г. Челябинск |
|
18 июля 2018 г. |
Дело N А76-35678/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Снежинске Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26 апреля 2018 г. по делу N А76-35678/2017 (судья Зайцев С.В.).
В заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Трансэнерго" - Блинов К.Ю. (доверенность от 09.12.2016 б/н), Абрамова О.И. (доверенность от 22.02.2018 N 43),
Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Снежинске Челябинской области - Гарась Н.А. (доверенность от 09.01.2018 N 1).
Акционерное общество "Трансэнерго" (далее - заявитель, АО "Трансэнерго") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Снежинске Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, ГУ - УПФР в г.Снежинске, Фонд, ответчик) о признании незаконным решения от 11.08.2017 N 084V12170000727 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2018 заявленные требования частично удовлетворены. Решение от 11.08.2017 N 084V12170000727 в части привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в сумме 1093 руб. 95 коп., начисления пени в сумме 759 руб. 65 коп., предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в сумме 5469 руб. 70 коп. признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым решением суда Фонд, обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части признания незаконным решения Фонда от 11.08.2017 N 084V12170000727 в части привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 1093 руб. 95 коп., начисления пени в сумме 759 руб. 65 коп., предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу в сумме 5469 руб. 70 коп. отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Фонд указывает, что арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы части 1 статьи 7, статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, статьи 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 176-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ), статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ, Закон о трудовых пенсиях). Согласно разъяснению Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.10.2014 NНН-30 26//12768 с учетом мнения Минтруда России, изложенного в письме от 05.06.2013 N17-3/10/2-3105 и разъяснений Пенсионного Фонда России, изложенных в письме от 30.12.2013 NНП-30-26/20622 при исчислении страховых взносов по дополнительным тарифам необходимо учитывать занятость работника с вредными и тяжелыми условиями труда в каждом конкретном месяце с учетом когда работник в течение месяца помимо занятости на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, часть рабочего времени был занят на работах с нормальными условиями труда.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал. Представитель заявителя против доводов апелляционной жалобы возражал.
В отсутствие возражений сторон судебный акт пересматривается только в обжалуемой части по доводам апелляционной жалобы (часть 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 01.02.2014 по 31.12.2016 сотрудником Фонда, на основании решения от 17.04.2017 N 084V02170000450, вынесенного начальником Управления Четверговой Н.Ф., проведена выездная проверка в отношении АО "Трансэнерго" с целью контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
По результатам проверки составлен акт от 19.07.2017 N 084V10170000902, которым установлено, что в 2014, 2015, 2016 годах страхователем занижена база для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в результате не полного включения в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу сумм выплат за время работы во вредных условиях труда, в 2015 году занижена база для начисления страховых взносов в результате завышения сумм необлагаемых страховыми взносами выплат, чем нарушены требования пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ.
Также установлено, что в нарушение статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 представлены недостоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2014, 2015, 2016 годы.
АО "Трансэнерго" 02.08.2017 представило в Фонд возражения вх.N 350-03-50/2300.
По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом вынесено решение от 11.08.2017 N 084V12170000727 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах. Решением установлено, что АО "Трансэнерго" не начисляло и не уплачивало страховые взносы по дополнительному тарифу в 2014, 2015, 2016 годах в отношении работников, занятых во вредных условиях труда, работающих в должности кабельщик-спайщик. На основании табелей учета рабочего времени Фондом произведен расчет облагаемой базы и сумм доначисленных страховых взносов по дополнительному тарифу и исчислена сумма неуплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в размере 5469 руб. 70 коп.
Кроме того, страхователь в январе-феврале 2015 года занизил базу для начисления страховых взносов в результате завышения сумм необлагаемых страховыми взносами выплат, путем включения в необлагаемые выплаты суммы среднемесячного заработка на период трудоустройства в части превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка в размере 111 959 рублей 20 копеек в отношении работников Голуновой Л.А., Никулиной Л.Н., Руденко М.С., Хмельницкой И.В., Литвиновой Л.В., что повлекло неуплату страховых взносов в размере 30 340 руб. 94 коп.
Решением от 11.08.2017 N 084V12170000727 страхователь за неуплату, неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов привлечен к ответственности предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 7162 руб. 14 коп., страхователю начислена недоимка по страховым взносам в общей сумме 35 810 руб. 64 коп., предложено уплатить пени в сумме 7276 руб. 41 коп.
Считая решение Фонда незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 198, а также части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей и удовлетворения такого заявления является несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 212-ФЗ, названный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункте 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Своевременность уплаты страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми в силу статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ понимается установленная этой статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (часть 5 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ). Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (часть 6 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ).
В силу части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (с 1 января 2015 года - в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), применяются с 01.01.2013 следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: на 2013 год в размере 4 %, на 2014 год - 6 %, на 2015 год и последующие годы - 9 %.
Согласно части 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), применяются с 01.01.2013 следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи: на 2013 год в размере 2 %, на 2014 год - 4 %, на 2015 год и последующие годы - 6 %.
Для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в установленных размерах (часть 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время подлежат применению Списки N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991.
Пунктом 3 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях предусмотрено, что периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Начисление страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц зависит от того, включается или нет такой период работы в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона N 173-ФЗ, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила N 516).
В силу пунктов 5, 6 Правил N 516 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась: постоянно в течение полного рабочего дня; в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства.
Согласно постановлению Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 % процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ.
Доказательств нарушения вышеперечисленных норм обществом Фондом не установлено.
Как следует из материалов дела, занятость кабельщиков-спайщиков, в отношении которых обществу доначислены страховые взносы по дополнительным тарифам, составила на работах с особыми условиями труда менее 80% рабочего времени, то есть в течение неполного рабочего времени. Данная занятость составляла не более 1% от общего размера рабочего времени в проверяемый период, следовательно, невозможно включить эти периоды в стаж, дающий право на получение пенсии по старости назначаемой ранее достижения установленного возраста.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что основания для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в данном случае отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы Фонда, следует отклонить как основанные на неправильном толковании вышеуказанных норм права.
С учетом изложенного, решение суда в обжалуемой части является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26 апреля 2018 г. по делу N А76-35678/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Снежинске Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.