г. Чита |
|
17 июля 2018 г. |
Дело N А78-4302/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.06.2018.
Полный текст постановления изготовлен 17.07.2018.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Капустиной Л.В., Макарцева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы государственного казенного учреждения "Служба единого заказчика" Забайкальского края, муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 1 "Подснежник" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 7 марта 2018 года по делу N А78-4302/2017 по иску муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада N1 "Подснежник" (ОГРН 1167536050087, ИНН 7530014386, 674677, Россия, г. Краснокаменск, Забайкальский край, 8-й микр, д.816) к государственному казенному учреждению "Служба единого заказчика" Забайкальского края (ОГРН 1027501178154, ИНН 7536050020, 672010, Россия, Забайкальский край, г.Чита, ул. Забайкальского рабочего, д.68) об обязании устранить недостатки в здании детского сада МАДОУ N1 "Подснежник", расположенного по адресу Забайкальский край, г. Краснокаменск, мкр.8-ой, д.816,
(суд первой инстанции: Л.В.Бочкарникова),
при участии в судебном заседании:
от ответчика: Хоменко М.В., представитель по доверенности от 09.01.2018,
от ЗАО "НП Читагражданпроект": Денисова Н.А., представитель по доверенности от 15.05.2018,
установил:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детского сада N 1 "Подснежник" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к государственному казенному учреждению "Служба единого заказчика" Забайкальского края об обязании устранить недостатки в здании детского сада МАДОУ N 1 "Подснежник", расположенного по адресу Забайкальский край, г. Краснокаменск, мкр.8-ой, д.816 - изменить выявленные нарушения в области пожарной безопасности, которые стали возможны по вине застройщика при строительстве здания детского сада, а именно указал, что:
1. отсутствуют извещатели пожарные в помещениях N 56, 59, 65, 66, 64, 264 здания детского сада, а также во всех тамбурах здания детского сада (п.п.6 п.2 "нарушения обязательных требований пожарной безопасности" Акта обследования N 10 от 29.12.2016);
2. звуковые сигналы речевых оповещателей системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не обеспечивают должный уровень звука в помещениях детских групп, прачечной, N 77, 82, 249, 254 (п.п.9 п.2 "нарушения обязательных требований пожарной безопасности" Акта обследования N 10 от 29.12.2016);
3. отсутствует световые оповещатели "Выход" над выходами из музыкального зала;
4. 1 этаж здания детского сада обеспечен огнетушителями марки ОП - 5 в количестве 8 шт., при площади этажа 2097,9 м. кв., вместо 10 огнетушителей марки ОП - 5 или ОУ - 5 (п.п.16 п.2 "нарушения обязательных требований пожарной безопасности" Акта обследования N 10 от 29.12.2016);
5. 2 этаж здания детского сада обеспечен огнетушителями марки ОП - 5 в количестве 7 шт., при площади этажа 1972,1 м. кв., вместо 10 огнетушителей марки ОП - 5 или ОУ - 5 (п.п.17 п.2 "нарушения обязательных требований пожарной безопасности" Акта обследования N 10 от 29.12.2016).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - закрытое акционерное общество работников "Народное предприятие Читагражданпроект", акционерное общество "Региональное Управление Строительства", Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю.
Решением от 7 марта 2018 года арбитражный суд Забайкальского края обязал государственное казенное учреждение "Служба единого заказчика" Забайкальского края в здании муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада N 1 "Подснежник", расположенного по адресу: Забайкальский край, г. Краснокаменск, мкр.8-ой, д.816 установить световой оповещатель "Выход" на втором этаже над выходами из музыкального зала; установить звуковые сигналы речевых оповещателей системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в помещениях детских групп, прачечной, N N 77, 82, 249, 254.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Государственное казённое учреждение "Служба единого заказчика" Забайкальского края, не согласившись с решением суда, как необоснованным вследствие неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушения материальных норм права, в апелляционной жалобе просит отменить обжалуемый судебный акт. Указывает, что положительным заключением Инспекции государственного строительного надзора подтверждено соответствие объекта требованиям действующих технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Пожарные извещатели, огнетушители, режим звукового оповещения на период передачи были установлены в полном объеме, с соблюдением всех правил монтажа, что подтверждено документами - разрешение на ввод и положительное заключение ИГСН. Световые табло "Выход" были установлены в полном объеме, в соответствии с проектно-сметной документацией, требованиям действующих технических регламентов, что подтверждается разрешением на ввод в эксплуатацию и Заключением Инспекции государственного строительного надзора Забайкальского края. В настоящее время световой оповещатель "Выход" на втором этаже над выходом из музыкального зала (пункт 4 уточнения исковых требований от 12.12.2017 N 63) установлен в соответствии с проектом.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 1 "Подснежник" в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, иск удовлетворить в полном объеме. Указывает на несоблюдение ответчиком п. 474 Правил противопожарного режима РФ, приложения N 1 Правил противопожарного режима РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 390 от 25 апреля 2012 года, приложения А Свода правил 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования". Считает, что помещения N 56, 65, 66, 64, 264 здания детского сада подлежат оборудованию автоматической пожарной сигнализацией, при этом 1 этаж здания детского сада обеспечен огнетушителями марки ОП-5 в количестве 8 шт., при площади этажа 2097,9 м. кв., вместо 10 огнетушителей марки ОП-5 или ОУ-5. 2 этаж здания детского сада обеспечен огнетушителями марки ОП-5 в количестве 7 шт., при площади этажа 1972,1 м. кв., вместо 10 огнетушителей марки ОП-5 или ОУ-5.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу ответчика.
Представители ответчика, ЗАО "НП Читагражданпроект" в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы ГКУ"Служба единого заказчика" Забайкальского края.
Истец, третьи лица представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей истца, третьих лиц в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобах, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 1 "Подснежник", действующее на основании Устава, утвержденного распоряжением администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края от 29.12.2015 N 1176, создано на основании распоряжения администрации муниципального района "Город Краснокаменск и Краснокаменский район" Забайкальского края от 28.12.2015 N 1157.
Объект капитального строительства - здание детского сада по адресу: Забайкальский край, Краснокаменский район, г.Краснокаменск, мкр.8-ой, д.816 возведен в соответствии с заключенным 27.12.2013 г. между государственным казенным учреждением "Забайкалстройзаказчик (на сегодняшний день - ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края) (заказчик) и АО "Региональное управление строительства" (генподрядчик) государственным контрактом N 2013.256219 на строительство объекта "Детский сад в г. Краснокаменск".
Проектно-сметная документация на строительство, по которой получено положительное заключение государственной экспертизы, выполняло ЗАОр НП "Читагражданпроект" по заданию ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края.
Актом от 04.12.2014 зафиксировано окончание пуско-наладочных работ пожарной сигнализации, смонтированной в детском саду на 240 мест в г. Краснокаменск.
12.12.2014 г. подписан акт N 12/14 приемки законченного строительством объекта "Детский сад в г. Краснокаменске".
29.12.2016 Территориальным отделом надзорной деятельности по Краснокаменскому, Забайкальскому районам и городу Краснокаменску проведено обследование объекта, в ходе которого установлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности. По результатам обследования должностное лицо Территориального отдела надзорной деятельности по Краснокаменскому, Забайкальскому районам и городу Краснокаменску установил нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно указал, на:
1) отсутствие извещателей пожарных в помещениях 56, 59, 65, 66, 64, 264 здания детского сада, а также во всех тамбурах детского сада;
2) не соблюдение правил монтажа и оборудования сигнализации - извещатели пожарные установлены на стенах в помещениях N 8 (группа N 2), 19, 24, 26 (мед.кабинет), 31 (группа N 1) - возможность установки извещателей непосредственно на перекрытии имеется;
3) не исправность шлейфа пожарной сигнализации N 17 (помещ. 33, 34, 36, 39);
4) звуковые сигналы речевых оповешателей системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не обеспечивают должный уровень звука в помещениях детских групп, прачечной, N 77, 82, 249, 254;
5) имеющиеся световые оповещатели не осуществляют работу при срабатывании пожарной сигнализации;
6) отсутствие световых оповещателей "Выход" над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону; над эвакуационными выходами из музыкального зала;
7) на здании детского сада отсутствуют указатели с четко нанесенными цифрами расстояния до местоположения к пожарным гидрантам;
8) техническое подполье здания не обеспечено первичными средствами пожаротушения (огнетушителями);
9) 1 этаж здания детского сада обеспечен огнетушителями марки ОП - 5 в количестве 8 шт., при площади этажа 2097,9 м. кв., вместо 10 огнетушителей марки ОП - 5 или ОУ - 5;
10) 2 этаж здания детского сада обеспечен огнетушителей марки ОП - 5 в количестве 7 шт., при площади этажа 1972,1 м. кв., вместо 10 огнетушителей марки ОП - 5 или ОУ - 5;
11) эвакуационная дверь наружу из помещения N 17 (согласно проектной схеме) 1 - го этажа блока "А" закрыта на замок с ключом. Эвакуационная дверь наружу из помещения N 73 (согласно проектной схеме) 1- го этажа блока "Б" закрыта на замок с ключом. Эвакуационная дверь наружу из помещения N 72 (согласно проектной схеме) 1 блока "Б" закрыта на замок с ключом. Эвакуационная дверь помещения N 75 (согласно проектной схеме) 1 - го этажа блока "В" закрыта на замок с ключом. Эвакуационная дверь наружу из помещения N 90 (согласно проектной схеме) 1 - го этажа блока "В" закрыта на замок с ключом. Запоры на дверях не обеспечивают возможность её свободного открывания без ключа (п.п.22 п.2 "нарушения обязательных требований пожарной безопасности";
12) отвод пожарных кранов N N 9, N 10 размещен на высоте 0,8 м. над полом вместо нормативного 1,35 м. (+- 0,15 м.).
29.12.2016 Территориальным отделом надзорной деятельности по Краснокаменскому, Забайкальскому районам и городу Краснокаменску составлен акт обследования N 10, выдано заключение о несоответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности.
Истец считает, что нарушения в области пожарной безопасности стали возможны по вине застройщика при строительстве здания детского сада - МАДОУ детский сад N 1 "Подснежник", расположенного Забайкальский край, г.Краснокаменск, мкр.8-ой, д.816.
Выявление вышеуказанных недостатков послужило основанием для направления МАДОУ детский сад N 1 "Подснежник" 08.02.2016 в адрес ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края претензии N 9 с требованием об их устранении.
Данная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском (с учетом уточнения).
Суд первой инстанции, принимая оспариваемый судебный акт, со ссылками на положения Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования, утвержденным приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175 (далее СП 5.13130.2009), пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска в части в связи с тем, что: - помещение N 56 помещения 64, 65, 66, 264 (горячий цех, холодный цех, мясо-рыбный цех, сушильно гладильная) рассматривается как помещение с мокрыми процессами и не подлежит оборудованию автоматической пожарной сигнализацией; - тамбуры в здания детского сада рассматриваются как помещения категории Д, холодные помещения, не содержащие горючих материалов, в которых из-за разности между уличной и комнатной температурами в холодный период времени возможно образование влаги и влажного пара, следовательно, они не оборудуются дымовыми пожарными извещателями; - установленные световые оповещатели "Выход" соответствуют проектной документации, которая прошла государственную экспертизу и получила положительное заключение.
Проверив обоснованность сделанных судом выводов, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Оценив представленные доказательства, в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статьи 724 Гражданского кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу о том, что поскольку функции заказчика-застройщика по осуществлению технического надзора и приемке выполненных подрядчиком работ осуществлял ответчик - ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края, то именно на нем лежит обязанность по устранению недостатков выполненных работ, возникших в связи с ненадлежащей приемкой от подрядчика работ в части обеспечения противопожарной безопасности.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 9 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается также раздел перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно пункту 5 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, в случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий.
При таком правовом регулировании апелляционный суд отклоняет доводы ответчика и третьего лица о том, что выявленные территориальным отделом надзорной деятельности недостатки не были предусмотрены проектной документацией в качестве подлежащих выполнению работ и используемых материалов и оборудования.
Как установлено по настоящему делу, в ходе проверки органом надзора выявлены ряд нарушений Федерального закона N 123-ФЗ, СП 5.13130.2009, Правил противопожарного режима РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 390 от 25.04.2012, которые зафиксированы в акте N 10 от 29.12.2016., в т.ч. не установлены извещатели пожарные в помещениях N 56, 59, 64,65, 66, 264 здания детского сада, а также во всех тамбурах здания детского сада ; не установлены звуковые сигналы речевых оповещателей системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в помещениях детских групп, прачечной, N 77,82, 249, 254; не установлены световые оповещатели "Выход" над выходом из музыкального зала; 1 этаж здания детского сада обеспечен вместо десяти огнетушителей марки ОП - 5 или ОУ - 5 восьмью огнетушителями ; 2 этаж здания детского сада обеспечен вместо десяти огнетушителей марки ОП - 5 или ОУ - 5 восьмью огнетушителями.
Тогда как, в рассматриваемом необходимость разработки и учета в проектной документации, специальных технических условий, в т.ч. в части извещателей пожарных, речевых оповещателей, световых оповещателей, была обусловлена характером деятельности объекта защиты в качестве детского дошкольного учреждения, требующего повышенных мер соблюдения пожарной безопасности.
Учитывая, что предусмотренные действующим законодательством мероприятия по противопожарной безопасности в возведенном здании детского сада осуществлены не в полном объеме, суд апелляционной инстанции, исходя из необходимости предотвращения пожара и обеспечения противопожарной безопасности людей, детского дошкольного учреждения в целом, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежали удовлетворению в полном объеме.
Проанализировав обстоятельства дела и оценив в порядке статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Забайкальского края от 7 марта 2018 года подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Понесенные сторонами судебные расходы подлежат распределению в порядке, предусмотренном статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 7 марта 2018 года по делу N А78-4302/2018 отменить, принять новый судебный акт.
Обязать государственное казенное учреждение "Служба единого заказчика" Забайкальского края в срок 30 дней с даты вступления в законную силу настоящего постановления, устранить в здании муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада N 1 "Подснежник" (ОГРН 1167536050087, ИНН 7530014386), расположенного по адресу Забайкальский край, г. Краснокаменск, мкр.8-ой, д.816 следующие недостатки:
1. установить извещатели пожарные в помещениях N 56, 59, 64,65, 66, 264 здания детского сада, а также во всех тамбурах здания детского сада ;
2. установить звуковые сигналы речевых оповещателей системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в помещениях детских групп, прачечной, N 77,82, 249, 254;
3. установить световые оповещатели "Выход" над выходом из музыкального зала;
4. обеспечить 1 этаж здания детского сада 10 огнетушителями марки ОП - 5 или ОУ - 5;
5. обеспечить 2 этаж здания детского сада 10 огнетушителями марки ОП - 5 или ОУ - 5;
Апелляционную жалобу государственного казенного учреждения "Служба единого заказчика" Забайкальского края оставить без удовлетворения.
Взыскать с государственного казенного учреждения "Служба единого заказчика" Забайкальского края в пользу муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада N 1 "Подснежник" 9000 рублей судебных расходов.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Л.В.Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.