г. Челябинск |
|
13 июля 2018 г. |
Дело N А07-35637/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Богдановской Г.Н., Пирской О.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.05.2018 по делу N А07-35637/2017 (судья Проскурякова С.В.).
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - Минсельхоз РБ, министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Галлямову Ришату Миннияновичу (далее - ИП Галлямов Р.М., глава КФХ Галлямов Р.М., ответчик) о взыскании денежных средств в сумме 159 000 руб., полученных в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и бытовое обустройство начинающих фермеров (л.д.5-7).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.05.2018 (резолютивная часть от 14.05.2018) в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец, обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе министерство (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец ссылается на то, что ответчик не исполнил план расходов и не достиг показателей результативности предоставления гранта, а именно, не приобрел нетелей КРС в количестве 6 голов, что подтверждается актом от 14.10.2016 N 103-16.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании протокола заседания Республиканской комиссии по отбору участников ведомственных целевых программ "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан на 2013-2015 годы" и "Поддержка начинающих фермеров в Республике Башкортостан на период 2013-2015 годов" от 13.08.2014 N 9, между Минсельхоз РБ (министерство) и Галлямовым Р.М. (получатель гранта) заключен договор на оказание государственной поддержки в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство от 21.08.2014 N 46-НФ (л.д.12-13).
Предметом договора является предоставление Министерством в 2014 году получателю гранта в соответствии с планом расходов гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство в размере 1 500 000 руб. (п.1.1 договора).
Согласно плану расходов, за счет гранта (л.д.14) получатель гранта обязался приобрести:
- сельскохозяйственных животных - 6 единиц;
- трактор Беларус -82.1;
- пресс-подборщик ПРФ-145;
- погрузчик ПБМ-800-0, с ковшом 0,8 м3;
- грабли прицепные двухсторонние.
В соответствии с п. 2.4 договора получатель гранта обязуется использовать грант и единовременную помощь в течении 12 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие гранта; осуществлять деятельность хозяйства не менее пяти лет после получения гранта.
Настоящий договор действует с момента его подписания до исполнения сторонами всех обязательств, предусмотренных настоящим договором (п.4.1 договора).
Грант предоставлен Минсельхоз РБ главе КФХ Галлямову Р.М. в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 27.08.2014 N 238714, от 27.08.2014 N 206086 (л.д.16-17).
Актом от 14.10.2016 N 103-16 проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных в рамках государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на поддержку начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм за период с 01.01.2014 по 31.12.2015 (л.д.22-35) установлено, что ответчик не исполнил план расходов и не достиг показателей результативности предоставления гранта, а именно: нетелей КРС в количестве 6 голов не приобрел.
Таким образом, средства в сумме 159 000 руб. (из них 100 170 руб. из федерального бюджета и 58 830 руб. из бюджета Республики Башкортостан) подлежат возврату, как неосвоенные.
16.01.2017 Министерство направило в адрес ответчика предписание N 02-07-14 об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) о возмещении ущерба, причиненного такими нарушениями Республике Башкортостан (л.д.18-21) с требованием в срок до 20.12.2017 обеспечить возврат остатка денежных средств в сумме 330 855 руб., образованных в результате экономии средств государственной поддержки.
Министерство направило главе КФХ Галлямову Р.М. претензию от 14.04.2017 N ИФ-22-2701 с требованием о возврате части гранта соответствующей экономии, достигнутой по отдельным направлениям в общей сумме 159 000 руб. (л.д.8-9).
Оставленная без удовлетворения ответчиком претензия явилась основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств расходования средств гранта на иные цели, не связанные с организацией крестьянского фермерского хозяйства, равно как и доказательств, подтверждающих наличие безусловных оснований для расторжения соглашения.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, за исключением случаев нарушения получателем субсидии условий ее предоставления.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Согласно пункту 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Порядок предоставления из бюджета Республики Башкортостан грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а также развитие семейных животноводческих ферм утвержден Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.06.2012 N 210 (действующий в период предоставления гранта).
В соответствии с пунктом 22 Порядка контроль за целевым использованием гранта и единовременной помощи осуществляет Министерство.
В силу пункта 18 Порядка возврат гранта и единовременной помощи в случае нарушения начинающим фермером условий, установленных при их предоставлении, представлении недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение гранта и единовременной помощи, осуществляется в течение 7 рабочих дней со дня принятия Министерством решения о необходимости возврата выделенных бюджетных средств начинающему фермеру направляется соответствующее письменное уведомление. Начинающий фермер в течение 30 календарных дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить на соответствующий лицевой счет Министерства указанную сумму средств. При отказе начинающего фермера от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке.
В случае образования у начинающего фермера неиспользованных остатков гранта и единовременной помощи, полученных в отчетном году, начинающий фермер обязан в течение 7 рабочих дней в письменной форме уведомить об этом Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан.
В случаях, предусмотренных договором о предоставлении гранта и единовременной помощи, неиспользованные остатки гранта и единовременной помощи подлежат перечислению на лицевой счет Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан в течение 14 календарных дней со дня получения письменного уведомления Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан о необходимости возврата неиспользованных остатков гранта и единовременной помощи.
При отказе начинающего фермера от добровольного возврата указанных средств в установленные сроки эти средства взыскиваются в судебном порядке.
Факт перечисления ответчику гранта в размере 1 500 000 руб., расходования ИП главой КФХ Галлямовым Р.М. гранта на цели согласно плану расходов подтверждается материалами дела и не оспаривается.
В обоснование заявленных требований Минсельхоз РБ ссылается на нарушение ответчиком условий договора от 21.08.2014 N 46-НФ, а именно: не исполнил план расходов и не достиг показателей результативности в части приобретения нетелей КРС в количестве 6 голов.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ответчик документально подтвердил целевое использование средств гранта, а именно, приобретение нетелей в количестве 6 штук, так в протоколе об административном правонарушении по делу N АРБ/17-52 от 12.05.2017 было установлено, что согласно договору купли-продажи животноводческой продукции (КРС) N 14 от 02.09.2015, заключенному с ООО СП "Простор", ИП КФХ Галлямов Р.М. приобрел нетели черно-пестрой породы в количестве 6 голов на общую сумму 177 000 рублей (счет на оплату N 6 от 02.09.2015 г. на сумму 177000 рублей, счет-фактура N 6 от 02.09.2015 г. на сумму 177 000 рублей, акт приема-передачи скота от 02.09.2015 г., товарная накладная N 255 от 02.09.2015 платежное поручение N 1007 от 02.11.2015 г. на сумму 177 000 рублей).
Таким образом, истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства нецелевого использования бюджетных средств (гранта), наличия оснований требовать от ответчика возврата средств гранта. Исковые требования правомерно отклонены судом первой инстанции.
Позиция истца носит формальный характер, не учитывает конкретные обстоятельства реализации ответчиком мероприятий по созданию семейной животноводческой фермы, что не отвечает общим задачам и целям программы поддержки сельскохозяйственных производителей.
Доводы Министерства, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Оснований для переоценки данных выводов суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на подателя жалобы.
Взыскание с Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения от ее уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.05.2018 по делу N А07-35637/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.