г. Москва |
|
16 июля 2018 г. |
Дело N А41-76193/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
в судебном заседании участвуют представители:
от ЗАО "Ногинск-Восток" (ИНН 5031062221, ОГРН 1055005910596): Васильева А.А., представитель по доверенности от 20.06.2018 г.,
от Министерства строительного комплекса Российской Федерации (ИНН 5024129524, ОГРН 1125024004973)- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Главного управления архитектуры Московской области (ИНН 7707018904, ОГРН 1027700546510): Семионичев А.С., представитель по доверенности от 28.03.17г.,
от ТУ Росимущества в Московской области (ИНН 7716642273, ОГРН 1097746296977)- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Комитета лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468, ОГРН 1125024004918)- Виноградова Е.А., представитель по доверенности от 20.12.17г.,,
от Федерального агентства лесного хозяйства Великанова М.С., представитель по доверенности от 14.05.18г.,
от Администрации Ногинского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Главного управления архитектуры Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области, Министерства строительного комплекса Российской Федерации, на решение Арбитражного суда Московской области от 17 апреля 2018 года по делу N А41-76193/17, принятое судьей А.Б. Семёновой,
по заявлению ЗАО "Ногинск-Восток" к Министерству строительного комплекса Российской Федерации, Главному управлению архитектуры Московской области; третьи лица: - Комитет лесного хозяйства Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Администрация Ногинского муниципального района Московской области, Территориальное управление Росимущества по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Ногинск-Восток" (далее - ЗАО "Ногинск-Восток") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству строительного комплекса Российской Федерации, Главному управлению архитектуры Московской области с требованиями: - признать недействительным распоряжение Министерства строительного комплекса Московской области от 04.08.2017 N Г54/03156-17, - признать недействительным градостроительный план земельного участка N RU50502304-MSK003497 с кадастровым номером 50:16:0000000:58230, - обязать Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области подготовить градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:58230, не содержащий положений, согласно которым часть указанного земельного участка относится к землям лесного фонда (т. 1 л.д. 3-4)..
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Администрация Ногинского муниципального района Московской области
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 апреля 2018 года по делу N А41-76193/17 заявленные требования удовлетворены в полном объеме (т. 2 л.д. 65-68).
Не согласившись с указанным судебным актом, Главное управление архитектуры Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Министерство строительного комплекса Российской Федерации обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Поддержали доводы апелляционной жалобы Министерства строительного комплекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представители Главного управления архитектуры Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области, Министерства строительного комплекса Российской Федерации доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца возражал против доводов заявителей апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Министерства строительного комплекса Российской Федерации, Администрации Ногинского муниципального района Московской области, Территориального управления Росимущества по Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, ЗАО "Ногинск-Восток" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:58230, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание автотранспорта, общей площадью 33 826 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, ЗАО "Ногинская птицефабрика", что подтверждается свидетельством от 08.12.2015
03.07.2017 заявитель обратился в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлением о подготовке и утверждении градостроительного плана земельного участка. Распоряжением N Г54/03156-17 от 04.08.2017 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:58230, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский муниципальный район, сельское поселение Буньковское", был утвержден градостроительный план земельного участка, в котором имелась информация о том, что часть земельного участка относится к землям лесного фонда (Чертеж градостроительного плана земельного участка, пункты 5 и 6).
Считая, что информация о частичном наложении земельного участка на земли лесного фонда была включена в градостроительный план незаконно, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что В ЕГРН отсутствует информация о пересечении границ Земельного участка Заявителя с другими земельными участками, в том числе со смежными земельными: участками, относящимися к землям лесного фонда.
Какие-либо судебные споры между Заявителем и Комитетом лесного хозяйства Московской области в отношении наложения границ земельных участков лесного фонда на Земельный участок отсутствуют и у Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области и Министерства строительного комплекса Московской области отсутствовали правовые основания для включения в оспариваемый градостроительный план информации об отнесении части Земельного участка к землям лесного фонда.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционных жалобах, заявители указывают, то, что выводы суда необоснованные.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции обоснованными в силу следующего.
В соответствии со ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно статье 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурностроительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 7, пунктом 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно по материалам лесоустройства и данных государственного кадастрового учета лесных участков.
Согласно части 4 статьи 4.2 Федерального закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (ред. от 29.06.2015 N 24) сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, исходя из приведенных норм, данные о государственном кадастровом учете лесных участков в составе земель лесного фонда должны содержаться не только в лесоустроительной документации, но и в государственном кадастре недвижимости.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 08.12.2015 и выписке из ЕГРН от 31.08.2017 N 99/2017/26665504, земельный участок с кадастровым номером 50:16:0000000:58230 относится к категории земель населенных пунктов.
Информация о пересечении границ Земельного участка с другими земельными участками, в том числе со смежными земельными участками, относящимися к землям лесного фонда, в ЕГРН отсутствует. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 14.03.2013, имеет описание поворотных точек границ в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно Выпискам из ЕГРН о смежных земельных участках, относящихся к землям лесного фонда, а именно: выписке от 31.08.2017 г. N 99/2017/26666082 о земельном участке N50:16:0000000:57603, выписке от 31.08.2017 г. N 99/2017/26666286 о земельном участке N50:16:0000000:57577 и выписке N 99/2017/26666457 от 31.08.2017 г. о земельном участке N50:16:0000000:1051, указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет в 2012 году, сведения о координатах поворотных точек их границ внесены в ЕГРН.
При этом законность постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:58230 в установленном законом порядке не оспорена.
В кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 50:16:0000000:58230 отсутствуют сведения о наличии пересечений с лесными участками.
Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:58230 в государственном земельном кадастре в настоящий момент не содержится.
Документов, свидетельствующих о пересечении спорного земельного участка с землями лесного фонда, не имеется.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что ссылки на информацию Ведомственной информационной системы обеспечения деятельности Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области о пересечении земельного участка с землями лесного фонда сами по себе не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда. Указанные сведения без проведения соответствующих экспертиз (применения специальных познаний) не свидетельствуют о наличии пересечения спорных земельных участков с землями лесного фонда.
В случае, если орган государственной власти либо орган местного самоуправления при принятии решения использует предоставленную иными лицами информацию, то указанный орган не вправе без надлежащей проверки и анализа полученной информации использовать ее в качестве основания для принятия того или иного решения. Представленная информация носила предположительный характер и подлежала проверке со стороны Министерства строительного комплекса Московской области.
Кроме того, вопрос о наложении земель лесного фонда на земельный участок с кадастровым номером 50:16:0000000:58230 был рассмотрен Арбитражным судом Московской области в рамках дела N А41-47438/16 о признании незаконным решения Администрации Ногинского муниципального района об отказе Заявителю в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:58230. К участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Комитет лесного хозяйства Московской области. Решением от 07.11.2016 по делу N А41-47438/16, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2017 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 05.04.2017, требования заявителя были удовлетворены. При рассмотрении дела N А41-47438/16 факт наложения земель лесного фонда на земельный участок кадастровым номером 50:16:0000000:58230 не установлен.
11.08.2017 года в силу вступил Федеральный закон от 29.07.2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
В частности, указанным законом внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Так, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в новой редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Согласно части 6 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: - расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; - земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; - земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ), границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Право собственности ЗАО "Ногинск-Восток" на земельный участок зарегистрировано 08.12.2015. Следовательно, земельный участок с кадастровым номером 50:16:0000000:58230, в соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" не может быть отнесены к землям лесного фонда.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 настоящего Кодекса.
В целях устранения нарушенных прав ЗАО "Ногинск-Восток", уполномоченному органу государственной власти надлежит выдать заявителю градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:58230, не содержащий положений, согласно которым часть указанного земельного участка относится к землям лесного фонда. Постановлением Правительства Московской области от 27.06.2017 N 533/22 "О внесении изменений в некоторые постановлением Правительства Московской области" был внесен ряд изменений, в соответствии с которыми полномочия по подготовке и выдаче ГПЗУ были переданы от Министерства строительного комплекса Московской области к Главному управлению Архитектуры Московской области.
С учетом произошедших изменений законодательства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Московской области N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Постановлением Правительства Московской области от 27.06.2017 N 533/22 и Положением о Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 14.11.2007 N 858/28, суд обоснованно обязал Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области подготовить и выдать обществу с ограниченной ответственностью ЗАО "Ногинск-Восток" градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:16:0000000:58230, не содержащий положений, согласно которым часть указанного земельного участка относится к землям лесного фонда.
Доводы заявителей, изложенные в апелляционных жалоб, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителями апелляционных жалоб положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 17 апреля 2018 года по делу N А41-76193/17 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-76193/2017
Истец: ЗАО "НОГИНСК-ВОСТОК"
Ответчик: Главное управлениеархитектуры и градостроительства МО, Министерство строительного комплекса МО
Третье лицо: Админстрация Ногиского Мун.района МО, Админстрация Ногиского Муниципального района МО, КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Комитете Лесного хозяйства МО, Териториальное управленеи Росимущества по Мо, Территориальное управление Росимущества по Мо, Федеральное агенство лесного хозяйства, Федеральное агество лесного хозяйства, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17400/18
16.07.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-8706/18
16.07.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9386/18
17.04.2018 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-76193/17