г. Владивосток |
|
19 июля 2018 г. |
Дело N А51-28321/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Н. Палагеша,
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с
ограниченной ответственностью "МАГАДАНРЫБА 2",
апелляционное производство N 05АП-2929/2018
на решение от 22.03.2018
судьи Черняк Л.М.
по делу N А51-28321/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью
"МАГАДАНРЫБА 2" (ИНН 4909122123, ОГРН 1154910001113)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
о признании незаконным решения от 02.11.2017
при участии:
от Владивостокской таможни: Васильев В.Г. (по доверенности от 21.02.2018, сроком действия до 20.02.2019, служебное удостоверение);
от ООО "МАГАДАНРЫБА 2": представитель Савкин А.А. (по доверенности от 08.09.2017, сроком действия на 1 год, паспорт);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МАГАДАНРЫБА 2" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможне (далее по тексту - таможня, таможенный орган) от 02.11.2017 об отказе в выпуске в качестве судовых припасов СТР "Оссора" тароупаковочных материалов - мастер картон 2277 шт., тара креветочная 1 кг. 28226 шт., лента ППЛ 13 шт., вкладыш ПВХ 12 кг. 2353 шт., скотч морозостойкий 1050 шт., термоэтикетка 16800 шт., вкладыш ПВХ 5 кг. 5516 шт., коробка 5 кг. (крышка+донышко) 5516 шт., и антиокислителя 551 кг.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что с выводом суда о том, что спорные тароупаковочные материалы погружены на судно за пределами таможенной территории Таможенного союза являются иностранными товарами и, следовательно, не могут быть выпущены в качестве припасов, нельзя согласиться, поскольку тара используется только на промысле и только для производства упаковки производимой продукции.
Кроме того, в обоснование отказа в удовлетворении требований, суд первой инстанции сослался на то обстоятельство, что сведения о припасах на отход судна 11.08.2017 и на приход 02.11.2017 не совпадают. Общество полагает, что такой вывод противоречит самому смыслу припасов, так как в законодательстве Таможенного союза не содержится норм, обязывающих на отход судна и на приход иметь на борту равное количество и ассортимент припасов.
Кроме того, вся тара и антиокислитель, имевшиеся на борту СТР "Оссора" как на отход из п. Владивосток, так и доставленные в район промысла, а также доставленные из района промысла в п. Владивосток являлись иностранным товаром. Отмечает, что в пункте 23 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза не указано, что припасом может быть лишь товар Таможенного союза, полагает, что припасом может быть и иностранный товар.
Таможенный орган в представленном отзыве на апелляционную жалобу на доводы жалобы возражает, просит обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, таможня указывает, что тароупаковочный материал используется не в целях нормальной эксплуатации рыбопромыслового судна, а в целях создания иного товара - рыбной продукции в потребительской упаковке, ввиду чего он не может быть отнесен к припасам в значении, придаваемом данному понятию подпунктом 23 пункта 1 статьи 4 ТК ТС.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи А.В. Гончаровой в отпуске на основании определения суда от 10.07.2018 произведена её замена на судью С.В. Гуцалюк, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации начиналось сначала.
Апелляционным судом в порядке статей 163, 184, 185 АПК РФ был объявлен перерыв в судебном заседании до 16.07.2018. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
02.11.2017 в порт Владивосток прибыло рыболовное судно СТР "Оссора", принадлежащее заявителю на праве собственности. Капитан судна в целях оформления судна на приход в установленном порядке представил в таможенный пост Первомайский Владивостокской таможни ИМО генеральную (общую) декларацию от 02.11.2017 и декларацию судовых припасов от 02.11.2017.
В указанной декларации судовых припасов общество в числе прочего задекларировало находящиеся на судне судовые эксплуатационные припасы - тароупаковочные материалы и антиокислитель: - мастер картон 2277 шт.; - тара креветочная 1 кг. 28226 шт.; - лента ППЛ 13 шт.; - вкладыш ПВХ 12 кг 2353 шт.; - скотч морозостойкий 1050 шт.; - антиокислитель 551 кг.; - термоэтикетка 16800 шт.; - вкладыш ПВХ 5 кг. 5516 шт.; - коробка 5 кг. (крышка+донышко) 5516 шт.
В выпуске указанной тары как судовых припасов таможней отказано, решение об отказе оформлено в декларации судовых припасов от 02.11.2017 надписью таможенного инспектора: "Товар с п. 9 по п. 17 таможенный, подлежит размещению на временное хранение. Перешвартовка по согласованию с ОСТП ПТП" с проставлением оттиска штампа "Груз таможенный".
В связи с отказом Владивостокской таможни в выпуске данной тары в качестве судовых припасов, она была выгружена и помещена на хранение на склад временного хранения на ПЗТК Владморрыбпорт. Общество понесло дополнительные расходы по перегрузке тары с борта судна и обратно, также по хранению на СВХ.
Не согласившись с вынесенным отказом, посчитав его незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, декларант обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, который отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы с дополнением к ней, письменного отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС, в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Кодексом (пункт 1). Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункт 2). Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (пункт 3).
В соответствии с частью 2 статьи 363 ТК ТС перемещение припасов через таможенную границу осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Согласно части 2 статьи 364 ТК ТС припасы подлежат таможенному декларированию без помещения товаров под таможенные процедуры.
В силу положений подпункта 23 пункта статьи 4 ТК ТС к припасам отнесены товары: необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, судов внутреннего плавания, судов плавания "река - море", судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке и маломерных судов, включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи (далее - водные суда), воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования; предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту водных судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет; предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей водных судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов.
Согласно части 1 статьи 365 ТК ТС припасы, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей водных судов, и припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих судов, могут потребляться и использоваться на этих судах во время их нахождения на таможенной территории таможенного союза в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, а также продолжительности стоянки, в том числе во время ремонта водных судов в доке, на верфи или судоремонтном заводе, если экипажи на это время не покидают судна.
Частью 6 и 7 статьи 365 ТК ТС предусмотрено, что припасы могут с разрешения таможенного органа временно выгружаться, передаваться соответственно на другие суда или в другие поезда, осуществляющие международные перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, если соблюдаются условия, предусмотренные главой 50 ТК ТС. Использование припасов в целях, не предусмотренных названной главой, допускается при их помещении под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта.
Согласно статье 350 ТК ТС таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется, в том числе, при временном вывозе с таможенной территории таможенного союза транспортных средств международной перевозки и ввозе таких временно вывезенных транспортных средств международной перевозки на такую территорию путем подачи перевозчиком таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство. В качестве таможенной декларации на транспортное средство применяются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства - члены таможенного союза, если в них содержатся сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, указанные в статье 159 названного Кодекса, в зависимости от вида транспорта.
Приказом ГТК РФ от 12.09.2001 N 892 утверждено действующее по настоящее время Положение о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами.
Пунктом 3 данного Положения установлено, что в целях проведения таможенного контроля и производства таможенного оформления судов, а также товаров и транспортных средств применяются следующие документы: общая декларация; декларация о грузе; декларация о судовых припасах; декларация о личных вещах экипажа; судовая роль; список пассажиров.
Аналогичные требования закреплены в подпункте 2 пункта 1 статьи 150 ТК ТС.
Пунктом 2 статьи 96 ТК ТС предусмотрено, что при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза товары считаются находящимися под таможенным контролем до помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, отказа в пользу государства или уничтожения, приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров таможенного союза, обращения в собственность государства, отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования, признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями, либо до фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 ТК ТС таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза, за исключением случаев, если:
- выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждению административного или уголовного дела, устранены;
- выявленные нарушения устранены, а декларируемые товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Судом установлено, что 02.11.2017 при обратном ввозе транспортного средства при международной перевозке на территорию Таможенного союза и оформлении СТР "Оссора" на приход в порту Владивосток обществом в декларации судовых припасов задекларирован в качестве судовых припасов, в том числе: мастер картон 2277 шт.; тара креветочная 1 кг. 28226 шт.; лента ППЛ 13 шт.; вкладыш ПВХ 12 кг 2353 шт.; скотч морозостойкий 1050 шт.; антиокислитель 551 кг.; термоэтикетка 16800 шт.; вкладыш ПВХ 5 кг. 5516 шт.; коробка 5 кг. (крышка+донышко) 5516 шт. предназначенные для упаковки рыбопродукции при ее обработке на данном морском рыболовном судне.
Как следует из материалов дела, в 2017 году судно осуществляло рыболовство в соответствии с разрешением на вылов водных биоресурсов от 16.06.2017 N 492017010157 с учетом изменений от 14.09.2017.
Согласно актам регистрации объемов добычи (вылова) при перегрузке промысловым судном от 02.09.2017, 09.10.2017, 04.11.2017 с борта судна "Оссора" на транспортные рефрижераторы и холодильно-складской комплекс ОАО "Владморрыбпорт" перегружено 131 638 кг произведенной готовой продукции - креветки северной сыромороженной, вареномороженной, шейки в панцире сыромороженной.
Тара, расходованная при производстве продукции до конца промысла, отражена, в том числе в отчётах судна о движении тары и вспомогательных материалов за август, сентябрь, октябрь 2017 года, а также в актах о списании материальных запасов, актах приема-передачи.
Коллегией установлено из материалов дела и пояснений представителя общества, что спорные тароупаковочные материалы были погружены на борт СТР "Оссора" при его выходе в рейс 11.08.2017 в качестве груза, таможенное декларирование произведено по ДТ N 10702020/100817/0019107. В графе 37 ДТ N 10702020/100817/0019107 согласно классификатору особенностей перемещения товаров указан код 008 - товары, перемещаемые в качестве судового снабжения и снаряжения для обеспечения деятельности транспортного средства.
Вместе с тем в ходе рейса на борт СТР "Оссора" 16.09.2017 и 28.09.2017 была произведена передача снабжения с борта транспортных рефрижераторов ТР "Лира" и ТР "Бухта Нагаева" (в том числе коробки, мастер картон, вкладыш ПХВ, скотч, термоэтикетки, лента, антиокислитель), что подтверждается представленными в материалы дела документами (акты оприходования материальных средств, инвойсы, коносаменты).
Названные материальные ценности приобретены в г. Пусан, были погружены в г. Пусан непосредственно на ТР "Лира" и ТР "Бухта Нагаева" и доставлены в район промысла в Охотское море на СТР "Оссора".
Спорные тароупаковочные материалы применялись исключительно в производственных целях и по своему прямому назначению - для упаковки производимой продукции.
Из приведенных расчётов и сведений следует, что иной тары, незадекларированной при временном вывозе судна как судовое снабжение, кроме упаковочных материалов перегруженных с ТР "Лира" и ТР "Бухта Нагаева", при возвращении судна с промысла на судне не находилось.
Статьей 2 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации установлено, что под торговым мореплаванием понимается деятельность, связанная с использованием судов, в том числе, для рыболовства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 КТМ РФ под судном в понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания; пунктом 2 той же статьи предусмотрено, что под судами рыбопромыслового флота в понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения.
В силу пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.
Таким образом, для общества как судовладельца деятельность по эксплуатации СТР "Оссора" включает не только обеспечение его ходовых качеств и жизнеспособности при передвижении по пути следования и стоянке, но и извлечение полезных результатов из всех эксплуатационных характеристик данного судна, предназначение которого заключается, в том числе, в осуществлении деятельности по обращению с водными биоресурсами (рыболовства).
При этом в процессе обработки водных биоресурсов осуществляется потребление упаковочных материалов, что является частью единого процесса эксплуатации рыболовного судна по его прямому назначению.
Надлежащих доказательств обратного таможней не представлено, как не представлено и доказательств нарушения обществом положений главы 50 ТК ТС при обращении со спорными упаковочными материалами.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, законодательство связывает право на декларирование товаров в режиме припасов с необходимостью их для обеспечения эксплуатации и технического обслуживания судна, и что спорное судно является рыбопромысловым, его нормальная эксплуатация без наличия упаковочных материалов невозможна, учитывая отсутствие доказательств нарушения обществом положений главы 50 ТК ТС, указанную тару необходимо относить к припасам, понятие которых определено в подпункте 23 пункта 1 статьи 4 ТК ТС.
С учетом изложенного вывод таможенного органа о невозможности отнесения упаковочных материалов к припасам в том смысле, который придается этому понятию нормами подпункта 23 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, является ошибочным.
Оформляя ввозимый обратно тароупаковочный материал как припасы, общество не нарушило установленный законом порядок и воспользовалось правом декларанта, а именно: по своему усмотрению осуществлять таможенные операции в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров.
То обстоятельство, что при выходе судна в рейс общество подало декларацию, согласно которой упаковочные материалы оформлены в качестве груза на экспорт, обществом объясняется вынужденными мерами в связи с необходимостью избежания задержки при отходе СТР "Оссора". При этом в графе 37 ДТ N 10702020/100817/0019107 согласно классификатору особенностей перемещения товаров указан код 008 - товары, перемещаемые в качестве судового снабжения и снаряжения для обеспечения деятельности транспортного средства.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 4 ТК ТС под выпуском товаров понимается действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры.
Согласно ДТ N 10702020/100817/0019107 таможенный орган знал о том, что товар не перемещается для реализации на экспорт и разрешил использовать тару на судне (судовое снаряжение). Таможенное законодательство не содержит запрета на применение обществом положений статьи 203 ТК ТС при таможенном оформлении судна на приход.
Таким образом, решение таможенного органа от 02.11.2017 об отказе в выпуске в качестве судовых припасов СТР "Оссора" тароупаковочных материалов - мастер картон 2277 шт., тара креветочная 1 кг. 28226 шт., лента ППЛ 13 шт., вкладыш ПВХ 12 кг. 2353 шт., скотч морозостойкий 1050 шт., термоэтикетка 16800 шт., вкладыш ПВХ 5 кг. 5516 шт., коробка 5 кг. (крышка+донышко) 5516 шт., и антиокислителя 551 кг., не соответствует закону ввиду отсутствия предусмотренных статьей 363, пунктом 2 статьи 364 ТК ТС оснований для отказа в выпуске товара по мотиву его несоответствия понятию "припасов" в значении подпункта 23 пункта 1 статьи 4 ТК ТС.
Вывод суда первой инстанции о том, что фактически решения об отказе в выпуске в качестве припасов товаров N 9 - N17, указанных в декларации о судовых припасах, таможенный орган не принимал и соответственно права заявителя не нарушены, коллегия признает ошибочным, поскольку в связи с принятым должностным лицом таможни решением, оформленным надписью таможенного инспектора в декларации судовых припасов от 02.11.2017, общество было вынуждено оформить спорные упаковочные материалы как товары и переместить их с борта судна на склад временного хранения за плату и обратно при будущем отходе СТР "Оссора" на промысел в 2017 году, в соответствии с разрешением на добычу водных биологических ресурсов с учетом внесенных изменений.
На основании изложенного коллегия считает, что в рассматриваемом случае установлена совокупность предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ обстоятельств, а оспоренное решение таможни не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества на надлежащее таможенное оформление судовых припасов.
В соответствии с частью 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба является обоснованной, решение суда первой инстанции подлежит отмене, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 22.03.2018 по делу N А51-28321/2017 отменить.
Признать незаконным решение Владивостокской таможни от 02.11.2017 об отказе в выпуске в качестве судовых припасов СТР "Оссора" тароупаковочных материалов - мастер картон 2277 шт., тара креветочная 1 кг. 28226 шт., лента ППЛ 13 шт., вкладыш ПВХ 12 кг. 2353 шт., скотч морозостойкий 1050 шт., термоэтикетка 16800 шт., вкладыш ПВХ 5 кг. 5516 шт., коробка 5 кг. (крышка+донышко) 5516 шт., и антиокислителя 551 кг.
Взыскать с Владивостокской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "МАГАДАНРЫБА 2" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 (три тысячи) рублей по заявлению и 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.Н. Палагеша |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.