г. Самара |
|
16 июля 2018 г. |
А65-35996/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Аракчинский гипс" - представителя Рустамовой А.Ф. (доверенность от 09.01.2018),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - представитель не явился, извещен,
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аракчинский гипс"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 марта 2018 года по делу N А65-35996/2017 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аракчинский гипс" (ОГРН 1021603061655, ИНН 1658029258), г. Казань,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (Росреестр по РТ) (ОГРН 1091690058107, ИНН 1659097613), г. Казань,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Казанский район водных путей и судоходства - филиал Федерального бюджетного учреждения "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей", Управления государственного автодорожного надзора по РТ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казань", Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта,
о признании незаконным отказа в регистрации объекта незавершенного строительства, об обязании зарегистрировать право собственности на объект незавершенного строительства,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аракчинский гипс" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - ответчик, Управление Росреестра по РТ)
- о признании незаконным отказа в регистрации объекта незавершенного строительства: Причал, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Приволжская, изложенный в сообщении N 16/097/001/2017-47707 от 11.08.2017.
- об обязании зарегистрировать право собственности на объект незавершенного строительства - Причал, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Приволжская.
Определениями суда первой инстанции от 16 января 2018 года и 15 февраля 2018 года в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Казанский район водных путей и судоходства - филиал Федерального бюджетного учреждения "Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей", Управление государственного автодорожного надзора по РТ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета г. Казань", Волжское управление государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 марта 2018 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 марта 2018 года по делу N А65-35996/2017 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме, указывая на необоснованность оспариваемого отказа ответчика.
В материалы дела поступил отзыв заинтересованного лица на апелляционную жалобу заявителя, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 марта 2018 года по делу N А65-35996/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Аракчинский гипс" 26 апреля 2017 года обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с заявлением о государственной регистрации права собственности на сооружение с кадастровым номером 16:50:000000:11066, расположенное по адресу: РТ, г. Казань, ул. Приволжская.
Уведомлением от 12.05.2017 N 16/097/001/2017-47707 Управление Росреестра по РТ приостановило проведение государственной регистрации в отношении незавершенного строительства объекта.
Для устранения причин приостановления Управлением Росреестра по РТ направлены запросы в Управление градостроительных разрешений, в Министерство строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства РТ, в Федеральное агентство морского и речного транспорта, в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани.
По истечении срока приостановления осуществления государственной регистрации права на объект Управление Росреестра по РТ пришло к выводу о том, что обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении не устранены, в связи с чем на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ уведомлением от 11.08.2017 N 16/097/001/2017-47707 отказало в государственной регистрации.
Не согласившись с отказом в осуществлении государственной регистрации права собственности на объект - незавершенный строительством причал, общество "Аракчинский гипс" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются положениями Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), который согласно его части 1 статьи 72 вступил в силу с 01.01.2017, за исключением части 4 статьи 66 и статьи 68 настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Статьей 1 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В статье 26 Федерального закона N 218-ФЗ содержится перечень оснований для приостановления в государственной регистрации прав. В частности государственная регистрация прав может быть приостановлена в случаях, если:
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Согласно части 2 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, на основании результатов открытого аукциона на право заключения договора водопользования, между Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и ООО "Аракчинский гипс" 27 июля 2012 года заключен договор водопользования участка акватории Куйбышевского водохранилища на реке Волга со сроком действия до 27 июля 2022 года.
Пунктом 2 договора водопользования предусмотрена цель водопользования - использование участка акватории водного объекта для отстоя плавательных средств при проведении погрузочно-разгрузочных работ.
Пунктом 6 (б) договора водопользования установлено место осуществления водопользования и границы предоставленной в пользование части водного объекта в районе левого берега Волги, 1302 км. судового хода, н.п. Новое Аракчино, Кировского района г.Казани Республики Татарстан.
Согласно пункту 8 договора водопользования условием водопользования является, в частности, использование участка акватории Куйбышевского водохранилища для отстоя плавательных средств при проведении погрузочно-разгрузочных работ.
Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов 21 июля 2015 года принято решение о предоставлении водного объекта в пользование для строительства причала сроком до 21 июля 2020 года.
Управление Государственной вневедомственной экспертизы РТ по строительству и архитектуре 09 марта 2011 года выдало положительное заключение государственной экспертизы N 16-1-2-95-11 проектной документации, согласно выводам в котором "Инженерно - геологические изыскания, выполненные для подготовки проектной документации по объекту "Причал для открытого склада гипсового камня ООО "Аракчинский гипс" в Кировском районе г. Казани", соответствуют требованиям действующих нормативно - технических документов.
Проектная документация на строительство объекта "Причал для открытого склада гипсового камня ООО "Аракчинский гипс" в Кировском районе г. Казани" обеспечивает соблюдение требований технических регламентов, в том числе санитарно - эпидемиологическим, экологическим требованиям, а также результатам инженерных изысканий" (л.д. 26 - 32, том 1).
Согласно положительному заключению государственной экспертизы от 09.11.2011 площадь отведенного участка (по кадастровому плану) - 7 020 кв.м., общая площадь застройки - 2 829 кв.м., тогда как согласно подпункту 7 пункта 2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование площадь акватории Куйбышевского водохранилища, предоставленная для строительства причальных сооружений, составляет 0,013 кв. км. Длина причальной части стенки по кордонной линии составляет 123 м (в пределах полосы отвода земли).
Из технического плана объекта незавершенного строительства от 16 июля 2013 года следует, что причал расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 16:50:280550:1 и 16:50:020101:7. При этом, общая площадь объекта незавершенного строительства не указана вовсе. В качестве основной характеристики объекта указана его протяженность в размере 43 м (л.д. 33 - 41, том 1).
Между тем, постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 29 ноября 2016 года N 4864 земельный участок с кадастровым номером 16:50:280550:1 площадью 7 020 кв.м. разделен на два земельных участка с кадастровым номером 16:50:000000:21077 площадью 2 494 кв.м. и с кадастровым номером 16:50:000000:21078 площадью 4 525 кв.м. (л.д. 51, том 1).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости в качестве разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:000000:21077 и 16:50:000000:21078 указано под причал и открытый склад гипсового камня (л.д. 52 - 77, том 1).
Между обществом "Аракчинский гипс" и Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани заключен договор аренды земельного участка N 19463 от 15.02.2017, согласно которому заявителю предоставлен земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:21078 общей площадью 4 525 кв.м. для целей, не связанных со строительством без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости) со сроком действия до 13.08.2017 (л.д. 113 - 117, том 2).
Из пояснений заявителя следует, что обществом "Аракчинский гипс" строительство причала производится на земельном участке с кадастровым номером 16:50:000000:21077, право пользования на который у него отсутствует.
С целью регистрации права собственности на незавершенное строительством сооружение (причал) заявитель в апреле 2017 года обратился в Управление Росреестра по РТ с соответствующим заявлением.
Обращаясь в Управление Росреестра по РТ с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности на незавершенное строительством сооружение, заявитель предоставил следующие документы: протокол внеочередного общего собрания участников ООО "Аракчинский гипс" от 30.06.2016, свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения от 14.03.2002 N 006873654, свидетельство о внесении записей в ЕГРЮЛ от 19.09.2002 N 001912336 КФ N 1, устав общества, изменения вносимые в Устав от 11.11.2016 N 1, договор водопользования от 27.07.2012 с Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов, положительное заключение, решение о предоставлении водного объекта в пользование от 21.07.2015, технический план здания объекта незавершенного строительства от 16.07.2013, технический паспорт объекта незавершенного строительства.
Основанием для отказа обществу в регистрации права собственности, изложенным в сообщении от 11.08.2017, послужило непредставление на государственную регистрацию документов - разрешения на строительство и документов на право пользования земельными участками, на которых расположен объект незавершенного строительства.
Довод заявителя о представлении им всех необходимых документов для государственной регистрации права не незавершенной строительством сооружение - причал, суд первой инстанции правомерно счел необоснованным по следующим основаниям.
Согласно части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Статья 52.1 Водного кодекса РФ устанавливает, что использование водных объектов для проведения дноуглубительных работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, осуществляется в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 61 Водного кодекса РФ проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
В соответствии с абзацем 12 статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов, именно судоходством определена как деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов и пассажиров.
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации определяет причал, как - совокупность сооружений и устройств для стоянки и обслуживания судов, посадки и высадки пассажиров, грузовых операций и т.п. Различают причалы пассажирские, грузовые, судоремонтные, военные и другие. При создании причалов в портах возводятся причальные сооружения - транспортные гидротехнические сооружения, основное назначение которых - обеспечить удобный подход и швартовку судов.
В соответствии с абзацами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений (далее - Закон о безопасности гидротехнических сооружений) эксплуатирующая организация обязана, в том числе, обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, осуществлять регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения.
В силу статьи 10 Закона о безопасности гидротехнических сооружений при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют декларацию безопасности гидротехнического сооружения, которая является основным документом, содержащим сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Такая декларация подлежит представлению в уполномоченный орган и является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию.
В соответствии с Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 N 1303, составлению декларации безопасности гидротехнических сооружений при их вводе в эксплуатацию после завершения строительства, реконструкции или капитального ремонта, а также эксплуатируемых и строящихся гидротехнических сооружений предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником или эксплуатирующей организацией, с обязательным участием представителей органа надзора. Орган надзора организует проведение государственной экспертизы декларации безопасности, положительное заключение экспертизы является основанием для выдачи разрешения на ввод гидротехнического объекта в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 6 Технического регламента "О безопасности объектов внутреннего водного транспорта", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623 (далее - Технический регламент), его положения обязательны для выполнения физическими и юридическими лицами, осуществляющими, в том числе и эксплуатацию портовых гидротехнических сооружений.
В силу требований подпунктов "а", "б", "в", "г" пункта 477 Технического регламента эксплуатант гидротехнического сооружения (оградительных, берегоукрепительных и причальных) должен иметь разрешительную и техническую документацию (акты ввода в эксплуатацию, паспорта сооружений, проектную и исполнительную документацию, справочник допускаемых нагрузок на причалы и перечень грузов, которые запрещается перерабатывать и складировать на каждом из причалов, отчеты о предшествующих обследованиях сооружений); квалифицированный персонал, обслуживающий гидротехнические сооружения; утвержденные руководителем эксплуатанта гидротехнических сооружений документы, устанавливающие требования безопасного ведения работ; план оперативных действий персонала при локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций, утвержденный руководителем эксплуатанта гидротехнических сооружений.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что причальное сооружение является гидротехническим сооружением, в связи с чем разрешение на строительство данного объекта выдается уполномоченным органом местного самоуправления по местонахождению земельного участка в силу части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 9 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации строительство и эксплуатация сооружений на внутренних водных путях осуществляются по согласованию с администрациями бассейнов внутренних водных путей.
Между тем, обществом как при обращении с заявлением в регистрирующий орган, так и при обращении в суд разрешение на строительство причала, доказательства обращения для получения разрешения на строительство не представлены.
Довод заявителя о том, что для строительства причала не требуется получение разрешения на строительство, не является обоснованным и документально не подтвержден.
Кроме того, технический план объекта незавершенного строительства, из которого следует, что степень готовности объекта составляет 25 %, подготовлен 16 июля 2013 года, тогда как решение о предоставлении водного объекта в пользование принято 21 июля 2015 года. Кроме того, указанный технический план объекта незавершенного строительства содержит сведения о земельном участке, в пределах которого расположен объект незавершенного строительства, который на момент обращения заявителя в Управление Росреестра по РТ с заявлением о регистрации права собственности на причал, уже не существует.
Федеральный государственный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на водных объектах, перечень которых утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с критериями отнесения водных объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, при осуществлении федерального государственного экологического надзора (пункт 4 Положения о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476).
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2006 N 288 утвержден перечень объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, в который включены поверхностные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
В рассматриваемом случае строительство объекта ведется на участке акватории Куйбышевского водохранилища, расположенного в русловой части реки Волга, которая, в свою очередь, протекает по территории 15 субъектов Российской Федерации. в связи с чем деятельность заявителя, связанная с использованием водного объекта, подлежит федеральному государственному надзору.
Между тем, в материалы дела не представлены документы, свидетельствующие об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального государственного контроля.
Кроме того, согласно статье 50 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно - строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Указанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством РФ. Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством РФ.
Согласно частям 1 и 3 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Документы, подтверждающие согласование строительства причала с соответствующим органом исполнительной власти в области рыболовства, в материалах дела отсутствуют. Между тем, положительное заключение государственной экспертизы предусматривает выполнение, в частности, мероприятий по охране окружающей природной среды. При этом, нормативный срок продолжительности строительства определен 11 месяцами, строительство которого, судя по техническому паспорту объекта от 15.07.2013 и техническому плану от 16.07.2013, начато задолго до решения о предоставлении водного объекта в пользование от 21.07.2015 в целях именно строительства причала. Заключение государственной экспертизы от 09.03.2011 в качестве правового основания пользования заявителем водной акваторией Куйбышевского водохранилища ссылается на решение о предоставлении водного объекта в пользование от 14.04.2008 N 077/08, выданного отделом водных ресурсов Нижне-Волжского бассейнового водного управления сроком до 14.04.2011 года для размещения стационарных и плавучих платформ и искусственных островов.
Судом первой инстанции отмечено, что в материалы дела какие-либо доказательства соответствия спорного объекта требованиям проектной документации заявителем не представлены. В материалах дела не имеется даже заключения авторского надзора, которое бы подтверждало, что выполненные при строительстве причала работы выполнены в соответствии с проектной документацией, имеющей положительное заключение государственной экспертизы, а также требованиям национальных стандартов, сводов правил, технических регламентов.
Таким образом, работа по строительству объекта (причала) велась без осуществления уполномоченным органом в установленном порядке государственного надзора и без авторского надзора.
Кроме того, согласно выписке заседания бассейновой комиссии по согласованию и выдаче технических условий, действующей при Управлении ФБУ "Администрация Волжского бассейна" от 25.12.2013 заявителю до начала производства работ по строительству причала необходимо было согласовать с Казанским районом водных путей и судоходства - филиалом ФБУ "Администрация Волжского бассейна".
Из выписки из Протокола заседания бассейновой комиссии по согласованию и выдаче технических условий от 16 июля 2015 года следует, что Управление ФБУ "Администрация Волжского бассейна" согласовала разработанные Отделом водных ресурсов по Республике Татарстан условия использования согласованного участка акватории длиной 120 м, шириной 100 м., площадью 0,013 кв.км, расположенного на траверзе 1303,35 - 1303-,55 кв.м. р.Волга (по Атласу ЕГС ЕЧ РФ, том 6, часть 1, изд. 2006 г.), у левого берега, для строительства причала ООО "Аракчинский гипс" при перечисленных в указанных протоколе условиях, в частности,
- производство работ по строительству причала и проведение дноуглубительных работ на акватории причала до их начала согласовать с Казанским районом водных путей и судоходства - филиалом ФБУ "Администрация Волжского бассейна";
- по окончанию строительства причала, до начала его эксплуатации, предоставить в ФБУ "Администрация Волжского бассейна" исполнительную документацию (разрешающий документ на ввод объекта в эксплуатацию и план русловой изыскательской съемки участка акватории причала и водных подходов к нему от основного судового хода с обозначенным причалом, местами установки навигационных знаков, трассой водных подходов, географические координаты характерных точек причала).
Между тем, указанные условия заявителем не выполнены, следовательно, разработанные Отделом водных ресурсов по Республике Татарстан условия использования согласованного участка акватории Управлением ФБУ "Администрация Волжского бассейна" не согласованы.
Указанное также подтвердило третье лицо - Казанский район водных путей и судоходства - филиалом ФБУ "Администрация Волжского бассейна" в представленном отзыве.
Кроме того, Казанский район водных путей и судоходства - филиал ФБУ "Администрация Волжского бассейна" в ответе, изложенном в письме от 28.07.2017 N 1-1/660) на запрос Управления Росреестра по РТ, отметил, что в связи с тем, что обществом не представлена исполнительная документация и эксплуатация причала не согласована с ФБУ "Администрация Волжского бассейна" причал не внесен в Атлас, отметив, что наличие у юридического лица права собственности на причал может привести к конфликтным ситуациям. В указанном письме также пояснил, что разрешение на строительство причалов выдается не ФБУ "Администрация Волжского бассейна", а органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (л.д. 106, том 2).
Вторым основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на причал явилось отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок.
Правовая позиция заявителя заключается в том, что в качестве правоустанавливающего документа им были представлены Решение о предоставлении водных объектов в пользование от 21.07.2015, в связи с тем, что сооружение - причал, расположен не на земельном участке, а на водном объекте. Представленное решение, по мнению заявителя, является документом, подтверждающим право пользования водным объектом, ввиду расположения объекта не на земельном участке, а на водном объекте. Заявитель считает, что коль скоро причал находится в акватории водного объекта, то правоустанавливающего документа на земельный участок в целях регистрации права собственности на причал при наличии решения о предоставлении водного объекта в пользование, не требуется.
Частью 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается, в частности, в целях, использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи.
Пунктом 3 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации предусматривается, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается, в частности, в целях строительства и реконструкции гидротехнических сооружений.
В рассматриваемом случае водный объект действительно предоставлен в пользование обществу для строительства причалов.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Водного кодекса РФ к решению о предоставлении водного объекта в пользование прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.
Между тем, материалы в графической форме и пояснительная записка к ним, как приложение к решению о предоставлении водного объекта в пользование от 21.07.2015, отсутствуют, в материалы дела ни заявителем, ни отделом водных ресурсов по РТ не представлены.
В соответствии с пунктом 4 статьи 90 Земельного кодекса в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки, в том числе для размещения морских и речных портов, причалов, пристаней и гидротехнических сооружений.
Причал, является существенной составной частью земельного участка, от которого он проложен, если он прочно связан посредством опорных столбов с руслом водотока, над которым он выведен.
Из заключения государственной экспертизы от 09.03.2011 следует, что длина причальной части стенки по кордонной линии - 123 м (в пределах полосы отвода земли). Для сопряжения с берегом предусмотрено устройство двух открылков, длина верхового открылка 18 м, длина низового открылка - 28 м. Из указанного с учетом пояснений заявителя о том, что объект незавершенного строительства находится на земельном участке с кадастровым номером 16:50:000000:21077, следует, что строительство причала производится как на земельном участке, так и за его пределами на водном объекте.
Между тем, доказательства нахождения причала именно на земельном участке с кадастровым номером 16:50:000000:21077 в материалы дела не представлены, также как и договор аренды или иные правоустанавливающие документы на указанный земельный участок. Технический план объекта незавершенного строительства от 16.06.2013, представленный заявителем ответчику в качестве документа, подтверждающего факт создания гидротехнического сооружения, содержит не актуальные и ни чем не подтвержденные сведения о кадастровых номерах земельных участков, в пределах которых расположен спорный объект незавершенного строительства.
Пунктом 1.4.2 договора аренды земельного участка N 19463 от 15.02.2017, на основании которого заявителю предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:50:000000:21078, установлено, что земельный участок предоставлен для целей, не связанных со строительством, без права возведения капитальных сооружений (объектов недвижимости). Более того, срок действия договора аренды указанного земельного участка истек 13.08.2017, то есть через два дня после вынесения оспариваемого отказа. На момент рассмотрения настоящего дела правоустанавливающие документы на право пользования земельным участком с кадастровым номером 16:50:000000:21078 у заявителя отсутствуют.
Кроме того, в ответ на запрос Управления Росреестра по РТ Исполнительный комитет письмом от 05.06.2017 со ссылкой на указанный договор аренды сообщил, что в случае если объект, на регистрацию которого поступило обращение, расположено на земельном участке с кадастровым номером 16:50:000000:21078, то регистрация права собственности на данный объект противоречит условиям договора (л.д. 102 - 103, том 2).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что представленное обществом в регистрирующий орган решение о предоставлении водного объекта в пользование от 21.07.2015 не может рассматриваться ни в качестве разрешения на строительство причала, ни в качестве правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен незавершенный строительством причал, необходимых для осуществления учетно-регистрационных действий в соответствии с требованиями части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ.
Необходимость получения разрешения на строительство причала, возводимого как на земельном участке, так и на водном объекте подтверждено постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 02.03.2015 N ФО6-21231/13 по делу N А65-6860/2014.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что причал возводится обществом в отсутствие разрешительной документации и в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства.
Аналогичная позиция изложена Арбитражным судом РТ и в решении от 10.06.2015 по делу N А65-10116/2015, оставленном в силе постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе заявителя не содержится.
Доводы жалобы полностью повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции, они подробно рассмотрены судом и получили надлежащую оценку.
Основания для признания оспариваемого отказа ответчика незаконным, материалами настоящего дела не подтверждены.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 марта 2018 года по делу N А65-35996/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.