город Томск |
|
17 июля 2018 г. |
Дело N А03-2518/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Марченко Н.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" (07АП-4693/2018) на решение от 23.03.2018 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-2518/2016 (судья Синцова В.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" (ОГРН 1112225015308), г. Барнаул, к Главному управлению природных ресурсов и экологии Алтайского края о признании незаконным распоряжения Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края (правопредшественник Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края) от 30.12.2013 N 34-р о внесении изменений в Лицензионное соглашение ООО "А-Сервис" БАР 80065 ТП,
Третьи лица, (не) заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "А-Сервис", г. Барнаул,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Сергеева М.В., представитель по доверенности от 29.12.2017, паспорт;
от заинтересованного лица: без участия (извещен);
от третьего лица, (не) заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: без участия (извещен);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Прогресс" (далее - заявитель, Общество, ООО "Прогресс") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным распоряжения Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края (далее - заинтересованное лицо, Управление, Управление природных ресурсов) от 30.12.2013 N 34-р о внесении изменений в Лицензионное соглашение ООО "А-Сервис" БАР 80065 ТП, о признании незаконным отказа Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края (далее - ГУ строительства и транспорта) в согласовании предоставления ООО "Прогресс" участков недр, изложенного в письмах от 01.10.2015 N 32- 03/ПА/16864, от 01.10.2015 N 32-01/ПА/16901, о признании незаконным отказа Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - ГУ природных ресурсов и экологии) в предоставлении ООО "Прогресс" права пользования участками недр, выраженного посредством отказа включить их в Перечень участков недр местного значения Алтайского края, изложенного в письме от 06.10.2015 N 41/п/8194, об обязании ГУ природных ресурсов и экологии устранить допущенные нарушения и в установленном порядке предоставить ООО "Прогресс" права пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождения строительного песка, указанными в заявках ООО "Прогресс" от 02.07.2013 N N 012/01- 01, 014/01-01, 013/01-01. Дело принято судом к производству с присвоением номера А03-24823/2015. Определением суда от 26.01.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "А-Сервис", г. Барнаул. Определением суда от 19.02.2016 в отдельное производство выделено требование, которое и рассматривается в рамках настоящего дела, по заявлению ООО "Прогресс", г. Барнаул о признании незаконным распоряжения Управления природных ресурсов от 30.12.2013 N 34-р (далее - Распоряжение N 34-р) о внесении изменений в Лицензионное соглашение ООО "А-Сервис" БАР 80065 ТП, с присвоением N А03-2518/2016. В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявителем неоднократно уточнялись заявленные требования.
Решением суда от 23.03.2018 (резолютивная часть объявлена 19.03.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Заинтересованное и третье лицо в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонили, просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ рассмотрение дела было отложено с 18.06.2018 на 16.07.2018.
После отложения в соответствии со статьей 18 АПК РФ в связи с отпуском судьи Сбитнева А.Ю., произведена замена состава суда, сформирован следующий состав: Павлюк Т.В. (председательствующий), Кривошеина С.В., Марченко Н.В. (судьи). В связи с заменой состава суда рассмотрение дела начато с самого начала.
В судебном заседании представитель заявителя, поддержала доводы жалобы, настаивала на их удовлетворении.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.08.2013 ООО "Прогресс" обратилось в Управление природных ресурсов с заявками от 02.07.2013 N N 012/01-01, 014/0101, 013/01-01 о предоставлении права пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождения строительного песка.
Заявки Общества N N 012/01-01, 014/01-01, 013/01-01 были получены Управлением 19 августа 2013 года. 26.12.2013 с сопроводительным N 031/01-01 указанные заявки были дополнены Гидрогеологическим заключением: обоснование расчистки русла реки Оби от песчаных наносов на участках Обдорский 1, 2, 3 в 1 экз., которое было получено Управлением природных ресурсов 27.12.2013.
Письмом от 28.01.2014 N 0004/01-01 Общество обратилось в Управление с просьбой сообщить сведения о результатах рассмотрения вышеуказанных заявок и предоставить надлежащим образом заверенные копии документов, изданных (принятых) по результатам такого рассмотрения.
19 февраля 2014 года Общество получило фактический отказ Управления природных ресурсов в предоставлении права пользования участками недр, указанными в заявках от 02.07.2013 N N 012/01-01. 014/01-01, 013/01-01, изложенный в письме от 10.02.2014 N 41/п/409.
Согласно вышеизложенного письма от 10.02.2014 Управление сообщило Обществу, что на территории ниже по течению от железнодорожного моста через р. Обь 1,5-5 км. расположены участки 4 недропользователей: ООО "Энергоэффект", ООО "Экопласт", ООО "А-Сервис" и ООО "Алтайречфлот", участки предоставлены для геологического изучения (поиски и оценка) строительного песка. Указанные недропользователи имеют лицензии, содержащие контур геологического отвода в предварительных границах, после получения которых недропользователь обязан вынести границы участка недр на местности. В 2013 году из-за высокого уровня воды на реке Обь границы участков недр на местности установлены недропользователями в декабре месяце, с учетом полноты геологического изучения. Участок недр, указанный в заявке ООО "Прогресс" от 02.07.2013 N 012/01-01, предполагается предоставить в пользование ООО "Экопласт" с учетом полноты геологического изучения. Предоставление данного участка другому недропользователю не представляется возможным также и по требованиям промышленной безопасности. Участки недр, указанные в заявках ООО "Прогресс" от 02.07.2013 N 013/01-01 и 014/01-01, предполагается предоставить в пользование с учетом полноты геологического изучения ООО "А-Сервис" и ООО "Энергоэффект". Заявок в адрес Управления от ООО "Прогресс" на предоставление права пользования недрами в 2014 году не поступало.
Не согласившись с отказом Управления в предоставлении права пользования участками недр, указанными в заявках от 02.07.2013 N N 012/01-01. 014/01-01, 013/01-01, изложенным в письме от 10.02.2014 N 41/п/409, общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным данного отказа.
Решением от 29.10.2014 по делу N А03-6972/2014 судом удовлетворены вышеназванные требования Общества.
Установив, что Управлением природных ресурсов оспариваемый отказ принят без соблюдения положений п. 2.5 Порядка N 266 (без проведения соответствующих согласований с уполномоченными субъектами), суд признал незаконным отказ, изложенный в письме от 10.02.2014 N 41/п/409. Обязал ГУ природных ресурсов и экологии устранить допущенные нарушения прав Общества и в трехмесячный срок с даты вступления настоящего решения в законную силу в установленном порядке рассмотреть заявки ООО "Прогресс" о предоставлении ему права пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождения строительного песка от 02.07.2013 N N 012/01-01, 014/01-01, 013/01-01. Решение по делу N А03-6972/2014 вступило в законную силу 25.02.2015, оставлено без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда. Трехмесячный срок для рассмотрения по существу заявок Общества, установленный вышеназванным решением суда, истекал 25.05.2015.
Не получив в указанный срок от ГУ природных ресурсов и экологии результаты рассмотрения заявок Общества, последнее 27.05.2015 предъявило исполнительный лист по делу N А03-6972/2014 на принудительное исполнение в службу судебных приставов Центрального района г. Барнаула УФССП по АК 01.06.2015 возбуждено исполнительное производство N 10277/15/22089-ИП. ГУ природных ресурсов и экологии в материалы исполнительного производства представлены документы, подтверждающие совершение им действий по исполнению решения арбитражного суда по делу N А03-6972/2014.
Так, 05.05.2015 Управлением природных ресурсов направлен руководителю Алтайского филиала ФБУ "Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному органу" запрос о предоставлении информации по испрашиваемым Обществом участкам недр. Справки по геологической информации на названные запросы получены Управлением природных ресурсов, что следует из запросов В ГУ строительства и транспорта. 21.05.2015 испрашиваемые участки недр направлены Управлением природных ресурсов на согласование в Главное управление имущественных отношений Алтайского края. 21.05.2015 направлены на согласование начальнику Управления строительства и территориального планирования ГУ строительства и транспорта. 03.06.2015, 08.07.2015 ГУ строительства и транспорта письмами N 32-01/П/8706, 32- 01/ПА/11098 согласовало предоставление участков недр, указанных в заявках Общества. 28.08.2015 Администрация г. Барнаула согласовала предоставление права пользования испрашиваемыми Обществом участков недр.
01.10.2015 в ГУ природных ресурсов и экологии поступило письмо Отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ, согласно которому названное ведомство просило учесть при рассмотрении заявок на добычу песка на участке р. Обь ниже Старого моста возобновление работы грузового причала, уже имеющиеся лицензии как на добычу песка, так и на право пользования водным объектом для отстоя маломерных судов, сброса сточных вод и др. Считает необходимым предварительно оценить сложившуюся гидрологическую обстановку на указанном участке реки и возможные последствия увеличения добычи строительного песка.
01.10.2015 ГУ природных ресурсов и экологии направило дополнительные запросы о целесообразности предоставления права пользования участками недр Восточный, 6, Восточный, 7, Восточный, 8 по заявкам Общества, с учетом текущей гидрологической ситуации, загруженности судоходной протоки р. Обь в месте расположения участков недр, в ГУ строительства и транспорта.
01.10.2015 ГУ природных ресурсов и экологии получено письмо заместителя начальника управления по транспорту и дорожному хозяйству ГУ строительства и транспорта N 32-03/ПА/16864, согласно которому данное управление возражает против предоставления участков недр в пользование. Указало, что по итогам заседания президиума Госсовета РФ от 08.10.2014 Президентом РФ дано поручение о подготовке предложений по переориентации перевозок тяжелых и крупногабаритных грузов с автомобильного на железнодорожный и внутренний водный транспорт. Во исполнение указанного поручения между ФБУ "Администрацией Обского бассейна внутренних водных путей", предприятиями речной и добывающей отраслей экономики ГУ строительства и транспорта 20.03.2015 заключено Соглашение о сотрудничестве в сфере реализации проекта развития транспортной инфраструктуры водного транспорта в границах Алтайского края, согласно которому перевозчики должны осуществить перевалку водным транспортом с верхних карьеров в г. Барнаул 150 тыс. тонн щебня в 2015 г., 200 тыс. тонн - 2016 г. и т.д. до 2020 года в годовом объеме до 500 - 600 тыс. тонн. Планируется расширение грузовых площадок в районе пос. Восточный. Предоставление в пользование испрашиваемых участков недр не позволит в полной мере реализовать условия Соглашения, реализовать намеченные планы в отношении речной отрасли региона.
01.10.2015 ГУ природных ресурсов и экологии получило письмо начальника управления строительства и территориального планирования ГУ строительства и транспорта в ответ на запрос от 01.10.2015 N 41/ПА/8057, которым данное управление, в дополнении к позиции управления по транспорту и дорожному хозяйству ГУ строительства и транспорта N 32-03/ПА/16864, с учетом принятых на совещаниях в ГУ строительства и транспорта решений от 26.06.2015, от 18.09.2015 о переориентации тяжелых и крупногабаритных грузов с автомобильного на железнодорожный и внутренний водный транспорт, сообщило, что предоставление прав пользования по рассматриваемым заявкам субъекта предпринимательской деятельности на участки недр Восточный, 6, Восточный, 7, Восточный, 8 для геологического изучения, поиска и оценки строительного песка стало в настоящее время нецелесообразным. С учетом чего, ранее выданные согласования от 03.06.2015 и от 08.07.2015 аннулируются.
06.10.2015 письмом за исх.N 41/П/8194 ГУ природных ресурсов и экологии, ссылаясь на информацию от 30.09.2015 Отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ, письма управлений по транспорту и строительству ГУ строительства и транспорта от 01.10.2015, руководствуясь положениями Порядка N 266, указало Обществу на отсутствие оснований для включения испрашиваемых по заявкам NN 012/01-01.014/01-01, 013/01-01 участков недр в перечень участков недр местного значения Алтайского края для их последующего предоставления в пользование.
Рассмотрев данный в письме от 06.10.2015 отказ ГУ природных ресурсов и экологии как отказ в предоставлении права пользования участками недр, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением об оспаривании отказов соответствующих Управлений от 06.10.2015 и от 01.10.2015 в рамках дела N А03-24823/2015, решением по которому Арбитражным судом Алтайского края в удовлетворении требований было отказано. К отказу, изложенному в письме от 06.10.2015 г, N 41/п/8194, как утверждает заявитель, было приложено в том числе и распоряжение Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края от 30.12.2013 N 34-р о внесении изменений в Лицензионное соглашение БАР 80065 ТП с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение (поиск и оценка) строительного песка на участках Восточный 2 и Восточный 4 в г. Барнауле Алтайского края.
Полагая, что указанное Распоряжение Управления от 30.12.2013 N 34-р фактически необоснованно предоставляет в пользование недропользователю ООО "A-Сервис" для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений строительного песка участки недр в границы которых входят и участки недр Восточный 6 и Восточный 8, указанные в заявках N 013/01-01 и N 014/01-01, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции суд исходил из их необоснованности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы исходит из следующего.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Из положений статьи 197, 198, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя. При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями).
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), обеспечивающим защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр. Согласно части 1 статьи 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. В силу пунктов 2 и 3 ст. 6 Закона о недрах, недра предоставляются в пользование, в том числе, для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Частью 1 статьи 18 закона N 2395-1 предусмотрено, что порядок предоставления участков недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении такого права. Таким органом в силу пункта 1.2 порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр является комиссия, создаваемая Федеральным агентством по недропользованию, в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - Комиссия).
В силу пункта 22 статьи 6 Закона Алтайского края от 27.12.2008 N 137-3С "О недропользовании на территории Алтайского края" установление порядка предоставления участков недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, порядка пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых отнесено к компетенции исполнительных органов государственной власти Алтайского края в сфере регулирования отношений недропользования.
На дату обращения заявителя с заявками 02.07.2013 N N 014/01-01, 013/01-01 уполномоченным исполнительным органом государственной власти Алтайского края в сфере регулирования отношений недропользования было Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края.
На территории Алтайского края порядок пользования участками таких недр установлен постановлением Администрации Алтайского края от 26.04.2010 N 266. В том числе, указанным постановлением утвержден Порядок предоставления участков недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых и пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.2 указанного Порядка, в редакции, действовавшей на момент подачи заявителем спорных заявок, без проведения конкурсов (аукционов) право пользования недрами предоставляется для пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом. В силу п. 2.3 Порядка уполномоченный орган осуществляет предоставление права пользования участками недр местного значения на основании имеющейся геологической информации и потребностей в сырье Алтайского края и муниципальных образований Алтайского края с учетом заявок субъектов предпринимательской деятельности. Пунктом 2.4 указанного Порядка установлено, что для рассмотрения возможности предоставления права пользования участком недр местного значения в уполномоченный орган подается заявка органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности. Форма заявки и список прилагаемых к ней материалов, сроки и порядок рассмотрения заявки устанавливаются административным регламентом, утверждаемым приказом уполномоченного органа. Пунктами 2.5, 2.6 Порядка установлено, что уполномоченный орган при рассмотрении заявки на предоставление права пользования участком недр местного значения: 1) собирает информацию об этом участке; 2) согласовывает с органом местного самоуправления предоставление права пользования данным участком недр; 3) согласовывает предоставление права пользования участком недр с органом исполнительной власти Алтайского края, реализующим государственную политику в области промышленности строительных материалов на территории Алтайского края. Уполномоченный орган подготавливает и утверждает перечни участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами. В силу п. 4.5 Порядка N 266 основанием предоставления права пользования недрами без проведения аукциона является решение уполномоченного органа, принятое по результатам рассмотрения заявок, после включения участков недр в Перечень участков недр местного значения.
Как установлено судом первой инстанции, на дату обращения Общества в уполномоченный орган с заявками о предоставлении в пользование участков недр в целях их геологического изучения и разведки в предварительных координатах геологического отвода, на территории ниже по течению от железнодорожного моста через р. Обь 1,5-5 км., в месте, где Общество и испрашивало участки недр, расположены участки 4 недропользователей: ООО "Энергоэффект", ООО "Экопласт", ООО "А-Сервис" и ООО "Алтайречфлот", участки предоставлены для геологического изучения (поиски и оценка) строительного песка. Указанные недропользователи имели соответствующие лицензии на геологическое изучение.
Частью 1 статьи 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр (статья 7 Федеральным законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах)).
Статьей 7 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода (абз. 5 ст. 7 Закона).
Соответственно, участок недр в силу указанных выше положений статьи 7 Закона предоставляется недропользователю либо в виде горного отвода, либо в виде геологического отвода. При этом, оформление впоследствии уточненных границ горных отводов, указанных в горноотводных актах, не изменяют предоставленные в соответствии с лицензией границы участков недр.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона лицензия на право пользования недрами в качестве неотъемлемой составной части содержит указание границ участка недр, предоставляемого в пользование.
Следовательно, лицензия является документом, закрепляющим фундаментальное право недропользователя по ведению добычи и проведению геологических работ на участке недр и определяющим территорию, на которой предоставляемые права осуществляются.
Пунктом 7 части 1 статьи 22 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Представленная в материалы дела лицензия (л.д. 18 т.5) от 24.05.2013 серия БАР N 80065 ТП, выдана ООО "А-Сервис" на геологическое изучение с целевым назначением - поиски и оценка строительного песка на участках Восточный 2 и Восточный 4, расположенных 1,5- 2 км. ниже ж.д. моста через реку Обь. Участок имеет статус геологического отвода. Срок действия лицензии до 01.06.2018. Условия пользования недрами определены Лицензионным соглашением, являющимся приложением к лицензии (л.д. 19, т.5). В статье 3 лицензионного соглашения содержится описание участка недр с географическими координатами границ и площадью лицензионного участка, в соответствии со ст. 12 Закона о недрах.
24.12.2013 ООО "А-Сервис" обратилось в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды АК с заявлением (л.д. 62, т.5), согласно которому вынос в натуру границ участков недр Восточный 2 и Восточный 4 по координатам лицензии показал, что площадь участков более 70 % попадает на судовой ход реки. С учетом изложенного ООО "А-Сервис" просит внести в лицензию БАР 80065 ТП измененные координаты точек границ участков (точки перечислены). К заявлению приложена карта-схема с границами участков.
Распоряжением N 34-р от 30.12.2013 Управление, по результатам рассмотрения заявления Общества, внесло изменения в лицензионное соглашение БАР 80065 ТП с указанием уточненных обществом географических координат угловых точек, при этом площадь лицензионных участков с учетом уточнения угловых точек поменялась с 0, 035 кв. км. на 0, 057 кв. км. по участку Восточный 2 и с 0, 145 кв.км. на 0, 338 кв.км. по участку Восточный, 4. В материалы дела представлен Реестр перечней участков недр местного значения (л.д. 63 т.2). В перечне N 3 содержатся сведения об участках недр Восточный 2 и Восточный 4 с указанием их координат, соответствующих лицензионному соглашению БАР 80065 ТП, до внесения в него изменений оспариваемым распоряжением.
Заявителем также представлены в материалы дела заключения кадастрового инженера Жукова Ю.Е. (л.д.4-24, 89 т.3, л.д. 119, т.4), содержащие схемы расположения участков недр с учетом географических координат поворотных точек, указанных в заявках Общества N 013/01-01, N 014/01-01, лицензионном соглашении БАР 80065 ТП и Распоряжении 34-р. Согласно данным схемам, а так же самому тексту Распоряжения N 34-р, координаты угловых точек, определяющие по прямым линиям границы геологического отвода участков Восточный 2 и Восточный 4, изменили оспариваемым распоряжением границы данных участков, увеличив их площадь. По убеждению заявителя Управлением природных ресурсов при изменении границ участков недр нарушены положения п. 10-11 Постановления N 429.
Между тем, поддерживая выводы суда первой инстанции, судебная коллегия отмечает следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429 утверждено Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование (далее - Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование). В соответствии с пунктом 8 названного Положения изменение границ участка недр осуществляется в следующих случаях: а) наличие технологических потребностей расширения границ участка недр без прироста запасов полезных ископаемых с учетом границ безопасного ведения горных и взрывных работ, зон охраны от вредного влияния горных разработок, зон сдвижения горных пород, контуров предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносов бортов карьеров и разрезов и других факторов, влияющих на состояние недр и земной поверхности; б) подтверждение с помощью геологической и иной информации о недрах данных о том, что: полезные ископаемые на нижележащей части недр за пределами участка недр, поставленные на государственный или территориальный баланс запасов полезных ископаемых (далее - баланс), являются частью месторождения этого полезного ископаемого; полезные ископаемые за пределами участка недр (за исключением нижележащей части недр), поставленные на баланс, являются частью месторождения этого полезного ископаемого; выявленное в процессе геологического изучения месторождение полезных ископаемых выходит за границы участка недр, предоставленного в пользование для геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых.
Как следует из материалов дела, обладатель лицензии ООО "А-Сервис" с заявлением об изменении границ участка недр к заинтересованному лицу не обращалось.
В рассматриваемом случае, Распоряжением N 34-р от 30.12.2013 были установлены границы участков недр Восточный 2 и Восточный 4 путем их корректировки.
Так, суд первой инстанции обоснованно указал, что положения Постановления N 429 содержат ссылки на запасы полезных ископаемых. Вместе с тем, Министерством природных ресурсов РФ приказом от 11.12.2006 N 278 утверждена классификация запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, с учетом пунктов 2 и 3 которой запасы твердых полезных ископаемых подсчитываются по результатам геологоразведочных и эксплуатационных работ, выполненных в процессе их изучения и промышленного освоения. Прогнозные ресурсы твердых полезных ископаемых оцениваются по металлогеническим (минерагеническим) зонам, бассейнам, рудным районам, полям, рудопроявлениям, флангам и глубоким горизонтам месторождений твердых полезных ископаемых.
Запасы полезных ископаемых по степени геологической изученности подразделяются на категории: A, B, C1, C2 (п. 9 классификации). Прогнозные ресурсы участков недр по степени их обоснованности подразделяются на: прогнозные ресурсы категории P1; прогнозные ресурсы категории P2; прогнозные ресурсы категории P3. Прогнозные ресурсы категории P3 учитывают лишь потенциальную возможность открытия месторождений того или иного вида полезного ископаемого на основании благоприятных геологических и палеогеографических предпосылок, выявленных в оцениваемом районе при средне-мелкомасштабных геолого-геофизических и геологосъемочных работах, дешифрировании космических снимков, а также при анализе результатов геофизических и геохимических исследований. Прогнозные ресурсы категории P3 оцениваются при геологосъемочных работах масштаба 1:200000 с комплексом прогнозно-поисковых работ, геолого-минерагеническом картировании масштабов 1:200000 и 1:500000, а также по итогам геологического картографирования масштаба 1:1000000. Их количественная оценка проводится без привязки к конкретным объектам (пункты 17, 20 классификации).
Из представленного в материалы дела лицензионного соглашения к лицензии БАР 80065 ТП следует, что ООО "А-Сервис" предоставлены для геологического изучения участки недр с прогнозными ресурсами категории Р3 (раздел 3.2 лицензионного соглашения).
С учетом изложенного, такое установление границ произведено при отсутствии нормативных запретов на увеличение границ участков недр геологического отвода для изучения и оценки полезных ископаемых с прогнозными ресурсами в Положении (утв. постановлением Правительства РФ от 03.05.2012 N 429).
При изложенных обстоятельствах, утверждение заявителя о неверных выводах суда первой инстанции, касающихся отсутствия нарушения порядка изменения границ участков недр, установленного Положением (утв. постановлением Правительства РФ от 03.05.2012 N 429), не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Указывая на то, что заключением кадастрового инженера Жукова Ю.Е. от 15.06.2016 установлено изменение Распоряжением N 34-р границ участков Восточный 2 и Восточный 4 недропользователя ООО "А-Сервис", за счет поглощения фактической площади участков Восточный 6 и Восточный 8, на геологическое изучение которых Общество претендовало заявками N 013/01-01, N 014/01-01, заявитель не учитывает, что частью 5 статьи 7 Закона о недрах установлено, что в границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.
В нарушение статьи 65 АПК РФ обществом не представлено доказательств невозможности получения в пользование геологического отвода по заявкам N 013/01-01, N 014/01-01 только на том основании, что геологический отвод недропользователя ООО "АСервис" частично покрывает площадь испрашиваемых обществом участков недр. Следовательно, обществом не доказано наличие незаконного преимущества, выраженного Управлением природных ресурсов интересам ООО "А-Сервис" перед интересами ООО "Прогресс".
Обстоятельства, связанные с нарушением порядка и сроков рассмотрения Управлением природных ресурсов заявок ООО "Прогресс", уже были предметом рассмотрения суда по делу N А03-6972/2014 и не подлежат установлению в данном споре повторно.
С доводами о том, что участки недр предоставленные ООО "А-Сервис" являются фактически одними и теми же с участками недр указанными заявителем в заявках N 013/01-01 и N 014/01-01, коллегия, с учетом представленных в материалы дела доказательств, согласиться не может, поскольку они не совпадают по географическим координатам.
Ссылки заявителя на правовую позицию Президиума ВАС РФ изложенную в постановлении N 4224/10 от 14.09.2010, также подлежат отклонению и не имеют правового значения в рамках данного спора, поскольку в соответствии с нормами земельного законодательства предоставить земельный участок под строительство объекта нежилого назначения возможно только одному пользователю, в то время как Закон О недрах допускает использование одного участка недр несколькими недровользователям в целях его геологического изучения.
Доводам о нарушении норм ст. 10.1 Закона "О недрах" и Порядка предоставления участков недр местного значения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 24.06.2010 N 266, дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции. Указанный порядок устанавливает правила предоставления в пользование участков недр местного значения для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых. Минприроды Алтайского края 23.05.2013 уже предоставило ООО "А-Сервис" участки недр местного значения для геологического значения, следовательно, участки недр уже были включены в перечень участков недр местного значения.
В Порядке, утвержденном Постановлением Администрации Алтайского края от 24.06.2010 N 266, а также в иных нормативно-правовых актах отсутствуют требования о внесении изменений в перечень участков недр местного значения или включению в перечень участков в случаях корректировки координат точек. Отсутствует и требование о внесении изменений в перечень и в случае изменений участка недр. Настоящий Порядок регулирует правоотношения по предоставлению права пользования недрами. Право пользования участками недр местного значения ООО "А-Сервис" было предоставлено распоряжением Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края от 23.05.2013 N 8-р, но не Распоряжением от 30.12.2013 N 34-р. В соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона о недрах, в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого распоряжения, основаниями возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о неправомерном применении заявителем указанных выше положений Закона о недрах, подтверждая наличие аукционной формы соперничества ООО "А-Сервис" и ООО "Прогресс", поскольку названная выше норма не регулирует рассматриваемые в настоящем споре правоотношения. Так заявки Общества и лицензия ООО "А-Сервис" БАР 80065 ТП содержат право на пользование недрами в целях геологического изучения и оценки полезных ископаемых, в то время, как ч. 6 ст. 10.1 Закона о недрах закрепляет по результатам аукциона право пользования недрами в иных целях -разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых по совмещенной лицензии.
Указанное, подтверждается также и ч. 5 ст. 7 Закона о недрах, позволяющей в границах геологического отвода нескольким недропользователями одновременно производить работы по геологическому изучению недр. С учетом изложенного выше, довод заявителя относительно нарушения Управлением природных ресурсов законного интереса Общества на равные возможности в получении лицензии, закрепленного в ст. 15 Закона о недрах как способа обеспечения задач государственной системы лицензирования, также правомерно признаны необоснованными.
В судебных заседаниях при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции были заслушаны пояснения специалиста Жукова Е.А. в порядке ст. 55.1 АПК РФ, готовившего заключения кадастрового инженера для Общества, заявленные последним в качестве доказательств по делу. Суд представил на обозрение специалисту документы, имеющиеся в деле (заключения специалиста от 15.06.2016, от 29.08.2017, от 03.10.2017). Специалист подтвердил, что указанные документы составлял он. Пояснил, что переводил координаты из Пулково-42, содержащиеся в лицензии БАР 80065 ТП и Перечне участков недр, в действующие координаты WGS. Указал, что согласно схеме, приложенной к заключению от 15.06.2016, участки Восточный 6 и Восточный 8 в заявках ООО "Прогресс" и участки Восточный 2 и Восточный 4 с координатами, указанными в лицензии БАР 80065 ТП и Перечне участков недр, являются смежными, имеют одну общую границу или угловую точку и не совпадают. Специалист пояснил, что на схеме участок Восточный 2 должен находиться внизу, Восточный 4 - вверху, нумерация идет снизу вверх по возрастающей. Вместе с тем, координаты угловых точек данных участков, нанесенные на схему с применением карты Google, свидетельствуют об обратном расположении названных участков. Пояснил, что Восточный-2 оказался больше, чем Восточный-4, в связи с технической ошибкой, площади перепутаны, а координаты остались те же. В заключении от 29.08.2017 сравнивалось лицензионное соглашение (без изменений) с Распоряжением N 34-р. Установил, что Участки в распоряжении не соответствуют лицензии, т.к. иные угловые точки, площадь и месторасположение на карте. Специалист на вопросы суда пояснил, что если в перечне поменять местами координаты, то все совпадет, а в лицензионном соглашении неверно указаны названия участков. Участки, испрашиваемые Обществом, и участки Восточный 2 и Восточный 4 пересекаются, наложение имеется, если не учитывать название. Схемы, представленные экспертом, приобщены к материалам дела.
Оценив заключения специалиста и его пояснениями, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в Перечне участков недр и в лицензии БАР 80065 ТП (до внесения изменений распоряжением 34-р) содержится техническая ошибка в указании наименования участков недр. Меньший по площади участок 0, 035 кв.км. является Восточный 2, а не наоборот. При этом Распоряжением 34-р установлены угловые точки данных участков с учетом их правильного наименования, что и привело специалиста к выводам о несовпадении участков, указанных в распоряжении с участками, указанными в лицензии на дату ее выдачи (л.д. 141 т.4).
Исследованные судом заключения и пояснения специалиста опровергают довод заявителя относительно предоставления ООО "А-Сервис" Распоряжением 34-р новых участков недр, не связанных с предоставленными ранее по лицензии БАР 80065 ТП в пользование. С учетом чего нарушение п. 4.5. Порядка 266 при издании Распоряжения N 34-р суд не усматривает. При этом факт не внесения измененных распоряжением координат геологического отвода в сведения об участках Восточный 2 и Восточный 4, содержащиеся в Перечне участков недр местного значения, не подтверждает правомерность доводов заявителя о предоставлении участков недр Распоряжением N 4-р, не указанных в Перечне.
Судом первой инстанции также правомерно сделан вывод по вопросу полномочий Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края. Никаких положений о возложении на комиссию по реорганизации ряда функций реорганизуемых управлений Указ Губернатора Алтайского края N 54 от 21.10.2012 не содержит, как не содержит и особые условия перехода полномочий. Т.е. до 01.01.2014 реорганизованные органы исполнительной власти являлись самостоятельными юридическими лицами и Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края на тот момент было полномочно издавать оспариваемое распоряжение.
Иное толкование управлением положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права. Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено, в связи с чем оснований для переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Ссылки на возможность пересмотра решения N А03-24823/2015, в рамках которого обществу отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными отказа ГУ природных ресурсов и экологии от 06.10.2015 в предоставлении права пользования участками недр, выраженного посредством отказа включить данные участки в Перечень участков недр местного значения, по новым обстоятельствам при признании незаконным судом Распоряжения N 34-р, что позволит заявителю ссылаться при новом рассмотрении на неправильную оценку мотивов отказа в согласовании управомоченным органом (ГУ строительства и транспорта) предоставления участков недр в пользование, несостоятельны.
Как верно указал суд первой инстанции, защищаемое в суде право должно быть реальным, а избранный способ его защиты должен приводить к восстановлению нарушенного права. Судом в рамках дела N А03-24823/2015 уже дана оценка основаниям оспариваемых отказов ГУ строительства и транспорта и ГУ природных ресурсов, заключающимся в отсутствии целесообразности предоставления в целях геологического изучения участков недр в месте активной эксплуатации водных путей, где уже осуществляют деятельность пять недропользователей. Судом установлено, что одним из таких недропользователей является ООО "А-Сервис", осуществляющий деятельность на дату наступления срока рассмотрения заявок Общества на основании лицензии БАР 80065 ТП, законность предоставления которой заявителем не оспаривается. На отсутствие оснований в предоставлении новых участков недр в испрашиваемой в заявках Общества зоне р. Обь, по этим же обстоятельствам, Обществу уже сообщалось в ответе заместителя Губернатора Алтайского края от 16.05.2014 (л.д. 137, т.3). С учетом изложенного, заявителем не доказана требуемая при избранном им способе защиты права в рамках настоящего заявления совокупность оснований для признания незаконным оспариваемого Распоряжения N 34-р. Доказательств не соответствия данного распоряжения нормам права, а также нарушения распоряжением прав и законных интересов заявителя, суду не представлено. При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется. Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьей 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.03.2018 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-2518/2016, оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прогресс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-2518/2016
Истец: ООО "Прогресс"
Ответчик: Главное управление природных ресурсов и экологии АК, Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края, Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Министерство природных ресурсов и экологии АК
Третье лицо: ООО "А-Сервис"
Хронология рассмотрения дела:
21.11.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4762/18
17.07.2018 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4693/18
23.03.2018 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-2518/16
22.11.2016 Определение Арбитражного суда Алтайского края N А03-2518/16