г. Пермь |
|
17 июля 2018 г. |
Дело N А50-91/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июля 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю.В.,
судей Зелениной Т.Л., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Некрасовой А.С.,
при участии представителя заявителя, общества с ограниченной ответственностью торговый альянс "Кама", - Мартьяновой Е.Ю., доверенность от 16.08.2017,
представителя заинтересованного лица, Земского собрания Кизеловского муниципального района Пермского края, - Смирновой А.Н., доверенность от 05.02.2018,
представителя третьего лица, Администрации Кизеловского муниципального района Пермского края, - Смирновой А.Н., доверенность от 09.01.2018,
представителя третьего лица, Администрации Кизеловского городского поселения Пермского края, - Лесюк М.В., доверенность от 11.07.2017,
иные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью торговый альянс "Кама",
на решение Арбитражного суда Пермского края от 29 апреля 2018 года
по делу N А50-91/2018,
принятое судьей Катаевой М.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью торговый альянс "Кама" (ОГРН 1085904001325, ИНН 5904180500)
к Земскому собранию Кизеловского муниципального района Пермского края (ОГРН 1025901829910, ИНН 5915004730)
третьи лица: Администрация Кизеловского муниципального района Пермского края, Администрация Кизеловского городского поселения Пермского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, муниципальное унитарное предприятие "Ключи 2015" Кизеловского городского поселения (ОГРН 1155958099846, ИНН 5911074197),
о признании решения незаконным,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Альянс "Кама" (далее - ООО ТА "Кама", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Земского собрания Кизеловского муниципального района Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Земское собрание) от 29.09.2017 N 76 "Об утверждении перечня объектов муниципальной собственности Кизеловского муниципального района, передаваемых в собственность Кизеловского городского поселения"; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО ТА "Кама" путем отмены решения от 29.09.2017 N 76 (дело N А50-91/2018).
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - ООО "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Земского собрания Кизеловского муниципального района Пермского края от 29.09.2017 N 76 "Об утверждении перечня объектов муниципальной собственности Кизеловского муниципального района, передаваемых в собственность Кизеловского городского поселения"; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Водоканал" путем отмены решения от 29.09.2017 N 76 (дело NА50-88/2018).
Определением суда от 06.02.2018 на основании ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела N А50-91/2018 и N А50-88/2018 объединены в одно производство, делу присвоен номер N А50-91/2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Кизеловского муниципального района Пермского края, Администрация Кизеловского городского поселения Пермского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю), Муниципальное унитарное предприятие "Ключи 2015" Кизеловского городского поселения (далее - МУП "Ключи 2015").
В ходе рассмотрения дела на основании ст. 49 АПК РФ ООО "Водоканал" заявило отказ от заявленных требований о признании незаконным решения Земского собрания Кизеловского муниципального района от 29.09.2017 N 76 "Об утверждении перечня объектов муниципальной собственности Кизеловского муниципального района, передаваемых в собственность Кизеловского городского поселения"; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Водоканал" путем отмены решения от 29.09.2017 N 76.
Определением суда от 16.04.2018 производство по делу в части требований ООО "Водоканал" прекращено (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.04.2018 года в удовлетворении требований ООО ТА "Кама" отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что оспариваемым решением в собственность Кизеловского городского поселения передано имущество - водопроводные сети, которые находятся в собственности общества. Заявитель приобрел право собственности на все водопроводные сети города Кизел на основании договора купли-продажи, заключенного с МУП "Горводоканал" по результатам торгов, право собственности зарегистрировано в установленном порядке. Указывает, что Кизеловским муниципальным районом не соблюден предусмотренный законом порядок передачи имущества, так как органом местного самоуправления не оформлена документация на имущество, подлежащее передаче в муниципальную собственность, а также акт приема-передачи указанного имущества, не представлены доказательства того, что спорные сети не входили в состав имущества предприятий на момент вынесения постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Считает, что судом не принято во внимание, что часть водопроводных сетей не существовала на 1991 год, проигнорирована схема водоснабжения и водоотведения города Кизела, утвержденная постановлением Администрация Кизеловского городского поселения от 19.05.2015 N 81. Общество указало, что при приобретении водопроводных сетей, им приобретен весь комплекс водопроводных сетей, включая врезки к ним от жилых домов.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители Земского собрания Кизеловского муниципального района Пермского края, Администрации Кизеловского муниципального района Пермского края, Администрации Кизеловского городского поселения Пермского края в суде апелляционной инстанции с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзывах, выражают согласие с выводами суда первой инстанции и просят решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Пермской области от 07.09.2006 по делу N А50-5103/2006 МУП "Горводоканал" признано банкротом, состоялись торги по продаже социально значимого имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения: зданий, сооружений, оборудования и систем водоснабжения и водоотведения.
По результатам торгов между МУП "Горводоканал" (продавец) и ООО ТА "Кама" (покупатель) заключен договор купли-продажи от 17.07.2009 (т. 3 л.д. 103-106), недвижимое и движимое имущество было передано обществу по акту приема-передачи от 30.11.2009 (т. 1 л.д. 22-27).
26.10.2010 за обществом зарегистрировано право собственности на водопроводные сети пос. Володарского протяженностью 5 700 п.м, г. Кизела протяженностью 4 710 м, главную водопроводную магистраль г. Кизела протяженностью 14 920 п.м, сооружения - комплексы водопроводных и канализационных сетей протяженностью 5 200, 35092, 12286, 10930, 9858 п.м (т. 1 л.д. 28-35).
Постановлением Администрации Кизеловского городского поселения от 19.05.2015 N 81 утверждена схема водоснабжения и водоотведения Кизеловского городского поселения на период до 2035 (т. 4 л.д. 145, 146, т. 5 л.д. 3).
15.06.2017 распоряжением Администрации Кизеловского муниципального района N 173-р создана комиссия по обследованию протяженности и технического состоянию водопроводных сетей, находящихся в собственности Кизеловского муниципального района (т. 3 л.д. 124). По результатам обследования комиссией составлен акт от 27.06.2017 (т. 3 л.д. 125).
Решением Земского собрания от 29.09.2017 N 76 утвержден перечень объектов муниципальной собственности Кизеловского муниципального района, передаваемых в собственность Кизеловского городского поселения (т. 1 л.д. 12-19).
17.04.2018 Земским собранием принято решение N 14, которым указанный перечень изложен в новой редакции (т. 5 л.д. 70-79).
Полагая, что в результате принятия оспариваемого решения Земского собрания в собственность Кизеловского городского поселения передано имущество - водопроводные сети, которые находятся в собственности общества, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения от 29.09.2017 N 76 незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку протяженность водопроводных сетей, находящихся в собственности общества, меньше протяженности всех сетей в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения Кизеловского городского поселения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты жилищного фонда и объекты инженерной инфраструктуры городского поселения, независимо от того, на чьем балансе они находятся, являются муниципальной собственностью и подлежат передаче в муниципальную собственность.
В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 51 Федерального закона N 131 -ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Организация водоснабжения и водоотведения населения в пределах полномочий, установленных законодательством, относится к вопросам местного значения, а имущество, предназначенное для решения указанного вопроса, должно находиться в муниципальной собственности.
Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязаны принять передаваемое имущество на основании п. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Из материалов дела следует, что за ООО ТА "Кама" зарегистрировано право собственности на сети водоснабжения и водоотведения города Кизела, которые приобретены на основании договора купли-продажи от 17.07.2009, заключенного по результатам торгов с МУП "Горводоканал", признанным несостоятельным (банкротом), в отношении имущества, переданного предприятию в оперативное управление.
В результате инвентаризации всех сетей водоснабжения и водоотведения города Кизела установлено, что водопроводные сети, состоящие из отводов к индивидуальным жилым домам, многоквартирным жилым домам и объектам социально-инженерной инфраструктуры, находятся в муниципальной собственности Кизеловского муниципального района. Указанные участки сетей обозначены на схеме водоснабжения и водоотведения Кизеловского городского поселения, утвержденной Постановлением Администрации Кизеловского городского поселения от 19.05.2015 N 81 и представленной в электронном виде на диске CD в материалы дела (т. 4 л.д. 145). Ранее в оперативному правлении МУП "Горводоканал" не находились и заявителем по договору не приобретались.
Решением Земского собрания от 29.09.2017 N 76 в редакции от 17.04.2018 утвержден Перечень объектов муниципальной собственности Кизеловского муниципального района, передаваемых в собственность Кизеловского городского поселения (т. 1 л.д. 12-19, т. 5 л.д. 70-79). В указанный Перечень включены, в том числе отводы к индивидуальным, многоквартирным жилым домам и объектам социально-инженерной инфраструктуры, которые поименованы как муниципальная собственность, поскольку спорное имущество предназначено для решения вопросов местного значения и в силу прямого указания закона является объектом муниципальной собственности.
Как следует из представленных в материалы дела свидетельств о государственной регистрации права от 26.10.2010, за обществом зарегистрировано право собственности на водопроводные и канализационные сети. В целях государственной регистрации права протяженность сетей была определена на основании кадастровых паспортов сооружений и технических паспортов, в которых отсутствует информация о включении в границы объектов отводов к индивидуальным, многоквартирным жилым домам и объектам социально-инженерной инфраструктуры.
В обоснование заинтересованности в оспаривании решения от 29.09.2017 N 76 общество указывает, что в нем поименовано имущество, принадлежащее обществу, ввиду чего за поселением будет зарегистрировано право на имущество, принадлежащее обществу.
Однако из представленных в дело доказательств невозможно сделать однозначный вывод об идентичности имущества.
Спор о праве, при его наличии, не может быть рассмотрен в рамках заявления, поданного в порядке главы 24 АПК РФ, виду чего в удовлетворении требований общества отказано правомерно. При этом апелляционный суд полагает необходимым указать, что оспариваемое решение не может являться основанием для прекращения зарегистрированного права собственности общества на имущество, приобретенное по договору купли-продажи, что также свидетельствует об отсутствии нарушений прав общества.
При названных обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 апреля 2018 года по делу N А50-91/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.В. Скромова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.