г. Самара |
|
16 июля 2018 г. |
Дело N А72-3844/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кувшинова В.Е.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 мая 2018 года по делу N А72-3844/2018 (судья Овсяникова Ю.А.), рассмотренное в порядке упрощенного производства
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области (ИНН 7327026056, ОГРН 1027301482031), г.Ульяновск,
к акционерному обществу "Энергоремонт Плюс" (ОГРН 1097746790107, ИНН 7702721214) в лице Волжского филиала, г.Ульяновск,
о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области (далее - заявитель, Пенсионный фонд, ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к акционерному обществу "Энергоремонт Плюс" в лице Волжского филиала (далее - общество) о взыскании финансовых санкций за представление неполных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный месяц август 2016 года в сумме 9 500 руб. (л.д.2-3).
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в порядке упрощенного производства.
В суд первой инстанции от общества поступило ходатайство об уточнении наименования ответчика на АО "Энергоремонт Плюс" (в лице Волжского филиала).
В суд первой инстанции от Пенсионного фонда поступило ходатайство о рассмотрении заявления по общим правилам административного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.05.2018 по делу N А72-3844/2018 ходатайство об уточнении наименования ответчика удовлетворено.
В удовлетворении ходатайства о рассмотрении иска по общим правилам административного судопроизводства отказано.
В удовлетворении заявленных требований отказано (л.д.111-112).
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования (л.д.115-117).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, АО "Энергоремонт Плюс" зарегистрировано в Пенсионном фонде РФ в качестве плательщика страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.
08.09.2016 общество предоставило исходную форму сведений индивидуального (персонифицированного) учета за август 2016 года, а дополняющую форму СЗВ-М в отношении 19 застрахованных лиц - 07.11.2016.
ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (песонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений.
По результатам проверки 07.11.2017 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированным) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 083S18170008721 (л.д.19).
Решением начальника ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области от 05.12.2017 N 083S19170008586 общество привлечено к ответственности за нарушение части 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ в виде финансовой санкции в размере 9 500 руб. в связи с тем, что плательщик страховых взносов за период - август 2016 года - в установленный срок представил неполные сведения, в исходной форме СЗВ-М, представленной 08.09.2016, сведения на 19 застрахованных лиц отсутствовали (л.д.22-23).
11.01.2018 Пенсионным фондом выставлено страхователю требование N 083S01180000094 об уплате финансовых санкций за представление неполных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 Закона N 27-ФЗ, в сумме 9 500 руб. (из расчета по 500 руб. на 19 застрахованных лиц) (л.д.25).
Поскольку данное требование не было исполнено страхователем добровольно, ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании данной суммы в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В силу части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2 данной статьи сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 данного Закона, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
На основании пункта 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа (с 01.01.2017 - не позднее 15-го числа) месяца следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно пункта 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (пункта 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Между тем статьей 15 Закона N 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В пункте 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция; окончание действия документа - 18.02.2017), установлено, что в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" разъяснял своим территориальным органам Пенсионного фонда Российской порядок применения названных финансовых санкций. Согласно названному письму, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью третьей статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2018 N 306-КГ17-21843, официальная позиция Пенсионного фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Поскольку в рассматриваемом случае дополняющая форма СЗВ-М за август 2016 года на 19 застрахованных лиц представлена Обществом в Пенсионный фонд (07.11.2016) после самостоятельного выявления ошибки и до составления Пенсионным фондом РФ акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (07.11.2017), суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии вины общества в нарушении требований Закона N 27-ФЗ, статья 15 которого позволяет страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах (без указания сроков, в течение которых может быть реализовано данное право).
Из представленных документов усматривается, что общество самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях за август 2016 года и предприняло меры к ее устранению, путем направления дополняющей формы в Пенсионный фонд РФ, который, в свою очередь, только при получении такой дополняющей формы (а не исходной), провело проверку представленных сведений, и выявило нарушение Закона N 27-ФЗ.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, и взыскания штрафа в размере 9 500 руб. 00 коп. по решению Пенсионного фонда от 05.12.2017 N 083S19170008586 и требованию от 11.01.2018 N083S01180000094, отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Вывод суда согласуется со сложившейся арбитражной практикой по аналогичным делам N N А55-19891/2017, А81-236/2017, А72-11128/2017, А72-9073/2017, в том числе поддержанных Верховным Судом РФ (определение N 306-КГ18-91 от 12.03.2018).
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы Пенсионного фонда, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Пенсионным фондом в федеральный бюджет не уплачивается.
По правилам, установленным в абзаце 2 части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 мая 2018 года по делу N А72-3844/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, установленным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.