г. Челябинск |
|
17 июля 2018 г. |
Дело N А76-5048/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Костина В.Ю., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.2018 по делу N А76-5048/2016 (судья Белякович Е.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" - Попова Е.С. (доверенность от 05.09.2016), Сибатров И.Ю. (доверенность от 09.09.2016);
Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - Шиянова Е.В. (доверенность от 10.07.2018), Кичигина Д.А. (доверенность от 11.05.2018), Просвирин Е.С. (доверенность от 15.01.2018).
Акционерное общество "Уральская теплосетевая компания" (ранее - открытое акционерное общество "Уральская теплосетевая компания") (далее - АО "УТСК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство) о: признании недействительным постановления от 03.12.2015 N 60/4 "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения открытого акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" для ООО "Регион Трейд".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Регион Трейд" (далее - ООО "Регион Трейд", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.2018 (резолютивная часть решения объявлена 12.04.2018) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, АО "УТСК" обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на незаконность оспоренного ненормативного правового акта. Полагает необоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии необходимости во включении в расходы, учитываемые при установлении индивидуальной платы за подключение, расходов на осуществление реконструкции участка теплосети, в связи с наличием технической возможности присоединения теплосети застройщика к сетям заявителя без реконструкции. Указывает на то, что отсутствие такой возможности было установлено заявителем при рассмотрении заявки застройщика, и в качестве компенсирующего мероприятия предложено осуществить реконструкцию участка теплосети. Обращает внимание на то, что вывод суда первой инстанции в указанной части основан на заключении судебной экспертизы, однако, по мнению подателя жалобы, суд дал неверную оценку этому заключению. В этой ссылается на следующие обстоятельства: экспертом зафиксировано, что в подводящих магистралях имеется давление, превышающее предельно допустимую норму, и системы могут подвергнуться разрушению, а присоединение без осуществления реконструкции возможно, но только после приведения давления к расчетным значениям (то есть фактически без реконструкции присоединение невозможно); выводы эксперта частично необоснованны, поскольку эксперт вышел за пределы поставленных судом вопросов, указав на несогласие с предлагаемой заявителем инструкцией, эксперт не установил полный перечень потребителей, подпадающих под негативное влияние подключения (ограничился лишь указанием одного абонента заявителя) и не определил исходные параметры качества теплоснабжения. По мнению подателя жалобы, исключение из состава платы расходов на реконструкцию не соответствует нормативным требованиям.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители Министерства в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители третьего лица, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает обжалованный судебный акт не подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО "УТСК" зарегистрировано в качестве юридического лица 15.10.2007 за основным государственным регистрационным номером 1077203052112 и осуществляет деятельность по производству пара и горячей воды (тепловой энергии), а также по оптовой торговле тепловой энергией (без передачи и распределения).
15.10.2015 ОАО "УТСК" (прежнее наименование АО "УТСК") обратилось в Министерство с заявлением N АД-74-17/1393 об открытии дела по установлению в индивидуальном порядке платы за подключение к системе теплоснабжения объекта "Офисное здание" по ул. Свободы в Центральном районе г. Челябинска для ООО "Регион Трейд", также направлены соответствующие обосновывающие и расчетные материалы и указано на отсутствие утвержденной в установленном порядке схемы теплоснабжения и инвестиционной программы г. Челябинска. Индивидуальная плата рассчитана укрупнено-аналоговым методом в соответствии с п.5.3 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004. Размер платы определен в сумме 15707498,51 руб. с НДС (13311439,42 руб. без НДС). (т.1 л.д.28-29).
По итогам рассмотрения этого заявления постановлением от 03.12.2015 N 60/4 Министерство установило плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения ОАО "Уральская теплосетевая компания" для ООО "Регион Трейд" в размере 1404854 руб. (без учета НДС), исключив из состава платы расходы на проведение мероприятий по подключению объектов заявителя, индексы инфляции, расходы на реконструкцию тепловых сетей, расходы на аренду земли и оплату государственной пошлины за оформление права собственности, а также налог на прибыль организаций (т.1 л.д.17-19).
Не согласившись с размером установленной указанным постановлением платы за подключение, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из вывода о законности и обоснованности оспоренного ненормативного правового акта в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической.
В настоящем случае заявителем оспаривается размер установленной Министерством по его заявлению платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения заявителя офисного помещения ООО "Регион Трейд" с подключаемой тепловой нагрузкой более 0,1 Гкал/час и не более 1,5 Гкал/час (из заявки ООО "Регион Трейд" на подключение следует, что общая тепловая нагрузка подключаемых объектов составляет 0,6436 Гкал/час - т.1 л.д.30-31).
В соответствии с пунктом 31 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения представляет собой плату, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения, а также плату, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения.
Нормативное правовое регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7, пункт 4 части 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ).
Таким органом на территории Челябинской области является Министерство (подпункт 1 пункта 7 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 N 300).
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения подлежит регулированию (пункт 8 части 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ).
В силу части 1 статьи 13 Закона N 190-ФЗ потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 этого Федерального закона.
В соответствии со статьей 14 Закона N 190-ФЗ, подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных этим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1). Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 8). Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке (часть 9). Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, устанавливаемая в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, может включать в себя затраты на создание тепловых сетей протяженностью от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, за исключением расходов, предусмотренных на создание этих тепловых сетей инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, либо средств, предусмотренных на создание этих тепловых сетей и полученных за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (часть 10). Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, установленная в индивидуальном порядке, может включать в себя затраты на создание источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей или развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в случаях, установленных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 11).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования).
Основами ценообразования установлено, что регулируемая организация представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) (пункт 13). Орган регулирования наделен полномочиями по проведению экспертизы предложений об установлении цен (тарифов). Экспертное заключение органа регулирования, а также экспертные заключения, представленные по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщаются к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов) (пункт 28). Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов (пункт 33). Плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения в соответствии с Законом N 190-ФЗ, градостроительным законодательством Российской Федерации, этим документом, Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307, и методическими указаниями, исходя из подключаемой тепловой нагрузки, в индивидуальном порядке. Расходы, финансирование которых предусмотрено за счет тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных корпораций, не учитываются при расчете платы за подключение (пункт 106). В случае если подключаемая тепловая нагрузка более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в состав платы за подключение, устанавливаемой органом регулирования с учетом подключаемой тепловой нагрузки, включаются средства для компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, а также налог на прибыль, определяемый в соответствии с налоговым законодательством. Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с методическими указаниями и не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. Плата за подключение дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки тепловых сетей (подземная (канальная и безканальная) и надземная (наземная)) (пункт 108). В размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации: а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика; б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей; в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии; г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством (пункт 110). Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. Оценка экономической обоснованности затрат производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, а также Методическими указаниями (пункт 111).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания), предназначенные для использования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, для расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и в том числе платы за подключение к системе теплоснабжения.
В соответствии с этими Методическими указаниями, в целях установления платы за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки теплоснабжающая (теплосетевая) организация на очередной расчетный период регулирования представляет в орган регулирования следующие материалы: 1) расчет расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей в соответствии с приложением 7.1 к Методическим указаниям; 2) расчет расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в соответствии с приложением 7.2 к Методическим указаниям; 3) расчет расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в соответствии с приложением 7.3 к Методическим указаниям; 4) расчет платы за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в соответствии с приложением 7.4 к Методическим указаниям; 5) расчет расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых превышает 1,5 Гкал/ч, при наличии технической возможности подключения в соответствии с приложением 7.5 к Методическим указаниям; 6) расчет расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых превышает 1,5 Гкал/ч, при наличии технической возможности подключения в соответствии с приложением 7.6 к Методическим указаниям; 7) расчет платы за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых превышает 1,5 Гкал/ч, при наличии технической возможности подключения в соответствии с приложением 7.7 к Методическим указаниям (пункт 166). Расчет платы за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки производится по представленным в орган регулирования прогнозным данным о планируемых на календарный год расходах на подключение, определенных в соответствии с прогнозируемым спросом на основе представленных заявок на подключение в зонах существующей и будущей застройки на основании утвержденных в установленном порядке схемы теплоснабжения и (или) инвестиционной программы, а также с учетом положений пункта 173 Методических указаний (пункт 167).
В силу пункта 170 Методических указаний, плата за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, состоит из: 1) расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей (П1); 2) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч (П2.1); 3) расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч (П2.2); 4) налога на прибыль (Н).
Таким образом, нормативно закреплен исчерпывающий перечень расходов, который может быть включен для заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых более 0,1 Гкал/час и не более 1,5 Гкал/час.
Пунктом 173 Методических указании установлено, что расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта заявителя и расходы на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, включаемые в состав платы за подключение, не должны превышать укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. В случае отсутствия укрупненных сметных нормативов для отдельных видов объектов капитального строительства расходы на создание (реконструкцию, развитие) указанных объектов не должны превышать федеральные единичные расценки 2001 года, рекомендуемые Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, с учетом индексов изменения сметной стоимости.
В соответствии с Приложением 7 к Методическим указаниям, расчет платы за подключение к системе теплоснабжения производится, в том числе, исходя из расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей, которые являются самостоятельным видом расходов и не охватываются расходами на создание (реконструкцию) тепловых сетей и тепловых пунктов.
Исследованием материалов дела установлено, что по итогам рассмотрения заявления ОАО "УТСК" Министерством при определении размера платы за подключение (технологическое присоединение) исключены как экономически необоснованные расходы на проведение мероприятий по подключению объектов заявителя, индексы инфляции, расходы на реконструкцию тепловых сетей, расходы на аренду земли и оплаты государственной пошлины за оформление права собственности, налог на прибыль.
Суд первой инстанции согласился с позицией Министерства, обратив внимание на следующее.
В части исключения из состава платы расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителя к системе теплоснабжения, судом отмечено, что в силу пункта 1 НЦС 81-02-13-2014 "Наружные тепловые сети", государственные укрупненные нормативы цены строительства (НЦС) учитывают всю номенклатуру затрат, которые предусматриваются действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения основных, вспомогательных и сопутствующих этапов работ для строительства тепловых сетей в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами (пункт 6). Нормативы разработаны на основе ресурсно-технологических моделей, в основу которых положена проектно-сметная документация по объектам-представителям. Проектно-сметная документация объектов-представителей имеет положительное заключение государственной экспертизы и разработана в соответствии с действующими нормами проектирования (пункт 7). Приведенные показатели предусматривают стоимость строительных материалов, затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин (механизмов), накладные расходы и сметную прибыль, а также затраты на строительство временных титульных зданий и сооружений и дополнительные затраты на производство работ в зимнее время, затраты, связанные с получением заказчиком и проектной организацией исходных данных, технических условий на проектирование и проведение необходимых согласований по проектным решениям, расходы на страхование строительных рисков, затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, содержание службы заказчика строительства и строительный контроль, резерв средств на непредвиденные работы и затраты (пункт 8). Стоимость материалов учитывает все расходы (отпускные цены, наценки снабженческо-сбытовых организаций, расходы на тару, упаковку и реквизит, транспортные, погрузочно-разгрузочные работы и заготовительно-складские расходы), связанные с доставкой материалов, изделий, конструкций от баз (складов) организаций-подрядчиков или организаций-поставщиков до приобъектного склада строительства (пункт 9). Оплата труда рабочих-строителей и рабочих, управляющих строительными машинами, включает в себя все виды выплат и вознаграждений, входящих в фонд оплаты труда (пункт 10).
То есть, укрупненными нормативами цены строительства учтена вся номенклатура затрат, которые предусматриваются действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения основных, вспомогательных и сопутствующих этапов работ для строительства тепловых сетей в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. Следовательно, расходы, дополнительно учтенные ОАО "УТСК" сверх государственных сметных нормативов, обоснованно исключены Министерством из состава платы за подключение для ООО "Регион-Трейд.
В отношении исключения Министерством из индивидуальной платы за подключение индексов инфляции, судом отмечено, что в соответствии с письмом Минстроя России от 27.03.2015 N 8760-ЮР/08, учитывая сложившуюся экономическую ситуацию и в рамках проводимых антикризисных мер при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, в 2015 году необходимо руководствоваться НЦС, утвержденными на 2014 год без учета индексов-дефляторов. То есть индексы инфляции за 2015 год исключены Министерством правомерно. Индексы-дефляторы за 2016 год также исключены при определении состава платы правомерно, так как в заявке ООО "Регион Трейд" на подключение от 20.06.2015 указан срок сдачи объектов и срок подачи теплоносителя на объект - 3 квартал 2015 года.
В отношении исключения Министерством при расчете платы за подключение затрат по уплате налога на прибыль, судом отмечено, что в силу пункта 170 Методических указаний от 13.06.2013 N 760-э налог на прибыль, отнесенный к плате за подключение, рассчитывается исходя из фактических расходов на уплату налога на прибыль, отнесенных на деятельность по подключению к системе теплоснабжения по данным раздельного учета по видам регулируемой деятельности в предшествующем расчетном периоде регулирования, и плановой на очередной расчетный период регулирования суммарной подключаемой тепловой нагрузки объектов заявителей. Однако, в настоящем случае заявителем не было представлено экономическое обоснование и документальное подтверждение заявленных им фактических показателей, участвующих в расчете налога на прибыль, а потому расходы по уплате налога на прибыль фактически учтены Министерством при определении размера платы в размере плановой балансовой прибыли организации (436,969 тыс. руб.).
В отношении расходов на арендную плату и государственную пошлину за оформление права собственности судом указано на отсутствие экономического обоснования для учета повторных затрат, при том, что в силу разъяснений ФТС России от 16.12.2013 N ЕП-13184/12, дополнительные затраты (расходы на земельные работы: на оформление земельных участков для строительства линейных объектов, возмещение убытков землепользователям, по освоению лесных участков, археологические раскопки и иные работы) не включаются в плату за подключение, а подлежат учету в основном тарифе регулируемой организации.
Применительно к указанным выводам суда первой инстанции подателем апелляционной жалобы возражений не заявлено, в связи с чем оснований для переоценки этих выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
В целях проверки обоснованности исключения Министерством из установленной заявителю индивидуальной платы расходов на реконструкцию тепловых сетей при рассмотрении дела в суде первой инстанции была назначена судебная экспертиза.
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы: 1) Возможно ли присоединение к системе теплоснабжения объекта "Офисное здание", расположенного по ул. Свободы в Центральном районе г. Челябинска, с общей тепловой нагрузкой 0,643 Гкал/час, без выполнения мероприятий по увеличению пропускной способности тепловых сетей, с сохранением у существующих потребителей Центрального района г. Челябинска надежного (качественного и безопасности) теплоснабжения? 2) Если присоединение к системе теплоснабжения объекта "Офисное здание", расположенного по ул. Свободы в Центральном районе г. Челябинска, с общей тепловой нагрузкой 0,643 Гкал/час приведет к нарушению надежного (качественного и безопасного) теплоснабжения у существующих потребителей Центрального района г. Челябинска, позволит ли проведение реконструкции 2т/м ТЭЦ-3 (5т/м ЧГРЭС) на участке между т.15 и т.17 с увеличением диаметра с 2Dy700 на 2Dy800 мм протяженность 76,00 метров устранить возникающие нарушения надежности теплоснабжения?
В соответствии с заключением эксперта Южно-Уральской Торгово-промышленной палаты от 31.10.2017 N 026-02-00977 (т.4 л.д. 129-140), присоединение к системе теплоснабжения спорного объекта с общей тепловой нагрузкой 0,643Гкал/час без выполнения мероприятий по увеличению пропускной способности тепловых сетей, с сохранением у существующих потребителей Центрального района г. Челябинска надежного (качественного и безопасного) теплоснабжения возможно после приведения давления в обратных тепломагистралях ЧГКО к расчетным значениям, не превышающим нормативные требования (ответ на вопрос 1). После наладки системы теплоснабжения и приведения режимов работы теплосети согласно нормативным правилам, давление в обратной магистрали у абонента ЧГКО при этом будет восстановлено в интервале допустимых значений (в соответствии с гидравлическим расчетом). При этих обстоятельствах давление обратных магистралях должно установиться на уровне значений Робр = 0,59 МПа не будет превышать предельно допустимое Робр < 0,6 МПа; присоединение к системе теплоснабжения объекта "Офисное здание", расположенного по ул. Свободы в Центральном районе г. Челябинска, с общей тепловой нагрузкой 0,643 кал/час не приведет к нарушению надежного (качественного и безопасного) теплоснабжения у существующих потребителей Центрального района г. Челябинска, проведение реконструкции 2 т/м ТЭЦ-3 (5т/м ЧГРЭС) на участке между т.15 и т.7 с увеличением диаметра с 2Dy700 на 2Dy800 мм протяженность 6,00 метров не потребуется. Реконструкция 2 т/м ТЭЦ-3 (5т/м ЧГРЭС) на участке между т.15 и т.7 с увеличением диаметра с 2Dy700 на 2Dy800 мм протяженностью 76,00 метров позволяет незначительно уменьшить давление в обратной тепломагистрали у абонента ЧГКО - 0,005 МПа. Без проведения работ по восстановлению гидравлического режима у абонента ЧГКО даже реконструкция 2 т/м ТЭЦ-3 (5т/м ЧГРЭС) на участке между т.15 и т.7 с увеличением диаметра с 2Dy700 на 2Dy800 мм протяженность 76,00 метров не позволит устранить возникающие нарушения надежности теплоснабжения. Метод реконструкции коммуникационных элементов в структурах теплоснабжения не может рассматриваться как универсальный по методам построения решений. Применения метода реконструкции не решает радикально проблемы в системе теплоснабжения, возникающие в процессе развития и роста тепловых структур. Любое очередное подключение к системе новых объектов теплоснабжения автоматически восстанавливает всю сумму проблем преодолеваемых предыдущей реконструкцией (ответ на вопрос 2).
Таким образом, указанным заключением подтверждена возможность присоединения спорного объекта к системе теплоснабжения без проведения реконструкции сетей после приведения давления в обратных тепломагистралях ЧГКО к расчетным значениям, не превышающим нормативные требования. При этом предусмотренная заявителем реконструкция позволяющая незначительно уменьшить давление в обратной тепломагистрали у абонента, без проведения работ по восстановлению гидравлического режима у абонента не позволит устранить возникающие нарушения надежности теплоснабжения.
Не согласившись с результатами судебной экспертизы, заявитель обратился в суд первой инстанции с ходатайством о назначении по делу повторной экспертизы. Министерство в отношении указанного ходатайства заявило возражения.
Рассмотрев ходатайство заявителя о проведении повторной экспертизы, суд первой инстанции отказал в его удовлетворении, указав на отсутствие оснований для проведения такой экспертизы, предусмотренных частью 1 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Позиция суда первой инстанции в этой части представляется обоснованной.
Так, в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам судом может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов (часть 2 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, заключение эксперта в настоящем случае является ясным и полным, а сделанные экспертом выводы не носят противоречивый характер. Выводы эксперта основаны на проведенном исследовании, описанном в мотивировочной части заключения (с учетом объективных данных, полученных экспертом в том числе по итогам неоднократно проведенного с участием представителей сторон осмотра как подключаемого объекта, так и абонентских вводов по иным объектам, и произведенных в ходе таких осмотров измерений).
Будучи предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, эксперт самостоятельно избирает необходимые для ответа на поставленные вопросы объем и способ исследования. Также эксперт вправе самостоятельно выбрать способ изложения ответов на поставленные вопросы, включая оценку существенных обстоятельств, необходимых, по его мнению, для наиболее полного и объективного описания предмета исследования.
При таких обстоятельствах, приведенные в апелляционной жалобе заявителя претензии к экспертному заключению, основанные на мнении о неполноте проведенного исследования и о выходе экспертом при формулировании ответов за пределы поставленных судом вопросов, подлежат отклонению.
Кроме того, эксперт был вызван судом в судебное заседание и им были даны исчерпывающие ответы на поставленные заявителем вопросы по содержанию проведенной экспертизы (т.5 л.д.28), которые отражены в письменных пояснениях эксперта (т.5 л.д.20-27).
С учетом указанных обстоятельств у суда первой инстанции отсутствовали основания для проведения повторной экспертизы и непринятия заключения эксперта от 31.10.2017 N 026-02-00977 в качестве надлежащего доказательства по делу.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о правомерности исключения Министерством из состава платы за подключение предусмотренных заявителем расходов на реконструкцию тепловой сети, как экономически необоснованных.
Таким образом, оснований для признания оспоренного постановления Министерства не соответствующим закону не имеется, а изложенные в апелляционной жалобе заявителя доводы подлежат отклонению.
Соответствие оспоренного ненормативного правового акта закону исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании его недействительным.
В этой связи в удовлетворении требований заявителя судом первой инстанции отказано правомерно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.04.2018 по делу N А76-5048/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.