г. Чита |
|
17 июля 2018 г. |
Дело N А10-5921/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.07.2018.
Полный текст постановления изготовлен 17.07.2018.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Капустиной Л.В., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Фалилеевой Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 марта 2018 года по делу N А10-5921/2016 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) к обществу с ограниченной ответственностью "Сплав" (670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ст. Медведчиково, д. 1А, ОГРН 1110327000354, ИНН 0323354913) о взыскании 135 500 руб., (суд первой инстанции: Борголова Г.В.),
при участии в судебном заседании:
от истца: Людвиг В.И., - представитель по доверенности от 06.02.2018 и 09.11.2017,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Восточно-Сибирская железная дорога" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ к обществу с ограниченной ответственностью "БАС" о взыскании 135 500 рублей неустойки за занижение размера провозных платежей
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 марта 2018 года с общества с ограниченной ответственностью "БАС" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскано: 67 750 рублей - штраф за занижение провозных платежей, 2 000 рублей - судебные расходы по уплате государственной пошлины, всего 69 750 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой. Полагает, что истцом не доказан, а судом не установлен факт совершения ответчиком гражданско-правового нарушения, что является основанием для отказа в иске. Рекомендации не являются нормативно-правовым актом, поскольку разработаны Департаментом коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО "РЖД", то есть структурным подразделением акционерного общества, поэтому рекомендации не носят общеобязательного характера и к ответчику не имеют никакого отношения. В договоре международной перевозки, оформленной накладной, отсутствуют ссылки на применение рекомендаций, то есть, договором перевозки применение рекомендации не предусмотрено. В СМГС или ином применимом к данным отношениям нормативно-правовом акте ссылка на рекомендации отсутствует. Применение рекомендаций, на которые ссылается истец, никак им не обосновано и противоречит пункту 19.1 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" и статье 41 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Просит отменить решение суда.
В судебном заседании представитель истца поддержал представленные письменные пояснения, с доводами апелляционной жалобы не согласен.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО "РЖД" и ООО "БАС" заключен договор международной перевозки груза - пиломатериалов навалом в вагоне N 53616306 со станции Заудинский ВСЖД до станции Эрлянь КЖД, оформленный в виде накладной N 20449127.
В пути следования на станции Наушки ВСЖД произведена контрольная перевеска массы груза в вагоне N 53616306, в результате которой выявлена разница в весе груза при перевеске и фактически указанного грузоотправителем в перевозочном документе.
В накладной грузоотправителем указана масса груза 68 000 килограммов, при перевеске выявлен вес брутто 94 000 килограммов, вес тары 22 300 килограммов, вес нетто 71 700 килограммов. С учетом предельного расхождения измерения массы нетто равному 2 115 килограммов, вес нетто составил 69 585 килограммов, что больше веса, указанного в накладной на 1 585 килограммов.
Из расчета провозных платежей следует, что за перевозку фактической массы груза подлежали уплате провозные платежи в сумме 27 100 рублей, фактически уплачено в сумме 26 980 рублей.
По мнению истца, грузоотправителем занижен размер провозных платежей, о чем составлен коммерческий акт от 06.10.2015 N ВСБ1506461/2723, акт общей формы от 06.10.2015 N 6137, согласно справке-расчету неустойка составила 135 500 рублей.
В связи с неуплатой ответчиком суммы неустойки в добровольном порядке, истец обратился в суд с иском.
Суд первой инстанции, принимая оспариваемый судебный акт, исходил из обоснованности требований по праву и по размеру, наличия основания для уменьшения неустойки в связи с ее несоразмерностью предполагаемым последствиям допущенного ответчиком нарушения обязательства.
Проверив обоснованность сделанных судом выводов, апелляционная инстанция оснований для их переоценки не находит.
В соответствии со статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, возникшие из договоров, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от обязательств не допускается.
Между сторонами сложились правоотношения по перевозке, регулируемые главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским Кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Пунктом 2 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.
Соглашением о международном грузовом сообщении (далее - СМГС) устанавливается прямое международное железнодорожное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами, перечисленными в статье 1 Соглашения.
Указанный нормативный акт применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран - участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог - участниц Соглашения. Названный документ имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей грузов (статья 2 СМГС).
Согласно параграфам 3 и 4 статьи 14 СМГС заключение договора перевозки подтверждается накладной. Неверные или неточные сведения, внесенные в накладную, а также утрата накладной перевозчиком не влияют ни на существование, ни на действительность договора перевозки.
В соответствии с § 1 статьи 16 СМГС (в редакции, действовавшей в спорной перевозки) отправитель обеспечивает правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной, и несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от их внесения в несоответствующую графу накладной.
Согласно пункту 4 § 3 статьи 16 СМГС отправитель уплачивает перевозчику неустойку, если после заключения договора перевозки перевозчик обнаруживает неправильность, неточность или неполноту указанных отправителем в накладной сведений и заявлений и при этом устанавливает занижение размер провозных платежей. Неустойка в рассматриваемом случае взыскивается в соответствии со статьей 31 СМГС.
Право перевозчика проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной, закреплено в § 1 статьи 23 СМГС.
В силу § 5 статьи 19 СМГС определение массы груза производится в соответствии с Правилами перевозок грузов (приложение N 1 к СМГС).
Положения пунктов 4.3 и 4.7 Правил перевозок грузов допускают возможность определения отправителем общей массы груза (брутто), погруженного в вагон, различными способами (как расчетным, так и путем взвешивания) с учетом особенностей груза и технической возможности, если иное не предусмотрено национальным законодательством, действующим в стране отправления груза.
Таким образом, исходя из системного толкования указанных положений СМГС, определение массы перевозимого груза производится в соответствии с внутренними правилами, действующими на железной дороге отправления.
Поскольку в данном случае железной дорогой отправления является российская железная дорога, то Рекомендация МИ 3115-2008 "Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем", утвержденная ФГУП "ВНИИМС" Ростехрегулирования 20.05.2008, подлежит применению при решении вопроса о наличии факта искажения сведений о массе груза, если не доказано, что использование методики, изложенной в этом документе, приводит к ошибочному или недостоверному результату (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2013 N 16398/12, пункт 6 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017).
В силу пункта 8.1.1 названной Рекомендации вагонные весы для взвешивания в движении включены в перечень средств измерений при определении массы груза, перевозимого железнодорожным транспортом. При этом запрет на использование перевозчиком при определении массы груза иных методов взвешивания вагона, например, во время движения вагона на вагонных весах, тем более, когда такие весы специально предназначены именно для такого метода, в Рекомендации отсутствует.
Истец определил массу груза в вагоне допустимым способом.
При определении фактической массы груза истец учел предельно возможную погрешность в результатах взвешивания в размере 3,11% в соответствии с пунктами 6.2.4.3 и 7.3.2 Рекомендации МИ 3115-2008 (таблица А1), применяемыми, когда масса груза нетто на станции отправления определена по обмеру, а на станции назначения перевозчиком проверена на вагонных весах, как в рассмотренном случае.
Ответчик не представил доказательств того, что использование предельного расхождения в результатах измерения массы груза, установленного Рекомендацией МИ 3115-2008, приводит к ошибочному или недостоверному результату. Субъективное мнение ответчика о том, что истец неправильно определил массу груза в вагоне при контрольной перевеске с использованием Рекомендацией МИ 3115-2008 само по себе не является основанием пересмотра выводов суда первой инстанции и отмены решения суда.
О нарушении грузоотправителем Правил перевозки грузов (приложение N 1 СМГС) будет свидетельствовать то обстоятельство, что перевозчик при проверке массы груза использовал тот же способ, что и отправитель, либо иной предусмотренный законом способ, однако выявленные расхождения превысили допустимые погрешности (пункт 6 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017).
Положениями пункта 35.4 Правил перевозки грузов (приложение N 1 СМГС) предусмотрено, что если при проверке массы груза констатируют несоответствие массы груза данным, указанным в накладной, коммерческий акт составляют только в том случае, когда уменьшение массы груза превышает нормы, установленные в статье 43 "Ограничение ответственности при недостаче массы груза" СМГС, а излишек массы груза, перевозимого насыпью или навалом, превышает 1%, для остальных грузов - 0,2% от массы груза, указанной в накладной.
Указанные в статье 43 СМГС и пункте 35.4 Правил перевозки грузов (приложение N 1 СМГС) коэффициенты установлены в целях исключения случаев составления коммерческих актов по незначительным расхождениям массы груза. Само по себе превышение этих коэффициентов не свидетельствует о том, что грузоотправитель действовал недобросовестно и должен нести ответственность за искажение сведений о массе груза (пункт 6 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017).
Таким образом, основанием для составления коммерческого акта является превышение данных коэффициентов.
Понятие "излишек массы груза" не предусмотрено нормами СМГС, однако содержится в пункте 1.9 Рекомендации МИ 3115-2008 - разность между результатами измерений массы груза на станции назначения и на станции отправления, превышающая значение предельного отклонения результата измерений массы на станции назначения.
Груз в спорной отправке перевозился навалом, следовательно, в силу положений пункта 35.4 Правил перевозки грузов коммерческий акт подлежал составлению только в том случае, когда излишек массы груза превышает 1%.
Та как разность между результатами измерений массы груза (нетто) на станции назначения и на станции отправления составила 1 585 кг, что превышает норму, установленную в статье 43 СМГС (1% = 680 кг) и пункте 35.4 Правил перевозки грузов (приложение N 1 СМГС), у истца имелись законные основания для составления коммерческого акта по факту недостоверности в перевозочном документе сведений о массе груза, повлекшей занижение провозных платежей.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование о взыскании неустойки за занижение провозных платежей подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются также в случаях, когда неустойка определена законом, например положениями Устава железнодорожного транспорта.
Оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суд счел, что исчисленная истцом неустойка (штраф) несоразмерна последствиям совершенного правонарушения, и уменьшил общую сумму штрафа, подлежащего взысканию с ответчика, до 67 750 рублей.
Вопреки требованиям части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не доказал того, что взысканная судом денежная сумма неустойки не соразмерна последствиям нарушения обязательства, не соответствует балансу между применяемой к нему мерой ответственности и оценкой отрицательных последствий, наступивших для истца в результате нарушения обязательства.
Оснований для иной оценки установленных по делу обстоятельств у суда апелляционной инстанции не имеется.
Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств, не является основанием для отмены принятого судебного акта в суде апелляционной инстанции.
Приведенные в апелляционной жалобе были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и подлежат отклонению в силу их несостоятельности и ошибочности толкования норм права по основаниям, изложенным в настоящем постановлении.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку (с учетом их достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и не допустил нарушения норм материального и процессуального права, а доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными и не могут служить основанием для отмены решения арбитражного суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 марта 2018 года по делу N А10-5921/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5921/2016
Истец: ОАО Российские железные дороги в лице филиала Восточно-Сибирская железная дорога
Ответчик: ООО БАС