г. Челябинск |
|
18 июля 2018 г. |
Дело N А34-3035/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Ивановой Н.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Зыковой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Юргамышском районе Курганской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курганской области от 10.05.2018 по делу N А34-3035/2018 (судья Лунева Ю.А).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мишкинском районе Курганской области (далее по тексту - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с Муниципального отдела Управления образованием Администрации Мишкинского района (далее - ответчик) штрафных санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений в установленный срок о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в размере 1000 руб. за отчетный период сентябрь 2016 г.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 10.05.2018 в заявителю в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление полагает, что представление страхователем дополняющих сведений по форме СЗВ-М на застрахованных лиц, на которых отчетность ранее не представлялась, свидетельствует о нарушении срока представления сведения на указанных лиц.
Отзыв на апелляционную жалобу ответчик не представил.
В арбитражный суд апелляционной инстанции поступило заявление государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Юргамышском районе Курганской области (межрайонное) о замене заявителя - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мишкинском районе Курганской области правопреемником - государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Юргамышском районе Курганской области (межрайонное).
Согласно статье 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Из общего смысла данной нормы следует, что основанием правопреемства является переход к другим лицам материальных прав и обязанностей, по поводу которых состоялся судебный акт.
Заявителем в обоснование поданного заявления представлены доказательства: Постановление Пенсионного фонда Российской Федерации от 05.04.2018 N 188п "О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Курганской области", выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, где указано, что с 12.07.2018 произведена реорганизация государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мишкинском районе Курганской области и государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Юргамышском районе Курганской области (межрайонное) в форме присоединения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мишкинском районе Курганской области к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Юргамышском районе Курганской области (межрайонное).
Учитывая данные обстоятельства, заявление о замене заявителя государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мишкинском районе Курганской области правопреемником государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Юргамышском районе Курганской области (межрайонное) подлежит удовлетворению на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В арбитражный суд апелляционной инстанции поступило заявление Компанейца В.В. о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
В силу пункта 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные настоящим Кодексом только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Заявитель использует в заявлении оскорбительные, неуважительные выражения в адрес суда, которые выходят за рамки этики и нормальной, цивилизованной и правомерной критики, что является злоупотреблением процессуальным правом.
При таких обстоятельствах, заявление лица, злоупотребляющего процессуальным правом, не подлежит рассмотрению по существу, отклонено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители сторон не явились. В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным номером 1024502051639.
06.10.2016 ответчик представил в Управление сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме отчетности "Сведения о застрахованных лицах" (исходная) (далее - СЗВ-М) за сентябрь 2016 года в отношении 314 застрахованных лиц.
По результатам проверки указанных сведений каких-либо нарушений Управлением не выявлено, уведомлений об устранении ошибок в адрес заинтересованного лица не направлялось.
27.11.2017 заинтересованное лицо представило в Управление сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за сентябрь 2016 года в отношении 2 застрахованных лиц, в отношении которых сведения первоначально не представлялись.
Управлением проведена проверка представленных заинтересованным лицом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (дополняющая) за сентябрь 2016 года, в ходе которой установлен факт представления заинтересованным лицом неполных и недостоверных сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года.
По данному факту Управлением 28.11.2017 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 055S18170004943, фиксирующий выявленное нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
По результатам рассмотрения акта от 28.11.2017 и иных документов Управлением вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 11.01.2018 N 055S19180000053, которым заинтересованное лицо привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 000 рублей, где дана уже другая квалификация действиям страхователя - несвоевременное предоставление сведений о застрахованных лицах.
Решение направлено страхователю заказным почтовым отправлением.
Требованием от 07.02.2018 N 055S01180001637, направленным страхователю заказным почтовым отправлением, страхователю предложено уплатить вышеуказанную сумму штрафа в срок до 28.02.2018.
Страхователем штраф не оплачен не был.
Указанное послужило основанием для обращения Управления с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования заявителя, пришел к выводу о том, что заявителем не доказано представление страхователем сведений с нарушением срока либо представление страхователем неполных (недостоверных) сведений, которые не позволяют вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Вывод суда первой инстанции является верным.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 1 Закона N 27-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.04.2016 и действующей рассматриваемый период, дано понятие "отчетного периода", под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, девять месяцев и календарный год.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, действующей в рассматриваемый период, страхователь может устранить выявленную ошибку в двухнедельный срок, который исчисляется или со дня обнаружения ошибки организацией, или со дня получения от органа ПФР уведомления об устранении имеющихся расхождений.
Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как представленные несвоевременно, либо как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, исходные сведения были представлены 06.10.2016 за отчетный период "сентябрь" 2016 года, т.е. с соблюдением установленного срока.
Уведомление об обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю Муниципальному отделу Управления образованием Администрации Мишкинского района не вручалось.
27.11.2017 страхователем по собственной инициативе представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за отчётный период "сентябрь" 2016 года.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанный правовой подход подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к обществу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, является правомерным.
Таким образом, судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
заявление государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Юргамышском районе Курганской области (межрайонное) о замене заявителя - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мишкинском районе Курганской области правопреемником - государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Юргамышском районе Курганской области (межрайонное) удовлетворить.
Произвести замену заявителя государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мишкинском районе Курганской области правопреемником государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Юргамышском районе Курганской области (межрайонное).
Решение Арбитражного суда Курганской области от 10.05.2018 по делу N А34-3035/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Юргамышском районе Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.