г. Саратов |
|
16 июля 2018 г. |
Дело N А12-8937/2018 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи О.И. Антоновой,
без вызова сторон
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Волгоградской области Центр занятости населения города Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 мая 2018 года по делу N А12-8937/2018 (судья С.В. Лазаренко), рассмотренному в порядке упрощенного производства по правилам 226-229 АПК РФ,
по иску государственного казенного учреждения Волгоградской области Центр занятости населения города Волгограда (40001, город Волгоград, улица Рабоче-Крестьянская, 16, ОГРН 1023403846938, ИНН 3445050146)
к индивидуальному предпринимателю Бакулину Андрею Николаевичу (400120, г. Волгоград, ул. Им. Паши Ангелиной, д.58, ОГРНИП 317344300049281, ИНН 344311469950)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Волгоградской области Центр занятости населения города Волгограда (далее - ГКУ ВО Центра занятости населения города Волгограда, истец) обратился в арбитражный суд Волгоградской области с иском к индивидуальному предпринимателю Бакулину Андрею Николаевичу (далее - ИП Бакулину А.Н., ответчик) о взыскании суммы бюджетных средств по договору N 22-СД от 19.05.2017 о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица в размере 58 800 руб., суммы финансовой помощи на организационные расходы в размере 1 655 руб., неустойки в размере 60 455 руб.
Решением суда от 21.05.2018, принятом в порядке упрощенного производства, в удовлетворении иска отказано в полном объеме, что послужило основанием для обращения в суд с апелляционной жалобой.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Как следует из материалов дела, Бакулин А.Н. был зарегистрирован в качестве безработного (ищущего работу) 03.04.2017.
10.05.2017 Бакулин А.Н. обратился в Центр занятости населения с заявлением о предоставлении единовременной финансовой помощи и единовременной финансовой помощи на организационные расходы для организации предпринимательской деятельности.
19.05.2017 между ГКУ ВО Центра занятости населения города Волгограда и Бакулиным А.Н. заключен Договор N 22-СД "о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица (далее по тексту - Договор N11-СД от 19.05.2017).
По условиям указанного Договора Центр занятости предоставляет Журину Ю.А. финансовую помощь на организацию предпринимательской деятельности по безналичному расчету на безвозвратной основе в сумме 58 800 руб., а также финансовую помощь на организационные расходы в размере 1 655 руб.
24.05.2017 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о приобретении физическим лицом Бакулиным А.Н. статуса индивидуального предпринимателя - государственный регистрационный номер ГРНИП: 31734430049281.
Приказом N 200 от 05.06.2017 ГКУ ВО Центра занятости населения города Волгограда принято решение о предоставлении Бакулину А.Н. финансовой помощи на организационные расходы в размере 1 655 руб., а также о предоставлении помощи на организацию предпринимательской деятельности в размере 58 800 руб.
Денежные средства в размере 60 455 руб. были перечислены ГКУ ВО Центра занятости населения города Волгограда на расчетный счет Бакулина А.Н., что подтверждается платежным поручением N 371672 от 20.06.2017.
Основаниям для предоставления финансовой помощи Бакулину А.Н. послужили положения подпункта 8 пункта 1 статьи 7.1.-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Администрации Волгоградской области от 26.03.2012 N 171-п " Об утверждении Порядка предоставления финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработным, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации" (далее по тексту - Порядок N 171-п).
Согласно п. 3 Порядка N 171-п финансовая помощь и финансовая помощь на организационные расходы предоставляются на безвозмездной основе.
Представление финансовой помощи и финансовой помощи на организационные расходы осуществляется государственными казенными учреждениями Волгоградской области центрами занятости населения (ГКУ ЦЗН) за счет средств областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на соответствующий финансовый год.
Согласно пункту 5 Порядка N 171-п право на получение финансовой помощи и финансовой помощи на организационные расходы имеют граждане, достигшие возраста 18 лет, зарегистрированные в качестве безработных, а также граждане, прошедшие профессиональное обучение или получившие дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости с целью организации предпринимательской деятельности и зарегистрированные в целях поиска подходящей работы или в качестве безработных (далее именуются - безработные граждане).
Пунктом 6 Порядка N 171-п предусмотрено, что для получения финансовой помощи и финансовой помощи на организационные расходы безработные граждане представляют в ГКУ ЦЗН по месту своего жительства следующие документы: заявление о предоставлении финансовой помощи и финансовой помощи на организационные расходы; бизнес-план.
В соответствии с пунктом 11 Порядка N 171-п предоставление финансовой помощи осуществляется на основании договора о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности (далее именуется - договор), заключенного между ГКУ ЦЗН и безработным гражданином. Финансовая помощь предоставляется на оплату указанных в бизнес-плане затрат, в том числе на приобретение оборудования, основных средств, оплату аренды помещений, текущий и (или) капитальный ремонт нежилых помещений, приобретение и сопровождение программного обеспечения, производство, размещение и распространение рекламы, получение лицензий на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, сертификацию продукции, а также на другие затраты, связанные с организацией предпринимательской деятельности (пункт 16 Порядка).
В пункте 17 Порядка N 171-п определено, что финансовая помощь должна быть использована безработным гражданином в течение 3 месяцев со дня поступления финансовой помощи на его лицевой счет.
Согласно пункту 19 Порядка N 171-п подтверждением целевого использования финансовой помощи является представление безработным гражданином в ГКУ ЦЗН копий оплаченных счетов за приобретенное оборудование и другие материально- технические ресурсы для ведения предпринимательской деятельности, накладных, квитанций об оплате, товарных и кассовых чеков, договоров купли-продажи, актов приема-передачи товара и денежных средств, других документов, отражающих фактически произведенные расходы и ведение предпринимательской деятельности не менее 12 месяцев со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
По условиям Договора N 12-СД Бакулин А.Н. обязался: п. 2.1.2 организовать предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес- планом, согласованным с Центром, и осуществлять ее не менее 12 месяцев с даты внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. п. 2.1.3 использовать предоставленную Центром финансовую помощь только для организации предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес-планом в срок, предусмотренный п.2.1.4 Договора. п.2.1.4 представлять в Центр подлинники документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи в сумме, установленной п.2.2.2, в срок не позднее трех месяцев со дня получения финансовой помощи на лицевой счет гражданина. Копии этих документов принимаются Центром от гражданина по акту-приема-передачи документов (приложение к настоящему договору), п. 2.15 в случае прекращения гражданином предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ранее установленного договором срока письменно уведомить об этом Центр в 5-дневный срок со дня государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, п. 2.1.6 по требованию Центра предоставлять документы, подтверждающие целевое расходование финансовой помощи, а также отказывать содействие Центру при проведении проверок исполнения условий настоящего договора, осуществлять беспрепятственный допуск представителей Центр для их проведения, п. 2.1.8 письменно уведомлять Центр об изменении своего места жительства в 5- дневный срок со дня таких изменений, с указанием нового адреса, п. 2.1.9 не приобретать за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий.
Ссылаясь на то, что ИП Бакулин А.Н. нарушил условия договора N 22-СД от 19.05.2017, а именно п.2.1.4 (не предоставил в центр подлинники документов. подтверждающих целевое использование финансовой помощи в срок не позднее трех месяцев со дня поступления финансовой помощи на лицевой счет), ГКУ ВО Центра занятости населения города Волгограда направил предпринимателю претензию от 09.02.2018 N 03-286 с требованиями возвратить единовременную финансовую помощь в размере 60 455 руб.
В связи с тем, что ответчиком денежные средства возвращены не были, ГКУ ВО Центра занятости населения города Волгограда обратился в суд с настоящим иском.
Давая оценку заявленным исковым требованиям суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
В пункте 23 Порядка N 171-п указано, что финансовая помощь и финансовая помощь на организационные расходы подлежит возврату в ГКУ ЦЗН в полном объеме в течение 10 рабочих дней со дня предъявления ГКУ ЦЗН письменного требования в случаях: непредставления либо неполного представления безработным гражданином документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи, а равно несвоевременное представление указанных документов; представления безработным гражданином недостоверных (подложных) документов, послуживших основанием для перечисления финансовой помощи и финансовой помощи на организационные расходы либо подтверждающих целевое использование указанных видов финансовой помощи; прекращения предпринимательской деятельности ранее 12 месяцев со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Исходя из статьи 282 БК РФ, изъятие бюджетных средств является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства.
По смыслу статьи 78 БК РФ, возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии).
Возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 БК РФ).
Сторонами ИП Бакулин А.Н. и ГКУ ВО Центра занятости населения города Волгограда согласован бизнес-план предпринимательского проекта - открытие фирмы по ремонту и отделке помещений.
20.06.2017 ИП Бакулиным А.Н. была получена финансовая помощь на организацию предпринимательской деятельности в размере 60 455 руб., что подтверждается платежным поручением N 371672 от 20.06.2017.
25.09.2017 сторонами ИП Бакулиным А.Н. и ГКУ ВО Центра занятости населения города Волгограда был подписан акт приема-передачи документов, подтверждающих целевое расходование предоставленной единовременной финансовой помощи на сумму в размере 61 480 руб.
Акт приема-передачи от 25.09.2017 был подписан ИП Бакулин А.Н. и представителем ГКУ ВО Центра занятости населения города Волгограда.
По мнению ГКУ ВО Центра занятости населения города Волгограда нарушение срока подачи документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи является основанием для возврата перечисленной ответчику финансовой помощи на основании п. 3.2 договора, согласно которому в случае нарушения гражданином условий, предусмотренных п.2.1.4 договора, выделенная ему финансовая помощь подлежит возврату в центр в полном объёме с уплатой неустойки на эту сумму в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты, за каждый день неисполнения обязательства по день фактического возврата.
Однако указанный довод правомерно отклонен судом первой инстанции.
Так, порядком N 171-п (пункт 16 и 17) предусмотрено, что в ходе выполнения работ по бизнес-плану безработный гражданин имеет право в течение 3 месяцев со дня поступления финансовой помощи на его лицевой счет перераспределять средства между видами расходов финансовой помощи, указанными в бизнес-плане.
Денежные средства были перечислены Бакулину А.Н. 20.06.2017.
Таким образом, последним днём, когда Бакулин А.Н. имел право распределять средства по бизнес-плану является 20.09.2017 года (включительно).
Согласно п.18 Порядка N 171-п, подтверждением целевого использования финансовой помощи является представление безработным гражданином в ГКУ ЦЗН копий оплаченных счетов за приобретенное оборудование и другие материально-технические ресурсы для ведения предпринимательской деятельности, накладных, квитанций об оплате, товарных и кассовых чеков, договоров купли-продажи, актов приема-передачи товара и денежных средств, других документов, отражающих фактически произведенные расходы и ведение предпринимательской деятельности не менее 12 месяцев со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
25.09.2017 ИП Бакулин А.И. в соответствии с п.16,17 и п. 18 Порядка N 171-п предоставил в ГКУ ВО Центра занятости населения города Волгограда документы, подтверждающие распределение финансовой помощи.
Пунктом 19 Порядка N 171-п предусмотрен перечень первичных документов, которые должны быть представлены предпринимателем для подтверждения целевого использования финансовой помощи.
Истец по акту приема передачи от 25.09.2017 принял от ответчика документ, подтверждающий целевое расходование бюджетных средств без замечаний.
Какие-либо возражения относительно срока представления документов не указал.
Только спустя пять месяцев ГКУ ВО Центра занятости населения города Волгограда направило в адрес ИП Бакулин А.Н. претензию с требованием о возврате денежных средств.
Положение подпункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ о том, что в нормативном акте указывается порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, не может быть применено для произвольного установления уполномоченным органом условий возврата предоставленной субсидии по формальным основаниям.
Обстоятельств, свидетельствующих о получении ответчиком бюджетных средств с нарушений условий, установленный при их предоставлении, а также факт нецелевого использования финансовой помощи ответчиком ГКУ ВО Центра занятости населения города Волгограда заявлены не были.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, оценив доводы апелляционной жалобы приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 мая 2018 года по делу N А12-8937/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.