г. Хабаровск |
|
17 июля 2018 г. |
А73-451/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Грачева В.А. представителя по доверенностям от 15.09.2017 N ДВОСТНЮ-162/Д (сроком по 31.12.2019), от 24.08.2017 N 686-Д (сроком на 3 года);
от акционерного общества "Хабаровское предприятие по оптовой торговле стройматериалами "Стройоптторг": Быкова А.В. представителя по доверенности от 15.01.2018 N 91 (сроком по 31.12.2018);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Хабаровское предприятие по оптовой торговле стройматериалами "Стройоптторг"
на решение от 08.05.2018
по делу N А73-451/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Букиной Е.А.,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к акционерному обществу "Хабаровское предприятие по оптовой торговле стройматериалами "Стройоптторг"
о взыскании задолженности по провозной плате
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к акционерному обществу "Хабаровское предприятие по оптовой торговле стройматериалами "Стройоптторг" (далее - АО "Стройоптторг", ответчик) о взыскании задолженности по провозной плате в размере 882020 руб., ссылаясь на нарушение ответчиком технологического времени формирования контейнерных поездов (далее по тексту КП): N 1044 (индекс 9711-006-9802), N 1044 (индекс 9711-010-9802), N 1044 (индекс 9711-007-9802), N 1044 (индекс 9711-012-9802), N 1044 (индекс 9711-008-9802) - превышение временного интервала между подачами двумя партиями установленных договором 15 ч. 40 минут.
Решением суда от 08.05.2018 исковые требования удовлетворены полностью, с ответчика в пользу истца взысканы: в счет долга по провозной плате денежная сумма в размере 882020 руб., в счет судебных расходов по оплате государственной пошлины - 20 640 руб.
Оценив наличие памяток приемосдатчика, подписанного сторонами, одобрение полномочными лицами актов общей формы, отсутствие доказательств иного времени подачи контейнерных поездов (КП), суд пришел к выводу о допущенном ответчиком нарушении технологического времени подачи партии вагонов в составе КП (более 15 ч. 40 минут).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, АО "Стройоптторг" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы, ссылаясь на положения Приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 "Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования", Указания Министерства путей сообщения Российской Федерации от 27.03.2000 N Д-720у "Об утверждении форм памяток на подачу и уборку вагонов для организации автоматизированного контроля наличия вагонов на подъездных путях и расчета платы за пользование вагонами", пункт 2.1.5 Договора от 05.06.2015 N ТЦ-1407 об оказании услуги по формированию КП на путях общего пользования ст. Красная Речка ДВЖД, утверждает о том, что: момент окончания времени нахождения вагонов на пути необщего пользования должен фиксироваться на основании письменного уведомления от ответчика, внесенного в книгу регистрации уведомлений истца, и только после этого полученные временные данные вносятся в памятку приемосдатчика, соответственно, в случае выявления нарушений времени формирования КП составляется акт ГУ-23 и делается отметка в памятке приемосдатчика; по результатам рассмотрения дела в суде первой инстанции, истцом не предоставлены письменные уведомления, полученные от ответчика зарегистрированные в книгу, а также сама книга уведомлений; сторона истца обязана была фиксировать письменные уведомления, вести соответствующую книгу и регистрировать уведомления, на основании которых вносились временные интервалы, и которые являются предметом спора.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласил жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу, представленных в настоящее судебное заседание просил в удовлетворении такой жалобы отказать, сообщил о том, что уведомления представлены ОАО "РЖД" от ответчика в виде табличной формы.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 05.06.2015 между истцом (ОАО "РЖД") и ответчиком (Клиент) заключен договор N ТЦ-1407 об оказании услуги по формированию контейнерных поездов (далее - КП) на путях общего пользования ст. Красная Речка ДВЖД, согласно п. 2.2.2 которого, клиент обязуется обеспечивать сдачу на пути общего пользования железнодорожной станции групп вагонов с контейнерами не более чем 2 (двумя) подачами при условии нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании подачи на железнодорожную станцию последней группы вагонов этого КП не более 15,4 часов.
В соответствии с пунктами 2.1.7., 2.1.8., 2.1.9. договора, ОАО "РЖД" обязуется проверять соблюдение Клиентом условий для формирования КП: соответствие длины предъявляемого Клиентом к перевозке КП длине КП, установленной ОАО "РЖД" на данном маршруте; отсутствие в составе КП порожних вагонов и груженых вагонов, не подлежащих отправке в данном КП; передачу вагонов не более чем 2 (двумя) подачами при условии нахождения вагонов на путях общего пользования в ожидании подачи на железнодорожную станцию последней группы вагонов данного КП не более 15,4 часов; при соблюдении условий формирования КП проставлять в перевозочных документах штемпель "Контейнерный поезд", календарный штемпель, подтверждающий документальное оформление приема груза к перевозке в составе КП и производить расчет платы за перевозку груженых и порожних универсальных контейнеров в составе КП в соответствии с пунктом 2.35 Прейскуранта N 10-01, не зависимо от использования вместимости вагонов, входящих в состав КП; при не соблюдении Клиентом условий, установленных пунктом 2.1.7. настоящего Договора, принимать к перевозке груженые и порожние контейнеры без проставления в перевозочных документах отметки "контейнерный поезд" с расчетом платы за перевозку в соответствии с пунктом 2.11 Прейскуранта N 10-01.
Таким образом, клиент получает право на внесение провозной платы по льготному тарифу в случае соблюдения им порядка формирования КП по количеству вагонов (71), количеству подач вагонов в составе КП (не более двух), интервала между подачами вагонов в состав КП - не более 15 ч. 40 мин.
Ссылаясь на нарушение ответчиком временного интервала между подачами (свыше 15 ч. 40 мин.), истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 790 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1.28. приказа ФСТ N 398-т/4 от 07.12.2010 "Об установлении исключительных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом" тариф за железнодорожную перевозку рассчитан с применением исключительного тарифа в виде понижающего коэффициента 0,87 исходя из определенного истцом количества условных вагонов.
Согласно статье 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" (далее - УЖТ РФ) плата за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем (отправителем) до момента приема грузов, грузобагажа для перевозки, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или соглашением сторон; при несвоевременном внесении грузоотправителем (отправителем) указанной платы и иных причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку грузов, грузобагажа прием грузов, грузобагажа для перевозки и подача вагонов, контейнеров не проводятся, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или соглашением сторон.
Согласно статье 3 УЖТ, Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании настоящего Устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом.
Правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (далее - правила перевозок грузов железнодорожным транспортом) представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, операторов и иных владельцев железнодорожного подвижного состава, контейнеров, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, регулируют порядок приема грузов и не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров для перевозок, порядок их выдачи и определяют условия перевозок грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава, контейнеров и с учетом экологической безопасности.
Приказом МПС от 18.06.2003 N 28 утверждены Правила приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом (действовавшие до 01.04.2017, то есть в рассматриваемый период).
Согласно пункта 1 Правил, настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170) (далее Устав) и регулируют порядок приема к перевозке грузов, а также порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику (далее - собственные порожние вагоны) железнодорожным транспортом на местах общего и необщего пользования железнодорожных станций (далее - станции), открытых для грузовых операций.
Таким образом, данные Правила регулируют и порядок приемки к перевозке порожних вагонов.
Согласно пункта данных 24 Правил, оригинал накладной и выданная на основании ее перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждает заключение договора перевозки; заключение договора перевозки не освобождает грузоотправителя от обязанности охраны грузов в вагонах, в том числе загруженных контейнерами (далее вагоны с грузами) до момента фактической передачи вагонов с грузами перевозчику по памятке приемосдатчика.
В случае, если в момент фактической передачи вагонов с грузами перевозчиком будут обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о коммерческой неисправности вагонов или повреждения груза (например, отсутствие ЗПУ, неисправные ЗПУ, открытые люки, повреждение обшивки вагонов и контейнеров с доступом к грузу и т.п.), вагоны с грузами к отправлению не принимаются, памятка приемосдатчика перевозчиком не подписывается и вагоны с грузами находятся на ответственном простое грузоотправителя.
Согласно пункта 25 Правил, в зависимости от условий приема грузов и/или собственного порожнего вагона к перевозке фактическим подтверждением передачи вагонов с грузами и собственного порожнего вагона от грузоотправителя или отправителя перевозчику является: при погрузке вагонов, в том числе загруженных контейнерами на железнодорожных путях необщего пользования при обслуживании их локомотивом перевозчика - подпись грузоотправителя и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе "Вагон сдал", "Вагон принял" у места погрузки в момент уборки вагона; памятка приемосдатчика составляется в двух экземплярах; форма памятки приемосдатчика и порядок ее ведения устанавливаются МПС России; при погрузке вагонов, в том числе загруженных контейнерами на железнодорожных путях необщего пользования при обслуживании их локомотивом, не принадлежащим перевозчику, - подпись владельца железнодорожных путей необщего пользования или пользователя, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе "Вагон сдал", "Вагон принял"; в этом случае приемосдаточные операции осуществляются на выставочных путях установленными договорами в момент уборки вагонов; владелец железнодорожных путей необщего пользования или пользователь, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, выступает в отношениях с перевозчиком на основании доверенности грузоотправителя, которая представляется перевозчику; при погрузке грузов в вагоны в местах общего пользования и местах необщего пользования, расположенных на территории железнодорожных станций, силами и средствами грузоотправителей - подпись грузоотправителя и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе "Вагон сдал", "Вагон принял" в момент фактического приема у места погрузки; при погрузке грузов в вагоны в местах общего пользования силами и средствами перевозчика - подпись грузоотправителя и перевозчика в приемо-сдаточном акте на каждый контейнер и мелкую отправку; приемо-сдаточный акт составляется в двух экземплярах. Форма приемо-сдаточного акта и порядок его ведения устанавливаются МПС России; при приеме собственного порожнего вагона на железнодорожных путях необщего пользования при обслуживании их локомотивом перевозчика - подпись отправителя и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе "Вагон сдал", "Вагон принял" в момент уборки вагона; при приеме собственных порожних вагонов на железнодорожных путях необщего пользования при обслуживании их локомотивом, не принадлежащим перевозчику, - подпись владельца железнодорожных путей необщего пользования или пользователя, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе "Вагон сдал", "Вагон принял"; в этом случае приемосдаточные операции осуществляются на выставочных путях, определенных согласно договорам, в момент уборки вагона; владелец железнодорожных путей необщего пользования или пользователь, не являющийся владельцем собственного порожнего вагона, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, выступает в отношениях с перевозчиком на основании доверенности или иных полномочий отправителя собственного порожнего вагона, которые представляются перевозчику по его требованию; при приеме собственного порожнего вагона в местах общего пользования и местах необщего пользования, расположенных на территории железнодорожных станций, - подпись отправителя и перевозчика в памятке приемосдатчика в графе "Вагон сдал", "Вагон принял" в момент фактического приема.
Памятка приемосдатчика составляется в двух экземплярах - она (памятка приемосдатчика) является документом, подтверждающим факт принятия груза (или порожнего вагона) к перевозке.
Этим же документом оформляется и выдача груза после окончания перевозки (Правила выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденные Приказом МПС от 18.06.2003 N 29).
Следовательно, составление памятки приемосдатчика является обязательным в документообороте по перевозке грузов железнодорожным транспортом.
Пунктом 3.1 Правил составления актов, утвержденных Приказом МПС от 18.06.2003 N 45 установлено, что акт общей формы составляется на станциях для удостоверения следующих обстоятельств: отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта (учетной карточки выполнения заявки на перевозку, накопительной карточки, акта о повреждении вагона, акта о повреждении контейнера, памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов и других).
На основании изложенного довод ответчика о том, что время между первой и второй подачей вагонов в составе КП, не может подтверждаться памятками приемосдатчика, верно отклонен судом первой инстанции.
Памятки приемосдатчика, представленные истцом в материалы дела в качестве доказательств временного интервала между первой и второй подачей вагонов в составе КП, подписаны обеими сторонами, что не опровергнуто ответчиком.
Ответчик указывает, что: в доказательство времени, указанного в памятках, истцом не представлены уведомления, предусмотренные п. 2.1.5 договора, согласно которому, ОАО "РЖ" обязуется оформлять актом общей формы ГУ - 23 фактическое время ожидания накопления КП на железнодорожных путях общего пользования станции с момента вывода первой группы вагонов КП с путей необщего пользования на станционные пути формирования КП до момента получения перевозчиком письменного уведомления о готовности уборки последней группы вагонов данного КП; регистрация уведомлений должна быть отражена в книге регистрации, ссылаясь на п. 4.1 Правил, утвержденных Приказом МПС N 26 от 18.06.2003.
Согласно данному пункту Правил, время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов на основании памятки приемосдатчика до момента получения перевозчиком от владельцев, пользователей или контрагентов железнодорожного пути необщего пользования уведомления о готовности вагонов к уборке на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Таким образом, и нормативным актом, и договором установлена необходимость подачи уведомлений и регистрация их перевозчиком.
Истцом представлены выкопировка из книги регистрации уведомлений, оформленных в виде факсовых уведомлений, поступивших от ответчика.
Вместе с тем, оспаривая факт подачи этих уведомлений, ответчик, в нарушение статьи 65 АПК РФ, доказательств наличию иных уведомлений не представил.
Кроме того, памятки приемо-сдатчика подписаны ответчиком без возражений (и в части проставленного в них времени).
Также, исследовав письменные доказательства, суд первой инстанции установил, что акты общей формы были подписаны работниками ответчика позднее дат их составления, но в период наличия у них доверенностей на подписание такого рода документов, и, руководствуясь положениями статьи 183 ГК РФ, разъяснениями, данными в пункте 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 57 от 23.10.2000, сделал правильный вывод об одобрении ответчиком действий его работников, подписавших акты общей формы.
Доводы ответчика о том, что представленные в материалы дела перевозочные документы - железнодорожные накладные содержат отметку "КП", ссылку на исключительный тариф, также верно отклонены судом, в связи с принятием объяснений представителя истца о допущенной ошибке относительно такой ссылки.
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ наличие памяток приемосдатчика, подписанных обеими сторонами, последующее одобрение полномочными лицами актов общей формы, отсутствие возражений со стороны руководителя ответчика в отношении этого одобрения, отсутствие доказательств иного времени подачи уведомлений со стороны ответчика, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком были допущены нарушения технологического времени подачи партий вагонов в составе КП.
По условиям договора он не имеет право на получение льготного тарифа.
Согласно пункту 1 статьи 785 ГК РФ, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
При установленных обстоятельствах требования истца законны, обоснованы и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, так как они были исследованы судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Новых доказательств, влияющих на законность обжалуемого судебного акта, суду не представлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08 мая 2018 года по делу N А73-451/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.