г. Челябинск |
|
16 июля 2018 г. |
Дело N А76-7132/2018 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Деевой Г.А., рассмотрел апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.05.2018 (резолютивная часть от 10.05.2018) по делу N А76-7132/2018 (судья Пашкульская Т.Д.), рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД", общество "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Магнитогорский металлургический комбинат", г. Магнитогорск Челябинской области (далее - ответчик, ПАО "ММК", податель апелляционной жалобы) о взыскании 92 505 руб. 50 коп. - платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, 1351 руб. 10 коп. - платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, 8262 руб. 67 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму 93 856 руб. 60 коп., начиная с 22.02.2018 по день фактической уплаты кредитору денежных средств, исходя из размера процентов, определяемого ключевой ставкой Банка России, действующей в соответствующие периоды.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 15.03.2018 исковое заявление общества "РЖД" принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства (т.1 л.д.1-2).
Резолютивная часть решения в порядке упрощенного производства подписана 10.05.2018.
По заявлению ответчика 14.05.2018 суд первой инстанции изготовил мотивированное решение.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 10 мая 2018 исковые требования общества "РЖД" удовлетворены в полном объёме: с ответчика в пользу истца взыскано 93 856 руб. 60 коп. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования и за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, а также 8262 руб. 67 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в период с 09.12.2017 по 21.02.2018; кроме того, суд постановил производить начисление процентов, начиная с 22.02.2018 до момент фактического исполнения денежного обязательства на сумму задолженности 93 856 руб. 60 коп., исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды просрочки.
Не согласившись с судебным актом, ответчик направил апелляционную жалобу, в которой указал не незаконность и необоснованность судебного акта просил его отменить.
Апелляционная жалоба ответчика мотивирована наличием оснований к отмене решения, предусмотренных ч.1 и 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе несоответствием указанных в решении выводов обстоятельствам дела, нарушением норм материального права, а именно: неприменение закона, подлежащего применению.
Ответчик обращает внимание, что по сравнению с ранее рассмотренными делами, схожими по фактическим обстоятельствам с настоящим, в рамках настоящего дела общество " ММК" на начало и ококнчание простоя подписывало акты общей формы с возражениями. Более того, общество, изучив документы, исключило из расчёта платы часть актов ОАО " РЖД", в которых по тем или иным причинам не было указано на простой локомотивов (например, локомотивы были переданы под другие передачи) и оплатило признанные суммы, представив расчёт платы с указанием соответствующих документов.
Ответчик полагает, что в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не дал надлежащей оценки доказательствам - актам общей формы о простое локомотивов.
Ссылаясь на п. 3.2.5 и 2.1.5, 8.5, 8.6 Единого технологического процесса (далее - ЕТП) ответчик обращает внимание суда на непосредственное руководство всей оперативной работой на станции маневровым диспетчером, обеспечивающим выполнение сменных заданий по беспрепятственному приёму и отправлению поездов, планирования, согласования и увязки работы станции с узловым, подъездным и локомотивными диспетчерами.
Дежурные диспетчеры станции Магнитогорск - Грузовой и ПАО "ММК" планируют обмен передачами и согласовывают номер конкретного локомотива под конкретную передачу.
Обществом "ММК" представлены письма с возражениями и приложением актов общей формы о нарушении оборота локомотивов ПАО " ММК" на станции "Магнитогорск - грузовой" в ответ на акты общей формы общества "РЖД".
Как указывает ответчик, в соответствии с п. 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утверждённым Приказом МПС РФ N 45 (далее - Правила N 45), ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет права отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием актов общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить своей мнение и напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражениями". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены грузополучателю в день составления актов общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
В случае отказа или уклонения перевозчика от подписания акта общей формы и изложения своего мнения грузополучателем в строке акта общей формы делается отметка "От подписи отказался".
Ответчик подробно описывает процедуру изложения возражений и разногласий в случае несогласия с содержанием актов общей формы и обращает внимание суда на то, что истцом не были оспорены акты общей формы о простое локомотивов ПАО "ММК" на станции Магнитогорск - Грузовой по причине, не зависящей от ответчика.
Кроме того, в соответствии СП. 3.2.8 ЕТП обществом "ММК" представлены справки с анализом причин нарушения оборота локомотивов ПАО " ММК" на станции Магнитогорск - Грузовой, которым также не была дана оценка в судебном акте.
Таким образом, ответчик делает вывод, что доказательств, подтверждающих простой вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика, в материалы дела не представлено.
Ответчик обратил внимание на ошибочное указание судом првой инстанции на предоставление ответчиком графиков, тогда как графики в рамках настоящего дел не представлялись.
Также суд не применил закон, подлежащий применению - ст. 39 Устава железнодорожного транспорта, поскольку имеющимися в деле доказательствами подтверждено отсутствие причин простоя по вине общества " ММК". В соответствии с пп. "г" п. 20 договора на эксплуатацию путей необщего пользования в редакции Дополнительного соглашения N 4, заключённого с протоколом согласования разногласий, начисление платы возможно только по причинам, зависящим от Владельца и не зависящим от перевозчика, тогда как в настоящем случае обстоятельства для начисления платы отсутствовали, поскольку она может быть начислена при совокупности следующих обстоятельств:
-подвижной состав независимо от принадлежности находится на путях общего пользования в ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приёма вагонов, под таможенными операциями, свыше сроков, указанных для этих операций;
-наличие причин, зависящих от Владельца и не зависящих от перевозчика.
Ответчик полагает, что при ином подходе положения статьи 39 Устава ЖДТ являются недействующими и порождают со стороны истца возможность необоснованного составления актов общей формы за занятие путей общего пользования и неосновательного обогащения.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2018 апелляционная жалоба ответчика принята к производству суда апелляционной инстанции; суд также предложил сторонам в срок до 25.06.2018 представить в суд апелляционной инстанции отзывы на апелляционную жалобу.
В направленном отзыве на апелляционную жалобу общество "РЖД" просило её отклонить, оставить решение суда первой инстанции без изменений.
Ссылаясь на п. 2.3.2, 3.3.1, 3.2.9 ЕТП, а также Инструкцию о порядке обслуживания и организации движения поездов на ж/д пути необщего пользования ПАО "ММК", примыкающего к станциям Магнитогорск - Грузовой и Куйбас, истец обращает внимание на приёмосдаточные операции с передаточными составами, которые осуществляются в следующем порядке: на путях парков "А" и "С" станции Магнитогорск - Грузовой, при сдаче вагонов на на железнодорожный путь необщего пользования ПАО " ММК", Передача вагонов от одной стороны другой оформляется памяткой приёмосдатчика и натурным листом.
Время фактического зачисления вагонов на ответственный простой ПАО "ММК" отражается также в памятке приёмосдатчика ( п. 3.3.4 ЕТП).
Как указывает истец в отзыве на апелляционную жалобу, в соответствии с п. 3.2.9 ЕТП работы железнодорожного пути необщего пользования ПАО "ММК" и станцией примыкания Магнитогорск - Грузовой и Куйбас ЮУЖД старший поездной диспетчер УЖДТ ПАО "ММК" обязан обеспечить приём на железнодорожный путь необщего пользования ПАО "ММК" передаточного состава в течение 30 минут с момента зачисления его на ответственный простой.
В случае неприёма передаточного состава на ПАО "ММК" оператор станции Магнитогорск - Грузовой составляет акт общей формы для взыскания платы за занятие пути станции Магнитогорск - Грузовой, который подписывает приёмосдатчик станции Передача ПАО "ММК".
Общество "РЖД" указывает в отзыве, что в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за сверхнормативное (согласованное в договоре) нахождение вагонов на путях общего пользования в соответствии со ст. 39 УЖДТ истцом представлены акты общей формы (на начало и окончание простоя), составленные по факту простоя вагонов в ожидании их уборки локомотивом ответчика на пути необщего пользования ответчика. Акты общей формы, представленные в материалы дела, составлены в соответствии с предъявляемыми законом требованиями, в них зафиксированы те обстоятельства, которые послужили основанием для их составления.
Доводы ПАО "ММК" о наличии вины ОАО "РЖД" в простое вагонов не подтверждены имеющимися в деле документами и противоречат положениям Устава, Договора и ЕТП.
Истец полагает, что ответчик имел возможность исполнить обязательство по своевременной уборке вагонов с выставочных путей. Выполнение ответчиком обязанности по уборке принятых от ОАО "РЖД" вагонов напрямую зависело от надлежащего исполнения им своих обязательств, предусмотренных как договором: п.5, 5.10, так и Единым технологическим процессом (п. 3.2.9), а также Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утверждённых приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26).
Отзыв истца приобщён к материалам дела в порядке ст. 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.02.2013 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "ММК" (владелец) подписан договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "ММК" при станциях Магнитогорск-Грузовой и Куйбас ЮУЖД (далее - договор).
По условиям указанного договора в соответствии с Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования и на условиях настоящего договора осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Магнитогорск-Грузовой Южно-Уральской железной дороги стрелочным переводом N 427 к 9-му пути парка "О"; стрелочным переводом N 186 к парку "С"; стрелочным переводом N 22 к парку "А" и станции Куйбас Южно-Уральской железной дороги стрелочным переводом N 6, обслуживаемого локомотивом владельца. Границами железнодорожного пути необщего пользования являются по станции Магнитогорск-Грузовой: по четному пути со станции Входная ОАО "ММК" створ светофора "ЧВ"; по нечетному пути на станции Входная ОАО "ММК" створ светофора "М14"; по нечетному пути на станции Гранитная ОАО "ММК" створ светофора "М12"; со стороны станции Новая ОАО "ММК" створ светофора "М13"; по станции Куйбас створ светофора ЧП, знаки "Граница железнодорожного подъездного пути", установлены на станции Магнитогорск-Грузовой в створе светофоров ЧВ, М14, М12, М13 парка "О", по станции Куйбас в створе светофора ЧП (пункты 1-2 договора).
В силу п. 5.1 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика по станции "Магнитогорск - Грузовой" на выставочные пути парков "А" и "С" станции "Магнитогорск - Грузовой", дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца. Вагоны, принятые владельцем на выставочных путях станции "Магнитогорск Грузовой", должны быть убраны его локомотивом не позднее чем через 30 минут после приема.
Согласно п. 8.1 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования владельца производится по станции "Магнитогорск - Грузовой" через минимальные интервалы, кроме собственных и арендованных порожних вагонов:
- одноименных и разноименных групп, кроме второй, шестой, седьмой и восьмой (при наличии в группе менее 6 вагонов с ферросплавами), между собой - 1,0 час;
- одноименных групп между собой: вторая - 2,0 часа (летом - с 16 апреля по 30 сентября), 3,0 часа (зимой - с 1 октября по 15 апреля); четвертая - 2,0 часа; шестая - 2,5 часа; седьмая - 3,0 часа; восьмая - 12,0 часов (при наличии в группе 6-ти и более вагонов с ферросплавами).
Допускается передача вагонов на путь необщего пользования ОАО "ММК" ранее наступления интервала по согласованию между маневровым диспетчером станции "Магнитогорск - Грузовой" и старшим поездным диспетчером УЖДТ ОАО "ММК" и с зачислением на ответственный простой ОАО "ММК" по фактическому времени отправления.
Собственные и арендованные порожние вагоны подаются по уведомлению и предъявлению без учета минимальных интервалов между подачами.
Уведомление о подаче передается по телефону работнику станции "Передача ОАО "ММК" не позднее чем за 2 часа до передачи вагонов на выставочный путь с записью в книге уведомлений формы ГУ-2.
При отказе ОАО "ММК" от приема - передачи со станции "Магнитогорск-Грузовой" перевозчик в установленном порядке оформляет акт общей формы и все задержанные по этой причине вагоны находятся на ответственном простое владельца с оплатой времени нахождения вагонов на путях общего пользования согласно пп. "г" п. 20 настоящего договора.
Аналогичное условие зафиксировано в Едином технологическом процессе (п. 3.2.7 ЕТП).
Согласно п. 2.3.2 ЕТП железнодорожный путь необщего пользования обслуживается локомотивами ОАО "ММК". Подача и уборка контрагентам производится локомотивами ОАО "ММК".
Согласно Инструкции о порядке обслуживания и организации движения поездов на ж/д пути необщего пользования ОАО "ММК", примыкающего к станциям "Магнитогорск - Грузовой" и "Куйбас", согласованной сторонами (п. 5.1) обслуживание подъездного пути ОАО "ММК" производится локомотивами локомотивного цеха ЖДТ ОАО "ММК", как и перестановка вагонов со станций примыкания на внутризаводские станции, на фронты погрузки-выгрузки.
В соответствии с пп. "в" п. 20 договора владелец уплачивает перевозчику предоплатой плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, установленную Тарифным руководством N 2, за время нахождения их на железнодорожном пути необщего пользования, а также за время задержки, ожидания подачи или приема вагонов, как на станции назначения, так и в пути следования по причинам, зависящим от владельца и не зависящим от перевозчика.
Оплачиваемое время пользовании вагонами исчисляется с момента передачи вагонов с путей общего пользования на выставочных путях до момента возвращения принятых перевозчиком вагонов на выставочные пути
Согласно пп. "г" п. 20 к договору от 01.02.2013 в редакции дополнительного соглашения N 4 с протоколом разногласий от 08.02.2016 владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности в соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров, нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, либо задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), приведших к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления, по причинам, зависящим от владельца и не зависящим от перевозчика, по ставкам Тарифного руководства с учетом коэффициента индексации (т. 1 л.д. 31 оборот).
Как указывает истец и установлено судом первой инстанции, на станции назначения "Магнитогорск-Грузовой" ЮУЖД в период с 19.11.2017 по 07.12.2017 по причине занятости выставочных путей необщего пользования ответчика ОАО "ММК" простаивали вагоны, прибывшие в адрес ответчика и его контрагентов, о чем составлены акты общей формы N N 6/13795, 6/13799, 6/14215, 6/14232, 6/14220, 6/14233, 6/14223, 6/14239, 6/14196, 6/14240, 6/14234, 6/14242, 6/14234, 6/14242, 6/14224, 6/14244, 6/14238, 6/14247, 6/14237, 6/14246, 6/14243, 6/14250, 6/14243, 6/14250, 6/14245, 6/14254, 6/14212, 6/14261, 6/14211, 6/14260, 6/14257, 6/14267, 6/14231, 6/14265, 6/14255, 6/14270, 6/14262, 6/14274, 6/14263, 6/14275, 6/14235, 6/14251, 6/14253, 6/14241, 6/14259, 6/14256, 6/14266, 6/14249, 6/14278, 6/14248, 6/14279, 6/14258, 6/14280, 6/14268, 6/14282, 6/14268, 6/14282, 6/14276, 6/14283, 6/14277, 6/14284, 6/14273, 6/14288, 6/14286, 6/14291, 6/14285, 6/14292, 6/14269, 6/14295, 6/14293, 6/14296, 6/14264, 6/14297, 6/14287, 6/14298, 6/14300, 6/14301, 6/14302, 6/14303, 6/14304, 6/14305, 6/14290, 6/14307, 6/14294, 6/14315, 6/14308, 6/14316, 6/14281, 6/14217, 6/14281, 6/14317, 6/14324, 6/14309, 6/14325, 6/14310, 6/14326, 6/14321, 6/14327, 6/14314, 6/14329, 6/14312, 6/14330, 6/14322, 6/14332, 6/14328, 6/14336, 6/14323, 6/14339, 6/14299, 6/14341, 6/14340, 6/14345, 6/14335, 6/14347, 6/14337, 6/14349, 6/14338, 6/14350, 6/14346, 6/14356, 6/14348, 6/14360, 6/14306, 6/14361, 6/14353, 6/14363, 6/14357, 6/14364, 6/14366, 6/14368, 6/14365, 6/14369, 6/14367, 6/14373, 6/14359, 6/14374, 6-14376, 6/14351, 6/14376, 6/14333, 6/14375, 6/14362, 6/14377, 6/14372, 6/14380, 6/14371, 6/14384, 6/14370, 6/14383, 6/14381, 6/14387, 6/14379, 6/14391, 6/14343, 6/14352, 6/14385, 6/14395, 6/14393, 6/14396, 6/14354, 6/14400, 6/14355, 6/14401, 6/14399, 6/14404, 6/14394, 6/144407, 6/14398, 6/14409, 6/14397, 6/14408, 6/14405, 6/14411, 6/14406, 6/14414, 6/14402, 6/14416, 6/14412, 6/14424, 6/14419, 6/14425, 6/14390, 6/14426, 6/14427, 6/14422, 6/14430, 6/14413, 6/14432, 6/14423, 6/14435, 6/14420, 6/14437, 6/14420, 6/14437, 6/14436, 6/14440, 6/14431, 6/14442, 6/14429, 6/14443, 6/14438, 6/14444, 6/14428, 6/14447, 6/14441, 6/14448, 6/14449, 6/14450, 6/14439, 6/14453, 6/14451, 6/14456, 6/14452, 6/14463, 6/14458, 6/14465, 6/14459, 6/14466, 6/14378, 6/14388, 6/14386, 6/14389, 6/14433, 6/14469, 6/14462, 6/14470, 6/14446, 6/14473, 6/14460, 6/14475, 6/14457, 6/14477, 6/14473, 6/14491, 6/14509, 6/14494, 6/14510, 6/14495, 6/14511, 6/14464, 6/14483, 6/14464, 6/14483, 6/14480, 6/14487, 6/14479, 6/14486, 6/14472, 6/14488, 6/14481, 6/14489, 6/14420, 6/14490, 6/14420, 6/14493, 6/14498, 6/14499, 6/14501.
В соответствии с перечисленными актами общей формы за время задержки вагонов на путях общего пользования истцом ответчику начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 597 946 руб. 12 коп. с учетом НДС и плата за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику в размере 13 135 руб. 29 коп. с учетом налога на добавленную стоимость ( далее - НДС).
ОАО "РЖД" направило в адрес ответчика претензию N УТЦФТОЮ - 14/П (т.1 л.д.49-50), в которой просило оплатить задолженность.
Платежным поручением N 6286 от 07.02.2018 ответчик перечислил 517 224 руб. 81 коп., в связи с чем остаток долга составил 93 856 руб. 60 коп., за взысканием которого истец обратился в арбитражный суд, а также просил взыскать начисленные на эту сумму проценты за пользование чужими денежными средствами.
Удовлетворяя исковые требования в полном объёме, суд первой инстанции руководствовался ч. 11 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта, предусматривающей, что в случаях нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожного пути необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Также суд принял во внимание п. 4.6, 4.7 Правил N 26, предусматривающих, что за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Изучив содержание пп. "г" ст. 20 договора от 01.02.2013 в редакции дополнительного соглашения от 10.10.2015 N 4 (с учетом протокола разногласий от 08.02.2016) по правилам ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к выводу о достижении сторонами соглашения по вопросу взимания платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих истцу, на железнодорожных путях общего пользования в ожидании их приема ответчиком.
В обоснование факта задержки спорных вагонов на станции "Магнитогорск - Грузовой" ЮУЖД истцом представлены акты общей формы, составленные перевозчиком на соответствующей станции, причиной их составления указано: "вагоны приняты владельцем на выставочных путях станции, но не убраны его локомотивом через 30 минут".
В указанных актах перечислены вагоны, которые простаивают на выставочном пути, но не убраны локомотивом ПАО "ММК", имеются ссылки на номера вагонов, даты и время их прибытия на станцию, время начала и окончания задержки вагонов и иные сведения, предусмотренные Правилами перевозок грузов.
При таких обстоятельствах суд посчитал предъявленные исковые требования обоснованными, в том числе в части внесения платы за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику в сумме 1 351 руб. 10 коп., а также начисленных на задолженность процентов.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
Судом первой инстанции правильно указано, что условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с п. 2 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с ч. 11 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта (в той же редакции от 31.12.2014) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных или иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в ч. 11 настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожного пути необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
В соответствии с п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов. На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В силу п. 4.7 Правил N 26 за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (ч. 12 ст. 39 Устава).
Изучив содержание пп. "г" ст. 20 договора от 01.02.2013 в редакции дополнительного соглашения от 10.10.2015 N 4 (с учетом протокола разногласий от 08.02.2016) по правилам ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к выводу о достижении сторонами соглашения по вопросу взимания платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих истцу, на железнодорожных путях общего пользования в ожидании их приема ответчиком.
В обоснование факта задержки спорных вагонов на станции "Магнитогорск - Грузовой" ЮУЖД истцом представлены акты общей формы, составленные перевозчиком на соответствующей станции, причиной их составления указано: "вагоны приняты владельцем на выставочных путях станции, но не убраны его локомотивом через 30 минут".
В указанных актах перечислены вагоны, которые простаивают на выставочном пути, но не убраны локомотивом ПАО "ММК", имеются ссылки на номера вагонов, даты и время их прибытия на станцию, время начала и окончания задержки вагонов и иные сведения, предусмотренные Правилами перевозок грузов.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты общей формы, памятки приемосдатчика о занятости путей необщего пользования, судом установлено, что акты общей формы оформлены согласно требованиям ст. 119 Устава железнодорожного транспорта, п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), раздела III Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, и служат доказательствами нахождения прибывших в адрес ПАО "ММК" вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в ожидании их подачи на железнодорожный путь необщего пользования.
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в Тарифном руководстве (ч. 17 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта).
Данный вид платы был предусмотрен Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 "127т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные Постановлением ФЗК РФ от 19.06.2002 N 35/12".
В связи с прекращением действия таблицы N 9 Тарифного руководства N 2, на которые имелась ссылка в первоначальной редакции пп. "г" п. 20 договора от 01.02.2013, истец рассчитал размер платы по ставкам действующего на момент спорных обстоятельств Тарифного руководства (п. 2.3 Тарифного руководства, таблица N 1), с учетом согласованной сторонами редакции пп. "г" п. 20 дополнительного соглашения от 08.02.2014 N 4.
Произведенный истцом расчет платы, за пользование путями общего пользования, судом первой инстанции проверен, признан верным.
В силу ст. 39 Устава железнодорожного транспорта, согласно п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу пп. "в" п. 20 договора владелец уплачивает перевозчику предоплатой плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику, установленную Тарифным руководством N 2, за время нахождения их на железнодорожном пути необщего пользования, а также за время задержки, ожидания подачи или приема вагонов, как на станции назначения, так и в пути следования по причинам, зависящим от владельца и не зависящим от перевозчика.
Согласно актам общей формы на путях общего пользования в ожидании приема простаивали вагоны, принадлежащие перевозчику по причинам, зависящим от ПАО "ММК".
Произведенный истцом расчет платы за пользование вагоном судом первой инстанции также проверен и признан верным.
Доводы апелляционной жалобы ответчика судом рассмотрены и признаны подлежащими отклонению.
Согласно пункту 3.1 Правил N 45, факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
Пунктом 3.4 Правил N 45 предусмотрено, что в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. При этом в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, должны быть указаны причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Все акты общей формы, предоставленные в материалы дела, составлены в соответствии с Правилами N 45. В актах присутствуют номера вагонов, прибывших в адрес ответчика, наименование груза, период начала и окончания простоя, указана причина простоя. Наличие разногласий либо отказ от подписи актов общей формы не является правовым основанием для освобождения грузополучателя от взимания платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Ссылки ответчика на отсутствие вины ПАО "ММК" в простое вагонов на путях общего пользования, а также на наличие вины перевозчика (владельца инфраструктуры) ввиду отсутствия должной организации движения локомотивов по станции, что препятствовало выполнению нормативов технологического оборота вагонов, также подлежат отклонению.
Порядок работы дежурного по станции Магнитогорск - Грузовой с передаточными поездами нашёл отражение в п. 3.2.8 ЕТП.
Так, дежурный по станции Магнитогорск - Грузовой подаёт локомотивы ПАО "ММК", прибывшие с передаточными поездами или резервом под составы, подготовленные к сдаче на железнодорожный путь необщего пользования ПАО "ММК" на ближайшие три интервала.
Отправление локомотивов на ПАО "ММК" резервом может быть произведено только по приказу старшего поездного диспетчера УЖДТ ПАО "ММК". Оборот локомотивов ПАО "ММК" на путях станции Магнитогорск - Грузовой устанавливается 70 минут, при этом количество локомотивов, одновременно находящихся на путях станции Магнитогорск - Грузовой, должно быть не более 3-х.
При превышении установленного норматива времени простоя поездного локомотива ПАО "ММК" на станции Магнитогорск - Грузовой, УЖДТ передаёт телефонограмму, фиксируемую старшим поездным диспетчером в книге приказов и телефонограмм на имя начальника станции Магнитогорск - Грузовой и станции Передача ПАО "ММК" следующего содержания: "В нарушение ЕТП локомотив N (группа) простаивает (время) на станции Магнитогорск - Грузовой сверх нормативного времени. Все группы будут засчитаны по фактическому времени отправления.
Учёт оборота локомотивов и анализ причин их перепростоя на путях станции Магнитогорск - Грузовой возлагается на сменного приёмосдатчика станции Передача ПАО "ММК" и дежурного по станции Магнитогорск - Грузовой.
Смена бригад ПАО "ММК" производится на путях станции Магнитогорск - Грузовой при норме не более 20 минут.
Дежурный по станции Магнитогорск - Грузовой обязан обеспечить оборот локомотивов ПАО "ММК", и в случае превышения простоя локомотивом ответчика установленных сроков приёмосдатчик станции Передача ПАО "ММК" составляет акт общей формы для взыскания платы за простой локомотива ПАО "ММК" на путях станции Магнитогорск - Грузовой, который подписывает оператор СТЦ станции Магнитогорск - Грузовой.
Таким образом, во избежание перепростоя и начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования ответчик должен соблюдать требования разработанного сторонами для этих целей ЕТП.
Доказательства неукоснительного соблюдения в настоящем случае положений ЕТП ответчиком в материалы дела не представлено, в связи с чем довод апелляционной жалобы об отсутствии вины ответчика в простое вагонов и неосновательного обогащения истца в связи с необоснованным составлением актов общей формы с начислением платы по ч. 11 ст. 39 УЖДТ, подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит достаточных оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за её рассмотрение, возмещению ответчику не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.05.2018 (резолютивная часть от 10.05.2018) по делу N А76-7132/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Магнитогорский металлургический комбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.07.2018.
Судья |
Г.А. Деева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.