город Воронеж |
|
13 июля 2018 г. |
Дело N А08-2341/2018 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Ушаковой И.В.,
без вызова сторон, в порядке ст. 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), п.п. 47, 49 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Стройматериалы" (ИНН 3125006363, ОГРН 1023101655477) на решение Арбитражного суда Белгородской области от 13.04.2018 по делу N А08-2341/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, (судья Коновалов А. И.) по иску Управления автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области (ИНН 3123317412, ОГРН 1133123002540) к открытому акционерному обществу "Стройматериалы" (ИНН 3125006363, ОГРН 1023101655477) о взыскании 105 275 руб. 50 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Управление автомобильных дорог общего пользовании и транспорта Белгородской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к открытому акционерному обществу "Стройматериалы" (далее - ОАО "Стройматериалы", ответчик) о взыскании 105 275 руб. 50 коп. в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Белгородской области.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 10.11.2017 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 17.01.2018 дело передано по подсудности на рассмотрение Арбитражного суда Белгородской области.
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 28.02.2018 исковое заявление принято к производству и рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 13.04.2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ОАО "Стройматериалы" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило обжалуемое решение отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылался на то, что расчет истца о возмещении вреда, причиненного транспортным средством дорогам общего пользования регионального и муниципального значения Белгородской области, является произвольным.
Определением суда апелляционной инстанции от 04.05.2018 апелляционная жалоба принята к производству в порядке упрощенного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В силу части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела в порядке арбитражного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с пунктом 1 Распоряжения Правительства Белгородской области от 19.10.2015 N 530-рп "О наделении полномочиями по определению размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами", Управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области наделено полномочиями по определению размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами.
Положением об управлении автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области, утвержденным постановлением Правительства Белгородской области N 61-пп от 06.02.2012, к полномочиям Управления отнесено осуществление расчета, начисления и взимания платы (в том числе в судебном порядке) в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значений Белгородской области (пункт 5.4 Положения).
Таким образом, Управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области вправе обращаться в суд с требованием о взыскании вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Белгородской области.
10.03.2016 сотрудниками Управления автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области и инспектором ОВ ДПС ОГИБДД ОМВД России на передвижном посту весового контроля ППВК 20 (весы N 11-30515) на автомобильной дороге "Белгород - Павловск" было выявлено нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов.
Водитель Щитов Н.А., управляя транспортным средством с регистрационным номером С433УО 36, перевозил делимый тяжеловесный груз (кирпич) с превышением допустимой массы и осевых нагрузок.
Из акта N 8 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 10.03.2016 следует, что полная допустимая масса груза составляет 40,00 т, а фактическая - 41,200 т, нагрузка на вторую ось составила 12,940 т, что превышает допустимую нагрузку 10,00 т.
В соответствии с расчетом возмещения вреда, причиняемого транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Белгородской области, подготовленным управлением общего пользования и транспорта Белгородской области, сумма вреда составила 17 109 руб. 02 коп., в том числе 6 276 руб. 82 коп. по полной массе и 10 832 руб. 20 коп. по второй оси.
Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства, превысившего установленные ограничения по массе и нагрузке на ось, его владельцем является ОАО "Стройматериалы".
23.03.2016 сотрудниками Управления автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области и инспектором ОВ ДПС ОГИБДД ОМВД России на передвижном посту весового контроля ППВК 20 (весы N 11-30515) на автомобильной дороге "Короча-Губкин-Горшечное" было выявлено нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов.
Водитель Мишкин В.Ю., управляя транспортным средством с регистрационным номером Н790УХ 31 с прицепом, регистрационный номер АН0807 31, перевозил делимый тяжеловесный груз (известь) с превышением допустимой массы и осевых нагрузок.
Из акта N 16 о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось от 23.03.2016 следует, что полная допустимая масса груза составляет 44,00 т, а фактическая - 44,120 т, нагрузка на вторую ось составила 7,660 т, что превышает допустимую нагрузку 6,000 т, нагрузка на третью ось составила 7,010 т, что превышает допустимую нагрузку 7,010 т, нагрузка на четвертую ось составила 8,300 т, что превышает допустимую нагрузку 5,00 т, нагрузка на пятую ось составила 7,190 т, что превышает допустимую нагрузку 7,190 т, нагрузка на шестую ось составила 7,830 т, что превышает допустимую нагрузку 5,00 т.
В соответствии с расчетом возмещения вреда, причиняемого транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Белгородской области, подготовленным управлением общего пользования и транспорта Белгородской области, сумма вреда составила 88 166 руб. 48 коп., в том числе 12 507 руб. 42 коп. по полной массе, 10 875 руб. 41 коп. по второй оси, 7 255 руб. 15 коп. по третьей оси, 6 207 руб. 91 коп. по четвертой оси, 21 951 руб. 03 коп. по пятой оси и 29 387 руб. 56 коп. по шестой оси.
Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства, превысившего установленные ограничения по массе и нагрузке на ось, его владельцем является ОАО "Стройматериалы".
Общая сумма вреда, причиненного вышеуказанными нарушениями, составляет 105 275 руб. 50 коп. (17 109 руб. 02 коп. + 88 166 руб. 48 коп.).
В адрес ответчика направлено уведомление от 14.04.2016 N 02-1569 с требованием компенсировать вред, причиненный автомобильным дорогам транспортным средством, в размере 105 275 руб. 50 коп. в течение 7 дней с момента получения данного уведомления.
Уведомление оставлено ответчиком без удовлетворения.
Ссылаясь на необходимость возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществлявшим перевозку тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования регионального и межмуниципального значений, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Принимая решение по делу, арбитражный суд первой инстанции удовлетворил исковые требования истца в полном объеме.
Судебная коллегия апелляционной инстанции считает данный вывод арбитражного суда области законным и обоснованным, соответствующим фактически установленным обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Статья 1082 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что при удовлетворении требования о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В статье 15 Гражданского кодекса РФ закреплено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности: совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействия); наличие у субъектов гражданского оборота убытков с указанием их размера; наличие причинной связи между поведением и возникшими убытками; наличие вины лица, допустившего правонарушение.
В свою очередь, ответчик вправе доказывать отсутствие оснований для возложения на него ответственности за причиненные контрагенту убытки, а также наличие обстоятельств, свидетельствующих, что им проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно статье 29 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 пользователям автомобильными дорогами запрещается, в том числе осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Поскольку перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза, такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 N 22-П.
Частью 1 статьи 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 31 указанного Федерального закона для получения специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 4 настоящей статьи; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 настоящей статьи.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда), которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.
На основании пунктов 2, 3, 5 вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств. Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от размера вреда, определенного для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Из анализа вышеизложенных правовых позиций следует, что превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства является основанием для возмещения владельцами транспортных средств вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при эксплуатации транспортных средств, принадлежащих ответчику, были превышены, в сравнении с допустимыми, нагрузки по общей массе и фактические осевые нагрузки транспортных средств.
Факт причинения вреда автомобильной дороге регионального значения подтверждается актами от 10.03.2016 N 8 и от 23.03.2016 N 16, подписанными водителями транспортных средств без замечаний, которыми установлено превышение ответчиком ограничений по общей массе и по нагрузке на ось автомобиля, что является нарушением правил проезда тяжеловесного транспортного средства по федеральной автомобильной дороге общего пользования.
Указанные акты от 10.03.2016 N 8 и от 23.03.2016 N 16 соответствуют требованиям, изложенным в пункте 2.1.1.1.3 Приказа Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125 "Об утверждении порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" и в пункте 2.1.1.2.2 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 21.07.2011 N 193.
В установленном законом порядке акты от 10.03.2016 N 8 и от 23.03.2016 N 16 ответчиком не оспорены (иного в материалы дела не представлено).
Доказательств нарушения Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе Порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 27.04.2011 N 125, ответчиком в материалы дела не представлено.
Контроль осуществлен с использованием сертифицированного и поверенного оборудования в программе "КТГ-Калькулятов". В материалы дела истцом представлены сведения о поверке весов, подтверждающие его действительность до 02.06.2016.
Расчет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, производился с использованием программного обеспечения, путем внесения необходимых сведений о транспортном средстве и маршруте его движения. В результате внесения имеющейся информации, происходит обработка данных, что нашло свое отражение в отчетах о превышении допустимых нагрузок.
Размер вреда определен истцом на основании Положения о размере вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Белгородской области, утвержденного постановлением Губернатора области от 17.12.2009 N 114, которым определена методика расчета платы за осуществление перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Белгородской области.
В соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 09.12.2013 N 502-пп "Об урегулировании использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значений" автодороги "Белгород - Павловск" (идентификационный номер 14.ОП.РЗ.К-1) и "Короча-Губкин-Горшечное" (идентификационный номер 14.ОП.РЗ.К-2) входят в перечень автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значений, относящихся к государственной собственности Белгородской области и находящихся на праве оперативного управления у Управления автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области.
Произведенный расчет признан судом верным, ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен, равно как и не представлено доказательств добровольного возмещения ответчиком вреда.
Поскольку провоз по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Белгородской области тяжеловесных грузов с превышениями допустимых нагрузок на ось и допустимой массы автомобиля объективно причиняет вред автомобильным дорогам, предъявление к лицам, допустившим такие нарушения, не получившим специальное разрешение и не оплатившим плату за провоз тяжеловесного груза, исков в суд соответствует положениям абзаца девятого статье 12 Гражданского кодекса РФ, статье 1064 Гражданского кодекса РФ о защите нарушенного права путем возмещения убытков.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Предусмотренных пунктом 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ оснований, освобождающих от возмещения вреда, ответчиком в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также принимая во внимание то, что ответчиком не представлено бесспорных доказательств в обоснование возражений относительно заявленных требований, суд пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований о взыскании платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Белгородской области, в размере 105 275 руб. 50 коп.
Само по себе несогласие ответчика с произведенным расчетом не свидетельствует о наличии оснований к отмене принятого судебного акта.
Доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Исходя из изложенного, решение Арбитражного суда Белгородской области от 13.04.2018 по делу N А08-2341/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Стройматериалы"- без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 13.04.2018 по делу N А08-2341/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Стройматериалы" (ИНН 3125006363, ОГРН 1023101655477) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.В. Ушакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-2341/2018
Истец: Управление автомобильных дорог общего пользовании и транспорта Белгородской области
Ответчик: ОАО "Стройматериалы"