г. Владивосток |
|
18 июля 2018 г. |
Дело N А51-17926/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июля 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей С.В. Гуцалюк, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционной жалобой Федерального государственного бюджетного учреждения "Дальневосточный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ",
апелляционное производство N 05АП-4564/2018
на решение от 11.05.2018
судьи Н.А. Беспаловой
по делу N А51-17926/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Дальневосточный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ" (ИНН 2537100211, ОГРН 1132540007632)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484), третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Партнеры",
о признании недействительными решений, требований и постановлений по результатам таможенных проверок N 10702000/210/150617/Т000056, N 10702000/210/290617/Т0047,
при участии:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Дальневосточный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ" - Степанова Е.Н., доверенность от 03.07.2018 сроком на 1 год, паспорт,
от Владивостокской таможни - Шунина В.В., доверенность от 17.04.2018 сроком до 31.12.2018, служебное удостоверение; Ларионова Е.А., доверенность от 15.11.2017 сроком до 15.11.2018, служебное удостоверение,
от ООО "Партнеры": не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Дальневосточный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ" (далее - заявитель, ФГБУ "Дальневосточный ЭО АСР", учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлениями, с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) к Владивостокской таможне (далее - таможня, таможенный орган, административный орган) о признании незаконными:
- решения по результатам таможенной проверки от 15.06.2017 N 10702000/210/150617/Т000056;
- требования об уплате таможенных платежей от 23.06.2017 N 3171 на сумму 3681341,26 руб.;
- постановления от 31.07.2017 N 10702000-196/17П о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней за счет имущества плательщика на сумму 3713143,69 руб.;
- решения по результатам таможенной проверки от 15.06.2017 N 10702000/210/290617/Т0047;
- требования об уплате таможенных платежей от 11.07.2017 N 3380 в сумме 2517551,43 руб.,
- постановления от 15.08.2017 N 10702000-235/17П о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней за счет имущества плательщика на сумму 2517551,43 руб.
Указанные заявления приняты к производству, возбуждены производства делам, им присвоены номера N А51-17926/2017 и N А51-24296/2017, соответственно.
Определением суда от 24.10.2017 на основании пункта 2.1 статьи 130 АПК РФ настоящие дела объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер N А51-17926/2017.
Определением суда от 16.01.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Партнеры" (далее - ООО "Партнеры", третье лицо).
Решением суда от 11.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, в рассматриваемом случае декларантом является - ООО "ДВТА". Полагает, что судом не были приняты во внимание договоры подряда, заключенные между третьим лицом и ООО "ДВТА", в соответствии с которыми подрядчиком субподрядчику были переданы обязанности по ремонту судов, включающих оплату таможенных платежей, что подтверждает право последнего на законном основании выступать декларантом и оплачивать пошлины, установленные действующим таможенным законодательством. Настаивает на том, что контракты и приложенные к ним спецификации, на основании которых таможенный орган производит начисление таможенных платежей, не подтверждают обстоятельства согласования сторонами окончательной цены, а также об отсутствии предусмотренных контрактами дополнительных соглашений о возможном увеличении договорной цены при проведении дополнительных ремонтных работ. Указывает, что судом не учтены разночтения в документах на расценку судоремонтных работ ЛСС "Суворовец" и ЛСС "Справедливый", ведомостях на выполнение работ на судах и исполнительных ведомостях, имеющихся в материалах дела. Ссылается на необоснованное увеличение стоимости ряда услуг, видов снабжения, в отсутствие документального их подтверждения, а также на отсутствие документов, подтверждающих оплату по внешнеэкономическим сделкам с "DALIAN GOLD SWORD INTERNATIONAL TRADING CO., LTD". Кроме того, по мнению общества, таможенным органом не соблюден порядок оформления результатов таможенной проверки, установленный таможенным законодательством.
В судебном заседании представитель учреждения доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Таможенный орган в представленном в материалы дела отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит. В подтверждение изложенных возражений представил для приобщения к материалам дела дополнительные документы: акты таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 05.07.2017 N 10702000/050717/0000040 и от 23.06.2017 N 10702000/230617/0000038, спецификацию N1 к договору NDLY-2014-05 от 16.06.2014 и ведомость выполненных работ на ЛСС "Справедливый".
Суд апелляционной инстанции на основании статей 159, 262, 268 АПК РФ приобщил указанные документы в материалы дела.
ООО "Партнеры", надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в суд не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрела апелляционную жалобу без его участия.
В судебном заседании 04.07.2018 судом апелляционной инстанции на основании статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 11.07.2018, о чем лица, участвующие в деле, были извещены путем размещения соответствующей информации на сайте суда.
Из материалов дела апелляционным судом установлено следующее.
На праве оперативного управления за учреждением закреплены транспортные средства:
- буксир ЛСС "Суворовец", ИМО 7808293, зарегистрировано в Государственном судовом реестре морского порта Владивосток от 03.10.2013 под N 205 (свидетельство о праве собственности от 03.10.2013 серии MC-IV N 001256);
- буксир ЛСС "Справедливый", ИМО 7808729, зарегистрировано в Государственном судовом реестре морского порта Владивосток от 03.10.2013 под N 219 (свидетельство о праве собственности от 03.10.2013 серии MC-IV N 001258).
12.06.2014 в регионе деятельности Первомайского таможенного поста Владивостокской таможни осуществлен временный вывоз с таможенной территории Таможенного союза ЛСС "Справедливый".
Декларирование судна произведено путем предоставления таможенному органу стандартных документов перевозчика - Генеральной декларации N 10702020/120614/0000672, в графе 12 которой заявлены сведения о рейсе: Владивосток - ОМЭ (обеспечение безопасности рыбопромыслового флота), графа 13 содержала краткое описание груза - груза на борту нет.
11.07.2014 осуществлен временный вывоз с таможенной территории Таможенного союза ЛСС "Суворовец".
Декларирование судна произведено путем предоставления таможенному органу стандартных документов перевозчика - ИМО Генеральной декларации N 10702020/150714/0000777 (далее - Декларация), в графе 12 которой заявлены сведения о рейсе: Владивосток - ОМЭ - Владивосток, графа 13 содержала краткое описание груза - груза на борту нет.
Сведений и заявлений о планируемом проведении операций по ремонту указанных судов вне таможенной территории Таможенного союза в таможню от судовладельца при отходе судов из порта Владивосток не поступало.
18.07.2014 после завершения рейса судно ЛСС "Справедливый" ввезено обратно на таможенную территорию Таможенного союза в порт Владивосток, в связи с чем капитаном таможенному органу представлена в качестве ТД ТС Генеральная декларация N 10702020/180714/0000908, в которой указаны сведения о рейсе Далянь-Владивосток.
На бланке генеральной декларации под таблицей капитаном судна сделана запись "с 21.06.14 по 12.07.14 находилось в ремонте". Согласно объяснениям капитана судна ЛСС "Справедливый" в отношении судна в период с 21.06.2014 по 12.07.2014 в порту Далянь (КНР) проведен ремонт, ремонтные ведомости на борту судна отсутствуют и будут предоставлены декларантом при декларировании ремонтных работ.
02.09.2014 ЛСС "Суворовец" ввезено обратно на таможенную территорию Таможенного союза в порт Владивосток, таможенному органу представлена в качестве ТД ТС ИМО Генеральная декларация N 10702020/020914/0001096, в которой указаны сведения о рейсе "Владивосток-Далянь-Владивосток. В порту Далянь производился ремонт".
Согласно объяснений капитана судна ЛСС "Суворовец", полученных должностными лицами Первомайского таможенного поста при прибытии, в отношении указанного судна в период с 21.07.2014 по 25.08.2014 в порту Далянь (КНР) проведены операции по ремонту, ремонтные ведомости на боргу судна отсутствуют, ремонт являлся запланированным в связи со сменой рейсового задания и осуществлялся иными лицами на основании договора. В результате ремонтных работ улучшение эксплуатационных характеристик не произошло, ремонтные ведомости и иные документы будут предоставлены декларантом в таможенные органы.
При этом, ТД ТС по формам, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 422 "О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения", таможенному органу, расположенному в месте прибытия судов ЛСС "Справедливый" и ЛСС "Суворовец", не подавалась.
С целью осуществления таможенного контроля в отношении обратно ввезенных ЛСС "Справедливый" и ЛСС "Суворовец", которые за пределами таможенной территории Таможенного союза подвергнуты операциям по ремонту, должностными лицами таможни проведены камеральные проверки, в рамках которых в учреждение направлены требования о предоставлении документов и сведений.
Из представленных ФГБУ "Дальневосточный ЭО АСР" к проведению таможенной проверки документов и сведений таможней установлено следующее.
06.06.2014 между ФГБУ "Дальневосточный ЭО АСР" (заказчик) и ООО "Партнеры" (подрядчик) по результатам проведения аукциона в электронной форме, протокола подведения итогов электронного аукциона от 15.05.2014 N 0320100036814000025 и решения управления ФАС по Приморскому краю от 22.05.2014 N 468/С 2014 на выполнение ремонтных работ ЛСС "Справедливый" заключен договор N17-14аэ.
Также, 07.07.2014 между ФГБУ "Дальневосточный ЭО АСР" (заказчик) и ООО "Партнеры" (подрядчик) по результатам проведения аукциона в электронной форме, протокола подведения итогов электронного аукциона от 23.06.2014 N 0320100036814000048 и решения управления ФАС по Приморскому краю от 03.07.2014 N 846/С 2014 на выполнение ремонтных работ ЛСС "Суворовец" заключен договор N 31-14аэ.
В соответствии с пунктом 1.1 указанных договоров подрядчик принял на себя обязанность выполнить по заданию заказчика ремонтные работы судов ЛСС "Справедливый" и ЛСС "Суворовец". Место выполнения работ: Россия, Приморский край; Страны АТР.
Подрядчик выполняет ремонтные работы судна в полном соответствии с условиями, составом и объемами работ, согласно ремонтной ведомости. Факт окончания ремонтных работ оформляется актом приема-сдачи по форме КС-2, подписанными представителями сторон (пункты 1.2 договоров).
Подрядчик выполняет ремонтные работы судна своими силами, и/или с привлечением субподрядчиков, по усмотрению подрядчика, с ответственностью за действия (бездействия) субподрядчиков, как за свои. Ремонт судна производится под наблюдением Российского морского регистра судоходства и под их наблюдением (пункты 1.3, 1.5 договоров).
В соответствии с пунктом 2.1 договоров цена за ремонтные работы включает в себя, в том числе оплату таможенных сборов, связанных с ремонтом судов за пределами территории Российской Федерации.
Общая сумма договора N 17-14аэ, согласно заявленному объему, указанному в ремонтной ведомости, составляет 15498420,00 руб., а общая сумма договора N 31-14аэ, согласно заявленному объему, указанному в ремонтной ведомости, составляет 17986568,85 руб. (пункты 2.2 договоров).
11.07.2014 и 25.08.2014 составлены приемо-сдаточные акт о том, что работы по текущему ремонту оборудования и инвентаря ЛСС "Справедливый" и ЛСС "Суворовец" выполнены подрядчиком и приняты заказчиком, стоимость ремонтных работ составляет соответственно 15498420,00 руб. и 17986568,85 руб., которые были оплачены ФГБУ "Дальневосточный ЭО АСР" в полном объеме.
Согласно представленной ООО "Партнеры" информации, в соответствии с заключенными договорами N 17-14аэ и N 31-14аэ третье лицо являлось генеральной подрядной организацией по ремонтным работам ЛСС "Справедливый" и ЛСС "Суворовец". Ремонтные работы на судах осуществлялись ООО "Дальневосточный торговый альянс" на основании заключенных договоров субподряда с ООО "Партнеры". Иных документов ООО "Партнеры" представлено не было.
Из полученных по запросу таможни сведений от ООО "Дальневосточный торговый альянс" следовало, что ремонтные работы в отношении спорных судов проводились ООО "Дальневосточный торговый альянс" на основании заключенных с ООО "Партнеры" (заказчик) субподрядных договоров от 06.06.2014 N П/ДВТА-060614 на ЛСС "Справедливый" и от 07.07.2014 N П/ДВТА-070714 на ЛСС "Суворовец".
11.07.2014 и 25.08.2014 сторонами по указанным договорам субподряда составлены акты выполненных работ на суммы, соответствующим договорам подряда N 17-14аэ и N 31-14аэ, заключенным ООО "Партнеры" с заявителем.
В свою очередь, в ходе проверочных мероприятий при сверке информации, имеющейся в таможенном органе, и представленной УМВД России по г. Владивостоку, выявлено, что фактически ремонты судов в порту Далянь произведены иностранной компанией "DALIAN GOLD SWORD INTERNATIONAL TRADING CO., LTD" (Китай), с которой ООО "Дальневосточный торговый альянс" заключены контракты от 16.06.2014 N DLY-2014-5 на ремонт ЛСС "Справедливый" на сумму 233888,80 долл.США и от 20.07.2014 N DLY-2014-6 на ремонт ЛСС "Суворовец" на сумму 324058,44 долл.США.
В рамках исполнения контрактов N DLY-2014-5 и N DLY-2014-6 сторонами подписаны спецификации, в соответствии с которыми на выполнение судоремонтных работ морских судов ремонту подверглись, в том числе корпусная и механическая часть.
По итогам контрольных мероприятий таможней составлены акты проверок N 10702000/210/150617/Т000056 и N 10702000/210/290617/Т000047.
Таким образом, в ходе камеральных проверок таможенным органом установлено, что с 21.06.2014 по 12.07.2014 в отношении ЛСС "Справедливый" и с 21.07.2014 по 25.08.2014 в отношении ЛСС "Суворовец" в порту Далянь (КНР) иностранной компанией "DALIAN GOLD SWORD INTERNATIONAL TRADING CO., LTD" проведен ремонт морских судов для обеспечения безопасной эксплуатации, годного технического состояния судна в соответствии с требованиями и правилами РМРС. Необходимость в проведении ремонтных работ обусловлена обязанностью предъявления судна для планового освидетельствования РМРС в связи с окончанием срока, о котором учреждению, как судовладельцу было известно заблаговременно, с целью чего ФГБУ "Дальневосточный ЭО АСР" были заключены соответствующие договоры с ООО "Партнеры", то есть ремонтные работы, проведенные в отношении судов, носят характер плановых работ, потребность в проведении которых возникла до начала международной перевозки. Сведения о повреждении судна в связи с аварией или инцидентов на море, произошедших при эксплуатации судна в период рейсов, отсутствуют.
Принимая во внимание изложенное, таможенный орган пришел к выводу о том, что операции, произведенные в период с 21.06.2014 по 12.07.2014 в отношении ЛСС "Справедливый" и с 21.07.2014 по 25.08.2014 в отношении ЛСС "Суворовец", не относятся к операциям, перечисленным в пункте 1 статьи 347 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).
15.06.2017 таможней принято решение об отказе учреждению в предоставлении освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов ЛСС "Суворовец" при завершении таможенной процедуры временного вывоза транспортного средства международной перевозки по генеральной декларации на приход N 10702020/020914/0001096; в установленном порядке произвести начисление и взыскание таможенных пошлин, налогов исходя из стоимости операций по переработке судна ЛСС "Суворовец", проведенных в порту Далянь (Китай) в период с 21.07.2014 по 25.08.2014 в рамках контракта от 20.07.2014 N DLY-2014-6 на сумму 324 058,44 долл. США.
23.06.2017 таможней выставлено требование N 3171 об уплате таможенных платежей в сумме 3681341,26 руб., из которых 2789687,42 руб. - таможенные платежи, 891653,84 руб. - пени.
В связи с неисполнением учреждением требования об уплате таможенных платежей от 23.06.2017 N 3171 в установленный срок таможней принято решение о взыскании таможенных платежей, процентов и пеней за счет имущества плательщика в сумме 3681341,26 руб., о чем вынесено постановление от 31.07.2017 N 10702000-196/17П.
29.06.2017 принято решение об отказе ФГБУ "Дальневосточный ЭО АСР" в предоставлении освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов ЛСС "Справедливый" при завершении таможенной процедуры временного вывоза транспортного средства международной перевозки по генеральной декларации на приход N 107020200/180714/0000908; в установленном порядке произвести начисление и взыскание таможенных пошлин, налогов исходя из стоимости операций по переработке судна ЛСС "Справедливый", проведенных в п. Далянь (Китай) в период с 21.06.2014 по 12.07.2014 в рамках контракта от 16.06.2014 N DLY-2014-05 на сумму 233888,80 долл. США.
11.07.2017 таможней выставлено требование N 3380 об уплате таможенных платежей в сумме 2517551,43 руб., из которых 1882035,19 руб. - таможенные платежи, 635516,24 руб. - пени.
В связи с неисполнением требования об уплате таможенных платежей от 11.07.2017 N 3380 в установленный срок таможня приняла решение о взыскании с учреждения таможенных платежей, процентов и пеней за счет имущества плательщика в сумме 2517551,43 руб., о чем вынесено постановление от 15.08.2017 N 10702000-235/17П.
Полагая, что указанные решения, требования и постановления не соответствуют закону, незаконно возлагают на учреждение обязанность по уплате таможенных платежей за проведенные в отношении ЛСС "Суворовец" и ЛСС "Справедливый" ремонтные работы, тем самым нарушая права и законные интересы ФГБУ "Дальневосточный ЭО АСР", последнее обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 4 ТК ТС под транспортными средствами международной перевозки понимаются транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.
Порядок временного вывоза транспортных средств международной перевозки, возможность совершения за пределами таможенной территории Таможенного союза в отношении них ремонтных операций, а также процедура обратного ввоза транспортных средств международной перевозки установлены главой 48 ТК ТС.
Пунктом 4 статьи 341 ТК ТС установлено, что транспортные средства международной перевозки подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 350 настоящего Кодекса без помещения под таможенные процедуры.
Согласно пункту 1 статьи 347 ТК ТС с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение: 1) операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке; 2) операций по безвозмездному (гарантийному) ремонту; 3) операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории таможенного союза.
Пунктом 3 статьи 345 ТК ТС предусмотрено, что транспортные средства международной перевозки временно вывозятся с таможенной территории таможенного союза без уплаты вывозных таможенных пошлин.
При завершении временного вывоза транспортных средств международной перевозки их ввозом на таможенную территорию таможенного союза такие транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов (пункт 2 статьи 348 ТК ТС).
Исходя из анализа норм, изложенных в пункте 1 статьи 347 ТК ТС, перечень операций, совершение которых допускается с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки без уплаты таможенных пошлин, налогов, является исчерпывающим.
При этом основным условием отнесения произведенных ремонтных работ к операциям, предусмотренным пунктом 1 статьи 347 ТК ТС, является возникновение потребности в их проведении во время использования транспортного средства в международной перевозке.
В силу пункта 2 статьи 347 ТК ТС в случае совершения указанных в пункте 1 операций без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, при ввозе таких транспортных средств международной перевозки подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии со статьей 262 ТК ТС.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ЛСС "Справедливый" и ЛСС "Суворовец" под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории не помещалось.
По правилам пункта 1 статьи 262 ТК ТС сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин определяется, исходя из стоимости операций переработки товаров. В свою очередь, согласно пункту 3 статьи 254 ТК ТС операции по переработке включают ремонт, его восстановление, замену составных частей.
Таким образом, условиями освобождения от уплаты таможенных платежей при ввозе временно вывезенного транспортного средства международной перевозки являются: совершение операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза; потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке, а также в случае аварии.
При этом материалами камеральных таможенных проверок подтверждается, что потребность во всех проведенных операциях по ремонту и техническому обслуживанию указанных судов возникла не во время их использования в качестве транспортных средств международной перевозки, а носила плановый характер.
Как справедливо отметил таможенный орган, потребность в проведении ремонтных работ возникла в связи с окончанием действия регистровых документов по заранее утвержденному графику работы флота учреждения на 2014 год.
Заявителю до убытия спорных судов в международный рейс было известно о сроке очередного освидетельствования, в связи с чем учреждением с ООО "Партнеры" заключены договоры от 06.06.2014 N 17-14аэ и от 07.07.2014 N 31-14аэ на основании проведенных аукционов и решений управления ФАС по Приморскому краю на проведение ремонтных работ под надзором Российского морского регистра судоходства. При этом операции по ремонту не являлись безвозмездным (гарантийным) ремонтом, так как учреждением произведена оплата за выполненные работы и оказанные услуги.
В этой связи обстоятельства проведенного ремонта не отвечают условиям статьи 347 ТК ТС и пункта 2 статьи 348 ТК ТС, необходимым для освобождения заявителя от уплаты таможенных платежей при обратном ввозе судов ЛСС "Справедливый" и "Суворовец" на таможенную территорию ЕАЭС.
Следовательно, при ввозе ЛСС "Справедливый" и ЛСС "Суворовец" на таможенную территорию ФГБУ "Дальневосточный ЭО АСР" подлежали уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии со статьей 262 ТК ТС.
Из материалов дела усматривается, что в период нахождения ЛСС "Справедливый" и ЛСС "Суворовец" в порту Далянь в отношении указанных транспортных средств были произведены плановые ремонтные работы, в том числе доковые работы, ремонт корпусной, механической, электрической частей судна.
Указанные работы фактически были проведены в рамках контрактов от 16.06.2014 N DLY-2014-05 в отношении ЛСС "Справедливый" на сумму 233888,80 долл. США и от 20.07.2014 NDLY2014-6 в отношении ЛСС "Суворовец" на сумму 324058,44 долл. США, о чем сторонами составлены и подписаны соответствующие спецификации.
Таким образом, общая стоимость ремонтных работ, проведенных в порту Далянь в рамках контракта N DLY-2014-5, (по курсу на дату прибытия ЛСС "Справедливый" на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ТСМП 18.07.2014 - 34,7998 руб.) - составила 8139283,46 руб., по контракту NDLY-2014-6 (по курсу на дату прибытия ЛСС "Суворовец" на таможенную территорию (ТСМП 02.09.2014 - 37,2945 руб.) - составила 12085597,49 руб.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что решения таможни от 15.06.2017 и от 29.06.2017 об отказе учреждению в предоставлении освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов ЛСС "Суворовец" и ЛСС "Справедливый" при завершении таможенной процедуры временного вывоза транспортного средства международной перевозки, а также в установленном порядке произвести начисление и взыскание таможенных пошлин, налогов исходя из стоимости операций по переработке судов, являются законными и соответствующими требованиям ТК ТС и Закону N 311-ФЗ.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850 "О новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза" по состоянию в период с 18.07.2014 по 02.09.2014 в отношении товаров "суда, лодки и плавучие конструкции: Буксиры и суда-толкачи" (код товара в соответствии с ТН ВЭД ТС 890400) установлена ставка ввозной таможенной пошлины в размере 5% от таможенной стоимости товара, в соответствии с Налоговым кодексом РФ установлена ставка НДС - 18%.
Таким образом, сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих доначислению:
- по Генеральной декларации N 107020200/180714/0000908 составила 1882035,20 руб. (в том числе, ввозная таможенная пошлина - 406964,17 руб., НДС - 1465071,02 руб., таможенные сборы - 10000,00 руб.);
- по Генеральной декларации N 10702020/020914/0001096 составила 2789 687,42 руб. (в том числе, ввозная таможенная пошлина - 604279,87,17 руб., НДС - 2175407,55 руб.).
Соответственно, доводы общества о несоответствии оспариваемых решений от 15.06.2017 N 10702000/210/150617/Т000056 и от 29.06.2017 N 10702000/210/290617/Т0047 закону не нашли подтверждения материалами дела.
Коллегия отклоняет довод заявителя апелляционной жалобы о том, что контракты и приложенные к ним спецификации, на основании которых таможенный орган производит начисление таможенных платежей, не подтверждают обстоятельства согласования сторонами окончательной цены, а также имеют разночтения.
Согласно имеющимся в материалах дела контрактов от 16.06.2014 N DLY-2014-5, от 20.07.2014 N DLY-2014-6, заключенных ООО "Дальневосточный торговый альянс" с иностранной компанией "DALIAN GOLD SWORD INTERNATIONAL TRADING CO., LTD" (Китай), сторонами согласована предварительная стоимость, при этом пунктом 3.5 данных контрактов предусмотрено, что окончательная стоимость ремонта будет определена после завершения всех ремонтных работ и отражена в акте приема-передачи судна и заверена подписями полномочными представителями сторон.
Таможенным органом представлены в материалы дела исполнительные ведомости выполненных ремонтных работ, в которых указаны виды работ и их стоимость, а также окончательная стоимость ремонта, которая по ЛСС "Суворовец" составляет 324058,44 долларов США, а по ЛСС "Справедливый" - 233888,80 долларов США., что соответствует спецификациям, подписанными обеими сторонами и заверенными печатью ООО "ДВТА" и иностранной компании.
При этом, коллегия не усматривает разночтений и несоответствия в стоимости фактически выполненных ремонтных работ.
Отсутствие документов об оплате ремонтных работ иностранной компании не является основанием для вывода о необоснованном доначислении таможенных платежей, поскольку таможенное законодательство не связывает обязанность исчислить и уплатить таможенные платежи с операций по переработке товаров (судоремонту) с фактической оплатой стоимости ремонтных работ подрядчику.
При этом, поддерживая выводы арбитражного суда об отсутствии оснований для признания указанных решений таможенного органа незаконными, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В силу статьи 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и (или) 19 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 ТК ТС одними из форм таможенного контроля являются проверка документов и сведений, а также таможенная проверка.
В силу пункта 1 статьи 131 ТК ТС камеральная таможенная проверка осуществляется путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств - членов Таможенного союза, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.
Согласно части 5 статьи 178 Закона N 311-ФЗ в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию.
Как установлено судом апелляционной инстанции, таможенный контроль соблюдения обществом требований таможенного законодательства по вопросу полноты уплаты таможенных пошлин, налогов при обратном ввозе на таможенную территорию ЕАЭС транспортных средств международной перевозки ЛСС "Справедливый" и ЛСС "Суворовец" был произведен в форме камеральной таможенной проверки в пределах срока, установленного статьей 99 ТК ТС.
При этом в пределах указанного срока с соблюдением порядка, установленного статьями 178 Закона N 311-ФЗ, таможенным органом результаты камеральной таможенной проверки были оформлены актами проверок N 10702000/210/150617/Т000056 от 15.06.2017 и N 10702000/210/290617/Т0047 от 29.06.2017, решениями N 10702000/210/150617/Т000056 от 15.06.2017 и N 10702000/210/290617/Т0047 от 29.06.2017.
Таким образом, процедура оформления результатов таможенной проверки и принятия соответствующего решения таможенным органом была соблюдена.
Доводы общества о том, что таможенным органом не соблюден порядок оформления результатов таможенной проверки, установленный таможенным законодательством, коллегий отклоняется, как противоречащий положениям статьи 152 Закона N 311-ФЗ.
Так, обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в соответствии с пунктом 6 статьи 152 Закона N 311-ФЗ, фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Во исполнение указанной нормы права, таможенным органом были составлены акты об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 23.06.2017 N 10702000/230617/0000038 и от 05.07.2017 N 10702000/050717/0000040, которые представлены в материалы дела. В связи с чем довод заявителя апелляционной жалобы о том, что соответствующие акты не составлялись, опровергается материалами дела.
При этом, из анализа положений частей 1, 5 и 6 статьи 152 Закона N 311-ФЗ коллегией установлено, что требованиями указанного Закона не предусмотрена обязанность таможенного органа направить акт, фиксирующий факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в адрес плательщика таможенных платежей.
Вместе с тем, в материалах дела имеются доказательства направления декларанту экземпляров актов камеральной проверки, решений по результатам таможенной проверки и требований об уплате таможенных платежей.
Кроме того, при вынесении оспариваемого решения, судом первой инстанции также учтено следующее.
Пунктом 1 статьи 91 ТК ТС установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов Таможенного союза.
Взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов (пункт 3 статьи 91 ТК ТС).
Пунктом 4 статьи 91 ТК ТС определено, что при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный ТК ТС срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней.
В силу части 3 статьи 150 Закона N 311-ФЗ до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей.
Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов (часть 1 статьи 152 Закона N 311-ФЗ).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (часть 1 статьи 152 Закона N 311-ФЗ).
Поскольку факт неуплаты ФГБУ "Дальневосточный ЭО АРС" таможенных платежей установлен в рамках камеральных проверок, таможенный орган правомерно выставил требования об уплате таможенных платежей:
- от 23.06.2017 N 3171 в сумме 3681341,26 руб., из которых 2789687,42 руб. - таможенные платежи, 891653,84 руб. - пени,
- от 11.07.2017 N 3380 об уплате таможенных платежей в сумме 2517551,43 руб., из которых 1882035,19 руб. - таможенные платежи, 635516,24 руб. - пени.
Требования об уплате таможенных платежей выставлены в пределах трехлетнего срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Федерального закона N 311-ФЗ.
В силу части 3 статьи 158 Федерального закона N 311-ФЗ при неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) и недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика либо отсутствии информации о счетах плательщика таможенные органы вправе взыскивать подлежащие уплате таможенные платежи за счет иного имущества плательщика, в том числе за счет наличных денежных средств.
Приказом ФТС России от 05.12.2011 N 2437 "О взыскании таможенных платежей, процентов и пеней за счет имущества плательщика" утверждены формы решения о взыскании таможенных платежей, процентов и пеней за счет имущества плательщика и постановления о взыскании таможенных платежей, процентов и пеней за счет имущества плательщика.
Поскольку в установленный в требованиях срок заявитель в добровольном порядке не уплатил доначисленные суммы таможенных платежей и пеней, Владивостокская таможня правомерно вынесла постановление от 31.07.2017 N 10702000-196/17П о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней за счет имущества плательщика на сумму 3713143,69 руб. и постановление от 15.08.2017 N 10702000-235/17П о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней за счет имущества плательщика на сумму 2517551,43 руб.
Указанные постановления по форме и содержанию соответствуют Приказу ФТС России от 05.12.2011 N 2437.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в рассматриваемой ситуации декларантом является не он, а ООО "ДВТА", в связи с чем ФГБУ "Дальневосточный ЭО АСР" не является надлежащим плательщиком спорных таможенных платежей, коллегией отклоняется, как безосновательный.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 4 ТК ТС декларант - это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Подпунктом 1 статьи 186 ТК ТС установлено, что при наличии заключенной внешнеэкономической сделки декларантом может быть лицо государства - члена Таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена, либо лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки.
Как было указано выше, ЛСС "Справедливый" и ЛСС "Суворовец" находятся в оперативном управлении ФГБУ "Дальневосточный ЭО АСР", что подтверждается свидетельствами о праве собственности на суда от 03.10.2013 серии MC-IV N 001258 и серии MC-IV N 001256, соответственно.
Учитывая, что учреждение является судовладельцем, имеет права владения, пользования и (или) распоряжения судами, то коллегия полагает, что именно ФГБУ "Дальневосточный ЭО АСР" отвечает требованиям, предъявляемым к декларанту, установленным статьей 186 ТК ТС.
При осуществлении временного вывоза и обратного ввоза судов ЛСС "Справедливый" и ЛСС "Суворовец", декларирование происходило путем предоставления таможенному органу стандартных документов перевозчика Генеральные декларации - при вывозе N 10702020/120614/0000672 и N 10702020/150714/0000777, при ввозе N 10702020/180714/0000908 и 10702020/020914/0001096.
В Генеральных декларациях N N 10702020/120614/0000672, 10702020/180714/0000908 и 10702020/150714/0000777, 10702020/020914/0001096 указан судовладелец, являющийся декларантом, ФГБУ "Дальневосточный ЭО АСР".
Согласно статье 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, именно учреждение, являясь участником таможенных правоотношений при ввозе транспортного средства, выступает в качестве лица, на которое возложена обязанность по уплате таможенных платежей.
То обстоятельство, что внешнеэкономические контракты были заключены ООО "ДВТА", не изменяет статус заявителя, как декларанта, и не освобождает его от обязанности по уплате таможенных платежей, поскольку заявитель не мог не знать о том, что фактически суда направлялись в рейс именно с целью проведения ремонтных работ. Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела пояснениями капитанов судов.
Более того, непосредственно в тексте договоров N 31-14аэ от 07.07.2014, N 17-14аэ от 06.06.2014, заключенных заявителем с ООО "Партнеры" на выполнение ремонтных работ, указано на возможность выполнения работ в странах АТР и привлечения субподрядчиков (пункты 1.1 и 1.3).
При этом, договор на выполнение ремонтных работ ЛЛЛ "Суворовец" был подписан ФГБУ "Дальневосточный ЭО АСР" и ООО "Партнеры" 07.07.2014, а уже 11.07.2014 судно ЛЛЛ "Суворовец" убыло из порта Владивосток, ремонт в порту г. Далянь производился в период с 21.07.2014 по 25.08.2014.
Судно ЛЛС "Справедливый" убыло с таможенной территории Таможенного союза 12.06.2014, а договор на проведение ремонтных работ был заключен 06.06.2014, при этом фактический ремонт в порту г. Далянь был произведен в период с 21.06.2014 по 12.07.2014.
Доводы учреждения об отсутствии у него обязанности по уплате таможенных платежей ввиду того, что условиями договоров N 17-14аэ и N 31-14аэ предусмотрено, что цены на ремонтные работы включают в себя в том числе, оплату таможенных сборов, связанных с ремонтом судна, и заявитель в полном рассчитался с ООО "Партнеры", коллегией отклоняются.
В силу части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Действующим в спорный период таможенным законодательством (стать 79 ТК ТС и статья 114 Закона N 311-ФЗ) предусмотрено, что плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза и настоящим Федеральным законом.
Заявитель не привел суду норм таможенного права, предусматривающих возможность возложить обязанность по уплате таможенных платежей на подрядчика (субподрядчика) по договору на проведение судоремонтных работ.
Соответственно, установив при проведении камеральных таможенных проверок факт неуплаты обществом таможенных пошлин, налогов при таможенном декларировании обратно ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС судов ЛСС "Справдливый" и ЛСС "Суворовец", таможня правомерно приняла решения о доначислении и взыскании с ФГБУ "Дальневосточный ЭО АРС" таможенных пошлин, налогов, а также вынесла требования об уплате таможенных платежей и постановления в сфере таможенного дела.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая, что оспариваемые решения, требования и постановления не противоречат закону и не нарушают права и законные заявителя, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда в обжалуемой части.
Таким образом, решение арбитражного суда по существу спора соответствует примененным судом нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам спора. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Соответственно, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500,00 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату из бюджета как излишне уплаченные в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.05.2018 по делу N А51-17926/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному бюджетному учреждению "Дальневосточный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 290227 от 17.05.2018.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
С.В. Гуцалюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.