г. Москва |
|
13 июля 2018 г. |
Дело N А40-48592/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу НО "САМТ-Фонд"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.04.2018 г. по делу N А40-48592/18
принятое судьей Е.А.Аксеновой
по заявлению Росаккредитации
к НО "Фонд развития сертификации спецавтотранспорта, средств механизации и технологий выполнения работ в строительстве"
о привлечении к административной ответственности по статье 14.48 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении N 60/2018 от 02.02.2018 г.,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Черникова Д.В. по дов. от 26.03.2018; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по аккредитации (далее - Заявитель, Росаккредитация, административный орган) обратилась в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении Некоммерческой организации "Фонд развития сертификации спецавтотранспорта, средств механизации и технологий выполнения работ в строительстве" (далее - Ответчик, НО "САМТ-Фонд") к административной ответственности по статьей 14.48 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.04.2018 г. НО "САМТ-Фонд" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.48 КоАП РФ, Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
НО "САМТ-Фонд" обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Ответчика при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неправильно оценены фактические обстоятельства дела.
Представитель НО "САМТ-Фонд" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Росаккредитация, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направила, заявлений и ходатайств суду не представила.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Удовлетворяя заявление Росаккредитации, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 г. N 845, Федеральная служба по аккредитации осуществляет полномочия по контролю за деятельностью аккредитованных лиц.
Полномочия Росаккредитации по контролю за деятельностью аккредитованных лиц закреплены статьей 27 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации". Порядок осуществления государственного контроля установлен Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона N 294-ФЗ государственный контроль (надзор) осуществляется посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Основания проведения внеплановой проверки предусмотрены частью 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ. Поступление в Федеральную службу по аккредитации информации о фактах несоответствия аккредитованного лица требованиям законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, фактах нарушения правил выполнения работ по сертификации и (или) фактах представления недостоверных результатов исследований (испытаний) и измерений или возможности таких нарушений, является основанием для проведения проверочных мероприятий в соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона N 412- ФЗ.
Приказом Росаккредитации от 16.10.2017 г. N 182-П-ВВ "О проведении внеплановой выездной проверки" с целью проверки сведений, указанных в обращениях гражданина, направленного в адрес Росаккредитации письмами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, а также результатов систематического наблюдения за исполнением аккредитованными лицами обязательных требований, было инициировано проведение внеплановой выездной проверки в отношении Некоммерческой организации "Фонд развития сертификации спецавтотранспорта, средств механизации и технологий выполнения работ в строительстве", аккредитованной в качестве органа по сертификации специальных и специализированных автотранспортных средств и услуг на автомобильном транспорте, аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.10MT22 (далее - ОС) и испытательной лаборатории средств механизации и транспорта в строительстве "САМТ-Фонд", аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.21MT05 (далее - ИЛ).
Согласно пункту 7 Приказа N 182-П-ВВ предметом проверки явилось соблюдение аккредитованным лицом (НО "САМТ-Фонд") обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Пунктом 8 Приказа N 182-П-ВВ установлен срок проведения проверки с - 19.10.2017 г. по 16.11.2017 г.
Пунктом 13 Приказа N 182-П-ВВ установлен перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки.
На основании приказа Росаккредитации от 16.10.2017 г. N 182-П-ВВ должностными лицами Управления контроля за деятельностью аккредитованных лиц Федеральной службы по аккредитации были осуществлены выходы по адресу фактического места осуществления деятельности ОС и ИЛ, указанному в Реестре аккредитованных лиц.
В обоснование заявленных требований Заявитель указал, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки был рассмотрен протокол сертификационных испытаний от 21.07.2017 г. N 2814.3/344/Тр/17, выданный ИЛ НО "САМТ-Фонд" и подтверждающий соответствие кабины марки ZETOR, модели UBK 12441, устанавливаемой на сельскохозяйственный трактор марки ANT-ZETOR типа 400 варианта F, версии 4135 требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним", принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 г. N 60 (далее - TP ТС 031/2012) согласно Приложению 1, таблица 1 (пункт 12.1 приложения 5 ТР ТС 031/2012, "ГОСТ Р ИСО 3449-2009). Национальный стандарт Российской Федерации. Машины землеройные. Устройства защиты от падающих предметов. Лабораторные испытания и технические требования", утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 03.12.2009 г. N549-ст, уровень I.
Установлено, что протокол сертификационных испытаний от 21.07.2017 г. N 2814.3/344/Тр/17 подписан испытателем (инженером) ИЛ СМТС Бурмистровым М.В., утвержден Руководителем ИЛ СМТС Медведевым В.Ю.
В ходе проверки НО "САМТ-Фонд" также было представлено Руководство по качеству ИЛ НО "САМТ-Фонд" (РК ИЛ СМТС 01-07-2017, далее - РК ИЛ), утвержденное 01.08.2017 г. директором НО "САМТ-Фонд Гриффом М.И. и руководителем ИЛ Медведевым В.Ю.
Нарушения, выявленные в ходе рассмотрения указанных материалов, отражены в Акте проверки от 17.11.2017 г. N 176-АВП и заключаются в следующем.
Пункт 4 статьи 26 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" устанавливает, что исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами). Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений.
В силу пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации"(далее - Федеральный закон N 412-ФЗ) аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности.
Исходя из содержания части 7 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ, критериями аккредитации устанавливаются требования к системе менеджмента качества, работникам, помещениям, оборудованию, техническим средствам и иным материальным ресурсам заявителя, аккредитованного лица.
Приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 г. N 326 утверждены Критерии аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации.
Пунктом 17 Критериев аккредитации предусмотрено наличие системы менеджмента качества и соблюдение в деятельности лаборатории требований системы менеджмента качества, установленных в руководстве по качеству в соответствии с пунктом 23 критериев аккредитации.
Пунктом 23 Критериев аккредитации предусмотрено наличие разработанного лабораторией руководства по качеству, содержащего требования системы менеджмента качества, которое оформляется в виде единого документа или в виде совокупности документов, подписывается руководителем лаборатории, скрепляется печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии).
Пунктом 18 Критериев аккредитации определена обязанность испытательной лаборатории соблюдать требования нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.
Согласно пункту 23.7 Критериев аккредитации система управления документацией (правил документооборота) испытательной лаборатории, в том числе, должна включать в себя правила учета и документирования результатов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила формирования и внесения изменений в протоколы исследований (испытаний) и измерений, требования к содержанию таких протоколов.
В Перечень документов в области стандартизации, в том числе включен ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" (далее - ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009).
Для того чтобы аккредитованное лицо удовлетворяло установленным Критериям аккредитации, оно сообразно своему статусу (испытательная лаборатория) обязано соблюдать положения стандартов, входящих в Перечень документов в области стандартизации.
Таким образом, ИЛ НО "САМТ-Фонд" способно обеспечить в своей деятельности соответствие Критериям аккредитации при условии соблюдения требований ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009.
Необходимость соблюдения ИЛ требований ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 в том числе, обусловлена наличием ссылки на него в разделе 2 "Нормативные ссылки" РК ИЛ.
Пунктом 1.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 предусмотрено, что данный стандарт устанавливает общие требования к компетентности лабораторий в проведении испытаний и/или калибровки, включая отбор образцов, испытания и калибровку, проводимые по стандартным методикам, нестандартным методикам и методикам, разработанным лабораторией.
Пункт 4.13.2 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 регулирует правоотношения, связанные с содержанием технических записей. В соответствии с подпунктом 4.13.2 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 регулирует правоотношения, связанные с содержанием технических записей.
В соответствии с пунктом 4.13.2.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 записи о первичных наблюдениях, производные записи и достаточный объем информации должны храниться в течение установленного времени в лаборатории для того, чтобы установить аудиторское заключение, записи о калибровке, записи о персонале и копии каждого протокола испытаний или выданного сертификата о калибровке.
Записи о каждом испытании или калибровке должны содержать достаточно информации, чтобы обеспечить, по возможности, выявление факторов, влияющих на неопределенность, и проведение повторных испытаний или калибровки в условиях, максимально приближенных к первоначальным. Записи должны содержать сведения о персонале, ответственном за отбор образцов, проведение каждого испытания и/или калибровки и контроль результатов.
Примечанием 2 к подпункту 4.13.2.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 уточнено, что технические записи представляют собой сумму сведений (перечислены в пункте 5.4.7 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009) и информации, являющихся результатом проведения испытаний и/или калибровки и указывающих, достигнуты ли установленные показатели качества или параметры процессов.
Подпунктом 4.13.2.2 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 предписано, что наблюдения, данные и вычисления должны регистрироваться во время их проведения и идентифицироваться с конкретной задачей.
Подпунктом 5.1.1 пункта 5.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 установлено, что правильность и надежность испытаний и/или калибровки, проводимых лабораторией, определяют следующие факторы: человеческий фактор (пункт 5.2); помещения и условия окружающей среды (пункт 5.3); методики испытаний и калибровки и оценка пригодности методик (пункт 5.4); оборудование (пункт 5.5); прослеживаемость измерений (пункт 5.6); отбор образцов (пункт 5.7); обращение с объектами испытаний и калибровки (пункт 5.8).
Пункт 5.4 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 содержит в себе подпункт 5.4.7 "Управление данными". Согласно подпункту 5.4.7.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 расчеты и передачи данных следует систематически проверять.
В соответствии с подпунктом 4.13.2.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 записи о первичных наблюдениях, производные записи и достаточный объем информации должны храниться в течение установленного времени в лаборатории для того, чтобы установить аудиторское заключение, записи о калибровке, записи о персонале и копии каждого протокола испытаний или выданного сертификата о калибровке. Записи о каждом испытании или калибровке должны содержать достаточно информации, чтобы обеспечить, по возможности, выявление факторов, влияющих на неопределенность, и проведение повторных испытаний или калибровки в условиях, максимально приближенных к первоначальным. Записи должны содержать сведения о персонале, ответственном за отбор образцов, проведение каждого испытания и/или калибровки и контроль результатов.
Примечанием 2 к подпункту 4.13.2.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 предусмотрено, что технические записи представляют собой сумму сведений (пункт 5.4.7) и информации, являющихся результатом проведения испытаний и/или калибровки и указывающих, достигнуты ли установленные показатели качества или параметры процессов.
Пунктом 4.13.2.2 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 установлено, что наблюдения, данные и вычисления должны регистрироваться во время их проведения и идентифицироваться с конкретной задачей.
Согласно подпункту 4.13.2.3 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, если в записях обнаруживаются ошибки, то каждая ошибка должна быть перечеркнута и рядом должно быть написано правильное значение. Все подобные изменения должны быть подписаны или завизированы лицом, внесшим изменение. Если записи хранятся в электронном виде, то должны быть приняты меры, чтобы избежать потери или изменения первоначальных данных. Помещения и условия окружающей среды (пункт 5.3 ГОСТ ИСО/МЭК 17025- 2009) в силу подпункта 5.1.1 пункта 5.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 являются 6 определяющими факторами правильности и надежности испытаний и/или калибровки, проводимых лабораторией.
Подпунктом 5.3.1 пункта 5.3 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 определено, что условия проведения испытаний и/или калибровки, в частности, источники энергии, освещение и окружающая среда, должны быть такими, чтобы обеспечивалось правильное проведение испытаний и/или калибровки. Лаборатория должна обеспечить, чтобы условия окружающей среды не приводили к недостоверным результатам или не оказывали неблагоприятного воздействия на требуемое качество любого измерения. Особое внимание должно быть уделено тем случаям, когда отбор образцов и испытания и/или калибровки проводятся не в стационарных помещениях лаборатории. Технические требования к помещениям и условиям окружающей среды, которые могут оказать влияние на результаты испытаний и калибровки, должны быть документированы. Согласно подпункту 5.3.2 пункта 5.3 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 лаборатория должна контролировать и регистрировать условия окружающей среды в соответствии с техническими требованиями, методиками и процедурами, если они влияют на качество результатов.
Административный орган пояснил, что особое внимание следует уделять, например, биологической стерильности, пыли, электромагнитным помехам, радиации, влажности, электроснабжению, температуре, уровню шума и вибрации применительно к соответствующей технической деятельности. Испытания и калибровка должны быть прекращены, если условия окружающей среды подвергают опасности результаты испытаний и/или калибровки. Более того, пункт 23.12 Критериев аккредитации предусматривает наличие правил обеспечения и контроля надлежащих внешних условий для осуществления деятельности лаборатории (температура, влажность воздуха, освещенность, уровень шума и иные внешние условия, оказывающие влияние на качество результатов исследований (испытаний) и измерений (в зависимости от области аккредитации), включающих: а) сведения о конкретных показателях внешних условий, в том числе допустимых отклонениях от них, а также технических требованиях к помещениям; б) правила периодического документирования и контроля показателей, характеризующих состояние внешних условий, в том числе правила предотвращения влияния внешних условий, не соответствующих установленным требованиям, на результаты конкретных исследований (испытаний) и измерений и иных работ, проводимых лабораторией.
В соответствии со сведениями, указанными в протоколе испытаний от 21.07.2017 г. N 2814.3/344/Тр/17 в разделе 3 "Условия проведения испытаний" установлено, что в состав документации на продукцию включено техническое описание кабины, марки ZETOR модели UBK 12441, устанавливаемой на сельскохозяйственный трактор марки ANT-ZETOR типа 400 варианта F, версии 4135.
Пунктом 2.1 технического описания кабины марки ZETOR модели UBK 12441 установлено следующее: устройство FOPS представляет собой верхний элемент кабины изготовленный из пластика высокой ударопрочности, с вклеенной металлической пластиной. Устройство FOPS крепится к верхней части рамы кабины при помощи болтовых соединений: 4 болта М6х16 и 4 болта М8х35 класс прочности 5.8; материал, используемый для изготовления защиты FOPS: пластик ABS высокой ударопрочности марки А48 MF Schwarz; сталь в соответствии с требованиями ИСО 630. Материал, используемый для изготовления защиты ROPS (элементы, материал, размеры): тип стали - сталь конструкционная угреродистая обыкновенного качества, примененный профиль и размеры приведены в приложениях 2 и 4; стандарт, по которому изготовлена сталь - ISO 630".
Пунктом 5.3.1 FOPS ГОСТ Р ИСО 3449-2009 в том числе установлено, что основные элементы FOPS, обеспечивающие наиболее значимый эффект деформации FOPS, должны быть рассмотрены там, где на разных площадях на DLV применены различные материалы и толщины, каждая такая площадь должна быть подвергнута испытанию на удар. Место удара стандартного предмета для каждой площади выбирается таким образом, чтобы вызвать наибольшую деформацию сверху, частично сверху или тангенциально на верхнем горизонтальном плане DLV с наименее возможным расстоянием от центра тяжести и вне площади любого структурного элемента FOPS. В случае, если контуры FOPS дополняются устройствами или оборудованием для адекватной защиты, они должны находиться в зоне испытания.
Содержанием пункта 6.3 ГОСТ Р ИСО 3449-2009 установлено следующее: "6.3.1. требования к материалам. В добавление к требованиям, предъявляемым к ударам, существуют требования к материалам FOPS, которые не должны быть хрупкими. Это относится не только к процессу испытаний. Требования к материалам могут изменяться при испытаниях на удар в различных температурных условиях, если все структурные элементы изготавливаются из материалов, которые отвечают требованиям, изложенным в 6.3.2. в частности, эти требования могут изменяться, если температура всех элементов минус 18 0С или ниже. Сталь толщиной 2,5 мм с максимальным содержанием углерода 0,2% должна отвечать требованиям вязкости по методу Шарпи. 6.3.2. болты и гайки. Болты, используемые в структуре, должны обладать метрическими свойствами классов 8.8; 9.8 или 10.9 по ИСО 898-1 или быть равнозначными. Гайки, используемые в структуре, должны обладать метрическими свойствами класса 8 или 10 по ИСО 898-2 или быть равнозначными. 6.3.3. Структурные элементы Структурные элементы FOPS и детали их крепления к раме машины должны быть изготовлены из стали с ударной вязкостью, соответствующей или превышающей одну из следующих ударных вязкостей по методу испытаний Шарпи для образцов с Vобразным надрезом (CVN) при температурах от минус 20 0С до минус 30 0С, приведенных в таблице 1.".
Приложением А к ГОСТ ИСО 3449-2009 установлено содержание типового состава протокола испытаний, включая следующие элементы: "А.2.1 Свойства стандартного предмета Уровень показателей: Масса: Кг Высота падения: м Основные размеры (оптимально рекомендуемые) Чертеж, показывающий места ударов относительно DLV А.2.2 Фотографии Фотография стандартного предмета и испытательной установки перед началом испытаний. Фотография вида сверху и снизу на конструкцию FOPS после ударных испытаний. А.2.3 Результаты испытаний А.2.3.1 Ударные испытания Достигнутое стандартным предметом значение энергии без проникновения в DLV любого элемента FOPS или стандартного предмета через FOPS _ Дж. А.2.3.2 Критерии, предъявляемые к материалам Испытания FOPS и элементов крепления к раме машины проводились при _ ОС или 8 Проверка выполнения требований к ударной вязкости по методу Шарпи для образцов с V-образным надрезом металлических конструктивных элементов FOPS и ROPS (или крыши FOPS): Проверка требований к классу прочности гаек и болтов (см.6.3.2) А.3 Заключение Минимальные технические требования ИСО 3449 (уровень I или II) выполнены (не выполнены) в процессе испытаний Дата испытаний Наименование и адрес организации, проводившей испытания Руководитель испытаний (подпись) Дата составления протокола".
В ходе проверочных мероприятий установлено, что состав протокола испытаний от 21.07.2017 г. 32814.3/344/Тр/17 не соответствует требованиям, установленным Приложением А к ГОСТ Р ИСО 3449-2209.
Одновременно установлено, что в протоколе испытаний от 21.07.2017 г. N 2814.3/344/Тр/17 содержатся следующие результаты испытаний: "FOPS изготовлено из полимерных материалов", "Болты, используемые для крепления элементов FOPS - М10*25 и М68110 класс прочности 8,8. гайки, используемые в структуре, обладают метрическими свойствами класса 8 по ИСО 898-2". При этом, содержание указанных результатов испытаний противоречит сведениям, указанным в техническом описании продукции, направленной на испытания. Также ИЛ "САМТ-Фонд" не обеспечена в достаточной мере оборудованием для реализации применяемых методов испытаний. В соответствии со сведениями, указанными в протоколе испытаний от 21.07.2017 N 2814.3/344/Тр/17 установлено, что испытания проводились в период с 11.07.2017 по 19.07.2017, при этом, в протоколе испытаний также содержится следующая информация об условиях проведения испытаний, которые не могут являться постоянными на протяжении нескольких дней: температура воздуха +230С, атмосферное давление 763 мм рт.ст., относительная влажность 75_80%, скорость ветра 0_0,5 м/с.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки руководителем ИЛ"САМТ-Фонд" Медведевым В.Ю. было дано объяснения о том, что перед каждым проведением испытаний ответственный за проведение испытаний проводит замеры параметров окружающей среды, параметры окружающей среды фиксируются в протоколе испытаний. Со слов Медведева В.Ю. ведение журнала учета параметров окружающей среды в ИЛ не предусмотрено, при этом им указано, что первичные записи ведутся сотрудниками ИЛ на отдельных листах "в достаточном объеме для оформления протокола испытаний", а после оформления результатов испытаний в протокол технические записи уничтожаются. Поскольку документы, содержащие первичные технические записи, содержащие информацию о полученных результатах и параметрах окружающей среды, ИЛ "САМТ-Фонд" не представлены, установить факт проведения испытаний и контроля параметров окружающей среды в каждый из дней периода проведения испытаний, а также достоверность и объективность полученных в ходе испытаний результатов, невозможно.
Отсутствие записей о первичных результатах испытаний, свидетельствует об отсутствии системы обеспечения прослеживаемости испытаний и измерений, что не позволяет подтвердить наличие предусмотренного ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 фактора, гарантирующего правильность и надежность испытаний, установить объективность и достоверность результатов, полученных в ходе проведения испытаний, факт их проведения.
Пунктом 21 Критериев аккредитации установлено требование к наличию по месту (местам) осуществления деятельности аккредитованной испытательной лаборатории в области аккредитации, в том числе по месту осуществления временных работ, на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, помещений, испытательного оборудования, средств измерений и стандартных образцов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также иных технических средств и материальных ресурсов, необходимых для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, Документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц."
Пунктом 14 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ) установлено, что выполнение работ по оценке соответствия продукции и иных объектов обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании относится к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Пунктом 21 статьи 2 Федерального закона N 102-ФЗ установлено: "средство измерений - техническое средство, предназначенное для измерений".
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона N 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Согласно частям 1, 4 статьи 13 Федерального закона N 102-ФЗ средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.
В силу вышеуказанных нормативных положений надлежащим доказательством исполнения испытательной лабораторией императивного требования критериев аккредитации о наличие по месту осуществления деятельности, указанному в реестре аккредитованных лиц, на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и (или) пользования, испытательным оборудованием, средствами измерений и стандартными образцами, соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, являются результаты поверки средств измерений, удостоверенные знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.
В соответствии с пунктом 5.1.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, правильность и надежность испытаний, проводимых лабораторией, определяется совокупностью факторов, среди которых в качестве самостоятельных указаны методики испытаний и оборудование.
При этом в силу пункта 5.5.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 лаборатория должна располагать оборудованием всех видов для отбора образцов, измерений и испытаний, требуемым для правильного проведения испытаний и/или калибровки (включая отбор проб, подготовку объектов испытаний и/или калибровки, обработку и анализ данных испытаний и/или калибровки).
Согласно пункту 5.6.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 все средства измерений, используемые для испытаний и/или калибровочных работ, включая средства для вспомогательных измерений (например, для контроля параметров окружающей среды), имеющих значительное влияние на точность и достоверность результатов испытания, калибровки или отбора образцов, должны быть калиброваны перед вводом в эксплуатацию.
Как правильно указал суд первой инстанции, из вышеизложенного однозначно следует, что правильность и надежность проводимых испытательной лабораторией испытаний (исследований) может быть обеспечена только при условии соблюдения аккредитованной испытательной лабораторией требований нормативных правовых актов, документов в области стандартизации, правил и методов исследований (испытаний) и измерений, а также правил отбора образцов (проб), и иных документов, указанных в области аккредитации, в том числе требований об использовании при проведении испытаний необходимых в соответствии с такими документами оборудования и средств измерений, которыми, в свою очередь, аккредитованная испытательная лаборатория должна располагать по месту осуществления деятельности на праве собственности или ином законном основании. Проведение испытательной лабораторией испытаний в соответствии с требованиями указанных в области аккредитации документов в отсутствие испытательного оборудования и средств измерений, обязательность использования которых установлена соответствующими документами, применяемыми испытательной лабораторией для проведения испытаний, однозначно влечет за собой необъективность (ненадежность) результатов таких испытаний.
Согласно Акту проверки от 17.11.2017 г. N 176-АВП в результате рассмотрения форм по оснащенности ИЛ НО "САМТ-Фонд" средствами измерений, испытательным оборудованием и вспомогательным оборудованием и осмотра помещений ИЦ по адресам мест осуществления деятельности (105062, г. Москва, пер. Подсосенский, д. 7, стр. 4; 143345, Московская обл., Наро-Фоминский район, пос. Селятино, ул. Промышленная, дом 11/1, СТО "Спецавтотехника"; 142322, Московская обл., Чеховский район, село Новый Быт, территория складского комплекса АО "ЛОТРА", Дальняя стоянка (часть Бетонной испытательной дороги); 141007, Московская обл., г.Мытищи, ул. Хлебозаводская, д. 6) и выборочного анализа области аккредитации ИЦ, установлено, что по месту осуществления деятельности в области аккредитации, на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и (или) пользования, ИЛ не располагает средствами измерений, испытательным оборудованием, вспомогательным оборудованием, а также иными средствами измерений, испытательным и вспомогательным оборудованием, иными материальнотехническими средствами, включенными в формы по оснащенности ИЛ средствами измерений и испытательным оборудованием, необходимыми для реализации методов испытаний, включенных в утвержденную область аккредитации ИЛ.
Подпунктом "а" пункта 23.9 Критериев аккредитации предусмотрено наличие правил управления оборудованием для проведения исследований (испытаний) и измерений, предусматривающих идентификацию каждой единицы оборудования и программного обеспечения (в том числе наименование изготовителя, идентификацию типа и серийного номера или другую уникальную идентификацию); Пунктом 5.5.4 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 установлено, что каждая единица оборудования и ее программное обеспечение, используемые при проведении испытаний и калибровки и оказывающие влияние на результат, должны, если это практически осуществимо, быть однозначно идентифицированы.
В соответствии с пунктом 5.5.4 РК ИЛ идентификация испытательного оборудования и средств измерений проводится по инвентарному и заводскому номеру, а также сопроводительным документам. В ходе рассмотрения форм по оснащенности ИЛ, а также проверки оснащенности ИЛ испытательным оборудованием, средствами измерений и вспомогательным оборудованием установлено, что не все оборудование можно однозначно идентифицировать в связи с тем, что оно не снабжено этикетками, содержащими наименование оборудования, наименование изготовителя, идентификацию типа и серийного номера или другую уникальную идентификацию. В некоторых случаях сотрудники ИЛ затруднялись в определении места нахождения заводского шильдика (таблички) с информацией, а сопроводительная документация на оборудование на местах его применения отсутствовала.
В соответствии с подпунктом "с" пункта 4.1.5 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 лаборатория должна определять политику и процедуры, позволяющие обеспечить конфиденциальность информации и прав собственности ее заказчиков, включая процедуры защиты электронного хранения и передачи результатов"; Пунктом 4.7.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 установлено, что лаборатория должна сотрудничать с заказчиками или их представителями для уточнения запроса заказчика и мониторинга деятельности лаборатории в связи с выполняемой работой при условии, что лаборатория обеспечивает конфиденциальность по отношению к другим заказчикам. Примечание 1 - Такое сотрудничество может включать в себя: а) предоставление заказчику или его представителю разумного доступа к соответствующим участкам лаборатории, с тем чтобы наблюдать за испытаниями и/или калибровкой, проводимыми для заказчика; b) подготовку, упаковку и отправку образцов (проб), прошедших испытания и/или калибровку, необходимых заказчику с целью проверки."
Согласно пункту 5.3.4 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 использование участков, оказывающих влияние на качество испытаний и/или калибровки, и доступ к ним следует контролировать. Лаборатория должна установить степень контроля на основе конкретных обстоятельств.
Пунктом 23.6 Критериев аккредитации установлено, что руководство по качеству должно предусматривать наличие правил обеспечения конфиденциальности информации, в том числе поступающей от третьих лиц; В соответствии с пунктом 4.1.1.2 РК ИЛ обязана обеспечивать конфиденциальность коммерческой или иной информации, получаемой в результате своей деятельности.
Вместе с тем в ходе проверочных мероприятий 30.10.2017 г. по адресу: 143345, Московская обл., Наро-Фоминский район, пос. Селятино, ул. Промышленная, дом 11/1, СТО "Спецавтотехника", установлено, что в соответствии с договором аренды от 01.10.2017 г. N 7А011 нежилого помещения ООО "КБ Спецавтотехника" передает в аренду, в том числе, часть площади (527, 34 кв. м) нежилого помещения общей площадью 1775,5 кв. м. Арендуемая часть помещения не имеет ограждений, отделяющих ее от общего пространства, но при этом на арендуемой части нежилого помещения проводятся испытания, хранятся и подготавливаются образцы продукции, а также проводятся иные мероприятия в соответствии в утвержденной областью аккредитации ИЛ НО "САМТ-Фонд".
Также 30.10.2017 г. должностными лицами Росаккредитации было установлено присутствие в этом помещении (во время проведения испытаний) посторонних лиц, не являющихся сотрудниками ИЛ и представителями заказчиков, что подтверждается показаниями сотрудников НО "САМТ-Фонд" и опрошенных посторонних лиц.
На основании изложенного установлено нарушение пункта 17 Критериев аккредитации в части соблюдения правил, установленных системой менеджмента качества ИЛ НО "САМТ-Фонд".
Пунктом 19 Критериев аккредитации установлено требование к наличию у работников (работника) лаборатории, непосредственно выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, высшего образования, либо среднего профессионального образования или дополнительного профессионального образования по профилю, соответствующему области аккредитации; опыта работы по исследованиям (испытаниям), измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет; допуска к работам по проведению исследований (испытаний) и измерений, связанным с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при необходимости). Допускается наличие у работников лаборатории, непосредственно выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитаций или в реестре аккредитованных лиц, опыта работы по исследованиям (испытаниям), измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее одного года, при условии выполнения ими работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям под контролем лиц, отвечающих требованиям настоящего пункта критериев аккредитации (за исключением лабораторий, проводящих сертификационные испытания средств связи и выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям оборудования для работы во взрывоопасных средах).
Пунктом 20 Критериев аккредитации установлено требование к наличию у работников, участвующих в выполнении работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям, навыков и профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.
В ходе проверки на основании представленных документов, установлено, что часть сотрудников ИЛ, участвующих в проведении испытаний, не имеет высшего образования, либо среднего профессионального образования или дополнительного профессионального образования по профилю, соответствующему области аккредитации ИЛ, что свидетельствует о несоблюдении ИЛ НО "САМТ-Фонд" требований подпункта 5.1.1 пункта 5.1 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 в части обеспечения правильности и надежности испытаний и/или калибровки, проводимых лабораторией, а именно - ненадлежащем определении человеческого фактора в соответствии с требованиями пункта 5.2 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009.
Представитель Заявителя в ходе судебного разбирательства пояснил, что помимо протокола испытаний от 21.07.2017 г. N 2814.3/344/Тр/17 должностными лицами Росаккредитации, проводившими проверку, также были рассмотрены протоколы испытаний от 21.08.2017 г. N 2870.6/344/24/17, N 2870.5/344/24/17, и др., выданные с нарушениями установленных требований.
По мнению административного органа, аналогичность и системность выявленных нарушений свидетельствует об отсутствии у сотрудников ИЛ достаточных навыков и профессиональных знаний, необходимых для выполнения работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации.
На основании выявленных несоответствий установлено несоблюдение "САМТФонд" Критериев аккредитации при осуществлении своей деятельности, что свидетельствует о нарушении пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона N 412-ФЗ.
Учитывая вышеизложенные выводы и установленные Актом проверки от 17.11.2017 г. N 176-АВП обстоятельства, результаты испытаний, проведенных ИЛ НО "САМТ-Фонд" по местам осуществления деятельности, указанным в реестре аккредитованных лиц и отраженные в протоколе испытаний от 21.07.2017 г. N 2814.3/344/Тр/17, являются недостоверными и необъективными, не отвечающими критериям правильности и надежности.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что испытательной лабораторией НО "САМТ-Фонд" при выдаче протокола сертификационных испытаний от 21.07.2017 г. N 2814.3/344/Тр/17 не были соблюдены требования, установленные частью 1 статьи 9, частями 1, 4 статьи 13 Закона N 102-ФЗ, ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, Приложением А к ГОСТ Р ИСО 3449-2009, что свидетельствует представлении испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных и необъективных результатов исследований (испытаний) и измерений продукции.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 14.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 14.48 КоАП РФ, представление испытательной лабораторией (центром) для целей оценки (подтверждения) соответствия недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений продукции - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. Объектом административного правонарушения является установленный порядок, связанный с требованиями по проведению исследований и предоставлению результатов таких исследований.
Объективная сторона правонарушения, выражается в представлении испытательной лабораторией для целей оценки (подтверждения) соответствия заведомо необъективных результатов исследований.
Субъект административного правонарушения: Некоммерческая организация "Фонд развития сертификации спецавтотранспорта, средств механизации и технологий выполнения работ в строительстве".
По данному факту, в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, в отношении Заинтересованного лица был составлен протокол об административном правонарушении от 02.02.2018 г. N 60/2018.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ да дату принятия судебного акта не истек.
Судом первой инстанции правильно учтено, что результаты проверки не были оспорены ответчиком в судебном порядке. Иные доводы НО "САМТ-Фонд" по настоящему делу судом рассмотрены и отклонены как необоснованные, не подтвержденные материалами дела.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявления Росаккредитации.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.04.2018 г. по делу N А40-48592/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.