город Томск |
|
16 июля 2018 г. |
Дело N А27-1968/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Колупаева Л. А., судьи: Бородулина И.И., Усанина Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Белозеровой А.А.,
без использованием средств аудиозаписи
при участии:
от истца: без участия (извещен);
от ответчика: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23 апреля 2018 года
по делу N А27-1968/2018 (судья В.Я. Драпезо)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дилекс", г.Кемерово
(ОГРН 1074205025300, ИНН 4205145163)
к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Дилекс" (далее - заявитель, общество, ООО "Дилекс") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, Комитет, КУГИ КО, апеллянт) об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 42:24:0401005:1542, расположенного по адресу: г. Кемерово, Рудничный район, в границах от д. Красная до р. Люскус, вдоль правового берега р. Томь, участок N 7, - для строительства объектов обслуживания культурного и спортивно-оздоровительного назначения N 10-2/1962 от 29.11.2017.
Также заявитель просил обязать Комитет в двухнедельный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении ООО "Дилекс" в аренду земельного участка площадью 12 313 кв. м с кадастровым номером 42:24:0401005:1542, расположенного по адресу: г. Кемерово, Рудничный район, в границах от д. Красная до р. Люскус, вдоль правового берега р. Томь, участок N 7, - для строительства объектов обслуживания культурного и спортивно-оздоровительного назначения, на основании заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов от 07.11.2017.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23 апреля 2018 года заявленные требования удовлетворены, решение Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от 29.11.2017 N 10-2/1962 "Об отказе ООО "Дилекс" в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г.Кемерово, Рудничный район, от деревни Красная до реки Люскус, вдоль правового берега р. Томь, участок N 7, для строительства объектов обслуживания культурного и спортивно-оздоровительного назначения" признано незаконным. Суд обязал Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о предоставлении ООО "Дилекс" в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Кемерово, Рудничный район, от деревни Красная до реки Люскус, вдоль правового берега р. Томь, участок N 7, - для строительства объектов обслуживания культурного и спортивно-оздоровительного назначения.
Не согласившись с принятым решением суда, Комитет обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, перечисляя основания, указанные в статье 270 АПК РФ, указывая, что судом первой инстанции не дана оценка доводам комитета о том, что законодательными актами не регламентируется, что срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта установлен только для заявителя и в него не включается время на подготовку решения о предоставлении земельного участка в аренду.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным приступить рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Дилекс" ранее обращалось в Арбитражный суд Кемеровской области с требованием о признании отказа Комитета незаконным и об обязании Комитета осуществить процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-727/2011 от 01.07.2011 исковые требования общества были удовлетворены, отказ Комитета был признан незаконным. Арбитражный суд Кемеровской области обязал Комитет осуществить действия, направленные на осуществление процедуры выбора земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в виде обращения в орган местного самоуправления об осуществлении мероприятий по обеспечению выбора земельного участка.
Во исполнение решения Арбитражного суда в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ Комитет направил в администрацию города Кемерово поручение от 24.08.2011 N 10-3-08/2423 об обеспечении выбора земельного участка для строительства объектов обслуживания культурного и спортивно - оздоровительного назначения.
Письмом администрации города Кемерово от 22.11.2011 N 06-02-04-01/3040 в обеспечении выбора земельного участка было отказано, в связи с чем, Общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с требованием о признании отказа незаконным и об обязании администрации г. Кемерово обеспечить выбор земельного участка. Решением Арбитражного суда от 02.04.2012 по делу N А27-20636/2011 отказ администрации города Кемерово в обеспечении выбора земельного участка был признан незаконным, на администрацию города Кемерово была возложена обязанность обеспечить выбор земельного участка с учетом утвержденного проекта планировки территории.
Впоследствии администрацией города Кемерово был осуществлен выбор земельного участка, оформлен акт об обеспечении выбора земельного участка, постановлением администрации города Кемерово от 01.11.2013 N 3318, утверждена схема расположения земельного участка площадью 12315 кв. м, расположенного в Рудничном районе, от деревни Красная до реки Люскус, вдоль правого берега р. Томь, участок N 7, - для строительства объектов обслуживания культурного и спортивно-оздоровительного назначения.
14.11.2014 Комитетом было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта N 10-2/4730.
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет 12.02.2015 и ему присвоен кадастровый номер 42:24:0401005:1542.
07.11.2017 ООО "Дилекс" обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении указанного выше земельного участка для строительства.
29.11.2017 Комитет, сославшись на истечение срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, принял решение N 10-2/1962 "Об отказе ООО "Дилекс" в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Кемерово, Рудничный район, от деревни Красная до реки Люскус, вдоль правового берега р. Томь, участок N 7, - для строительства объектов обслуживания культурного и спортивно-оздоровительного назначения".
Полагая, что отказ Комитета в предоставления земельного участка по указанным им основаниям является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 65 АПК РФ закреплен принцип состязательности участников арбитражного процесса, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок, действовавший до внесения в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступления в законную силу названного закона 01.03.2015, включал следующие этапы: выбор земельного участка, который оформляется актом о выборе земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка и являющегося основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства; принятия решения о предоставлении земельного участка.
В силу положений статей 30 - 32 Земельный кодекс Российской Федерации, действовавших в период возникновения спорных отношений, выбор земельного участка проводился с целью формирования земельного участка и дальнейшего его предоставления заинтересованному лицу.
С 01.03.2015 нормы статей, в том числе 30-31 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающие обязанность органа местного самоуправления обеспечить выбор земельного участка, утратили силу на основании Федерального закона Российской Федерации от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Законом N 171-ФЗ внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми полностью изменен порядок предоставления земельных участков.
Действующие с 01.03.2015 нормы Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают предоставление в аренду земельных участков для строительства на торгах и без проведения торгов. При этом случаи предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов ограничены и прямо предусмотрены в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Кроме того, соответствующее предоставление (на торгах, без торгов) осуществляется только в отношении образованного в установленном порядке земельного участка.
В то же время Закон N 171-ФЗ содержит переходные положения.
Согласно пункту 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
В силу пункта 16 статьи 34 Закона N 171-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом местного самоуправления муниципального района принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка, который расположен в границах этого муниципального района и государственная собственность на который не разграничена, либо размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона по продаже такого земельного участка или аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка, предоставление такого земельного участка на основании данного решения или по результатам аукциона осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял данное решение либо разместил или опубликовал указанное извещение, независимо от наличия утвержденных правил землепользования и застройки поселения, в границах которого расположен такой земельный участок.
Таким образом, законодателем установлена возможность завершить уже начатую процедуру предоставления конкретного земельного участка без проведения торгов только при наличии решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ установлено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка в соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно положениям статьи 32 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Как следует из материалов дела, решением Комитета от 14.11.2014 N 10-2-4730 предварительно согласовано место размещения объектов обслуживания культурного и спортивно-оздоровительного назначения на земельном участке из земель населенных пунктов, площадью 12315 кв. м, расположенном по адресу: г. Кемерово, Рудничный район, от деревни Красная до реки Люскус, вдоль правового берега р. Томь, участок N 7.
При этом данным решением на общество возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учет указанного земельного участка.
Судом установлено, что обязанность по постановке на кадастровый учет обществом выполнена, земельный участок 12.02.2015 поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 42:24:0401005:1542.
Из материалов дела следует, что заявление ООО "Дилекс" о предоставлении указанного выше земельного участка для строительства подано 07.11.2017, что подтверждается заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов и распиской в получении документов, выданной МАУ "МФЦ г. Кемерово", получено Комитетом 09.11.2017, то есть до истечения трехгодичного срока.
По смыслу вышеприведенных норм земельного законодательства можно сделать вывод, что решение о предоставлении земельного участка может быть принято уполномоченным органом при наличии в совокупности следующих условий: заинтересованное лицо выразило на это свою волю в заявлении о предоставлении ему земельного участка и земельный участок, в отношении которого проведена процедура предварительного согласования, сформирован и прошел государственный кадастровый учет.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что указанные условия были соблюдены Обществом при обращении в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Ссылка Комитета на истечение срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта правомерно отклонена судом как необоснованная.
Срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении участка для проектирования установлен только для заявителя, в связи с чем, прерывается обращением в уполномоченный орган с надлежащим заявлением, подтвержденным документально. При этом в срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта не включается время, затрачиваемое уполномоченным органом на подготовку решения о предоставлении земельного участка в аренду.
Срок действия решения Комитета от 14.11.2014 N 10-2/4730 истекал 14.11.2017, обращение ООО "Дилекс" с соответствующим заявлением предшествовало указанной дате.
В силу указанного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что обращение общества в Комитет подано своевременно, в связи с чем отказ Комитета в предоставлении земельного участка является незаконным, поскольку противоречит пункту 8 статьи 31, статье 32 Земельного кодекса РФ, нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ, суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Принимая во внимание, что отказ Комитета в предоставлении обществу земельного участка является незаконным, для восстановления прав заявителя, суд обоснованно обязал Комитет в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть вопрос о предоставлении ООО "Дилекс" (ОГРН 1074205025300, ИНН 4205145163) в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Кемерово, Рудничный район, от деревни Красная до реки Люскус, вдоль правового берега р. Томь, участок N 7, - для строительства объектов обслуживания культурного и спортивно-оздоровительного назначения.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд., в связи с чем вопрос о о взыскании государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы апелляционным судом не рассмтаривался.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23 апреля 2018 года по делу N А27-1968/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1968/2018
Истец: ООО "Дилекс"
Ответчик: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области