г. Владимир |
|
10 июля 2018 г. |
Дело N А43-42043/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.07.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.07.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Захаровой Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и Управления Судебного департамента в Нижегородской области (ИНН 52600073063, ОГРН 1025203038475) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.04.2018 по делу N А43-42043/2017,
принятое судьей Беляниной Е.В. по заявлению Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании с Управления Судебного департамента в Нижегородской области 35 315 руб. 76 коп.,
при участии третьих лиц - Жоголевой Ольги Сергеевны, Лочмелис Елены Александровны.
В судебном заседании принял участие представитель Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Евстифеева Н.А. по доверенности от 26.12.2017 N 331.
Управление Судебного департамента в Нижегородской области, Жоголева Ольга Сергеевна, Лочмелис Елена Александровна, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственным учреждением - Нижегородским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в отношении Управления Судебного департамента в Нижегородской области (далее - Управление, страхователь) проведена выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
В ходе проверки установлено представление недостоверных сведений, а именно: указаны неверные сведения о периоде оплаты больничного листа N 133672026118 застрахованного лица Жоголевой О.С. (один день (04.06.2014) оплачен по предыдущему больничному листу N 146979257576); не указаны не страховые периоды стажа застрахованного лица Жоголевой О.С. (что не позволило Фонду возместить расходы за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета); указаны неверные сведения о сумме среднего заработка за расчетный период застрахованного лица Лочмелис Е.А. (43 231 396 руб. вместо 432 313 руб. 96 коп.).
Результаты проверки отражены в акте от 30.09.2016 N 257/ПДС.
По итогам проверки Фондом 02.11.2016 принято решение N 925/ПДС, которым Управлению предложено в добровольном порядке возместить расходы, излишне понесенные территориальным органом Фонда в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений в сумме 50 558 руб. 75 коп. (с учетом состоявшегося добровольного возмещения).
Управлению выставлено требование от 30.11.2016 N 522/ПДС о возмещении излишне понесенных Фондом расходов в срок до 19.12.2016.
Управление спорную сумму в установленный в требовании от 30.11.2016 N 522ПДС срок не уплатило, что послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Управления 35 315 руб. 76 коп.
Решением от 05.04.2018 Арбитражный суд Нижегородской области с Управления в пользу Фонда взыскал 8769 руб. 80 коп. излишне понесенных расходов. В удовлетворении остальной части заявленных требований Фонду отказано.
Фонд и Управление обратились в арбитражный суд с апелляционными жалобами.
Фонд в своей апелляционной жалобе настаивает на том, что Управлением не указаны не страховые периоды по Жогилевой О.С., в связи с чем излишне понесены расходы на сумму 27 138 руб. 26 коп.
По утверждению Фонда, обратиться за получением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в данном случае не представляется возможным.
Фонд просит отменить решение суда в части отказа во взыскании излишне понесенных расходов.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы своей апелляционной жалобы, в удовлетворении требований апелляционной жалобы Управления просил отказать.
Управление в своей апелляционной жалобе полагает, что Фонд должен был произвести замену ненадлежащего ответчика на надлежащего - Лочмелис Е.А.
Управление просит отменить обжалуемый судебный акт в части взыскания с него 8769 руб. 80 коп. излишне понесенных расходов.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение).
К таким субъектам Российской Федерации относится, в частности, Нижегородская область.
В соответствии с пунктом 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 3 Положения страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом заявления и вышеуказанных документов представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, а также опись представленных заявления и документов, составленную по утвержденной форме.
В соответствии с пунктом 4 Положения страхователи, указанные в пункте 10 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), представляют в те же сроки в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в электронном виде по форматам, установленным для представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (реестр сведений).
В соответствии с пунктом 8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.
В соответствии с пунктом 9 Положения выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
В соответствии с пунктом 16 Положения за непредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или его размер, страхователь несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с действующим законодательством.
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ) суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Управление представило недостоверные сведения для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам Жоголевой О.С. (ошибка в периоде оплаты больничного листа) и Лочмелис Е.А. (ошибка в сумме среднего заработка), что привело к излишней выплате суммы пособия и, соответственно, к излишним расходам территориального органа Фонда.
При этом ответственность за достоверность сведений возлагается исключительно на страхователя.
Таким образом, требование о взыскании с Управления 8769 руб. 80 коп. излишне понесенных расходов (Жоголева О.С. - 592 руб. 30 коп., Лочмелис Е.А. - 8 177 руб. 50 коп.) правомерно признано судом обоснованным и удовлетворено.
Довод Управления о том, что надлежащим ответчиком является застрахованное лицо, подлежит отклонению как несостоятельный.
На основании части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ являются убытками, понесенными территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176).
В рассматриваемом случае излишняя выплата сумм пособий по обязательному социальному страхованию произошла по причине предоставления Управлением Фонду недостоверных сведений, в связи с чем надлежащим ответчиком по делу является Управление.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж.
Согласно части 1.1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ финансовое обеспечение дополнительных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица указанных в части 1.1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели бюджету Фонда социального страхования РФ. Определение объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования РФ на финансирование дополнительных расходов, в части периодов указанной службы, имевших место до 01.01.2007, не производится, если данные периоды учтены при определении продолжительности страхового стажа в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Согласно пункту 3 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
Согласно пункту 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
Принятие главным администратором бюджетных средств решения о наличии (об отсутствии) потребности в вышеуказанных межбюджетных трансфертах, не использованных в отчетном финансовом году, а также их возврат в бюджет, которому они были ранее предоставлены, при принятии решения о наличии в них потребности осуществляются не позднее 30 рабочих дней со дня поступления указанных средств в бюджет, из которого они были ранее предоставлены, в соответствии с отчетом о расходах соответствующего бюджета, источником финансового обеспечения которых являются указанные межбюджетные трансферты, сформированным и представленным в порядке, установленном главным администратором бюджетных средств.
В соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году, согласованным с соответствующим финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом в определяемом ими порядке, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в текущем финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.
Согласно пункту 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете; при исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2014 N 386-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в 2015 году Фонд вправе осуществлять финансовое обеспечение расходов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размерах сверх размеров, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством гражданам в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом " социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", дополнительных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, связанных с зачетом в страховой стаж застрахованного лица периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", и расходов, связанных с оплатой четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", производимых непосредственно страхователями, путем взаимного расчета со страхователями по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В ходе проверки установлено, что при заполнении реестров сведений для выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу Жоголевой О.С. Управление не указало не страховые периоды стажа данного работника (с 01.01.2007 по 19.09.2011), что привело к выплате пособия за счет средств бюджета Фонда в большем размере, чем это предусмотрено, поскольку пособие по временной нетрудоспособности при наличии у застрахованного лица подлежащих зачету в страховой стаж периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплачивается за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
В этой связи Управлению Фондом было предложено возместить излишне понесенные им расходы.
Между тем Фонд не лишен возможности восстановить понесенные им расходы за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, выделяемых на следующий финансовый год.
В данном случае, ввиду отсутствия иных нарушений в представлении сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности на сумму 26 545 руб. 96 коп. (27 138 руб. 26 коп. - 592 руб. 30 коп. переплаты) (за исключением вышеуказанного), оснований полагать, что Фондом излишне понесены расходы в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений, не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционных жалоб Фонда и Управления.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Фонд и Управление от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.04.2018 по делу N А43-42043/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и Управления Судебного департамента в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.