г. Москва |
|
17 июля 2018 г. |
Дело N А41-68536/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайналовым А.З.,
при участии в заседании:
от ООО "МЕРА-Инвест" - Никонова Т.С. по доверенности от 17.11.2016 50АА 8763587;
от Комитета лесного хозяйства Московской области - Теслюк В.М. по доверенности от 14.12.2017 N 27ДОВ-618;
от администрации городского округа Домодедово Московской области - Шмельков Д.Ю. по доверенности от 13.03.2018;
от комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области - Шмельков Д.Ю. по доверенности 14.03.2018;
от Министерства имущественных отношений Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Федерального агентства лесного хозяйства - представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕРА-Инвест"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 16 марта 2018 года по делу N А41-68536/17,
принятое судьей Семеновой А.Б.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МЕРА-Инвест"
к администрации городского округа Домодедово Московской области
при участии в деле третьих лиц: комитет по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области
об оспаривании решений и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МЕРА-Инвест" (далее - заявитель, ООО "МЕРА-Инвест") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Домодедово Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконными решения администрации от 03.05.2017 об отказе в предоставлении в собственность ООО "МЕРА-Инвест" земельных участков с кадастровыми номерами: 50:28:0080110:25, 50:28:0080110:26, 50:28:0080110:29, 50:28:0080115:19, 50:28:0080219:3, 50:28:0080220:6;
- обязать администрацию в тридцатидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу подготовить и направить ООО "МЕРА-Инвест" постановления о предоставлении в собственность и проекты договоров купли-продажи указанных земельных участков.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2018 года по делу N А41-68536/17 в удовлетворении заявления отказано (т. 5 л. д. 101-104).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "МЕРА-Инвест" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей Министерства имущественных отношений Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства и Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "МЕРА-Инвест" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявление удовлетворить.
Представитель администрации возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей ООО "МЕРА-Инвест", администрации, Комитета лесного хозяйства Московской области и комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд считает, что решения суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "МЕРА-Инвест" на основании договора аренды от 18.02.2009 N 51-КИЗ/09 и договора о передаче прав и обязанностей от 27.10.2009 (т. 1 л. д. 14-33) является арендатором следующих земельных участков:
- кадастровый номер 50:28:0080110:25, расположенный по адресу: Московская область, г. Домодедово, территория "МЕРА-Инвест" - Буняково-5", площадью 6 363 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства;
- кадастровый номер 50:28:0080110:26, расположенный по адресу: Московская область, г. Домодедово, территория "МЕРА-Инвест" - Рябцево-1", площадью 37 229 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельвкохозяйственного производства;
- кадастровый номер 50:28:0080110:29, расположенный по адресу: Московская область, г. Домодедово, территория "МЕРА-Инвест" - Пушкино-1", площадью 39 270 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства;
- кадастровый номер 50:28:0080115:19, расположенный по адресу: Московская область, г. Домодедово, территория "МЕРА-Инвест" - Кутузово-3", площадью 18 261 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства;
- кадастровый номер 50:28:0080219:3, расположенный по адресу: Московская область, г. Домодедово, территория "МЕРА-Инвест" - Рябцево-4", площадью 8 586 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства;
- кадастровый номер 50:28:0080220:6, расположенный по адресу: Московская область, г. Домодедово, территория "МЕРА-Инвест" - Степанчиково-2", площадью 391 152 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства
ООО "МЕРА-Инвест" 13.04.2017 обратилось в администрацию через МБУ г.о. Домодедово "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" с заявлениями о предоставлении вышеуказанных земельных участков в собственность.
Администрацией 03.05.2017 были приняты решения об отказе в предоставлении земельных участков, оформленные письмами от 03.05.2011 исх. N N М502-15513774569-5879448, М502-15513774569-5879617, М502-15513774569-5880602, М502-15513774569-5881769, М502-15513774569-5882964, М502-15513774569-5883114, в обоснование которых заинтересованное лицо сослалось на факты наложения границ земельных участков на земли государственного лесного фонда (т. 1 л. д. 62).
Полагая, что указанные выше решения являются незаконными и нарушают права и законные интересы ООО "МЕРА-Инвест" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", данный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 336-ФЗ) предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно части 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. К основаниям для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, относятся следующие случаи:
- если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
- либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
- либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
- либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В рассматриваемом случае администрация отказала обществу в предоставлении земельных участков в собственность, сославшись на то, что по данным ведомственной информационной системы Главархитектуры Московской области имеет место наложение границ испрашиваемых обществом земельных участков на земли лесного фонда.
Арбитражный апелляционный суд считает приведенные администрацией основания для отказа в предоставлении земельных участков несостоятельными в связи со следующим.
В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно статье 4.2 Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 03.07.2016) сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 7, пунктом 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно по материалам лесоустройства и данных государственного кадастрового учета лесных участков.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, исходя из приведенных норм, данные о государственном кадастровом учете лесных участков в составе земель лесного фонда должны содержаться не только в лесоустроительной документации, но и в государственном кадастре недвижимости.
Вместе с тем, доказательств постановки на кадастровый учет лесных участков, с которыми, по мнению администрации, пересекаются границы испрашиваемых обществом земельных участков, в материалы дела не представлено.
При этом законность постановки на кадастровый учет испрашиваемых заявителем земельных участков в установленном законом порядке не оспорена.
В кадастровых выписках испрашиваемых земельных участков отсутствуют сведения о наличии пересечений с другими участками, в том числе лесными. Также сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте, запрета приватизации испрашиваемых земельных участков в государственном земельном кадастре не содержится (т. 4 л. д. 17-59).
Документально подтвержденных сведений о том, что испрашиваемые участки имеют пересечение границ с другими участками либо о том, что в его границах находятся красные линии, отображающие земли общего пользования муниципального образования, в материалы дела не представлено.
Кроме того, в целях выявления факта возможного наложения границ спорных земельных участков с границами земель лесного фонда арбитражный апелляционный суд разъяснял лицам, участвующим в деле, их право на заявление ходатайства о назначении судебной экспертизы, однако правом на подачу соответствующего ходатайства лица, участвующие в деле, не воспользовались.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Однако доказательств законности отказов в предоставлении обществу испрашиваемых земельных участков администрация суду не представила.
Арбитражный апелляционный суд также считает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что в настоящее время заявитель в соответствии со статьей 3 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" может обладать земельными участками с кадастровыми номерами 50:28:0080110:25; 50:28:0080110:26; 50:28:0080110:29; 50:28:0080115:19; 50:28:0080219:3; 50:28:0080220:6 только на праве аренды, поскольку ООО "МЕРА-Инвест" является юридическим лицом, доля иностранных юридических лиц в уставном (складочном) капитале которого составляет более чем 50 процентов, так как корпоративный контроль над обществом фактически принадлежит иностранному лицу, которое имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе в связи с осуществлением функций управляющей организации либо по иным основаниям) более чем 50% долей, составляющих уставный капитал заявителя.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
В случае если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником (часть 1 статьи 5 Закона N 101-ФЗ).
Понятие "доля в уставном капитале" установлено Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ).
Понятие "доля участия одной организации в другой организации" приведено в ст.105.2 НК РФ и имеет более широкое смысловое значение.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 14-ФЗ уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.
Размер доли участника общества в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли участника общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества (часть 2 статьи 14 Закона N 14-ФЗ).
По смыслу части 1 статьи 105.2 НК РФ доля участия одной организации в другой организации складывается из:
- доли прямого участия одной организации в другой организации;
- доли косвенного участия одной организации в другой организации.
Согласно части 2 статьи 105.2 НК РФ "долей прямого участия одной организации в другой организации" признается непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации.
В силу части 3 статьи 105.2 НК РФ "долей косвенного участия одной организации в другой организации" признается доля, определяемая в следующем порядке:
1) определяются все последовательности участия одной организации в другой организации через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;
2) определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;
3) суммируются произведения долей прямого участия одной организации в другой организации через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.
Таким образом, "доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью" является более "узким" и соответствует только одной из двух составляющих понятия "доля участия одной организации в другой организации", а именно: "доля прямого участия одной организации в другой организации".
Как следует из материалов дела, участниками заявителя являются ООО "Дом-Инвест" и СХПК "Племзавод "Русь".
Учредителем СХПК "Племзавод "Русь" является ООО "Русь-Инвест", 100% доли в уставном капитале которого принадлежит Компании "Шелшир Консалтантс Лимитед" (Кипр).
Учредителями ООО "Дом-Инвест" являются: Компания с ограниченной ответственностью "Каптум Лимитед", Кипр (размер доли 99,9%) и ООО "Домодедово Девелопмент" (размер доли 0,1%), единственным учредителем которого также является Компания с ограниченной ответственностью "Каптум Лимитед" (т. 5, л.д. 39, 43).
При этом ни ООО "Русь-Инвест", ни Компания "Шелшир Консалтантс Лимитед", ни Компания с ограниченной ответственностью "Каптум Лимитед", ни ООО "Домодедово Девелопмент" долю прямого участия, а, соответственно, долю в уставном капитале ООО "МЕРА-Инвест" не имеют.
Все участники заявителя, а именно ООО "Дом-Инвест" и СХПК "Племзавод "Русь", являются Российскими юридическими лицами.
ООО "МЕРА-Инвест" с момента его создания и по настоящее время является российским юридическим лицом, доли участия иностранных граждан, иностранных юридических лиц либо лиц без гражданства в уставном капитале не имеет, в связи с чем нормы статьи 3 Закона N 101-ФЗ к рассматриваемым правоотношениям не применимы.
Аналогичная позиция приведена в Определении Верховного Суда РФ от 19.07.2016 N 310-ЭС16-5763 по делу N А35-11177/2014.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что оснований для отказа ООО "МЕРА-Инвест" в удовлетворении заявления у суда первой инстанции не имелось.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2018 года по делу N А41-68536/17 отменить.
Признать незаконными решения администрации городского округа Домодедово Московской области об отказе в предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "МЕРА-Инвест" земельных участков с кадастровыми номерами 50:28:0080110:25 площадью 6 363 кв.м., 50:28:0080110:26 площадью 37 229 кв.м., 50:28:0080110:29 площадью 39 270 кв.м., 50:28:0080115:19 площадью 18 261 кв.м., 50:28:0080219:3 площадью 8 586 кв.м., 50:28:0080220:6 площадью 391 152 кв.м., оформленные письмами от 03 мая 2017 N М502-15513774569-5879448, М502-15513774569-5879617, М502-15513774569-5880602, М502-15513774569-5881769, М502-15513774569-5882964, М502-15513774569-5883114.
Обязать администрацию городского округа Домодедово Московской области в тридцатидневный срок со дня принятия настоящего постановления принять решение о предоставлении в собственность обществу с ограниченной ответственностью "МЕРА-Инвест" земельных участков с кадастровыми номерами 50:28:0080110:25 площадью 6 363 кв.м., 50:28:0080110:26 площадью 37 229 кв.м.,50:28:0080110:29 площадью 39 270 кв.м.,50:28:0080115:19 площадью 18 261 кв.м., 50:28:0080219:3 площадью 8 586 кв.м., 50:28:0080220:6 площадью 391 152 кв.м. и направить обществу с ограниченной ответственностью "МЕРА-Инвест" проекты договоров купли-продажи указанных земельных участков.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московской округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.