город Омск |
|
17 июля 2018 г. |
Дело N А46-24153/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4991/2018) общества с ограниченной ответственностью Юридическая Фирма "Леге Артис" на решение Арбитражного суда Омской области от 04.04.2018 по делу N А46-24153/2017 (судья Воронов Т.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью Юридическая Фирма "Леге Артис" (ИНН 5504232320, ОГРН 1125543036255) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (ИНН 5504124780, ОГРН 1075504003013) об обязании исключить регистрационную запись,
при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области Орлова Д.П. по доверенности от 18.12.2017 N 01-14/43806 сроком действия по 20.01.2019;
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью Юридическая Фирма "Леге Артис", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Юридическая Фирма "Леге Артис" (далее - ООО ЮФ "Леге Артис", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (далее - МИФНС России N 12 по Омской области, налоговый орган, заинтересованное лицо) от 23.05.2017 по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи за государственным регистрационным номером 2175543303703 о недостоверности сведений о юридическом лице (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице) в отношении ООО ЮФ "Леге Артис"; об обязании МИФНС России N 12 по Омской области исключить из ЕГРЮЛ запись от 23.05.2017 за государственным регистрационным номером 2175543303703 о недостоверности сведений о юридическом лице (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице) в отношении ООО ЮФ "Леге Артис".
До вынесения судебного акта по существу спора ООО ЮФ "Леге Артис" в соответствии с правилами статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнило предмет требований, в результате чего просило суд возложить на МИФНС России N 12 по Омской области обязанность по исключению из ЕГРЮЛ записи от 23.05.2017 за государственным регистрационным номером 2175543303703 о недостоверности сведений о юридическом лице (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице) в отношении ООО ЮФ "Леге Артис".
Решением Арбитражного суда Омской области от 04.04.2018 по делу N А46-24153/2017 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу судебного акта, Общество в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении предъявленных требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что им предприняты действия не по обжалованию решения (актов) государственных органов, а по восстановлению положения, существовавшего до нарушения налоговым органом прав Общества. По мнению апеллянта, внесенные в ЕГРЮЛ сведения не соответствуют действительности, а сами действия налогового органа по внесению таковых в реестр являются незаконными.
В письменном отзыве на жалобу ООО ЮФ "Леге Артис" заинтересованное лицо просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО ЮФ "Леге Артис", надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель МИФНС России N 12 по Омской области высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу заявителя.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Материалы дела свидетельствуют, что ООО ЮФ "Леге Артис" зарегистрировано в качестве юридического лица 09.06.2012 за основным государственным регистрационным номером 1125543036255, ИНН 5504232320, адрес (место нахождения): 644009, Омская область, г. Омск, ул. 20 лет РККА, д. 63, корпус 1, кв. 76.
23.05.2017 в ЕГРЮЛ заинтересованным лицом в отношении адреса ООО ЮФ "Леге Артис" внесена запись N 2175543303703 о недостоверности сведений о юридическом лице (результаты проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, л.д. 28).
24.01.2018 по решению налогового органа в ЕГРЮЛ внесена запись N 2185543066245 о признании недействительной ранее внесенной записи от 23.05.2017 N 2175543303703 о недостоверности (л.д. 50).
Считая указанные выше сведения (записи) подлежащими исключению из ЕГРЮЛ, ООО ЮФ "Леге Артис" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции основания для удовлетворения требований Общества не установлены. Апелляционный суд поддерживает вынесенный по делу судебный акт.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регламентированы Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 129-ФЗ под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 4 указанного выше Федерального закона в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах.
Внесение исправлений в сведения, включенные в записи государственных реестров на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Ведение государственных реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственных реестров с иными федеральными информационными системами и сетями.
Статьей 5 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрен состав сведений и документов о юридическом лице, подлежащих включению в ЕГРЮЛ, среди которых а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках; б) организационно-правовая форма; в) адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; в.1) адрес электронной почты юридического лица (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации); в.2) сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения; г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация); д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования; е) подлинник или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия учредительного документа юридического лица либо сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом; ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации; и) способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации); и.1) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; и.2) сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве; к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого); л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; л.1) сведения о наличии корпоративного договора, определяющего объем правомочий участников хозяйственного общества непропорционально размерам принадлежащих им долей в уставном капитале хозяйственного общества, и о предусмотренном таким договором объеме правомочий участников хозяйственного общества (количестве голосов, приходящихся на доли участников хозяйственного общества непропорционально размеру этих долей); л.2) сведения о наличии корпоративного договора, предусматривающего ограничения и условия отчуждения долей (акций); м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом; н) сведения о филиалах и представительствах юридического лица; о) идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе; п) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; р) номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя: в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации; в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации; т) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации; у) сведения о том, что юридическое лицо, являющееся хозяйственным обществом, находится в процессе уменьшения его уставного капитала.
Приказом Минфина России от 30.10.2017 N 165н утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, внесения исправлений в сведения, включенные в записи Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки) (далее - Порядок ведения реестров).
Положениями статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ предусматривается, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Согласно части 6 статьи 11 указанного выше Федерального закона в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Как следует из материалов дела, 23.05.2017 налоговым органом в отношении ООО ЮФ "Леге Артис" произведена запись о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Согласно пояснениям налогового органа указанная запись внесена в результате проверки представленных заявителем сведений об адресе (месте) нахождения.
Впоследствии 24.01.2018 налоговым органом в ЕГРЮЛ внесена запись о признании недействительной ранее внесенной записи от 23.05.2017 N 2175543303703.
Доводы апеллянта сводятся к несогласию с сохранением в составе сведений об ООО ЮФ "Леге Артис" регистрационной записи от 23.05.2017 N 2175543303703 в ЕГРЮЛ.
Согласно положениям части 3 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений (часть 4 статьи 5 указанного выше Федерального закона).
По смыслу приведенных выше положений Федерального закона N 129-ФЗ, совокупность регистрационных записей, вносимых в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица, имеет свою нумерацию и хронологию исполнения, с учетом которых и устанавливается содержание актуальных сведений в отношении субъекта права.
Изложенное свидетельствует о том, что по состоянию на дату рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции актуальные сведения ЕГРЮЛ в отношении заявителя не включали отметку о недостоверности какой-либо их части.
Кроме того, основания и порядок исключения из ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений в отношении юридического лица не предусматриваются ни Федеральным законом N 129-ФЗ, ни Порядком ведения реестров. Как указано выше, юридическое значение такой записи может быть ликвидировано исключительно посредством внесения в последующем иной записи - о признании ее недействительной. Внесенные налоговым органом в ЕГРЮЛ записи от 23.05.2017 N 2175543303703 и от 24.01.2018 N 2185543066245 в отношении Общества, их форма и последовательность совершения соответствуют нормам Федерального закона и Порядка ведения реестров. Иной порядок внесения сведений в ЕГРЮЛ действующим правовым регулированием не предусматривается. С учетом указанного требования заявителя не могут быть признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусматривается, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правила, изложенные в частях 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, предписывают для целей признания оспариваемого акта (действия, бездействия) недействительным (незаконным) установление совокупности двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Настоящие требования поддержаны ООО ЮФ "Леге Артис" в следующей редакции:
"Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись от 23.05.2017 года за государственным регистрационным номером 2175543303703 о недостоверности сведений о юридическом лице (результаты проверки достоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице) в отношении ООО Юридическая Фирма "Леге Артис".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (ИНН 5504124780, ОГРН 1075504003013) в пользу ООО Юридическая Фирма "Леге Артис" (ИНН 5504232320, ОГРН 1125543036255) судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 3 000 рублей" (л.д. 76-77).
Таким образом, заявитель просит о возложении на налоговый орган обязанности исключить соответствующую запись их ЕГРЮЛ, не предъявляя требований о признании недействительным решения о внесении таковой в реестр.
Как указано выше, в силу статьи 4 Федерального закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Именно решение о государственной регистрации либо решение об отказе в государственной регистрации имеет соответствующие признаки ненормативного акта, которые могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
При осуществлении государственной регистрации с нарушениями закона оспариванию должна подлежать не запись о государственной регистрации внесения соответствующих сведений в государственный реестр, а решение о государственной регистрации, которое является документом, принимаемым по результатам проведенной проверки представленных заявителем документов.
Записи, внесенные в ЕГРЮЛ, имеют лишь правоподтверждающее значение и не являются по смыслу действующего законодательства правовыми актами, подлежащими обжалованию в судебном порядке в отрыве от обжалования ненормативных правовых актов, на основании которых были внесены соответствующие записи, так как, в силу пункта 3 статьи 5 и статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ, решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр; при этом в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения по делу и удовлетворения предъявленных ООО ЮФ "Леге Артис" требований.
Решение Арбитражного суда Омской области от 04.04.2018 по делу N А46-24153/2017 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба ООО ЮФ "Леге Артис" - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины при обращении с настоящей жалобой распределяются в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Юридическая Фирма "Леге Артис" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 04.04.2018 по делу N А46-24153/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-24153/2017
Истец: ООО ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА "ЛЕГЕ АРТИС"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 12 ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ