город Томск |
|
18 июля 2018 г. |
Дело N А27-3919/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Марченко Н. В., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О. Ю. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) (N 07АП-5603/18) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.04.2018 по делу N А27-3919/2018 (судья Исаенко Е.В.) по заявлению индивидуального предпринимателя Койновой Светланы Сергеевны (г. Ленинск-Кузнецкий, ОГРНИП 304421210300037, ИНН 421211399767) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) (652515, Кемеровская область, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Пушкина, д. 21А, ОГРН 1154212000436, ИНН 4212037779) о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов и обязании устранить допущенные нарушения,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Серебренникова С. Ф. по дов. от 20.03.2018,
от заинтересованного лица: без участия,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Койнова Светлана Сергеевна (далее - заявитель, ИП Койнова С.С., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд, Управление) о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23.04.2018 заявленные требования удовлетворены: признано незаконным решение Управления об отказе в возврате предпринимателю суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за 2014 год в размере 108 464,30 руб., выраженное в письме от 29.01.2018 N 10-577. Суд обязал Управление принять решение о возврате предпринимателю суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за 2014 год в размере 108 464,30 руб. и направить данное решение в установленном порядке в соответствующий налоговый орган для исполнения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление ссылается на то, что излишне уплаченные страховые взносы возврату не подлежат, поскольку обязанность по их уплате возникла до вступления в законную силу Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда" (далее - Постановление N 27-П); судом первой инстанции не учтены положения статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном суде Российской Федерации"; расчет предпринимателя, принятый судом, не соответствует действительности.
Заявитель в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.04.2018 по делу N А27-3919/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
В порядке статей 123, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного лица, извещенного надлежащим образом.
Представитель заявителя в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, считая решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в 2014 году заявитель применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Полагая, что суммы страховых взносов, исчисленные и уплаченные исключительно из доходов предпринимателя без учета расходов, являются излишне уплаченными, заявитель 18.07.2018 обратился в Пенсионный фонд с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов.
Пенсионный фонд письмом от 29.01.2018 N 10-577 оставил данное заявление без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
01.01.2017 вступил в силу Закон N 250-ФЗ, которым признан утратившим силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Принимая во внимание переходные положения законодательства, установленные статьями 19-20 Закона N 250-ФЗ, суд признал подлежащими применению к рассматриваемому периоду положения Закона N 212-ФЗ, действующего до 01.01.2017, поскольку спорные суммы страховых взносов и пени начислены и уплачены за 2014 год.
Согласно статье 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В силу части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлен статьей 14 Закона N 212-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой, такие плательщики уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Частью 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено этой статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В силу пунктов 3 и 4 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, размер дохода в целях исчисления страховых взносов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Как следует из заявления, с учетом данных о доходах и расходах, по данным налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 год, излишне уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ составили 108 464,30 руб.
Установив, что в 2014 году предприниматель имел доход (без учета расходов) свыше 300 000 руб. в год и уплачивал страховые взносы из расчета величины дохода, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П, для целей исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, применяющим общую систему налогообложения и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым Кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты указанного налога, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии у Пенсионного фонда оснований для оставления заявления предпринимателя о возврате излишне уплаченных страховых взносов без удовлетворения, признав незаконными соответствующие действия Управления.
Несогласие Управления с выводами суда первой инстанции в части применения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 7-П, об учете расходов страхователя при расчете страховых взносов, подлежащих уплате ранее внесенных изменений в законодательство названным Постановлением, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права (неверное толкование).
В данном случае, порядок определения размера страховых взносов, подлежащих уплате плательщиком страховых взносов, поименованным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, применяющим упрощенную систему налогообложения и выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно положениям статьи 346.14 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15 названного кодекса устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2017 N303-КГ17-8359).
Полученный годовой доход индивидуального предпринимателя, уменьшенный на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты указанного налога, Управлением не оспорены; представленные страхователем налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, содержащие сведения о годовом доходе и произведенных расходах, с отражением начисленных и уплаченных страховых взносов под сомнение не поставлены, доказательств иного размера дохода и расходов не представлено, в связи с чем, доходы и расходы подтверждены предпринимателем.
Кроме того, в письме от 29.01.2018 на обращение заявителя о возврате излишне уплаченных страховых взносов в качестве мотивировки отказа Управление не ссылалось на обстоятельства не поступления страховых взносов, либо на не подтверждение доходов и расходов.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления, апелляционный суд не усматривает.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что принятый судом расчет заявителя, не соответствует действительности, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Расчет сумм излишне уплаченных за 2014 год страховых взносов, судом апелляционной инстанции проверен, признан верным. Всего излишне уплачено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год 108 464,30 руб. (а не 108 463,70 руб., как ошибочно считает Пенсионный фонд).
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что ИП Койнова С.С. страховые взносы за 2014 год были уплачены в полном объеме, вывод Пенсионного фонда, положенный в основу оспариваемого решения от 29.01.2018 N 10-577, об отказе в возврате излишне уплаченных взносов является необоснованным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается судом, поскольку Пенсионный фонд в порядке статьи 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.04.2018 по делу N А27-3919/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ленинск-Кузнецком Кемеровской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Н. В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-3919/2018
Истец: Койнова Светлана Сергеевна
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области
Третье лицо: Серебренникова Светлана Федоровна