г. Красноярск |
|
13 июля 2018 г. |
Дело N А33-21970/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" июля 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Петровской О.В., Споткай Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания Каверзиной Т.П.
при участии:
от истца - публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт": Султановой И.П., представителя по доверенности от 15.11.2016 N 260;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ДРЭУ" на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "24" апреля 2018 года по делу N А33-21970/2017, принятое судьёй Варыгиной Н.А.
установил:
публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (далее - ПАО "Красноярскэнергосбыт"; истец) (ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Дубининское ремонтно-эксплуатационное управление" (далее - ООО "ДРЭУ"; ответчик) (ИНН 2459012163, ОГРН 1032401735321) о взыскании задолженности за потребленное холодное водоснабжение за июнь 2017 года в размере 217 807 рублей 18 копеек.
Решением суда от 24.04.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на отсутствие между сторонами договора и протоколы общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, указывает, что собственники помещений МКД должны вносить плату за коммунальный ресурс в целях содержания общего имущества МКД, рассчитанную исходя из норматива коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды, утвержденные Постановлением Правительства Красноярского края от 30.07.2013 N 379-П ООО "ДРЭУ", а разницу между объемом коммунального ресурса учтенного общедомовым прибором учета холодного водоснабжения и холодным водоснабжение, предъявленным собственника помещений МКД, превышающую объем коммунального ресурса на содержание общего имущества МКД рассчитанную исходя из норматива ресурсоснабжающей организации; ООО "ДРЭУ" не вправе предъявлять собственникам помещений МКД холодное водоснабжение, использованное в целях содержания общего имущества в размере, превышающем установленный норматив, утвержденный Постановлением Правительства Красноярского края от 30.07.2013 N 379-П.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 12.07.2018.
От истца в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
ПАО "Красноярскэнергосбыт" является ресурсоснабжающей организацией по поставке холодного водоснабжения на территории п.Дубинино, г.Шарыпово.
Из материалов дела следует, что в июне 2017 года истцом оказывались услуги по отпуску холодной воды на многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика и расположенные в п. Дубинино по адресам: ул. 9 Мая, дома 15, 17, ул. Дружбы, 7, ул. Комсомольская, дома 6, 26-А, 28, 30, 32, 34, пер. Молодежный, д. 3, ул. Пионеров КАТЭКа, дома 33, 35, 37, 49, 51, 51 А, 19, ул. Шахтерская, дома 20, 22, в отсутствие заключенного договора.
Факт нахождения указанных домов в управлении ответчика подтверждается сведениями с сайта Реформа ЖКХ www.reformagkh.ru (анкета управляющей организации ООО "ДРЭУ" в отношении спорных домов).
В указанных многоквартирных домах собственниками помещений заключены прямые договоры на холодное водоснабжение с ресурсоснабжающей организацией - ПАО "Красноярскэнергосбыт".
Многоквартирные жилые дома по адресам: п. Дубинино, ул. 9 Мая, дома 15, 17, ул. Комсомольская, дома 6, 26-А, 28, 30, 32, 34, ул. Пионеров КАТЭКа, дома 33, 35, 37, 49, 51, 51А, 19, ул. Шахтерская, дома 20, 22, пер. Молодежный, д. 3, оборудованы общедомовыми приборами учета холодной воды.
Факт оказания в отношении объектов ответчика услуг холодного водоснабжения в заявленный в иске период подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и не оспорен ответчиком.
Согласно уточненному расчету истца задолженность за ресурсы, потребленные объектами ответчика за июнь 2017 года, составляет 217 807 рублей 18 копеек (с учетом уточнения исковых требований).
Данный расчет произведен в соответствии с пунктом 21.1 Правил N 124, с учетом части 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", наличия в спорных домах общедомовых приборов учета холодной воды, а также тарифа на питьевую воду, утвержденного истцу Приказом РЭК Красноярского края N 807-В от 18.12.2015.
На оплату поставленных ресурсов истцом выставлен соответствующий счет-фактура.
Претензией от 19.07.2017 истец предложил ответчику оплатить указанную задолженность, претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Предметом настоящего спора является требование истца о взыскании задолженности за коммунальный ресурс за июнь 2017 в размере 217 807 рублей 18 копеек.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 307, 309, 424, 426, 485, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации и удовлетворяя исковые требования в полном объеме обоснованно исходил из того, что спорные правоотношения, вытекают из договора энергоснабжения и регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В пункте 3 Обзора практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 17.02.1998), разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи потребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
Согласно пункту 2 Информационного письма N 14 от 05.05.1997 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны в силу пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации следует считать как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.
Отсутствие письменного договора с ресурсоснабжающей организацией не освобождает ответчика от обязанности возместить стоимость холодной воды, потребленной объектами последнего.
В связи с чем, довод ответчика об отсутствии заключенного договора является несостоятельным.
Из материалов дела следует, что в июне 2017 года истцом оказывались услуги по отпуску холодной воды на многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика и расположенные в п. Дубинино по адресам: ул. 9 Мая, дома 15, 17, ул. Дружбы, 7, ул. Комсомольская, дома 6, 26-А, 28, 30, 32, 34, пер. Молодежный, д. 3, ул. Пионеров КАТЭКа, дома 33, 35, 37, 49, 51, 51 А, 19, ул. Шахтерская, дома 20, 22, в отсутствие заключенного договора.
В указанных многоквартирных домах собственниками помещений заключены прямые договоры на холодное водоснабжение с ресурсоснабжающей организацией - ПАО "Красноярскэнергосбыт".
Многоквартирные жилые дома по адресам: п. Дубинино, ул. 9 Мая, дома 15, 17, ул. Комсомольская, дома 6, 26-А, 28, 30, 32, 34, ул. Пионеров КАТЭКа, дома 33, 35, 37, 49, 51, 51А, 19, ул. Шахтерская, дома 20, 22, пер. Молодежный, д. 3, оборудованы общедомовыми приборами учета холодной воды.
Факт оказания в отношении объектов ответчика услуг холодного водоснабжения в заявленный в иске период подтверждается представленными в материалы дела документами (показания приборов за июнь 2017 года, снятые представителями истца и ответчика, о чем составлен акт от 30.06.2017 N 010/8-020-1В-251) и не оспорен ответчиком.
Согласно уточненному расчету истца задолженность за ресурсы, потребленные объектами ответчика в июне 2017 года, составляет 217 807 рублей 18 копеек (с учетом уточнения исковых требований).
Данный расчет произведен в соответствии с пунктом 21.1 Правил N 124, с учетом части 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", наличия в спорных домах общедомовых приборов учета холодной воды, а также тарифа на питьевую воду, утвержденного истцу Приказом РЭК Красноярского края N 807-В от 18.12.2015.
Указанный расчет повторно проверен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным.
Возражая против удовлетворения исковых требований и согласно доводам, изложенным в апелляционной жалобе, ответчик со ссылкой на протоколы собственников многоквартирных домов за 2015-2016 гг., указывает на принятие собственниками, нанимателями помещений решения о том, что с 01.04.2015 плата за коммунальные услуги, в том числе за холодное водоснабжение, производится ими непосредственно ресурсоснабжающим организациям, которой в рассматриваемом случае является истец, и соответственно, который выполняет функции исполнителя коммунальных услуг.
Указанным доводам была дана надлежащая оценка при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Так, отклоняя указанные доводы ответчика, суд первой инстанции обосновано руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 161, частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
Пунктом 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за содержание жилого помещения для собственников помещений и нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда включается плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлен статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 7 которой собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В пункте 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случаи оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела обоснованно учтено, что с 1 января 2017 года изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирных домах.
Соответствующие изменения внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Учитывая внесенные законодателем изменения, суд первой инстанции обоснованно указал, что оплата коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, в многоквартирном доме будет производиться собственниками и нанимателями помещений в период управления многоквартирным домом управляющей организацией (или товариществом, кооперативом) до прекращения их деятельности в многоквартирном доме в качестве управляющих многоквартирным домом организаций в составе платы за коммунальные ресурсы, включаемой в плату за содержание жилого помещения (пункт 2 часть 1, пункт 1 часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 29, подпункт "л" пункта 11, пункты 31, 33 Правил N 491).
Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги, исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
Исходя из изложенных норм, в каждом многоквартирном доме плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится следующим образом:
- или в составе платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в течение периода времени, когда многоквартирный дом будет находиться без управления управляющей организацией, товариществом, кооперативом (часть 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 40 Правил N 354);
- или в составе платы за содержание жилого помещения, включающей плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества (части 1, статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 29, 31, 33, подпункт "л" пункта 11 Правил N 491).
При этом виды коммунальных ресурсов, плата за которые включается в плату за содержание жилого помещения, определяются видами коммунальных ресурсов, подаваемых в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества, что непосредственно связано с видами коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества, предоставление которых возможно в многоквартирном доме, если такой многоквартирный дом окажется без управления управляющей организации, товарищества, кооператива.
Порядок предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме, виды коммунальных услуг, в том числе возможность их предоставления и определения их объемов, установлены Правительством Российской Федерации в Правилах N 354.
На основании Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. При этом исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Виды коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителям в многоквартирном доме, указаны в пункте 4 Правил N 354, к числу которых относится холодное водоснабжение.
С учетом изменений, внесенных в пункты 2, 4 Правил N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях установленных Правилами N 354.
В пункте 14 Правил N 354 предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу пунктов 2, 31, 40 Правил N 354 право на предъявление требований (выставление платежных документов) оплаты коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды) возникает у исполнителя, которым является юридическое лицо, предоставляющее потребителю коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества, вносится потребителями в указанных многоквартирных домах одновременно с платой за коммунальные услуги, потребленные в жилых, нежилых помещениях.
Под конструктивными особенностями многоквартирного дома, предусматривающими возможность потребления коммунальных услуг при содержании общего имущества, понимается степень благоустройства многоквартирного дома, определяемая наличием внутридомовых инженерных систем, с использованием которых обеспечивается предоставление потребителям коммунальных услуг соответствующего вида в жилые, нежилые помещения многоквартирного дома и коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 44, 48 Правил N 354 плата за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, - исходя из объемов коммунальных ресурсов, определяемых в зависимости от фактического потребления коммунальных ресурсов, но не выше нормативов потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в многоквартирном доме, если иное решение не будет принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета коммунального ресурса, - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 29 Правил N 491 при выполнении в многоквартирном доме перечня работ, услуг, превышающих минимальный перечень, общим собранием собственников может быть принято решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на коммунальные ресурсы, определенных из расчета их объемов, превышающих нормативы потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Анализ изложенных норм Правил N 354 и Правил N 491 свидетельствует о том, что при оплате коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества, а также при оплате коммунальных ресурсов, включаемых в плату за содержание жилого помещения, применяются нормативы потребления коммунальных ресурсов при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Соответствующие изменения с 01.01.2017 внесены также в пункты 1, 2 Правил N 124, устанавливающие предмет договора ресурсоснабжения и предусматривающие понятие "коммунальный ресурс", под которым понимаются в том числе: холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения в целях содержания общего имущества.
В соответствии с пунктами 21, 21.1 Правил N 124 к обязанностям управляющей организации, товарищества, кооператива, осуществляющих управление многоквартирным домом относится заключение с ресурсоснабжающими организациями договора ресурсоснабжения на покупку коммунальных ресурсов, потребляемых в многоквартирном доме для предоставления коммунальных услуг и (или) в целях их потребления при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Объем приобретаемых коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, подлежит определению, исходя из разницы в объемах коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета, и потребленных в жилых и нежилых помещениях такого многоквартирного дома, а при подаче коммунальных ресурсов в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета, - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества.
Следовательно, Правила N 124 не устанавливают исключения для управляющей организации, товарищества, кооператива обязанности в части приобретения по договору ресурсоснабжения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества.
Подпунктами "а", "б", "в", "в.2", "г" пункта 21, подпунктами "а", "б", "в" пункта 21.1 Правил N 124 предусмотрено, что управляющая организация, товарищество, кооперативы, управляющие многоквартирными домами, обязаны приобретать коммунальные ресурсы, поставляемые в многоквартирный дом, в части объемов соответствующих коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, или в составе общего объема коммунальных ресурсов, подаваемых в многоквартирный дом, или отдельно от объема коммунальных ресурсов, используемых в многоквартирном доме для предоставления ресурсоснабжающей организацией коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома. При этом в указанных случаях виды коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в каждом многоквартирном доме, определяются видами коммунальных услуг, предоставляемых в жилые и нежилые помещения в таком многоквартирном доме.
При этом порядок определения соответствующих расходов для управляющих организаций, товариществ, кооперативов свидетельствует о том, что при управлении ими многоквартирным домом коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в таких домах, определяются соответственно видам коммунальных ресурсов, поставляемых в них в целях предоставления коммунальных услуг в жилые и нежилые помещения.
С учетом изложенного, по общему правилу, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчету за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.
Из материалов дела (протоколы собственников многоквартирных домов за 2015 - 2016 гг.) следует, что собственниками спорных многоквартирных домов приняты следующие решения:
1) на основании протоколов от 31.03.2015:
- об утверждении с 01.04.2015 внесения платы за коммунальные услуги (электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, потребленные собственниками МКД, нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или найма жилых помещений государственного либо муниципального жилого фонда) в многоквартирном доме непосредственно ресурсоснабжающим организациям;
- для расчета с ресурсоснабжающими организациями объемы коммунальных услуг (электроснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление), потребляемые собственниками помещений, в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исходя из показаний общедомового прибора учета над объемом, рассчитанным, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, с 01.04.2015 распределяются между собственниками жилых и нежилых помещений пропорционально размеру общей площади жилого и нежилого помещения МКД;
2) на основании протоколов N 1 от 13.03.2016 - 10.05.2016, N 3 от 21.11.2016:
- в соответствии с Федеральным законом N 176-ФЗ от 29.06.2015 сохраняется порядок предоставления коммунальных услуг потребителям МКД ресурсоснабжающими организациями и расчеты за коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями, действующими до заключения договора управления N 12 от 01.05.2015; продолжается в дальнейшем исполнение договора управления с собственниками дома N22 по улице Шахтерская.
Вместе с тем, суд первой инстанции, исходя из вышеизложенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 354, Правил N 124 (с учетом изменений, действующих с 01.01.2017), обоснованно указал, что принятие собственниками помещений решения о распределении коммунальных услуг на содержание общего имущества МКД между всеми жилыми и нежилыми помещениями, в том числе, в размере, превышающем объем сверхнормативного потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды, не изменяет обязанность потребителя (собственника, нанимателя) оплачивать коммунальную услугу (холодное водоснабжение на общедомовые нужды) в составе платы за содержание жилого (нежилого) помещения, включающей плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении (разницу между объемом по показаниям общедомового прибора учета и объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления ресурса), а также обязанность управляющей организации заключить с ресурсоснабжающей организацией соответствующий договор (договор водоснабжения) в целях обеспечения коммунальных услуг в жилые и нежилые помещения в многоквартирные дома, находящиеся в ее управлении.
При этом пункт 40 Правил N 354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации N 1498 от 26.12.2016, действующей с 01.01.2017) предусматривает, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией предусмотрена в пункте 21.1 Правил N 214, с учетом положений части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой управляющие организации товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с Правилами N 124, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Аналогичный вывод содержится в пункте 4 Информационного письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 и в письме Минстроя от 16.08.2016 N 26361-02/04.
Указанные нормы и разъяснения предусматривают обязанность ответчика как управляющей организации заключить соответствующий договор ресурсоснабжения в целях предоставления гражданам холодного водоснабжения на содержание общего имущества, а также обязанность приобретать у ресурсоснабжающих организаций и оплачивать коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе за сверхнормативное потребление ресурса на общедомовые нужды, т.е. за объем ресурса, превышающий нормативное потребление на общедомовые нужды (пункт 21(1) Правил N 124 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, пункт 44 Правил N 354 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603); с 01.01.2017 объем коммунального ресурса в целях содержания общего имущества многоквартирного дома представляет собой весь объем коммунального ресурса на общедомовые нужды (пункт 21(1) Правил N 124 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 41, 64, 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, по результатам оценки представленных доказательств и пояснения сторон, обоснованно отклонил возражения ответчика, как необоснованные и несоответствующие вышеприведенным нормам права.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что принятие собственниками спорных многоквартирных домов решения о распределении коммунальных услуг, превышающих норматив на содержание общего имущества жилых домов, с 01.01.2017, с учетом указанных изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в Постановление Правительства Российской Федерации N 1498 от 26.12.2016 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", не имеет правового значения для целей оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды в связи с изменениями в действующем законодательстве.
Вместе с тем данное обстоятельство свидетельствует о возможности компенсации таких расходов управляющей организации за счет средств потребителей (собственников, нанимателей), а не о необходимости их оплаты собственниками ресурсоснабжающей организации. В то же время ООО "ДРЭУ" вправе распределить заявленную в иске сумму между собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений спорных многоквартирных домов.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции признал протоколы общих собраний собственников не действительными, противоречат существу обжалуемого решения.
В обжалуемом решении суд первой инстанции указал, на то, что представленные протоколы общих собраний собственников помещений не могут применяться в правоотношениях между ООО "ДРЭУ" и ПАО "Красноярскэнергосбыт" в силу того, что с 01.01.2017 изменилось законодательство, регулирующее отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, в частности, изменились правила покупки коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления управляющими организациями услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД, а так же для предоставления коммунальных услуг.
Ссылки ответчика на приведенную им судебную практику являются несостоятельными, поскольку обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения указанных ООО "ДРЭУ" дел, не аналогичны обстоятельствам настоящего спора.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание доводы апелляционной жалобы, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, доказанность истцом факта поставки в спорный период на объекты, находящиеся в управлении ответчика, коммунальной услуги по холодному водоснабжению, повторно проверив представленный в материалы дела расчет задолженности и признав его арифметически верным, с учетом отсутствия в материалах дела доказательств оплаты задолженности, соглашается с выводом суда первой инстанции, о доказанности и обоснованности исковых требований о взыскании с ответчика задолженности в сумме 217 807 рублей 18 копеек (с учетом уточнения).
Судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, по существу дублируют доводы, приведенные в суде первой инстанции, и фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "24" апреля 2018 года по делу N А33-21970/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.