г. Ессентуки |
|
09 июля 2018 г. |
Дело N А63-17623/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судей: Егорченко И.Н., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Наниковым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Москва ст медикал" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.04.2018 по делу N А63-17623/2017 (судья Чернобай Т.А.)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Москва ст медикал" (ОГРН 1162651051430, ИНН 2635216461)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ставропольского края (ИНН 2634033112)
о взыскании задолженности по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство здравоохранения Ставропольского края,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Москва ст медикал" Молдовановой И.В. (директор), Кучевского А.А. (доверенность от 05.03.2018), представителя территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края Васильева М.Ю. (доверенность N 02/06 от 09.01.2018),
в отсутствие представителей Министерства здравоохранения Ставропольского края, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Москва ст медикал" (далее - ООО "Москва ст медикал", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к территориальному фонду обязательного медицинского страхования Ставропольского края (далее - фонд, ответчик) о взыскании задолженности по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию N 190 от 27.03.2017 в сумме 635 151,87 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Ставропольского края (далее - министерство, третье лицо).
Решением суда от 03.04.2018 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что часть услуг по выставленному счету оказана истцом и выставлена по тарифу "медицинская реабилитация после перенесенных травм и операций на опорно-двигательной системе" и "медицинская нейрореабилитация". Между тем, в спорный период (июль 2017 года) у общества отсутствовала лицензия на осуществление деятельности по медицинской реабилитации. При таких обстоятельствах, истцом неправомерно предъявлены к оплате медицинские услуги, оказанные при отсутствии необходимой лицензии, и отказ ответчика от их оплаты является обоснованным.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Москва ст медикал" подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, указывая, что лечение пациентов проведено в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи по профилю "Неврология", на который имеется лицензия, а дополнительное использование специализированного роботизированного оборудования не может являться причиной изменения профиля "Неврология" на профиль "Медицинская реабилитация". В связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
Определением суда от 04.06.2018 апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению на 02.07.2018.
В судебном заседании представители ООО "Москва ст медикал" поддержали доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просили решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объем.
Представитель фонда поддержал доводы отзыва, просил решение суда оставить без изменения.
Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направило, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.04.2018 по делу N А63-17623/2017 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.03.2017 между фондом и обществом (организация) заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис обязательного медицинского страхования. По условиям договора общество обязалось за плату оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), обеспечить застрахованным лицам реализацию права на выбор медицинской организации и врача в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 1, 5.1 договора).
В соответствии с пунктом 4.1 договора фонд обязался оплачивать медицинскую помощь, оказанную в пределах объемов медицинской помощи по ОМС, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС, с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС, путем перечисления указанных средств на расчетный счет организации на основании предъявленных организацией счетов не позднее 25 дней с даты их представления в электронном виде, при условии их наличия на бумажном носителе.
В июле 2017 года в рамках заключенного договора истцом оказаны медицинские услуги на сумму 699 649,76 рублей, в связи с чем ответчику выставлен счет на оплату N 111 от 31.07.2017.
Оказанные услуги оплачены фондом частично, сумма непогашенной задолженности составила 635 151,87 рублей.
31.07.2017 ответчиком в целях осуществления медико-экономического контроля проведена медико-экономическая экспертиза, по результатам которой установлено, что часть услуг по выставленному счету оказана и выставлена по тарифу "медицинская реабилитация после перенесенных травм и операций на опорно-двигательной системе" и "медицинская нейрореабилитация". В соответствии с Порядком организации медицинской реабилитации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.12.2012 N 1705н, медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по медицинской реабилитации. В действующей лицензии ООО "Москва ст медикал" отсутствует разрешение на вид деятельности "медицинская реабилитация". Указанные выводы подтверждаются актами медико-экономической экспертизы от 25.09.2017 N 00000063, N 00000065 - N 00000082.
В связи с чем, актом N 22278Т от 21.08.2017 ответчиком не приняты к оплате услуги по счету N 111 от 31.07.2017 на сумму 635 151,87 рублей.
23.08.2017 истцом в адрес ответчика направлена претензия N 072 с требованием погасить имеющуюся задолженность по оплате, которая оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Правоотношения сторон, возникающие в сфере осуществления обязательного медицинского страхования, регулируются Законом N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных указанным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 9 Закона N 326-ФЗ субъектами обязательного медицинского страхования являются застрахованные лица, страхователи, федеральный фонд, участники обязательного медицинского страхования - территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
По смыслу пункта 7 статьи 14, статьи 37 Закона N 326-ФЗ права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, равно как и деятельность страховых медицинских организаций в названной сфере реализуются на основании договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, а также договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
По договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств (пункт 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинская организация имеет право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Законом.
Оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, на основании предоставленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования (пункт 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Правила обязательного медицинского страхования, которые устанавливают порядок оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Правила ОМС).
Территориальная программа ОМС содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств ОМС, а также перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них.
Таким образом, речь идет о медицинских организациях, получивших лицензию на право оказания определенных видов медицинской помощи и включенных в перечень органом государственной власти субъекта Российской Федерации, к полномочиям которого это отнесено законом. Установление указанных ограничений связано с особым режимом формирования и расходования денежных средств в системе ОМС граждан.
В силу пункта 1 статьи 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).
Пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено, что медицинская деятельность (медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Обязанность лицензирования вводится государством в наиболее значимых сферах деятельности хозяйствующих субъектов, там, где такой контроль необходим с целью недопущения и предупреждения нарушения прав широкого круга лиц, в том числе и в области медицинской деятельности.
Осуществление медицинской деятельности без лицензии, то есть без должного контроля со стороны государства за соблюдением всех нормативных требований, необходимых для ее осуществления, принципиально недопустимо, потому как может причинить вред гражданам, обратившимся за медицинской помощью. Именно поэтому нормативными актами запрещено оказание медицинских услуг без лицензии и, как следствие, не предусмотрена обязанность по их оплате.
В соответствии с Законом N 326-ФЗ приказом ФФОМС от 01.12.2010 N 230 утвержден Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - Порядок N 230).
Пунктами 9, 10 Порядка N 230 установлено, что при медико-экономическом контроле проводится контроль всех случаев оказания медицинской помощи по ОМС, в том числе в целях проверки соответствия оказанной медицинской помощи действующей лицензии медицинской организации на осуществление медицинской деятельности.
Выявленные в реестрах счетов нарушения отражаются в акте медико-экономического контроля с указанием суммы уменьшения счета по каждой записи реестра, содержащей сведения о дефектах медицинской помощи и/или нарушениях при оказании медицинской помощи.
Согласно статье 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой ОМС и договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, проводится в соответствии с Порядком N 230 организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применяются меры, предусмотренные статьей 41 Закона N 326-ФЗ и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Статьей 41 Закона N 326-ФЗ определено, что сумма, не подлежащая оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 5.5.1 приложения N 8 к Порядку N 230 включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи по видам медицинской деятельности, отсутствующим в действующей лицензии медицинской организации, является основанием для отказа в оплате медицинской помощи.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, прокуратурой района проведена проверка по обращению о нарушении ООО "Москва ст медикал" законодательства в сфере ОМС. Согласно представлению заместителя прокурора района об устранении нарушений законодательства о лицензировании и обязательном медицинском страховании от 23.11.2017 N 7-90-2017 в ходе проверки установлен факт оказания медицинским учреждением - ООО "Москва ст медикал" специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по медицинской реабилитации без специального разрешения - лицензии. Данный вид медицинской деятельности (специализированная медицинская помощь в стационарных условиях по медицинской реабилитации) не указан в лицензии ООО "Москва ст медикал" N ЛО-26-01-004153 от 10.08.2017, выданной Министерством здравоохранения Ставропольского края, не указан в лицензии N ФС-26-01-001898 от 26.09.2016, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения по Ставропольскому краю.
По результатам проверки возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В представленной истцом в материалы дела лицензии N ЛО-26-01-003697 от 01.08.2016, выданной комитетом Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию; лицензии N ЛО-26-01-004153 от 10.08.2017, выданной Министерством здравоохранения Ставропольского края; лицензии N ФС-26-01-001898 от 26.09.2016, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, отсутствует указание на возможность осуществления деятельности в сфере медицинской реабилитации.
Таким образом, в спорный период (июль 2017 года) у истца отсутствовала лицензия на осуществление деятельности по медицинской реабилитации.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12, негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности возлагаются в соответствии с действующим законодательством непосредственно на эти учреждения.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела сторонами доказательства и документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что истцом неправомерно предъявлены к оплате медицинские услуги, оказанные при отсутствии необходимой лицензии, в связи с чем, отказ ответчика от их оплаты является обоснованным, следовательно, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства и представленные доказательства, имеющие существенное значение для разрешения спора, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Доводы общества о том, что лечение пациентов проведено в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи по профилю "Неврология" не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку часть услуг по выставленному счету оказана и выставлена по тарифу "медицинская реабилитация после перенесенных травм и операций на опорно-двигательной системе" и "медицинская нейрореабилитация".
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы жалобы фактически сводятся к не согласию общества с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Других доказательств в обоснование своих доводов истцом в суд апелляционной инстанции не представлено, поэтому они не могут быть приняты судом апелляционной инстанции на основании вышеизложенного и отклоняются за необоснованностью.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.04.2018 по делу N А63-17623/2017 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Учитывая, что обществом с ограниченной ответственностью "Москва ст медикал" при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 53 от 13.04.2018 уплачена в доход федерального бюджета государственная пошлина на сумму 4 000 руб., тем самым излишне уплачено государственной пошлины на сумму 1 000, суд апелляционной инстанции считает необходимым возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Москва ст медикал" излишне уплаченную в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.04.2018 по делу N А63-17623/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.