г. Владивосток |
|
16 июля 2018 г. |
Дело N А51-27449/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.А. Скрипки,
судей К.П. Засорина, Л.А. Мокроусовой,
при ведении протокола секретарями судебного заседания В.А. Ходяковой, Е.С. Потокиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Приморье"
апелляционное производство N 05АП-4250/2018
на решение от 26.04.2018 судьи В.В. Краснова
по делу N А51-27449/2017 Арбитражного суда Приморского края
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к обществу с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Приморье"
(ИНН 2508066848, ОГРН 1052501602548)
о взыскании 52 469 рублей 88 копеек платы за нахождение вагонов на путях общего пользования,
третье лицо: акционерное общество "Порт Восточные Ворота - Приморский завод",
при участии до перерыва:
от истца - представитель Маклюк Т.В. (доверенности от 28.09.2017 сроком действия по 31.12.2019, удостоверение);
после перерыва:
от ответчика - представитель Ерошкина А.В. (доверенность от 02.04.2018 сроком до 20.10.2018, паспорт);
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ООО "РЖД") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Приморье" (далее - ООО "Трансбункер-Приморье") о взыскании 52 469, 88 рублей платы за простой вагонов на путях общего пользования станции назначения.
Определением суда от 22.01.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" (далее - АО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод").
Решением Арбитражного суда Приморского края от 26.04.2018 исковые требования ОАО "РЖД" удовлетворены в полном объеме, с чем ООО "Трансбункер-Приморье" не согласилось, обжаловав судебный акт в суд апелляционной инстанции и указывая на ошибочность выводов суда первой инстанции относительно доказанности материалами дела факта задержки спорных вагонов на путях общего пользования станции назначения по причинам, зависящим от ответчика, повлекших неправомерный вывод о наличии оснований для взыскания с ООО "Трансбункер-Приморье" платы за простой вагонов.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "РЖД" возражало против доводов апеллянта, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали свои позиции. Третье лицо отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не представило, извещённое о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своего представителя не обеспечило, в связи с чем суд, руководствуясь частью 1 статьи 266, статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в его отсутствие.
Как указал истец, в период с 25.11.2016 по 01.12.2016 на путях общего пользования железнодорожной станции Рыбники ДВС железной дороги по причинам, зависящим от грузополучателя ООО "Трансбункер - Приморье", простаивали вагоны, прибывшие в его адрес.
Полагая, что ООО "Трансбункер - Приморье" несет ответственность, предусмотренную статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ), истцом в его адрес направлена претензия N 132 от 05.12.2016 с требованием об уплате 52 469, 88 рублей платы за простой вагонов на путях общего пользования по ведомостям подачи и уборки вагонов NN 906511, 906544, 906573, 906586, 906612, 906613, 906667, 906690.
Отказ ответчика от исполнения указанного требования послужил основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Посчитав доказанной совокупность обстоятельств, являющихся основанием для взыскания с ответчика в пользу истца платы за простой вагонов на путях общего пользования станции назначения, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования ОАО "РЖД" в полном объеме.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Из материалов дела следует, что между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод" (владелец) в 2013 году заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод" станции Рыбники с протоколом согласования разногласий от 28.10.2014 (т. 1 л.д. 80-91), далее - Договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования).
Согласно пункту 13 указанного договора контрагентами владельца - собственника путей необщего пользования являются ООО "Трансбункер-Приморье" и КГУП "Примтеплоэнерго" филиал Находкинский. Подача вагонов и оплата причитающихся перевозчику сборов, плат за оказанные услуги контрагентам владельца, контрагенты осуществляют самостоятельно в соответствии с отдельно заключенными соглашениями о порядке расчета.
С целью урегулирования порядка расчета за услуги, предоставляемые ОАО "РЖД" для ООО "Трансбункер-Приморье" при подаче и уборке вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод" на железнодорожной станции Рыбники", лицами, участвующими в деле, 01.02.2016 заключено тройственное соглашение N 246 (т. 1 л.д. 92, далее - Соглашение о порядке расчета за услуги ОАО "РЖД").
Помимо этого между ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" (исполнитель, владелец) и ООО "Трансбункер-Приморье" (контрагент) 22.05.2013 заключен договор на подачу и уборку вагонов (т. 2 л.д. 132-136, далее - Договор на подачу и уборку вагонов от 22.05.2013), регламентирующий взаимоотношения сторон договора при предоставлении владельцем контрагенту услуг по подаче, сортировке, расстановке на места выгрузки и уборке вагонов с/на фронта слива контрагента, с/на железнодорожного пути необщего пользования владельца локомотивом последнего.
В материалы дела также представлено соглашение N АФТО/И-141 от 07.07.2015, заключенное между ОАО "РЖД" и ООО "Трансбункер-Приморье", регулирующее порядок уведомления истцом ответчика о прибыли в адрес последнего грузов и (или) порожних вагонов (т.1 л.д. 98).
Согласно части 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Если в указанных в части 11 статьи 39 УЖТ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 УЖТ).
Аналогичные положения предусмотрены подпунктом б) пункта 3 Соглашения о порядке расчета за услуги ОАО "РЖД".
Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в случае, если, в частности, вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов (часть 18 статьи 39 УЖТ).
Из содержания приведенных положений частей 12 и 18 статьи 39 УЖТ, а также подпункта б) пункта 3 Соглашения о порядке расчета за услуги ОАО "РЖД", следует, что обязанность по внесению платы за пользование путями общего пользования устанавливается персонифицировано для лиц, от которых зависели причины нахождения вагонов на путях общего пользования.
По общим правилам части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Аналогичная мера ответственности установлена сторонами в Соглашении о порядке расчета за услуги ОАО "РЖД", пункт 3 которого возлагает на контрагента обязанность по внесению платы в соответствии со статьей 39 УЖТ только по причинам простоя вагонов, зависящим непосредственно от контрагента (ответчика по настоящему делу).
Таким образом, при возложении на грузополучателя обязанности по внесению платы в порядке статьи 39 УЖТ необходимо устанавливать наличие в действиях ответчика степени вины в простое вагонов на путях общего пользования.
В силу статьи 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ, оформляется акт общей формы (часть 19 статья 39 УЖТ РФ).
Согласно абзацу третьему пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденные Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила составления актов) акт общей формы составляется на станциях для удостоверения, в том числе, задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования.
В обоснование исковых требований ОАО "РЖД" ссылается на акты общей формы, составленные на станции назначения по прибытии на нее поезда с вагонами ответчика (N N 5/3727, 5/3232, 5/3733, 5/3734), а также акты общей формы, фиксирующие окончание простоя вагонов на путях станции (NN 5/3730, 5/3740, 5/3745, 5/3749, 5/3750, 5/3754, 5/3453, 5/3766, 5/3772).
В составленных на станции назначения Рыбники по прибытии на нее поезда с вагонами ответчика в актах общей формы N N 5/3727, 5/3232, 5/3733 причиной задержки указана занятость путей необщего пользования ЗАО "Порт Восточные ворота - Приморский завод", без указания на вину ООО "Трансбункер-Приморье". Из составленных по окончанию простоя вагонов на путях станции актов общей формы 5/3730, 5/3740, 5/3745, 5/3749, 5/3750, 5/3754, 5/3453, 5/3766, 5/3772 следует, что простой подвижного состава произошел по зависящим от грузополучателя причинам - из-за занятости фронта выгрузки, грузополучателем указано ООО "Трансбункер-Приморье".
Данные акты общей формы подписаны ООО "Трансбункер-Приморье" с возражениями; грузополучатель указал, что простой вагонов был обусловлен ненадлежащим исполнением ветвевладельцем (ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод") заявок грузополучателся на подачу вагонов, повлекшим нарушение нормативного срока подачи вагонов под выгрузку. При этом ООО "Трансбункер-Приморье" обращено внимание на своевременное направление ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" заявок на подачу вагонов, а также на возможность принять прибывшие вагоны (незанятость фронтов выгрузки и наличие свободных емкостей для слива нефтепродуктов).
Акты общей формы составлены по факту задержки на станции Рыбники ДВС. Железной дороги груза, прибывшего в адрес ООО "Трансбункер-Приморье", по причине занятости фронта выгрузки и занятости пути необщего пользования ЗАО "Порт Восточные ворота-Приморский завод" вагонами по памяткам:
- 806161, 806447, 806437, 806459, 806464, 806483, 806374, 806438, 806448, 806420, 806465, 806292, 806320, 806348, 806477, 806454, 806432, 806410, 806402, 806386, 806375, 806470 (акт общей формы N 5/3727);
- 806494, 806483, 806464, 806493, 806477, 806470, 806465, 806454, 806448, 806438, 806432, 806420, 806410, 806402, 806386, 806375, 806374, 806320, 806329, 806292, 805552, 806161 (акт общей формы N 5/3732);
- 806494, 806483, 806464, 806493, 806477, 806470, 806465, 806454, 806448, 806438, 806432, 806420, 806410, 806402, 806386, 806375, 806374, 806320, 806329, 806292, 805552, 806161 (акт общей формы N 3733);
- 806494, 806483, 806464, 806493, 806477, 806470, 806465, 806454, 806448, 806438, 806432, 806420, 806410, 806402, 806386, 806375,806374,806320,806329, 806292, 805552, 806161 (акт общей формы 5/3734).
Отмечая непредставление в материалы дела памяток 806438 и 806494, коллегия установила, что подача груза (нефтепродуктов) для ООО "Трнанссбункер Приморье" усматривается лишь из памяток 806447 (14 вагонов), 806437 (12 вагонов), 806459 (10 вагонов), 806464 (4 вагона), 806483 (20 вагонов). Остальные памятки содержат сведения о нахождении на выставочных путях путей необщего пользования вагонов с грузом "уголь каменный" либо вовсе не отражают информации о грузе и грузополучателе.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что помимо ответчика собственник путей необщего пользования имеет иного контрагента - КГУП "Примтеплоэнерго" филиал Находкинский (пункт 13 Договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования), также ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" само является грузополучателем, поскольку в его адрес поступают железнодорожные вагоны, ответчик является грузополучателем нефтепродуктов (а не иных грузов), коллегия пришла к выводу о том, что представленные истцом акты общей формы некорректны и не свидетельствуют о том, что простой вагонов на путях общего пользования был обусловлен занятостью фронтов выгрузки путей необщего пользования исключительно вагонами, прибывшими в адрес ответчика.
Из памяток 806447, 806437, 806459, 806464, 806483, 806493 следует, что на момент начала простоя количество вагонов ответчика, поданных ОАО "РЖД" на выставочные пути ветвевладельца и подлежащих дальнейшему продвижению локомотивом ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" к местам выгрузки ООО "Трансбункер-Приморье" (пункт 6 Договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования), составило 60 вагонов.
Как следует из памятки приемосдатчика 806490 из 12 вагонов, поданных 19.11.2016 ОАО "РЖД" на выставочные пути необщего пользования, принадлежащие третьему лицу, по памятке 806437 последним лишь один вагон был подан под выгрузку и 25.11.2016 убран. Доказательства вины ответчика в нарушении технологических сроков выгрузки нефтепродуктов ни истцом, ни третьим лицом не представлены.
Аналогичные выводы о нарушении нормативов подачи и уборки вагонов сделаны коллегией в отношении иных памяток, отражающих подачу вагонов ответчика на выставочные пути (806447, 806459, 806464, 806483, 806493).
При этом, перерабатывающая способность подъездного пути владельца составляет в зимний период (с 15 октября по 15 апреля) в количестве не превышающим 80 вагонов в сутки, в том числе нефтепродукты ООО "Трансбункер-Приморье" - 15 вагонов (пункт 11 Договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования с учетом протоколов разногласий).
Таким образом, при нарушении сроков своевременной подачи и уборки, и непредставления суду сведений относительно занятости фронтов выгрузки ответчика, коллегия пришла к выводу о том, что скопление вновь прибывших вагонов на путях общего пользования произошло по причинам, не зависящим от ответчика.
При этом, в силу условий Договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и Договора на подачу и уборку вагонов от 22.05.2013, обязанности по ведению учета оборота вагонов, поступающих в адрес контрагента, осуществлению подачи вагонов к местам выгрузки, производству работ по перестановке вагонов, уборке партии вагонов с фронтов выгрузки, согласовыванию с ОАО "РЖД" времени уборки вагонов, выполнению работы по приему и накоплению вагонов ответчика на станции Рыбники, а также принятию мер для предупреждения простоев вагонов ответчика на путях общего пользования станции Рыбники ДВС ж.д. возложены на ЗАО "Порт Восточные ворота-Приморский завод" (третье лицо).
Помимо этого, из анализа представленных по настоящему делу доказательств суд апелляционной инстанции установил, что после уведомления перевозчиком грузополучателя о готовности подачи спорных вагонов-цистерн прибывших на станцию Рыбники ДВС ж.д., ООО "Трансбункер-Приморье" готово было принять прибывший груз, о чем третьему лицу своевременно передавались заявки (приложение к дополнениям к отзыву N 159 от 21.02.2018, приобщены в электронном виде к материалам дела).
Однако в нарушение пунктов 2.1.1., 2.1.2, 2.1.4, 2.1.5, 2.1.10, 2.1.14 Договора на подачу и уборку вагонов от 22.05.2013, пункта 3 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте от 18.06.2013 N 29, заявки на подачу вагонов были выполнены владельцем (третьим лицом) с нарушением установленного срока, что фактически повлияло на общее время простоя вагонов на путях общего пользования станции Рыбники ДВС железной дороги.
Необходимо учитывать, что исходя из условий Договора на подачу и уборку вагонов от 22.05.2013 и Соглашения о порядке расчета за услуги ОАО "РЖД", грузополучатель ООО "Трансбункер-Приморье" фактически ограничен во взаимоотношениях с перевозчиком.
Изложенное корреспондирует содержанию абзаца четвертого статьи 62 УЖТ, согласно которому в случае обслуживания грузополучателей локомотивами, принадлежащими владельцам железнодорожных путей необщего пользования, операции по передаче вагонов выполняются между перевозчиками и владельцами железнодорожных путей необщего пользования.
Следовательно, грузополучатель не является участником данных операций, полномочия на их осуществление (в том числе, по приему и подаче вагонов на фронты выгрузки путей необщего пользования) передаются владельцу железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с пунктом 2.1.13 Договора на подачу и уборку вагонов от 22.05.2013 согласованные ООО "Трансбункер-Приморье" и ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" ежемесячные объемы отгрузок нефтепродуктов в вагоно-цистернах составляют до 452 - в зимний период (декабрь - февраль), до 655 - в остальные месяцы года.
Вместе с тем, в ноябре 2016 года на станцию Рыбники ДВС ж.д. в адрес ООО "Трансбункер-Приморье" прибыло всего 295 вагонов-цистерн (Книга уведомления о прибытии грузов формы ГУ-6 ВЦ (электронное приложение к отзыву ответчика исх. N 784 от 22.12.2017)); общее количество прибывших вагоно-цистерн не превысило согласованного сторонами количества.
Принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства, совокупный анализ которых не позволил апелляционному суду сделать вывод о нарушении ответчиком сроков на принятие вагонов под разгрузку, о нарушение сроков разгрузки вагонов или о наличии других зависящих от него причин, способствующих задержке вагонов на путях общего пользования.
Апелляционный суд также отмечает непредставление ЗАО "Порт Восточные Ворота - Приморский завод" каких-либо доказательств или пояснений, опровергающих доводы ответчика и позволяющих однозначно утверждать о виновности грузополучателя в простое вагонов на путях общего пользования.
Исходя из изложенного, при недоказанности того, что неприемка вагонов была вызвана причинами, зависящими от ООО "Трансбункер-Приморье", оснований для взыскания с ответчика платы за простой вагонов на путях общего пользования станции Рыбники ДВС ж.д. не имеется.
Реализуя полномочия, предусмотренные пунктом 2 статьи 269, подпунктом 3 пункта 1 статьи 270 АПК РФ суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы отменяет решение суда первой инстанции полностью и принимает по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ОАО "РЖД" о взыскании с платы за простой вагонов.
С учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы ООО "Трансбункер-Приморье" по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат возмещению за счет ОАО "РЖД".
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.04.2018 по делу N А51-27449/2017 отменить.
В удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "Российские железные дороги" отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Трансбункер-Приморье" 3 000 (три тысячи) рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.А. Скрипка |
Судьи |
К.П. Засорин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.