью 1 статьи 3 ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" установлено, что финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных законом.
Соответственно, отношения по расходованию средств на обязательное социальное страхование возникают между страховщиком и страхователем, а не между страховщиком и лечебным учреждением, выдавшим листки нетрудоспособности.
В силу пункта 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Таким образом, ответчик в спорной ситуации не является субъектом правоотношений по расходованию средств на обязательное социальное страхование, не несет ответственности за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования. В этой связи действия больницы по выдаче листков нетрудоспособности не состоят в причинно-следственной связи с заявленными Фондом социального страхования расходами в виде принятых к зачету сумм пособий.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Фонда социального страхования по делу, не опровергают правильность выводов суда, выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.05.2018 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4415/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N12, город Прокопьевск) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья: Т.В. Павлюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-4415/2018
Истец: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 12
Ответчик: ГБУЗ КО "Прокопьевская городская детская больница"