г. Санкт-Петербург |
|
16 июля 2018 г. |
Дело N А42-9831/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: Ярышева М.Н., по доверенности от 09.01.2018, Иванов С.В., по доверенности от 09.01.2018
от ответчика: Иванков Р.С., по доверенности от 15.01.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13506/2018) Комитета по тарифному регулированию Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.04.2018 по делу N А42-9831/2017 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению ПАО "Мурманскавтотранс"
к Комитету по тарифному регулированию Мурманской области
об оспаривании постановления
установил:
Публичное акционерное общество "Мурманскавтотранс" (далее - ПАО "Мурманскавтотранс", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифному регулированию Мурманской области (далее - Комитет, административный орган) от 23.11.2017 N 103 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб., а также о прекращении производства по административному делу.
Решением суда от 18.04.2018 постановление Комитета признано незаконным и отменено, в части требования о прекращении производства по административному делу производство по делу прекращено.
В апелляционной жалобе Комитет просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы Комитет указывает, что структура затрат расшифровки отчета о прибылях и убытках не соответствует оборотам по статьям затрат, отраженным в оборотно-сальдовых ведомостях по счетам 20 и 26, в связи с чем предоставление ПАО "Мурманскавтотранс" в рамках проведения Комитетом плановой выездной и документарной проверки недостоверных данных образует состав вмененного административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям письменного отзыва.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Комитета от 25.09.2017 N 80 в отношении Общества назначена плановая выездная проверка на предмет соблюдения последним обязательных требований законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на территории Мурманской области при осуществлении Обществом регулируемой государством деятельности по перевозке пассажиров и багажа транспортом общего пользования.
Проверка проведена в период со 02.10.2017 по 27.10.2017, результаты оформлены Актом от 27.10.2017 N 8 (л.д.39-52).
В целях проведения указанной проверки Обществом в числе прочего были представлены оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета 20 "Основное производство" и 26 "Общехозяйственные расходы" (далее - бухгалтерские ведомости), расшифровка отчета о прибылях и убытках за 2015 год, анализ по убыткам за 2015-2016 годы.
Комитет по результатам сравнительного и перекрестного анализа данных документов пришел к выводу о том, что они содержат противоречивые сведения, а именно:
- в бухгалтерских ведомостях имеются расходы по оплате труда и амортизационные отчисления по подразделению Общества - пансионат "Полярные Зори" за 2015-2016 годы, тогда как в расшифровке отчета о прибылях и убытках таких расходов нет;
- в бухгалтерских ведомостях имеются управленческие расходы, тогда как в расшифровке отчета о прибылях и убытках такие расходы отсутствуют;
- имеется разница по суммам амортизационных отчислений и оплаты труда между расшифровкой отчета о прибылях и убытках и анализом по убыткам.
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении Общества протокола от 20.10.2017 N 103 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
23.11.2017 постановлением N 103 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с названной квалификацией с назначением штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" введено государственное регулирование цен. В соответствии с пунктом 1 названного Указа хозяйствующие субъекты обязаны применять урегулированные государством цены (тарифы) на внутреннем рынке Российской Федерации.
Во исполнение данного Указа Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, в который включены перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) предусматривает два вида регулярных перевозок, а именно, регулярные перевозки по регулируемым тарифам, под которыми в пункте 17 части 1 статьи 3 названного Федерального закона понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, и предусмотренные пунктом 18 части 1 этой же статьи регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств, достоверно свидетельствующих о совершении Обществом правонарушения.
Объектом правонарушения являются отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов. Объективную сторону правонарушения составляет предоставление заведомо недостоверных сведений, означающее, что лицо знало и намеренно предоставило в уполномоченный орган сведения, не соответствующие действительности.
При этом в протоколе об административном правонарушении Комитет указал, что объективная сторона правонарушения выражается в нарушении Обществом установленного порядка ценообразования, что охватывается иным составом правонарушения - статьей 14.6 КоАП РФ.
Из оспариваемого постановления и материалов административного дела следует, что под недостоверностью административный орган понимает выявленные в бухгалтерском учете Общества расхождения.
Между тем из материалов административного дела не следует, что выявленные расхождения свидетельствуют именно к относимой к тарифному производству информации о заведомой недостоверности сведений либо что они созданы умышленно с целью получить необоснованный тариф, либо необоснованно внести в его размер изменения, а равно по отношению к каким сведениям одни являются недостоверными, а другие, отражающие действительность, учитывая, что и те, и другие являются сведениями Общества.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что в материалах дела отсутствуют доказательственные указания на то, какие именно сведения являются недостоверными и где они содержались, Комитет ограничился лишь констатацией суммовых расхождений, в этой связи объект правонарушения надлежаще не установлен.
Комитет не отрицает, что Общество осуществляет как перевозочную деятельность, подпадающую под тарифное регулирование, так и не подпадающую под нее деятельность, в частности, обслуживание пансионата. Кроме того, Комитет не отрицает, что заявитель ведет управленческий учет по структуре расходов, обязательных требований к ведению данного учета, структуре и содержанию внутренних отчетов организации действующее законодательство не содержит.
Комитет не доказал, что в ходе настоящей проверки заявитель представил недостоверные сведения, противоречащие ранее представленным документам именно в отношении регулируемой тарифами деятельности, которые ранее были проверены Комитетом с утверждением тарифов.
Как пояснило Общество, Расшифровка отчета о прибылях и убытках и Анализ по убыткам ПАО "Мурманскавтотранс" за 2015-2016 годы были подготовлены для внутреннего анализа, в большей степени - для анализа прибыли/убытка по профильному виду деятельности - пассажирским перевозкам, для определения структуры затрат по филиалам и Обществу в целом. Чтобы затраты, связанные с непрофильным для Общества видом деятельности - Пансионатом, не вносили свои корректировки в структуру затрат, они были выделены всего в 2 группы - материальные затраты и прочие расходы. Управленческие расходы представляют собой расходы Аппарата, что представлено в расшифровке.
Указанные и иные пояснения Общества в суде административным органом не опровергнуты.
Таким образом, Комитет пришел к выводу о наличии в действиях Общества признаков вменяемого правонарушения на основании поверхностного сравнения бухгалтерских (финансовых) документов и внутренних документов Общества, где группировка и структура затрат изменяется в зависимости от поставленных при анализе целей. В материалах дела отсутствуют достаточные и убедительные доказательства недостоверности сведений, представленных Обществом в ходе проверки.
В связи с изложенным апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности Комитетом оснований для вынесения оспоренного постановления.
Суд первой инстанции, руководствуясь частями 2 и 3 статьи 211 и пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правомерно прекратил производство по делу по требованию Общества о прекращении производства по административному делу. Решение суда в этой части заявителем не оспаривается.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал полную и объективную оценку материалам дела и принял правильное решение, оснований для его отмены либо изменения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.04.2018 по делу N А42-9831/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.