г. Санкт-Петербург |
|
17 июля 2018 г. |
Дело N А56-104544/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явились, извещены;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16943/2018) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммунальные сети" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2018 по делу N А56-104544/2017 (судья Герасимова Е.А.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммунальные сети"
к 1. Администрации муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволжского муниципального района Ленинградской области
2. обществу с ограниченной ответственностью "Агентство коммунальных услуг"
3-е лицо: Государственная жилищная инспекция Ленинградской области
о признании недействительным конкурса,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммунальные сети" (далее - ООО "УК "Коммунальные сети") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным открытого конкурса Администрации муниципального образования "Бугровское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация) по извещению N 160317/3103672/01 по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. Бугры, ул. Полевая, д. 14, оформленного протоколом N 3 от 24.04.2017.
В качестве второго ответчика к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Агентство коммунальных услуг" (далее - Агентство),
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция Ленинградской области (далее - Инспекция).
Решением от 16.05.2018 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в иске отказал.
В апелляционной жалобе ООО "УК "Коммунальные сети" просит решение от 16.05.2018 отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на переписку собственников помещений с Агентством, Администрацией и Инспекцией, из которой следует, что указанные лица располагали сведениями о смене способа управления в спорном доме и о реализации способа управления. Податель жалобы считает, что открытый конкурс, проведенный Администрацией, является недействительным, нарушающим права и законные интересы ООО "УК "Коммунальные сети", а также собственников помещений МКД, поскольку собственники на общем собрании согласно протоколу общего собрания N 2 от 08.11.2015 выбрали ООО "УК "Коммунальные сети" в качестве управляющей организации, заключили договоры. Администрацией в материалы дела не представлена конкурсная документация и судом не проверен порядок проведения конкурса, сведения о проведении конкурса не были размещены в установленном порядке, после проведения конкурса Агентство договоры управления не заключало.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2018 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 20.07.2015 по 30.10.2015 в многоквартирном доме по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. Бугры, ул. Полевая, дом 14 (далее - МКД) проведено внеочередное общее собрание собственников помещений МКД, по результатам которого в соответствии с Протоколом N 2 от 08.11.2015 принято решение о выборе новой управляющей организации - ООО "УК "Коммунальные сети".
Во исполнение указанного решения ООО "УК "Коммунальные сети" заключило договоры управления МКД с собственниками помещений на условиях, утвержденных решением общего собрания собственников помещений МКД.
04.02.2016, 03.07.2017 и 11.08.2017 ООО "УК "Коммунальные сети" направило в адрес Комитета жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее - Комитет) уведомление с перечнем необходимых документов о смене способа управления, содержащее просьбу внести указанный МКД в реестр лицензий управляющих организаций Ленинградской области, на что ООО "УК "Коммунальные сети" получило отказ.
В период с 10.09.2015 по 05.11.2016 в МКД проведено общее собрание собственников помещений в форме заочного голосования, оформленное протоколом N 1 от 09.11.2015, в том числе по вопросам выбора способа управления многоквартирным домом, создания ТСН "Полевая,14", утверждения устава ТСН.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24.07.2017 по делу N 2-974/2017 решение общего собрания, оформленное протоколом N 1 от 09.11.2015, признано недействительным.
13.11.2017 ООО "УК "Коммунальные сети" стало известно, что Администрацией проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации по извещению N 160317/3103 672/01, оформленный протоколом N 3, по результатам которого победителем конкурса признано Агентство.
Считая, что названный открытый конкурс, проведенный Администрацией вопреки волеизъявлению собственников помещений МКД, является недействительным, нарушающими права и законные интересы ООО "УК "Коммунальные сети", а также собственников помещений МКД, ООО "УК "Коммунальные сети" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в иске отказал. Решение суда обжаловано.
Суд апелляционной инстанции оставил жалобу без удовлетворения ввиду следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание торов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Исходя из пункта 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", публичные торги, проведенные в порядке, установленном для исполнения судебных актов, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае нарушения правил, установленных законом. Споры о признании таких торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права и охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в пункте 2.2 определения от 15.07.2010 N 948-0-0 положение пункта 1 статьи 449 ГК РФ, устанавливающее, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 166 данного Кодекса и частью 1 статьи 4 АПК РФ направлено на соблюдение режима законности при проведении торгов и защиту интересов лиц, чьи права затронуты нарушением правил проведения торгов, и как таковое не нарушает конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки (пункт 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства").
Доказательств подачи заявки на участие в конкурсе ООО "УК "Коммунальные сети" не представило. Таким образом, проведенный Администрацией открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления МКД не затрагивают права и законные интересы "УК "Коммунальные сети".
Ссылка подателя жалобы на то, что ООО "УК "Коммунальные сети" было выбрано в качестве управляющей организации согласно протоколу общего собрания N 2 от 08.11.2015, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку в 2016 году собственниками помещений изменен способ управления МКД.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24.07.2017 по делу N 2-974/2017 решение общего собрания, оформленное протоколом N 1 от 09.11.2015, признано недействительным.
Таким образом, на момент проведения Администрацией открытого конкурса в МКД не был выбран способ управления. Доказательств реализации способа управления управляющей организацией - ООО "УК "Коммунальные сети" материалы дела не содержат.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
ООО "УК "Коммунальные сети" к исполнению обязанностей управляющей организации не приступало, техническая документация не передавалась, договоры с ресурсоснабжающими организациями не заключались.
Согласно заключению от 07.07.2017 N 1669 по итогам проверки заявления и документов, представленных ООО "УК "Коммунальные сети" в целях внесения изменений в реестр лицензий, лицензиатом не представлены договоры управления, заключенные с более 50% собственников помещений, то есть способ управления не был реализован.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Порядок внесения изменений в реестр многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (реестр лицензий), определен частью 2 статьи 198 ЖК РФ.
Положениями частей 3, 4 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом в связи с заключением договора управления многоквартирным домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ при выполнении требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации сведений о заключении договора управления и требований о внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком и сроками, утвержденными приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
На основании статьи 195 ЖК РФ, пункта 2 Порядка N 938/пр, пунктов 3.35, 3.36 Положения о Комитете государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 10.01.2014 N 1, полномочиями по внесению изменений в реестр лицензий Ленинградской области, а также принятие решений об исключении сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, наделен Комитет.
В случае заключения договора управления многоквартирным домом лицензиат обязано обратиться в Комитет с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ.
Администрацией проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления МКД, расположенным по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, п. Бугры, ул. Полевая, д. 14, оформленный протоколом от 25.04.2017 N 3. Победителем открытого конкурса признано Агентство, заключен договор управления.
По состоянию на 03.04.2018 сведения о МКД внесены в реестр многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет Агентство.
ООО "УК "Коммунальные сети" обратилось в Комитет с заявлением от 15.08.2017 N гжило-01-7712/2017 о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области.
Распоряжением Комитета от 04.09.2017 N 488/1 ООО "УК "Коммунальные сети" во внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области отказано на основании подпункта "б" пункта 9 Порядка N 938/пр в связи с наличием сведений о МКД в реестре многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет Агентство, выбранное по результатам открытого конкурса, проведенного 25.04.2017. Таким образом, управление МКД осуществляет Агентство, у которого заключены договор управления, а также договоры теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в отношении МКД.
Довод заявителя жалобы о том, что собственники помещений предъявляют претензии относительно качества оказываемых Агентством услуг, судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание, поскольку данные обстоятельства не являются предметом спора.
ООО "УК "Коммунальные сети" не представлено доказательств изменения собственниками помещений способа управления МКД, отличного от результатов открытого конкурса.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права. Оснований для отмены решения по безусловным основаниям, не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2018 по делу N А56-104544/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.