г. Санкт-Петербург |
|
16 июля 2018 г. |
Дело N А56-81164/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Несмияна С.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Липняговой Е.С.,
при участии:
от истца: представителя Смоля Ю.С., доверенность от 23.04.2018
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14958/2018) ООО "Евродом" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2018 по делу N А56-81164/2017 (судья Дашковская С.А.), принятое
по иску Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к ООО "Евродом"
о взыскании
установил:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Евродом" о взыскании 690 966 руб. 41 коп. задолженности по возмещению расходов по установке узлов учета тепловой энергии.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2018 исковые требования полностью удовлетворены.
Ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права.
По мнению ответчика, суд не указал доказательства, на которых основаны его выводы, а также доводы, по которым отверг доводы ответчика.
Кроме того, ответчик считает необоснованным отклонение его ходатайства об отложении судебного заседания в связи с нахождением представителя на стационарном лечении.
Истец против удовлетворения жалобы возражал, считая решение законным и обоснованным.
Ответчик, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует и установлено судом, что истец в соответствии с договорами от 10.06.2013 N 1326/2, от 01.10.2016 N 16945.047.1, от 01.02.2017 N 18168.047.1, N 16948.047.1, N 16949.047.1, заключенными с ответчиком, является поставщиком тепловой энергии в многоквартирные дома, расположенные по адресам: Санкт-Петербург, г. Колпино, пр. Ленина, д. 72, лит. А, Павловская ул. 92, лит. А, ул. Танкистов, д.18, лит. А, ул. Танкистов д. 22, лит. А, управление которыми осуществляет ответчик.
В указанных выше многоквартирных домах, управляемых ответчиком, не были установлены общедомовые приборы учета в добровольном порядке в установленные сроки (части 5, 9 статьи 13 Закона об энергосбережении), поэтому истец за свой счет произвел в них установку общедомовых приборов учета. С этой целью истец (заказчик) заключил с ЗАО "Теплоучет" (подрядчик) договор от 10.06.2013 N 1326/1, по условиям которого подрядчик обязался выполнить своими силами за счет собственных средств и своих материалов комплекс работ по установке узлов учета тепловой энергии и теплоносителя (УУТЭ) на согласованных сторонами объектах и сдать результат заказчику, а заказчик обязался принять выполненные работы и уплатить обусловленную настоящим договором цену.
Общедомовые приборы учета по спорным адресам были установлены, что подтверждается представленными в материалы дела актами сдачи-приемки выполненных работ, локальными сметными расчетами, счетами-фактурами, актами первичного допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителей.
Суд установил, что общая сумма расходов истца составила 1 906 201 руб. 24 коп.
В период с 28.01.2016 17.01.2018 указанная денежная сумма перечислена заказчиком подрядчику, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
Претензия истца от 06.06.2017 об уплате задолженности за установку общедомовых приборов учета была оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец в силу норм Закона N 261-ФЗ до 01.01.2013 был обязан совершить действия по оснащению приборами учета указанных домов, поскольку собственники помещений многоквартирных домов данную обязанность не исполнили; управляющая компания является лицом, за счет которого подлежат возмещению расходы ресурсоснабжающей организации на установку общедомовых приборов учета.
Выводы суда первой инстанции апелляционный суд считает правильными.
Истец является поставщиком тепловой энергии в указанные многоквартирные дома.
В спорных многоквартирных домах отсутствуют коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, собственниками-жильцами домов не были приняты решения об установке общедомовых приборов учета, не определен порядок их установки и оплаты.
Действующее законодательство в жилищной сфере обязывает потребителей энергоресурсов вести учет производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), ч. 4 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Во исполнение требования, установленного в п. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона (27.11.2009), обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - ресурсоснабжающие организации), обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержден приказом Минэнерго России от 07.04.2010 N 149, согласно пункту 3 которого Договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.
В качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, либо лицо, представляющее интересы собственников жилых (дачных, садовых) домов, объединенных общими сетями инженерно-технического обеспечения.
Согласно письму Минстроя России от 09.04.2014 N 5792-МС/04, расходами организаций, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу, на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов состоят, в том числе, из стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пусконаладочные работы, расходов по приему и переводу денежных средств, рассылки платежных документов и корреспонденции на оплату за установку приборов учета (при установке приборов учета без предоставления рассрочки), либо из стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтажа и пусконаладочные работы, расходов по приему и переводу денежных средств, расходы на содержание информационных систем, обеспечивающих обработку и хранение данных о платежах за установку приборов учета, выставление и рассылки платежных документов и корреспонденции в течение срока предоставления рассрочки (при установке приборов учета с предоставлением рассрочки).
Таким образом, независимо от способа установки прибора учета (с рассрочкой или без таковой) в расходы организаций, которые осуществляют установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, в любом случае включаются расходы на приобретение непосредственно подлежащего установке прибора учета. При этом в дальнейшем поименованные расходы подлежат возмещению указанным организациям в порядке, установленном частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении.
Часть 4 статьи 12 Закона об энергосбережении устанавливает, что в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
Согласно пункту 11 статьи 2 Закона об энергосбережении лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, по смыслу названного закона признается лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом, то есть, применительно к настоящему делу, таким лицом является управляющая компания.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Подпункты "и", "к" пункта 11 Правил N 491 предусматривают, что содержание общего имущества должно включать в себя, среди прочего, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В силу частей 1, 2 статьи 13 Закона об энергосбережении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 5 этой же статьи Закона об энергосбережении установлено, что до 1 июля 2012 года непосредственно собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Из пункта 12 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, оплачивают расходы по установке общедомовых приборов учета равными долями в течение пяти лет с даты их установки (если ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки).
Таким образом, анализируя указанные нормы законодательства об энергосбережении и Жилищного кодекса РФ, мероприятия по энергосбережению, в том числе действия по установке общедомовых приборов учета должны производиться лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, с оплатой соответствующих понесенных расходов собственниками помещений.
Кроме того, учитывая, что данные работы обязательны в силу прямого указания закона, они должны быть осуществлены ответственным лицом вне зависимости от наличия соответствующих указаний в договоре управления и независимо от наличия либо отсутствия соответствующего решения общего собрания собственников помещений.
Следовательно, исходя из смысла положений Закона об энергосбережении, управляющая организация, независимо от действий собственников помещений в многоквартирном доме как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении с возмещением понесенных расходов за счет средств, полученных от собственников помещений.
Поскольку ответчик не принимал необходимых мер для установки ОДПУ в МКД, истец самостоятельно установил ОДПУ.
Факт установки ОДПУ документально подтвержден истцом - в материалы дела представлены акты выполненных работ, акты допуска приборов учета в эксплуатацию представленными в материалы дела; в обоснования цены иска приложены справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), расчет размера платы за установку ОПУ, в которых указаны размер затрат на установку ОДПУ, расчет цены иска.
Требование истца о возмещении расходов на установку ОДПУ предъявлено управляющей организации правомерно, соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.10.2015 N 310-ЭС15-7676, согласно которой управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку ОДПУ.
Довод жалобы о неправомерном отклонении ходатайства ответчика об отложении судебного заседания подлежит отклонению, т.к. неявка представителя стороны в судебное заседание в связи с нахождением на лечении в стационаре, вопреки мнению ответчика, не является основанием для удовлетворения ходатайства, поскольку юридическое лицо может представлять иной представитель, уполномоченный доверенностью.
Нормы материального права применены судом правильно, нормы процессуального права не нарушены, изложенные в решении выводы соответствуют обстоятельствам дела.
Таким образом, принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, в связи с чем основания для его отмены и удовлетворения жалобы отсутствуют..
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2018 по делу N А56-81164/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Евродом" в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.