г. Челябинск |
|
17 июля 2018 г. |
Дело N А76-20957/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного предприятия муниципального образования "Город Снежинск" "Чистый город" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.04.2018 по делу N А76-20957/2017 (судья Командирова А.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
муниципального казенного предприятия муниципального образования "Город Снежинск "Чистый город" - Феоктистов С.В. (доверенность N 11 от 10.07.2018), Кордов Д.Н. (доверенность N 9 от 02.07.2018);
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области - Чурилова А.П. (доверенность N 9245 от 09.10.2017).
Муниципальное казенное предприятие муниципального образования "Город Снежинск "Чистый город" (далее - заявитель, МКП "Город Снежинск "Чистый город", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росприроднадзора, управление) о:
- признании недействительным приказа N 352 от 12.05.2017 Управления Росприроднадзора об отказе муниципальному казенному учреждению "Чистый город" в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;
- обязании Управления Росприроднадзора предоставить лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности: сбор отходов III класса опасности, сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов III класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности, размещение (захоронение) отходов III класса опасности, размещение (захоронение) отходов IV класса опасности (с учетом принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения заявленных требований).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.04.2018 (резолютивная часть решения объявлена 19.04.2018) в удовлетворении требований отказано.
МКП "Город Снежинск "Чистый город" (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы МКП "Город Снежинск "Чистый город" указывает, что полигон ТБО г. Снежинска введен в эксплуатацию до вступления в законную силу Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", учитывая, что государственной экологической экспертизе подлежит именно намеченная, а не уже осуществляемая деятельность. 1, 2, 3 очереди полигона ТБО являются составными частями одного объекта размещения отходов. Предприятие считает, что дополнительный проект N 301-2417 не требует прохождения государственной экологической экспертизы.
Также податель жалобы указывает, что в соответствии с лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по размещению отходов I-IV класса опасности лицензиат должен подтвердить наличие объекта размещения отходов, соответствующего требованиям законодательства. Согласно ситуационному плану, полигон ТБО. обслуживаемый МКП "Чистый город", расположен на расстоянии около 2030 метров до улицы Южной, условной границы селитебной зоны населенного пункта Снежинск, как территориального образования, имеющего сосредоточенную застройку. Распечатка с интернет-сайта "Яндекс-карты" также свидетельствует об удаленности полигона ТБО от жилой застройки г. Снежинска. Данные обстоятельства полностью соответствуют требованиям п. 1 2 "Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов", утвержденной 02.11.1996 Министерством строительства Российской Федерацииа и согласованной Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического контроля Российской Федерации (письмо от 10.06.1996 N 01-8/17-11), и требованиям "Свода правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских т селений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.89 - СП 42.13330.2011", утвержденного приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820, согласно которым размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона составляет 500 метров.
Условие о размещении полигона ТБО за пределами жилой зоны и на обособленной территории с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон МКП "Чистый город" соблюдено. Данных о том, что эксплуатацией полигона ТБО создается опасность для жизни и здоровья населения г. Снежинска, окружающей среды, что исключает использование участка с установленным видом разрешенного использования, Управлением не представлено. Согласно протоколам лабораторных исследований за 2017 год, полигон ТБО г.Снежинска не оказывает негативного влияния на качество атмосферного воздуха, грунтовых вод и почвы в районе размещения полигона ТБО.
Также предприятие считает, что довод Управления о несоответствии соискателя лицензии требованиям пункта 3 Положения о лицензировании по критерию расположения земельного участка, используемого под полигон, в границах населенного пункта является необоснованным.
Согласно справке отдела экологии администрации г. Снежинска от 15.04.2016, N 15-11/60 в настоящее время осуществляется эксплуатация второй очереди полигона ТБО. Расчетное время эксплуатации полигона ТБО до 2035 года. При этом отсутствуют сведения о том, что свободная вместимость полигона ТБО, эксплуатируемого МКП "Чистый город" исчерпана, что в соответствии с вышеприведенными разъяснениями Федеральной службы по надзору в сфере природопользования допускает дальнейшую эксплуатацию объекта.
По мнению заявителя, использование земельного участка для размещения существующего полигона ТБО, отнесенного к зоне специального назначения в полной мере соответствует требованиям земельного и градостроительного законодательства.
Кроме того, Снежинский городской полигон ТБО не подходит ни под один из критериев определения объектов капитального строительства. На обращение в Управление градостроительства и землеустройства администрации г. Снежинск о выдаче разрешения на строительство 2-ой и 3-ей очереди полигона ТБО от 16.09.2009, было разъяснено, что объект недвижимости полигон ТБО не является объектом капитального строительства. В связи с вышеизложенным, предприятие считает, что разрешение на строительство или разрешение на ввод в эксплуатацию 2-ой очереди полигона не требуется.
Отзыв в материалы дела не представлен.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, озвучили возражения на неё.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановлением администрации Снежинского городского округа от 07.11.2011 N 1500 создано муниципальное казенное предприятие муниципального образования "Город Снежинск" "Чистый город" (т.1 л.д.17-21).
Постановлениями администрации Снежинского городского округа от 11.11.2016 N 1541 МКП "Город Снежинск "Чистый город" предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером 74:40:0105005:87, расположенный по адресу Челябинская область, г. Снежинск, шоссе Каслинское, 5а, категория земель "земли населенных пунктов" и разрешенное использование "для эксплуатации и обслуживания полигона твердых бытовых отходов в городе Снежинске", также земельный участок с кадастровым номером 74:40:0105005:88, расположенный по адресу Челябинская область, г. Снежинск, шоссе Каслинское, полигон ТБО, категория земель "земли населенных пунктов" и разрешенное использование "для строительства 2 и 3-ей очередей полигона твердых бытовых отходов в городе Снежинске" (т.1 л.д.34).
Собственником указанных участков является муниципальное образование "Город Снежинск".
Распоряжением комитета по управлению имуществом города Снежинска N 707 от 07.11.2016 на праве оперативного управления за МКП "Город Снежинск "Чистый город" закреплены следующие объекты имущества: полигон ТБО, инв. номер 121000015, полигон ТБО - II очередь (с оборудованием), инв. номер 031200000001516 (т.1 л.д.35).
До 01.01.2017 обслуживание полигона ТБО в г. Снежинске производило муниципальное бюджетное учреждение "Экотек".
15.03.2017 МКП "Город Снежинск "Чистый город" обратилось в Управление Росприроднадзора по Челябинской области с заявлением о выдаче лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещение отходов I-IV классов опасности. К указанному заявлению заявителем были приложены документы, поименованные в акте проверки (т.1 л.д.102-144).
18.04.2017 Управлением Росприроднадзора издано распоряжение N 164 о проведении внеплановой документарной проверки с целью оценки сведений, содержащихся в представленных заявлении и документах на соответствие положениям статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также с целью оценки сведений о МКП "Город Снежинск "Чистый город", содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах, в соответствии с заявлением о предоставлении лицензии (т.1 л.д.146-147).
По результатам проверки Управлением Росприроднадзора составлен акт проверки от 10.05.2017 N 164, которым установлено несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям (т.1 л.д.148-168).
Уведомлением от 12.05.2017 N 4138 Управление Росприроднадзора уведомило заявителя о том, что в ходе проведения внеплановой документарной проверки были выявлены основания для отказа в предоставлении лицензии (т.1 л.д.98-99).
Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области N 352 от 12.05.2017 МКП "Город Снежинск "Чистый город" отказано в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, поскольку в ходе проведения внеплановой выездной проверки выявлены основания для отказа в предоставлении лицензии (т.1 л.д.100-101):
1) в нарушение подпункта "а" статьи 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 (далее - Положение о лицензировании)): отсутствуют необходимые для выполнения заявленных работ объекты размещения отходов, принадлежащие ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующие установленным требованиям, а именно:
- в нарушение части 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" проектная документация на объект размещения отходов - рабочий проект полигона твердых бытовых отходов (ТБО) г. Снежинска, Челябинской области (инв. N 301-2417) разработанный ФГУП УГПИИ "ВНИПИЭТ" в 2002 году, включающий в себя II и III очереди полигона ТБО г. Снежинска, не получила положительное заключение государственной экологической экспертизы;
- в нарушение части 5 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" МПК "Чистый город" планирует осуществлять деятельность по размещению (захоронению) отходов производства и потребления III-IV классов опасности на территории полигона ТБО II очередь расположенных на земельном участке с кадастровым номером 74:40:0105005:88 с категорией земель - земель населенных пунктов;
- на полигон ТБО II очереди (Участок складирования ТБО - 22000,0 кв.м) отсутствует разрешение на строительство или разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
2) в нарушение требований пункта б) статьи 3 Положения о лицензировании на адрес: Россия, Челябинская область, г. Снежинск, ш. Каслинское, д.5а, на котором МКП "Чистый город" планирует осуществлять сбор отходов III-IV класса опасности не получено санитарно- эпидемиологическое заключение.
Полагая, что приказ от 12.05.2017 N 352 нарушает права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что приказ от 12.05.2017 N 352 не нарушает права и законные интересы заявителя и является правомерным.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ, Закон о лицензировании) лицензия определена как специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно части 4 статьи 22 Федерального закона N 99-ФЗ предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, в случаях, предусмотренных статьями 13 и 18 настоящего Закона, лицензирующим органом проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.
Согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 18 указанного Закона, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.
В силу части 4 статьи 13 Федерального закона N 99-ФЗ лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии указывать в заявлении о предоставлении лицензии сведения, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи, и представлять документы, не предусмотренные частью 3 настоящей статьи.
Пунктом 2 части 7 статьи 14 Федерального закона N 99-ФЗ предусмотрено, что основанием отказа в предоставлении лицензии является, в частности, установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 (далее - Положение о лицензировании деятельности).
Положением предусмотрено, что при осуществлении деятельности в области обращения с отходами лицензионным требованием для работ по сбору отходов I - IV классов опасности является, в частности, наличие у лицензиата необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям (подпункт "а" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности).
Для получения лицензии соискатель лицензии для осуществления работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV опасности направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, в котором указывает реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения указанных работ (подпункт б) пункта 5 Положения о лицензировании деятельности).
В соответствии с пунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является, в том числе проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.
В силу пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N89-ФЗ, Закон об отходах) запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Как следует из материалов дела, на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Положения об управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Челябинской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 24.06.2011 N 420, во исполнение распоряжений от 18.04.2017 N 164 проведена внеплановая документарная проверка в отношении МКП "Город Снежинск "Чистый город".
В соответствии с пунктом а) статьи 6 Положения о лицензировании соискатель лицензии предоставил:
1. Копию постановления администрации Снежинского городского округа N 1478 от 31.10.2016, согласно которому глава администрации Снежинского городского округа постановил: Изъять из муниципальной казны муниципального образования "Город Снежинск" и закрепить на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием муниципального образования "Город Снежинск" "Чистый город" следующий объект имущества - Полигон ТБО - II очередь (с оборудованием), состав оборудования:
Участок складирования ТБО - 22000,0 кв.м;
- Водоотводные сооружения - 901,0 мп.;
- Ограждения -1112,0 м п.; Автодороги и подъезды: тип I подъезды к полигону - 1420,0 кв.м; тип II - 876,0 кв.м; тип III подъезд к наблюдательным скважинам - 4900,0 кв.м;
- Подъезды к полигону ТБО: Тип I - 504,0 кв.м; Тип II - 144,0 кв.м;
- Весовая (металлический каркас, стены и кровля из профнастила) - 47,5 кв.м:
- Пожарные резервуары - 2 шт.;
- Ванна для дезраствора - 1 шт.;
- Монитор радиационный МПС-02 "Дозор" (1 к-т, стоимостью 1 149 390,00 руб.) в комплекте с кабелями связи и разъемами в составе:
1) Устройство детектирования УДПС-100-ДД вариант настенный, вертикальный, в составе: 1.1 блок детектирования БДПС-100-08; 1.2. блок сопряжения БС-17 ДД; 1.3. датчик наличия объекта (ДНО); 1.4 клеммная коробка КК-2; 1.5. металлическая труба - 4 к-та;
1) Центральный пункт управления ЦПУ-103 - 1 к-т;
2) Блок сигнализации БС-03 - 1 к-т, расположенный по адресу: г. Снежинск, Каслинское шоссе; реестровый номер 07438865; инвентарный номер 031200000001516; балансовой стоимостью 22 396 856,74 руб.
Муниципальному казенному учреждению "Комитет по управлению имуществом города Снежинска" оформить передачу имущества, указанного в пункте 1 настоящего постановления, в соответствии с действующим законодательством (т.1 л.д.32).
2. Копию распоряжения МКУ "Комитет по управлению имуществом города Снежинска" N 708 от 07.11.2016, согласно которому председатель МКУ "Комитет по управлению имуществом города Снежинска" распорядился изъять из муниципальной казны муниципального образования "Город Снежинск" и закрепить на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием муниципального образования "Город Снежинск" "Чистый город" следующий объект имущества - Полигон ТБО - II очередь (с оборудованием), состав оборудования:
- Участок складирования ТБО - 22000,0 кв.м;
- Водоотводные сооружения - 901,0 м п.;
- Ограждения -1112,0 м п.; Автодороги и подъезды: тип I подъезды к полигону - 1420,0 кв.м; тип II - 876,0 кв.м; тип III подъезд к наблюдательным скважинам - 4900,0 кв.м;
- Подъезды к полигону ТБО: Тип I - 504,0 кв.м; Тип И-144,0 кв.м;
- Весовая (металлический каркас, стены и кровля из профнастила) - 47,5 кв.м:
- Пожарные резервуары - 2 шт.;
- Ванна для дезраствора - 1 шт.;
- Монитор радиационный МПС-02 "Дозор" (1 к-т, стоимостью 1 149 390,00 руб.) в комплекте с кабелями связи и разъемами в составе:
1) Устройство детектирования УДПС-100-ДД вариант настенный, вертикальный, в составе: 1.1 блок детектирования БДПС-100-08; 1.2. блок сопряжения БС-17 ДД; 1.3. датчик наличия объекта (ДНО); 1.4 клеммная коробка КК-2; 1.5. металлическая труба - 4 к-та;
2) Центральный пункт управления ЦПУ-103 - 1 к-т;
3) Блок сигнализации БС-03 - 1 к-т, расположенный по адресу: г. Снежинск, Каслинское шоссе; реестровый номер 07438865, инвентарный номер 031200000001516; балансовой стоимостью 22 396 856,74 руб. (т.1 л.д.31).
3. Копию постановления администрации Снежинского городского округа от 11.11.2016 N 1541, согласно которому глава администрации Снежинского городского округа постановил: предоставить в постоянное (бессрочное) пользование МКП "Город Снежинск "Чистый город" (ОГРН 1117423002113) земельные участки:
- из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:40:0105005:88, площадью 74979,0 кв.м, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: Челябинская область, город Снежинск, Каслинское шоссе, полигон ТБО, разрешенное использование - для строительства 2 и 3-й очередей полигона твердых бытовых отходов в городе Снежинске;
- из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:40:0105005:87, площадью 65541,0 кв.м, местоположение: Челябинская область, город Снежинск, ш. Каслинское, дом 5а, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания полигона твердых бытовых отходов в городе Снежинске (т.1 л.д.34).
По материалам, имеющимся в управлении установлено: 1. Согласно заключению государственной экологической экспертизы (согласования) от 27.05.1998 N 55 проект 86-047, в соответствии с которым планируется строительство 2 и 3 очереди полигона ТБО, на момент проведения экспертизы на указанной территории функционирует 1 очередь полигона ТБО. По проекту полигона ТБО 86-047 (на строительство 2-ой и 3-ей очереди) выдано отрицательное заключение государственной экологической экспертизы (т.2 л.д.47).
На основании заключения государственной экологической экспертизы (согласования) от 27.05.1998 N 55 МУ "Служба Заказчика по строительству и ремонту" выдано задание ФГУП УГПИИ "ВНИПИЭТ" на рабочий проект полигона твердых бытовых отходов г. Снежинска, которым предусматривается строительство 3 очередей эксплуатации: 2, 3, 4 с занимаемой площадью 7,5 га, без учета первой очереди.
ФГУП УГПИИ "ВНИПИЭТ" в 2002 году разработан рабочий проект полигона твердых бытовых отходов (ТБО) г. Снежинска, Челябинской области (инв. N 301-2417).
Постановлением главы администрации города Снежинска от 13.06.2001 N 560 "Об изъятии и предоставлении в аренду земельного участка строительства 2 и 3-й очередей полигона ТБО в г. Снежинске" МУ "Служба Заказчика по строительству и ремонту" предоставлен земельный участок площадью 7,44 га в аренду сроком на 2 года на период строительства 2 и 3-й очередей полигона ТБО (т.2 л.д.43).
16.04.2002 главным архитектором города утверждено архитектурно планировочное задание N 7/02 на выполнение рабочего проекта 2 и 3 очередей полигона ТБО в г. Снежинске, согласно которому на земельном участке на котором планируется строительство 2 и 3 очередей полигона ТБО в настоящее время эксплуатируется 1-я очередь полигона, участок свободен от строений, не благоустроен, занят лесом. Размер участка для строительства составляет 7,44 га, при этом 1-я очередь полигона ТБО является смежной по отношению к участку для строительства 2 и 3 очереди полигона.
На рабочий проект "Полигон твердых бытовых отходов в г. Снежинске" получено заключение N 242/2 Управления Главгосэкспертизы России по Челябинской области, утверждено начальником управления В.Ф. Ненашевым 23.04.2004. Согласно данному заключению площадь участка под полигон ТБО 2, 3 и 4 очередей составляет 7,0 га (т.2 л.д.45-46).
Управлением градостроительства и землеустройства администрации города Снежинска Челябинской области письмом от 16.09.2009 N Г-1-4.10/1438 МУП "Служба заказчика по строительству и ремонту" отказано в предоставлении разрешения на строительства 2 и 3 очереди полигона ТБО в связи с тем, что полигон ТБО не является объектом капитального строительства.
Из изложенного выше следует, что Полигон ТБО в составе 1-й очереди по проекту 86-047 был построен в период с февраля 1987 года по сентябрь 1988 года, введен в эксплуатацию 22.12.1988 по акту от 22.12.1988 N 339 "Утверждение акта государственной комиссии", в 1998 году по данному проекту, которым также установлено строительство 2-й и 3-й очереди полигона, получено отрицательное заключение государственной экологической экспертизы (от 27.05.1998 N 55), в 2001 году МУ "Служба Заказчика по строительству и ремонту" выдано задание на рабочий проект полигона бытовых отходов г. Снежинска, которым предусматривается строительство трех очередей эксплуатации: 2, 3, 4 с занимаемой площадью 7,5 га, без учета первой очереди. Задание выдано с учетом полученного отрицательного заключения государственной экологической экспертизы.
16.04.2002 главным архитектором города утверждено архитектурно планировочное задание N 7/02 на выполнение рабочего проекта 2 и 3 очередей полигона ТБО в г. Снежинске.
ФГУП УГПИИ "ВНИПИЭТ" по архитектурно планировочному заданию и заданию на рабочий проект в 2002 году разработан рабочий проект полигона твердых бытовых отходов (ТБО) г. Снежинска, Челябинской области (инв. N 301-2417), который в свою очередь получил заключение N 242/2 управления Главгосэкспертизы России по Челябинской области.
После строительства вторая очередь полигона ТБО была введена в эксплуатацию в составе I и II этапа в 2012 году согласно приложению к договору безвозмездного пользования имуществом от 06.04.2016 N 2Б/2016.
Таким образом, объект - полигон ТБО в составе первой очереди построенный в период с февраля 1987 года по сентябрь 1988 года и введенный в эксплуатацию с 24.04.1989 площадью 5,6 га не принадлежит МКП "Чистый город" на праве собственности или ином законном основании.
Объекты - полигоны ТБО II очередь I этап и полигон ТБО II очередь II этап построены в период с 16.09.2009 по 2012 год по проекту 2002 года (инв. N 301-2417) разработанного ФГУП УГПИИ "ВНИПИЭТ" общей площадью 7 га введены в эксплуатацию в 2012 году. Общая площадь объектов составляет 12,6 га.
Следовательно, размещение отходов III-IV классов опасности МКП "Чистый город" планирует осуществлять только на полигоне ТБО II очереди (Участок складирования ТБО - 22000,0 кв.м).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89- ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В соответствии с пунктом 4.11 ГОСТ под объектами размещения отходов понимаются полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.
Согласно пунктом 4.17 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт ресурсосбережение. Обращение с отходами термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст, под полигоном захоронения отходов понимается: ограниченная территория, предназначенная и при необходимости специально оборудованная для захоронения отходов, исключения воздействия захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную среду.
Согласно пункту 1.1 СНиП 2.01.28-85 полигоны являются природоохранными сооружениями и предназначены для централизованного сбора, обезвреживания и захоронения токсичных отходов промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций и учреждений.
В отсутствие документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) сооружений - объектов размещения отходов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям, предоставление/переоформление лицензии невозможно.
К числу таких документов могут относиться: документ, подтверждающий факт ввода в эксплуатацию объекта размещения отходов, - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (акт ввода в эксплуатацию), который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или, в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (пункт 1 статья 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации); положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов (за исключением объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Следовательно, на полигон ТБО II очереди (участок складирования ТБО - 22000,0 кв.м) как на объект размещения отходов необходимы документы, подтверждающие факт ввода в эксплуатацию объекта размещения отходов, - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (акт ввода в эксплуатацию), который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или, в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Согласно, письма N Г-1-4.10/1438 от 16.09.2009 управления градостроительства и землеустройства администрации г. Снежинска Челябинской области "...в ответ на Ваше обращение о выдаче в установленном порядке разрешения на строительство 2-ой и 3-ей очереди полигона ТБО, после проведения анализа представленных документов и действующего законодательства РФ, разъясняю: объект недвижимости полигон твердых бытовых отходов (ТБО) не является объектом капитального строительства..." (т.1 л.д.46).
Согласно, справке N К-9-20/3384 от 14.09.2016 МКУ "Комитет по управлению имуществом города Снежинска" администрации г. Снежинска Челябинской области "...городской полигон ТБО располагается на земельном участке (кадастровый номер N 75545000000), находящемся в постоянном бессрочном пользовании у МБУ "Экотек" (гос. peг. от 02.06.2010 N 74 АВ 825998). Полигон построен в соответствии с проектом N 86-047. В связи с тем, что полигон ТБО не является объектом капитального строительства, разрешение на строительство и разрешение на ввод полигона в эксплуатацию не оформлялись...".
Исходя из выше изложенного у МКП "Город Снежинск "Чистый город" отсутствует объект размещения отходов.
Как правильно отметило Управление Росприроднадзора, МКП "Чистый город" в соответствии с пунктом б) статьи 5 Положения о лицензировании представило реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества которые предполагается использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами: 74.СН.06.000.М.000038.12.16 от 22.12.2016.
Согласно реестру санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов установлено, что здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемые для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности муниципального казенного предприятия муниципального образования "Город Снежинск" "Чистый город", соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам:
- СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления";
- СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов";
- СП 2.1.7.1386-03 "Определение класса опасности токсичных отходов производства и потребления".
Непосредственно в перечне зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества МКП "Город Снежинск "Чистый город" по сбору, транспортированию III -IV классов опасности, размещение отходов III - IV классов опасности указано на:
1. Сбор, транспортирование отходов III -IV класса опасности специализированным автотранспортом (мусоровозами): МКМ-2 на шасси ЗИЛ - 433362-2.шт., регистрационный знак а309нн74, а308нн74 (Россия, Челябинская область).
2. Размещение отходов III-IV класса опасности (Россия, Челябинская область, г. Снежинск, ш. Каслинское, дом 5а, городской полигон ТБО).
Следовательно, на адрес: Россия, Челябинская обл., г. Снежинск, ш. Каслинское, д.5а, на котором МКП "Чистый город" планирует осуществлять сбор отходов III-IV класса опасности не получено санитарно- эпидемиологическое заключение.
Кроме того, в соответствии с пунктом г) статьи 5 Положения о лицензировании МКП "Город Снежинск "Чистый город" представило: акт N 6 от 21.12.1988 приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством (реконструкцией) здания (сооружения) жилищно-гражданского назначения.
Согласно акту: предъявлено к приемке в эксплуатацию - полигон твердых бытовых отходов; мощность, введенная в действие - 5 га; решение государственной приемочной комиссии - предъявленный к приемке полигон ТБО принять в эксплуатацию (т.1 л.д.22-23).
Согласно выписки из реестра муниципального имущества г. Снежинска от 21.01.2016 N К-2-07/7 следует, что объект муниципальной собственности - полигон ТБО (земельная территория, ограждение, нежилое здание с холодным пристроем) по адресу: Челябинская область, г. Снежинск, Каслинское шоссе, 5А с реестровым номером 07400841 введен в эксплуатацию в 1986 году и имеет площадь 56450 кв.м. Площадь данного объекта также подтверждается техническим паспортом на комплекс зданий и сооружений - полигон ТБО от 03.09.2009 и составляет 56450 кв.м (5,6 га), полигон ТБО принят в эксплуатацию государственной приемочной комиссией по акту приемки в эксплуатацию законченного строительством (реконструкцией) здания (сооружения) жилищно-гражданского назначения от 21.12.1988 N 6.
Также из данного документа следует, что полигон ТБО имеет площадь 5 га, строительно-монтажные работы осуществлялись в период с февраля 1987 года по сентябрь 1988 года. Акт приемки в эксплуатацию утвержден Решением исполнительного комитета городского совета народных депутатов от 22.12.1988 N 339 "Утверждение акта государственной комиссии" (т.1 л.д.24).
Согласно Решению исполнительного комитета городского совета народных депутатов от 06.04.1989 N 88 "О вводе в эксплуатацию полигона ТБО и закрытии существующих свалок" в связи с окончанием строительства первой очереди полигона твердых бытовых отходов и в целях сохранности окружающей среды исполнительных комитет городского совета народных депутатов решил ввести в эксплуатацию с 24.04.1989 полигон твердых бытовых отходов (т.1 л.д.28).
Из указанного выше следует, что полигон ТБО введенный в эксплуатацию "актом N 6 от 21.12.1988 приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством реконструкцией) здания (сооружения) жилищно-гражданского назначения" и расположенный по адресу: Челябинская область, г. Снежинск, Каслинское шоссе, 5А с реестровым номером 07400841 введен в эксплуатацию в 1986 году и имеет площадь 56 450 кв.м.
Выводы, сделанные управлением при вынесении оспариваемого решения, соответствуют установленным обстоятельствам и вышеприведенным нормам действующего законодательства, что свидетельствует о законности выданного и оспариваемого предписания.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что отказ в выдаче лицензии соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя является правильным. В связи, с чем оснований для удовлетворения требования о признании недействительным приказа Управления Росприроднадзора от 12.05.2017 N 352 не имелось.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд констатирует то, что они идентичны доводам, изложенным в заявлении, и исходит из того, что эти доводы уже получили надлежащую оценку суда первой инстанции.
С учетом установленных обстоятельств дела суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора с учетом представленных сторонами доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату апеллянту из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.04.2018 по делу N А76-20957/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного предприятия муниципального образования "Город Снежинск" "Чистый город" - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному казенному предприятию муниципального образования "Город Снежинск" "Чистый город" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 648 от 24.05.2018.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-20957/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 9 ноября 2018 г. N Ф09-7252/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МКП МО "Город Снежинск "Чистый город", МКП МО "Город Снежинск" "Чистый город"
Ответчик: Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области