г. Челябинск |
|
16 июля 2018 г. |
Дело N А07-36832/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.04.2018 по делу N А07-36832/2017 (судья Саяхова А.М.).
Общество с ограниченной ответственностью "Кадастровое бюро" (далее - истец, ООО "Кадастровое бюро", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан (далее - ответчик, Администрация) о взыскании суммы основного долга в размере 219 290 руб. 89 коп. по муниципальному контракту N 0801300011916000308-0038474-01 от 21.11.2016, 30 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.04.2018 (резолютивная часть решения объявлена 23.04.2018) исковые требования ООО "Кадастровое бюро" удовлетворены: в его пользу с Администрации взысканы 219 290 руб. 89 коп. основного долга, 20 000 руб. расходы на оплату услуг представителя.
Администрация (далее также - податель жалобы) не согласилась с вынесенным решением и обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация не согласна с доводом истца о том, что непредставление ответчиком документов согласно запросу N 1909 от 15.11.2016 повлекло за собой невозможность исполнения всех условия контракта.
Податель жалобы считает, что судом первой инстанции не учтен факт, что в процессе исполнения муниципального контракта истец ни разу не просил предоставить декларацию, при этом неоднократно ссылался на отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и технической документации.
Также ответчик указывает, что истцом не представлены документы, подтверждающие то, что технические планы и технические паспорта, представленные ответчику, согласованы с муниципальным унитарным предприятием "Электрические сети".
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 21.11.2016 между Администрации (заказчик) и ООО "Кадастровое бюро" (исполнитель) заключен муниципальный контракт N 0801300011916000308-0038474-01 (далее - контракт), согласно которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по проведению технической инвентаризации, изготовлению технических паспортов, подготовке документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта капитального строительства (технический план) и предоставлению кадастровых паспортов на объекты электрохозяйства городского округа город Салават Республики Башкортостан (в дальнейшем объекты инвентаризации) в соответствии с "Техническим заданием на выполнение работ по проведению технической инвентаризации, изготовление технических паспортов, подготовке документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта капитального строительства (технический план) и предоставлению кадастровых паспортов на объекты электрохозяйства городского округа город Салават Республики Башкортостан" (Приложение N 1 к контракту) (техническое задание), которое является частью контракта, а заказчик обязуется принять оказанные исполнителем услуги и оплатить их в порядке, установленном п. 3 контракта (л.д.22-27).
Согласно п. 2.4.1. контракта заказчик обязан представить исполнителю имеющуюся в распоряжении и необходимую для проведения инвентаризации информацию об объектах инвентаризации: информацию о физических свойствах объектов инвентаризации, их технических и эксплуатационных характеристиках. В случае, если заказчик не предоставил необходимую для проведения инвентаризации информацию, срок окончания работ продлевается на период времени, фактически затраченный на представление полного объема необходимой информации.
Заказчик обязан направить исполнителю подписанный акт сдачи-приемки услуг и мотивированный отказ от подписания в течение 15 рабочих дней со дня получения акта сдачи-приемки услуг; своевременно и в полном объеме оплачивать услуги исполнителя в соответствии с условиями контракта (п.п. 2.4.2., 2.4.3. контракта).
Согласно п. 3.1. контракта размер денежного вознаграждения за выполненные работы составляет 250 618 руб. 18 коп., без НДС.
Согласно п. 3.2. контракта заказчик производит платеж, указанный в п. 3.1. контракта, путем перечисления денежных средств из бюджета городского округа город Салават Республики Башкортостан на расчетный счет исполнителя в течение 60 календарных дней с даты предоставления технических паспортов, технических планов и кадастровых паспортов и подписания акта сдачи-приемки услуг, счета на оплату или счета-фактуры.
Согласно п. 5.1. контракта контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до 15.12.2016, в части исполнения обязательств - до полного их исполнения сторонами.
Сторонами согласовано и подписано техническое задание к муниципальному контракту N 0801300011916000308-0038474-01 на выполнение работ по проведению технической инвентаризации, изготовлению технических паспортов, подготовке документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта капитального строительства (технический план) и предоставлению кадастровых паспортов на объекты электрохозяйства городского округа город Салават РБ (л.д.24-27).
Судом первой инстанции установлено, что 15.11.2016 истец обратился к ответчику с запросом N 1909 о предоставлении исходных материалов на перечень объектов согласно техническому заданию к данному муниципальному контракту:
-проектные и исполнительные документации на объекты;
-разрешения на ввод объектов в эксплуатацию;
-справка о годах постройки объектов;
-справка о присвоении адресов объектов;
-справка о балансовой стоимости объектов;
-сведения о представителе правообладателя на объекты (паспортные данные, решение о назначении должностного лица) (л.д.51).
Ответчик направил в адрес истца письмо N 02-ин163 от 14.04.2017, согласно которому пояснил, что в связи с невыполнением условий контракта, а именно: не произведена постановка на кадастровый учет объектов, обозначенных в техническом задании, принять работы не представляется возможным. По мнению ответчика, в настоящее время указанные истцом причины невозможности постановки на государственный кадастровый учет сооружений не актуальны. Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что 01.01.2017 вышеперечисленные статьи Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" утратили силу, таким образом, отсутствуют препятствия выполнения взятых истцом на себя обязательств (л.д.18).
14.04.2017 истец обратился к ответчику с письмом N 76, где пояснил следующее. Требуемые документы ответчиком представлены не были, кроме ответа отдела строительства и архитектуры Администрации городского округа город Салават исх. 161482 от 21.11.2016. В связи с тем, что контракт заключен в 2016 году, на него распространялось действие пункта 8 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которому сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости.
Сведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого объекта недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта такого объекта недвижимости. Сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение.
В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью. Так как до 31.12.2016 заказчиком по муниципальному контракту не предоставлены указанные документы, ООО "Кадастровое Бюро" как исполнитель не смогло произвести постановку на государственный кадастровый учет указанных в техническом задании сооружений.
С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" согласно ч. 8 ст. 24 которого, сведения о сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (л.д.56-58).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец частично исполнив обязательства по муниципальному контракту, направил в адрес ответчика технические паспорта и технические планы на объекты электрохозяйства городского округа город Салават Республики Башкортостан, просил подписать акты выполненных работ и произвести оплату фактически выполненных работ (письмо N 53 от 23.03.2017, л.д.55).
Истец представил расчет суммы иска, который согласуется с п. 10 технического задания (выполнение работ по изготовлению технических планов объектов недвижимости в 4 этапа) (л.д.28).
В материалы дела представлен акт сверки взаимных расчетов за период с 21.11.2016 по 15.12.2016 на сумму 219 290 руб. 89 коп., подписанный сторонами и скрепленный печатями сторон (л.д.48).
Истец направил ответчику претензию с требованием оплатить стоимость фактически выполненных работ. Претензия получена ответчиком 09.06.2017, что подтверждается копией почтового уведомления (л.д.55-56, 12).
Выполненные работы ответчиком не оплачены, досудебная претензия истца оставлена без удовлетворения.
Ненадлежащее исполнение Администрации обязательств заказчика по оплате выполненных работ, наличие задолженности в размере 6219 290 руб. 89 коп. послужили поводом для обращения ООО "Кадастровое бюро" в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что на момент рассмотрения спора у ответчика имеется задолженность за выполненные работы, доказательств оплаты которых суду не представлено.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения сторон, возникшие на основании муниципального контракта от 12.01.2015, подлежат регулированию, положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядные строительные работы (статья 740 Кодекса), проектные и изыскательские работы (статья 758 Кодекса), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В силу статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
Согласно пункту 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 Кодекса.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Из материалов дела следует, что истец частично выполнил свои обязательства по контракту, изготовил технические паспорта и технические планы на объекты электрохозяйства городского округа город Салават Республики Башкортостан и направил указанные документы и акты выполненных работ в адрес ответчика, что подтверждается письмом исх. N 53 от 23.03.2017. В качестве доказательств выполнения работ по муниципальному контракту истцом также представлены приказы во исполнение муниципального контракта N0801300011916000308-0038474-01 о направлении в командировку техников кадастровых работ в город Салават для проведения геодезической съемки объектов электросетевого хозяйства, авансовые отчеты, счета на оплату гостиницы (л.д.65-74). Данный факт сторонами не оспаривается.
Оплата выполненных работ ответчиком не произведена.
Истец представил расчет суммы иска, который согласуется с п. 10 технического задания (выполнение работ по изготовлению технических планов объектов недвижимости в 4 этапа). Расчет иска признан верным.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку декларация либо иные правоустанавливающие документы на объекты электрохозяйства городского округа город Салават Республики Башкортостан также необходимы к исполнению при постановке объектов на кадастровый учет.
В нарушение п.2.4.1 контракта, истребованную исполнителем по контракту документацию заказчик своевременно для выполнения всего объёма работ по контракту не представил, изменений в техническое задание контракта не вносил.
На основании вышеизложенного, обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика долга в сумме 219 290 руб. 89 коп.
Кроме того, учитывая документальное подтверждение понесенных расходов (договор N 01/06 оказания возмездных услуг от 01.06.2017, расходный кассовый ордер от 01.06.2017 N 130), объем и сложность спора, судом первой инстанции взысканы 20 000 руб. расходов на оплату услуг представителя, исходя из статей 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Возражений относительно распределения судебных расходов апелляционная жалоба не содержит.
Доводы, приведенной в жалобе, повторяют аналогичные доводы возражений ответчика, заявленных в ходе рассмотрения дела. Фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, жалоба не содержит. Результаты оценки доказательств, мотивы, по которым суд пришел к своим выводам и по которым отклонил доводы ответчика, подробно изложены в решении суда в соответствии со статьей 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у судебной коллегии отсутствуют основания для их переоценки.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 28.04.2018 по делу N А07-36832/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.