г. Ессентуки |
|
18 июля 2018 г. |
Дело N А63-21438/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Бейтуганова З.А., Годило Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиным Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бахтина Бориса Александровича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.03.2018 по делу N А63-21438/2017 по иску Государственного казенного учреждения службы весового контроля республики Башкортостан, ОГРН 1120280040286, ИНН 0276143260, к индивидуальному предпринимателю Бахтину Борису Александровичу, ОГРН 305264501300560, ИНН 262300186875, о взыскании 422 759 руб. ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, согласно акту N 4873 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 21.04.2015, в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение службы весового контроля республики Башкортостан (далее - истец, ГКУ служба весового контроля РБ) обратилось с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Бахтину Борису Александровичу (далее - ответчик, ИП Бахтин Б.А.) о взыскании 422 759 руб. ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, согласно акту N 4873 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 21.04.2015.
Решением от 15.03.2018 суд взыскал с ответчика в пользу истца 422 759 руб. убытков. Взыскал с предпринимателя в доход бюджета Российской Федерации 11 455 руб. госпошлины по иску.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что акт N 4873 от 21.04.2018 не является относимым и допустимым доказательством.
Истец направил возражение на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, возражений на апелляционную жалобу и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 21.04.2015 года должностными лицами ГКУ служба весового контроля Республики Башкортостан совместно с сотрудниками ГИБДД было произведено взвешивание транспортного средства: грузовой фургон, марки Фрейтлайнер, модель ST 1200 64 ST, регистрационный номер Р 012 ХК 26, прицеп марки КРОН модель SDR 27, регистрационный номер СВ 5543 26, принадлежащего ИП Бахтину Б.А., подтверждением чего является свидетельство 26 15 N 648082, СВ 5543 26, под управлением водителя Уклеина А.Т. выполняющего грузоперевозку с превышением допустимых весовых параметров, в отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, в результате чего автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в собственности Российской Федерации, причинен ущерб на сумму 422 759 руб.
Факт нарушения подтверждается актом о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось N 4873 от 21.04.2015, подписанный специалистом ППВК и инспектором ГИБДД, а также водителем Уклеиным А.Т. с формулировкой не согласен. Водителем не было предъявлено разрешение на перевозку тяжеловесных и иных крупногабаритных грузов.
Истцом 22.09.2017 была направлена претензия в адрес ответчика, однако, указанная сумма в размере 422 759 руб. в добровольном порядке не была оплачена ответчиком, в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон 257-ФЗ) движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.04.2011 N 282, от 09.01.2014 N 12 (ред. 27.12.2014)), осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством в отношении участков автомобильных дорог федерального значения.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 934 осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством в отношении участков автомобильных дорог федерального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
В соответствии с пунктами 5.3, 5.4 Положения о Федеральном дорожном агентстве (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374), Федеральное дорожное агентство организует расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, и осуществляет определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями.
В силу действия соглашения о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, согласованным Государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству от 27.11.2012, истец выполняет функции владельца автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 N 28 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения".
В целях эффективного исполнения возложенных на ГКУ Службу весового контроля Республики Башкортостан обязанностей Министерством финансов Республики Башкортостан 22.10.2012 года открыт лицевой счет получателя бюджетных средств.
Постановлением от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам, а также порядок определения размера такого вреда (далее - Правила N 934) и Положением о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 20.06.1997 N 1334), которые предусматривают взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы в целях компенсации ущерба, наносимого автотранспортом автомобильным дорогам.
Исходя из действующих норм закона и правил грузоперевозчик, владельцы транспортного средства, которое превышает разрешенные весовые параметры, обязан обратиться в уполномоченный орган управления автодорог, получить в установленном порядке разрешение и уплатить стоимость ущерба нанесенного автодороге.
В соответствии с пунктами 2 и 5 Правил N 934 вред, причиненный автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность грузоперевозчиков, получать специальные разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, которые выдаются при условии внесения платы за ущерб, наносимый дорогам и дорожным сооружениям транспортными средствами.
Ответчик, осуществив провоз тяжеловесного груза без соответствующего разрешения, которое выдается после внесения платы за проезд тяжеловесного транспортного средства, обязан возместить компенсацию ущерба, причиненного дороге, рассчитанную как плата за проезд тяжеловесного транспортного средства.
В соответствии с пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом" установлены предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющие перевозку тяжеловесных грузов.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.02.2012 N 50 "О порядке осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального, местного значения" утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и/или межмуниципального местного значения.
Расчет ущерба, причиненного автомобильным дорогам федерального значения, производится контрольной системой в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 934, и фиксируется в форме расчетного листа, который прилагается к акту о превышении транспортным средством ограничений по общей массе и (или) нагрузкам на оси.
Расчет истца не оспорен, контррасчет ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции представлен не был.
Факт превышения установленных предельных значений осевых нагрузок транспортного средства, находившегося во владении ответчика на момент причинения ущерба, подтвержден материалами дела.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 934 вред, причиненный автомобильным дорогам транспортными средствами, возмещают их владельцы.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу закона владельцем грузового фургона, марки Фрейтлайнер, модель ST 1200 64 ST, регистрационный номер Р 012 ХК 26, прицеп марки КРОН модель SDR 27, регистрационный номер СВ 5543 26, на момент составления акта являлся ИП Бахтин Б.А., что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 8, статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации грузоперевозчики несут ответственность за неисполнение актов государственных органов власти, в данном случае за неисполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
Факт причинения ущерба зафиксирован в акте от 21.04.2015 N 4873 о превышении транспортным средством ограничений по общей массе и (или) нагрузкам на оси, что в соответствии с положениями абз. 2 ч. 1 ст. 1064 и ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет обязанность возмещения причиненного вреда ответчиком.
Истец представил подробный расчет суммы заявленной компенсации со ссылкой на методику составления расчётов, предусмотренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2015 N 306.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.03.2018 по делу N А63-21438/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.