город Томск |
|
16 июля 2018 г. |
Дело N А03-482/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Афанасьевой Е. В., Павлюк Т. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О. Ю. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (N 07АП-4192/18) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 23.03.2018 по делу N А03-482/2018 (судья Мищенко А.А.) по заявлению акционерного общества "Алтайская топливная компания" (656015, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Деповская, д. 7, ИНН 2221119456, ОГРН 1062221055478) к государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (656031, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Крупской, 97/Д, ОГРН 1022201759623, ИНН 2225023610), г. Барнаул Алтайский край в лице филиала N 3 о признании незаконным решения N 150 от 21.09.2017 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 817,51 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Алтайская топливная компания" (далее - АО "Алтайская топливная компания") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Фонд социального страхования, Фонд) о признании незаконным решения N 150 от 21.09.2017 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 817,51 руб.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 23.03.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, Фонд социального страхования обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Фонд социального страхования указывает, что неправильно истолкован закон и применен закон, не подлежащий применению; районные коэффициенты не применяются к пособиям по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, поскольку эти пособия выплачиваются за счет средств бюджета Российской Федерации; обязанность Фонда социального страхования возмещать часть единовременного пособия при рождении ребенка нормативно-правовыми актами не установлена.
АО "Алтайская топливная компания" в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что государственным учреждением - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации проведена камеральная проверка АО "Алтайская топливная компания" за период с 01.01.2017 по 30.06.2017 по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В ходе указанной проверки было выявлено, что ввиду применения районного коэффициента, установленного в Волчихинском районе Алтайского края, при назначении государственных пособий гражданам, имеющим детей, в апреле 2017 года в завышенном размере выплачено пособие при рождении ребенка застрахованному лицу Иващенко О.А.
Всего излишне выплачена и не принята к зачёту Фондом социального страхования сумма в размере 817,51 руб.
Указанная сумма считается излишне выплаченной в связи с тем, что пособие его получателю, находящемуся на территории Волчихинского района Алтайского края, начислялись с применением районного коэффициента 1,25 вместо 1,20.
В качестве правовых оснований применения районного коэффициента специалистом отделения Фонда социального страхования приведены положения статьи 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее Закон N 81-ФЗ) в соответствии с которой размеры пособий в местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы. На территории края к выплатам из средств обязательного социального страхования применяются районные коэффициенты в размере 1,15 и 1,2, введенные постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 17.08.1971 N 325/24, от 10.01.1975 N 13-117 и распоряжением Совета Министров РСФСР от 13.01.1972 и закрепленные распоряжением исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 01.09.1971 N 787-р, от 05.01.1972 N 5-р и от 20.01.1975 N 39-р, согласно которым в Волчихинском районе Алтайского края районный коэффициент установлен в размере 1,2. Таким образом, излишне выплаченная сумма составила 817,51 руб.
По результатам камеральной проверки Фондом социального страхования составлен акт N 4532 от 17.08.2017.
21.09.2017 Государственным учреждением - Алтайским региональным отделением фонда социального страхования Российской Федерации было принято решение N 150 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 817,51 руб.
Не согласившись с решениями Фонда социального страхования, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные АО "Алтайская топливная компания" требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения Фонда социального страхования; о правомерном применении АО "Алтайская топливная компания" районного коэффициента в размере 1,25 при начислении и выплате единовременного пособия при рождении ребенка.
Седьмой арбитражный апелляционный суд исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Порядок и условия назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В соответствии со статьей 1.3 Закона N 255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются: временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы; беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет; смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.
На основании статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) страхователи, то есть лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе, организации - юридические лица, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
На основании статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (часть 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Частью 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ установлено, что в средний заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).
В соответствии со статьей 420 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно статье 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение N 375).
В соответствии с пунктом 6 указанного Положения N 375 пособие исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей), или за иной период, указанный в пункте 11 настоящего Положения (далее - расчетный период).
Как определено в пункте 11 (1) Положения N 375, в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
В силу статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьи 419 Налогового кодекса РФ, АО "Алтайская топливная компания" является плательщиком страховых взносов, в том числе в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Из материалов дела следует, что АО "Алтайская топливная компания" начисляет заработную плату работникам с районным коэффициентом 1,25 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края"; страховые взносы в Фонд социального страхования исчисляет и уплачивает с применением указанного коэффициента, ежемесячные пособия по уходу за ребенком начислил застрахованным лицам с учетом районного коэффициента 1,25.
Основанием для принятия оспариваемых решений послужили выводы Фонда о неправомерном уменьшении страхователем базы для начисления страховых взносов на сумму выплат пособий, произведенных с нарушением установленного законодательством порядка.
Статьей 5 Закона N 81-ФЗ установлено, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов.
Арбитражный суд Алтайского края, оценивая Постановление от 27.12.1997 N 1631 Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым районный коэффициент к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края, в том числе на территории Волчихинского района Алтайского края, повышен до 1,25 процентов, исходя из норм статей 148, 316 Трудового кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что он издан в пределах полномочий, предоставленных ему в соответствии с вышеуказанной нормой закона, имеет нормативный характер и является обязательным для исполнения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, с учетом вышеизложенных норм права, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерном применении обществом районного коэффициента в размере 1,25 при начислении и выплате государственных пособий по уходу за ребенком.
При этом суд первой инстанции правильно указал, что формирование расходной части средств Фонда на выплату социальных пособий должно производиться с применением этого же коэффициента - 1,25.
Доводы Фонда о необоснованном применении обществом при расчете вышеназванных пособий районного коэффициента, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 года "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" в размере 1,25, а также о том, что указанным Постановлением не установлена обязанность Фонда осуществлять расходы на выплату повышенного ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств бюджета Фонда, отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Постановление Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 года "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" опубликовано в "Собрании законодательства РФ" 05.01.1998 N 1, ст. 135 и в "Российской газете" 06.01.1998 N 2, имеет нормативный характер. Обязательность исполнения в Российской Федерации постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации закреплена в статье 115 Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации данное Постановление подлежит применению, как соответствующее нормам Трудового кодекса Российской Федерации.
Доказательств отмены в установленном порядке Постановления Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 года "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" Фондом в материалы дела не представлено.
Таким образом, заявитель, применяя действующий нормативный правовой акт -Постановление Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 года "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края", обоснованно учитывал районный коэффициент в размере 1,25 при назначении вышеназванных пособий застрахованным лицам.
Правильность учета районного коэффициента в размере 1,25 при исчислении заявителем базы для страховых взносов в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством под сомнение Фондом не ставится.
Несмотря на то, что у ответчика не имеется претензий относительно того, что обществом предъявляются к зачету Фондом пособия, исчисляемые обществом из фактического заработка с применением коэффициента в размере 1,25, Фонд, тем не менее, считает неправомерным применение такого коэффициента к спорным пособиям, исчисленным страхователем из МРОТ либо в фиксированном размере, установленном законом.
Как указано в статье 1.2 Закона N 255-ФЗ, средства обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством формируются за счет уплаты страхователями страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Между тем, подателем жалобы при формировании своей правовой позиции не учтено, что заработная плата на территории Волчихинского района Алтайского края всем работникам, в том числе, работникам общества, исчисляется на законных основаниях с коэффициентом 1,25 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 года "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края".
Исходя из социальной значимости спорных пособий, цель их выплаты заключается в компенсировании работникам их заработка, которого они лишаются в связи с наступлением определенного страхового случая, поэтому если работник получал заработную плату с учетом повышенного коэффициента, который также учитывался при уплате страховых платежей, то пособие по социальному обеспечению должно исчисляться с учетом такого же коэффициента.
На основании изложенного следует признать, что выводы, изложенные в решении Фонда социального страхования, противоречат положениям Закона N 255-ФЗ и нарушают права заявителя как страхователя, в связи с этим суд обоснованно признал решение Фонда социального страхования N 150 от 21.09.2017 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 817,51 руб., недействительным и удовлетворил заявленные требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Поскольку Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 23.03.2018 по делу N А03-482/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Е. В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-482/2018
Истец: АО "Алтайская топливная компания"
Ответчик: ГУ Филиал N 3 Алтайское региональное Отделение фонда Социального страхования РФ