город Омск |
|
16 июля 2018 г. |
Дело N А46-25492/2017 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Н.А. Шаровой,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4167/2018) открытого акционерного общества "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2" на решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Омской области от 23 марта 2018 года по делу N А46-25492/2017 (судья Н.А. Голобородько), принятое в порядке упрощенного производства по иску бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кожно-венерологический диспансер" (ОГРН 1025500993737, ИНН 5504004684) к открытому акционерному обществу "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (ОГРН 1055513053243, ИНН 5507077352) о взыскании 298 536 руб. 31 коп.,
без вызова сторон,
установил:
бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Клинический кожно-венерологический диспансер" (далее - БУЗОО "ККВД") обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к открытому акционерному обществу "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2" (далее - ОАО "ПАТП N 2") о взыскании задолженности в размере 286 540 руб. по актам об оказании услуг N 00000285 от 14.04.2017, N 00000440 от 31.05.2017, N 00000740 от 31.07.2017. Также истец просил взыскать с ответчика сумму неустойки по акту об оказании услуг N 00000285 от 14.04.2017 в размере 7 964,78 руб., по акту об оказании услуг N 00000440 от 31.05.2017 в сумме 2 761,79 руб., по акту об оказании услуг N 00000740 от 31.07.2017 в сумме 1269,74 руб., всего - 11 996,31 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23 марта 2018 года по делу N А46-25492/2017, принятым в виде резолютивной части, постановлено:
"Взыскать с открытого акционерного общества "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2", юридический адрес: 644016, город Омск, 10-й Семиреченский переулок, док 16, зарегистрированного в качестве юридического лица 11.11.2005, ОГРН 1055513053243, ИНН 5507077352, в пользу бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кожно-венерологический диспансер", юридический адрес: 644001, город Омск, улица 5-я Линия, дом 117А, зарегистрированного в качестве юридического лица 25.05.1993, ОГРН 1025500993737, ИНН 5504004684, денежные средства в сумме 289 405 руб. 40 коп., в том числе основной долг по договору на оказание медицинских услуг от 02.02.2017 в сумме 286 540 руб. 00 коп. и пеня за нарушение сроков оплаты выполненных работ за период с 30.05.2017 по 25.12.2017 в сумме 2865 руб. 40 коп.; а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 8697 руб. 00 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Возвратить бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Клинический кожно-венерологический диспансер" (ОГРН 1025500993737, ИНН 5504004684) из федерального бюджета 6000 руб. 00 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной по платёжному поручению N 128 от 18.01.2018".
В апелляционной жалобе ответчик просит указанное решение отменить. Ссылаясь на пункты 2.1.3 и 3.3 договора на оказание медицинских услуг от 02.02.2017, ОАО "ПАТП N 2" полагает, что обязательства по оплате медицинских услуг поставлены в зависимость от оформления и предоставления исполнителем заказчику заключительного акта, в котором должны содержаться сведения в отношении каждого работника, прошедшего соответствующий медицинский осмотр. В свою очередь, истцом в материалы дела не представлено доказательств исполнения предусмотренных пунктами 2.1.3 и 3.3 договора условий, без чего медицинские услуги по договору нельзя признать оказанными в полном объеме. Заключительный акт необходим ответчику для определения степени годности каждого работника к исполнению трудовой функции и соблюдению требований, предусмотренных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 N 302н.
В поступившем на апелляционную жалобу отзыве БУЗОО "ККВД" полагает ее не подлежащей удовлетворению. К отзыву приложена копия реестра лиц, прошедших предварительный медицинский осмотр (обследование), в приобщении которого к материалам дела отказано на основании части 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ): дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
В рассматриваемом случае оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции не установлено.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
Апелляционные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ.
Апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи (часть 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункт 47 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве").
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Омской области от 23 марта 2018 года по делу N А46-25492/2017 проверены в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ - в части удовлетворения исковых требований в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе.
Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены принятого решения.
02.02.2017 между ОАО "ПАТП N 2" (заказчик) и БУЗОО "ККВД" (исполнитель) заключен договор на оказание медицинских услуг, в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 которого заказчик поручает, а исполнитель проводит первичный и периодический медицинский осмотр сотрудников заказчика, согласно представляемым спискам.
Медицинские осмотры (обследования) проводятся в соответствии с Порядком проведения обязательных медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и работах с вредными и/или опасными условиями труда, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 N 302н.
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора исполнитель обязуется провести периодический медицинский осмотр работников заказчика согласно графику. Исполнитель на основании полученных от заказчика поименных списков работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), утверждает совместно с заказчиком календарные планы проведения медицинского осмотра (обследования) не позднее чем за 14 дней до согласованной даты начала медосмотра.
В силу пункта 2.1.2 договора исполнитель также обязуется провести предварительный медицинский осмотр работников отдельным потоком на территории исполнителя.
В соответствии с пунктом 2.1.3 договора исполнитель обязуется обобщить результаты проведенных периодических, предварительных медицинских осмотров (обследований), оформить заключительный акт и передать его заказчику, в котором должны содержаться сведения о численности, профессиях/должностях и ф.и.о. прошедших медосмотр работников и выданы заключения о состоянии здоровья (годности/ не годности к работе по соответствующей профессии), а также рекомендации работодателю по реализации комплекса оздоровительных мероприятий.
В соответствии с пунктом 2.1.10 договора по итогам проведения осмотра исполнитель не позднее, чем через 15 дней после завершения периодического медицинского осмотра обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (при необходимости) и представителями работодателя (заказчика), составляет заключительный акт, который передается заказчику в срок, указанный в настоящем пункте договора. Заключительный акт должен соответствовать требованиям пункта 2.1.3 настоящего договора.
В силу пункта 3.1 договора общая стоимость оказываемых исполнителем услуг составляет 965 360 руб.
Оплата предоставленных исполнителем услуг производится заказчиком в течение 45 календарных дней с момента подписания акта оказанных услуг, получения заказчиком заключительного акта, указанного в пункте 2.1.3, 2.1.10 настоящего договора и выставления исполнителем счета-фактуры.
На основании пункта 5.3 договора заказчик имеет право на оплачивать оказанные услуги, если выставленные счета-фактуры или счета не соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ или содержат какие-либо недостатки, до исправления допущенных нарушений. Исполнитель в данном случае не вправе требовать от заказчика уплаты неустойки за несвоевременное исполнение обязательств по оплате оказанных услуг. Заказчик обязан проинформировать исполнителя о допущенных нарушениях в полученных документах на оплату в течение пяти рабочих дней.
Согласно пункту 4.2 договора факт выполнения услуг подтверждается подписанным и скрепленным печатью двусторонним актом выполненных работ.
В подтверждение оказания предусмотренных договором услуг БУЗОО "ККВД" представило в материалы дела подписанные сторонами без замечаний и скрепленные оттисками печати акты: N 00000285 от 14.04.2017 на сумму 159 230 руб. ("Платные медицинские услуги (за первичный и периодический медицинский осмотр сотрудников согласно договора N б/н от 02.02.2017"), N 00000440 от 31.05.2017 на сумму 72 120 руб. (("Платные медицинские услуги (за первичный и периодический медицинский осмотр сотрудников согласно договора N б/н от 02.02.2017"); N 00000740 от 31.07.2017 на сумму 55 190 руб. (("Платные медицинские услуги (за первичный и периодический медицинский осмотр сотрудников согласно договора N б/н от 02.02.2017") (л.д. 19-21). Всего, согласно актам, истец оказал ответчику услуги на сумму 286 540 руб.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779, пунктом 1 статьи 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Правила главы 39 АПК РФ применяются к договорам оказания медицинских услуг.
В статьях 309, 310 ГК РФ закреплено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями соответствующего обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В рассматриваемом случае истцом представлены в дело надлежащие доказательства (с учетом того, что согласно п. 4.2 договора факт выполнения услуг подтверждается подписанным актом), подтверждающие объем и стоимость фактически оказанных медицинских услуг по договору, а именно: акты оказанных услуг, которые подписаны ответчиком без каких-либо замечаний по объему и качеству, скреплены оттисками печати. О недостоверности данных актов ответчиком не заявлялось ни в суде первой инстанции, ни в апелляционном суде.
В данном случае не представление исполнителем заключительного акта, упомянутого в пункте 3.3 договора, содержащего условия о расчетах, не освобождает заказчика от оплаты фактически оказанных и принятых в установленном порядке услуг, объем и стоимость которых подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что, согласно пункту 42 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, по итогам проведения осмотров медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения периодического медицинского осмотра обобщает результаты проведенных периодических осмотров работников и совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и представителями работодателя, составляет заключительный акт.
Из пункта 43 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н следует, что в заключительном акте указывается:
наименование медицинской организации, проводившей предварительный осмотр, адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
дата составления акта;
наименование работодателя;
общая численность работников, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности;
численность работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
численность работников, занятых на работах, при выполнении которых обязательно проведение периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности;
численность работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности;
численность работников, прошедших периодический медицинский осмотр, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности;
процент охвата работников периодическим медицинским осмотром;
список лиц, прошедших периодический медицинский осмотр, с указанием пола, даты рождения, структурного подразделения (при наличии), заключения медицинской комиссии;
численность работников, не завершивших периодический медицинский осмотр, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности;
список работников, не завершивших периодический медицинский осмотр;
численность работников, не прошедших периодический медицинский осмотр, в том числе женщин, работников в возрасте до 18 лет, работников, которым установлена стойкая степень утраты трудоспособности;
список работников, не прошедших периодический медицинский осмотр;
численность работников, не имеющих медицинские противопоказания к работе;
численность работников, имеющих временные медицинские противопоказания к работе;
численность работников, имеющих постоянные медицинские противопоказания к работе;
численность работников, нуждающихся в проведении дополнительного обследования (заключение не дано);
численность работников, нуждающихся в обследовании в центре профпатологии;
численность работников, нуждающихся в амбулаторном обследовании и лечении;
численность работников, нуждающихся в стационарном обследовании и лечении;
численность работников, нуждающихся в санаторно-курортном лечении;
численность работников, нуждающихся в диспансерном наблюдении;
список лиц с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания с указанием пола, даты рождения; структурного подразделения (при наличии), профессии (должности), вредных и (или) опасных производственных факторов и работ;
перечень впервые установленных хронических соматических заболеваний с указанием класса заболеваний по Международной классификации болезней - 10 (далее - МКБ-10);
перечень впервые установленных профессиональных заболеваний с указанием класса заболеваний по МКБ-10;
результаты выполнения рекомендаций предыдущего заключительного акта;
рекомендации работодателю по реализации комплекса оздоровительных мероприятий, включая профилактические и другие мероприятия.
Таким образом, заключительный акт является документом, содержащим обобщенные сведения, анализ и рекомендации по результатам проведения периодических медицинских осмотров.
Сам по себе заключительный акт объем и стоимость оказанных услуг не подтверждает, носит справочный характер.
В отзыве на жалобу истец указывает, что к оплату предъявлены услуги по проведению не периодического, а предварительных осмотров.
Предварительные осмотры не завершаются составлением заключительного акта.
В период с июля 2017 года ответчик не требовал представления сведений, включаемых в заключительный акт, от подписания ежемесячных актов не отказывался.
Суд принимает во внимание, что заключительный акт, если предположить, что работники проходили именно периодический медосмотр (что не доказано), ответчика может интересовать в части "рекомендации работодателю по реализации комплекса оздоровительных мероприятий, включая профилактические и другие мероприятия".
Остальные сведения носят характер статистических, необходимых для выводов пи работы компетентных органов.
Но таких сведений ответчик не требовал, об отсутствии в его распоряжении заключительного акта как основания неоплаты оказанных услуг не заявлял истцу.
В данном конкретном случае ответчик не лишен права потребовать у истца предоставления заключительных актов в соответствии с условиями договора и нормативным порядком. Однако их отсутствие не освобождает ОАО "ПАТП N 2" от оплаты оказанных медицинских услуг.
При таких обстоятельствах задолженность в размере 286 540 руб. обоснованно взыскана судом первой инстанции с ОАО "ПАТП N 2" в пользу БУЗОО "ККВД".
Самостоятельных возражений против отказной части решения (в части отказа во взыскании части неустойки) апелляционная жалоба не содержит, что исключает его проверку в соответствующей части (часть 5 статьи 268 АПК РФ, пункт 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
В пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" даны следующие разъяснения.
Поскольку арбитражный суд, исходя из части 2 статьи 229 АПК РФ, составляет мотивированное решение только по заявлению лица, участвующего в деле, рассмотренном в порядке упрощенного производства, то при отсутствии соответствующего заявления лица, участвующего в деле, обжалованию подлежит решение, принятое путем подписания резолютивной части.
ОАО "ПАТП N 2" по своему усмотрению не инициировало изготовление мотивированного решения, вместе с тем, возможность его проверки в порядке апелляционного обжалования по существу доводов заявителя и по инициативе апелляционного суда имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), при принятии решения судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся ОАО "ПАТП N 2".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Омской области от 23 марта 2018 года по делу N А46-25492/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Шарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-25492/2017
Истец: БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ "КЛИНИЧЕСКИЙ КОЖНО-ВЕНЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР"
Ответчик: ОАО "Пассажирское автотранспортное предприятие N 2"
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2018 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4167/18