г. Чита |
|
19 июля 2018 г. |
дело N А19-11211/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 июля 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.В.,
судей Скажутиной Е.Н., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черниковой Н.М., рассмотрев в открытом заседании в помещении суда апелляционную жалобу ответчика на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23.04.2018 по делу N А19-11211/2017 по исковому заявлению администрации муниципального образования города Братска (ОГРН 1023800841712, ИНН 3803100833, адрес: 665708, Иркутская область, г. Братск, Ценральный проспект, ул. Ленина, д. 37) к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299, адрес: 664027 Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 1 А) о взыскании денежных средств,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН 1073808028271, ИНН 3808170986, адрес: 664073, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Канадзавы, д. 2) (суд первой инстанции: судья Ибрагимова С.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования города Братска (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (далее - ответчик) с требованием о взыскании 1 080 000 руб. расходов, понесенных в связи с обеспечением гражданина-инвалида жилым помещением.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23.04.2018 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, министерство финансов Иркутской области его обжаловало в апелляционном порядке, просило отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Доводы жалобы сводятся к тому, что Иркутская область является надлежащим ответчиком по требованиям истца. Заявитель жалобы полагал, что поскольку истец понес расходы на приобретение жилья для гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с тем, что страдает заболеванием (туберкулезом), входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, эти расходы подлежали возмещению из федерального бюджета. По его мнению, расходы могли возмещены только в пределах стоимости площади жилого помещения, указанной в решении Братского городского суда.
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу сослалось на то, что обжалованное решение основано на неправильном толковании норм материального права, просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
От истца отзыв на апелляционную жалобу в суд не поступил.
Участвующие в деле лица извещены о возбуждении судебного производства, однако в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
При таком положении, в соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей сторон, третьего лица не препятствовала судебному разбирательству.
В заседании суда апелляционной инстанции, состоявшемся 05.07.2018, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 12.07.2018. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет".
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, и суд первой инстанции установил, вступившим в законную силу решением Братского городского суда от 07.11.2016 по гражданскому делу N 2-4499/2016 на администрацию муниципального образования города Братска возложена обязанность предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение Кузнецову А.А., являющемуся инвалидом с диагнозом, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (далее - Перечень тяжелых форм хронических заболеваний; постановление Правительства Российской Федерации N 378).
Исполняя решение суда, администрация муниципального образования города Братска по договору социального найма от 06.02.2017 N 83/02/17 предоставила Кузнецову А.А. жилое помещение в бессрочное владение и пользование.
Стоимость жилого помещения, предоставленного Кузнецову А.А. истцом из жилищного фонда МО города Братска, согласно отчету по определению рыночной стоимости объекта недвижимости от 13.03.2017 N 17-077 оценена в размере 1 080 000 руб.
Истец, ссылаясь на то, что расходы по предоставлению жилого помещения Кузнецову А.А. как инвалиду с диагнозом, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, не относятся к расходным обязательствам муниципального образования, а является обязательством субъекта Российской Федерации и представляет для него убытками, обратился в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя требования истца к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области, суд исходили из того, что приобретение жилых помещений для лиц, страдающих заболеваниями, включенными в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, относится к расходным обязательством названного субъекта Российской Федерации, размер убытков истца доказан.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и полагал решение суда правильным.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем возмещения убытков, под которыми в силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации понимаются, в частности, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.
Согласно пункту 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
С учетом решения Братского городского суда от 07.11.2016 по гражданскому делу N 2-4499/2016, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации N 378, гражданин Кузнецов А.А. отнесен к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Распределение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и Российской Федерации по финансированию социальной поддержки инвалидов путем предоставления им жилой площади регулируется статьей 17 и статьей 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Установление лица, к чьим расходным обязательствам относится компенсация расходов, понесенных муниципальным образованием на обеспечение жилья инвалидов, имеющих право на его внеочередное получение, производится с учетом конкретных обстоятельств дела и действующих в спорный период норм федерального и регионального законодательства.
Постановлением Правительства Иркутской области от 08.09.2011 N 265-пп утверждено Положение о предоставлении отдельным категориям граждан в Иркутской области социальной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета. В деле отсутствуют сведения о том, что истцу были предоставлены субвенции во исполнении названного Положения на осуществление полномочий по обеспечению жильем инвалида Кузнецова А.А.
Факт и размер убытков истца доказаны содержанием договора социального найма жилого помещения от 06.02.2017 N 83/02/17, акта приема-передачи жилого помещения от 08.02.2017 и отчета по определению рыночной стоимости объекта недвижимости от 13.03.2017 N 17-077, подготовленного ИП Кислициным А.А.
Согласно положению о министерстве финансов Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 23.12.2008 N 120пп, ответчик является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим управление областными финансами, составление проекта областного бюджета, организацию и исполнение областного бюджета, обеспечение управления областным государственным долгом, казначейское исполнение областного бюджета, а также осуществляющим финансовый контроль в установленной сфере деятельности.
При изложенных обстоятельствах, правильно применив к отношениям сторон материальный закон, суд первой инстанции обоснованно полагал, что предоставление жилого помещения нуждающемуся Кузнецову А.А. является расходным обязательством Иркутской области, поэтому требование истца удовлетворено за счет средств субъекта Российской Федерации.
Довод ответчика об отсутствии обязанности по компенсации расходов на жилое помещение, размер которого превышает размер, определенный судом общей юрисдикции отклонен ввиду следующего.
Указание в решении Братского городского суда от 07.11.2016 на размер площади предоставляемой Кузнецову А.А. благоустроенного жилого помещения не менее 18,325 кв. м не исключает возможность предоставления жилого помещения большей площади в случае наличия только такого помещения в муниципальном жилом фонде, а доказательств иного ответчик не представил.
Выводы суда первой инстанции сделаны при оценке доказательства в деле в соответствии с положения главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из фактических обстоятельств настоящего дела.
Доводы жалобы ответчика и доводы в обоснование отзыва третьего лица не основаны на законе, не содержали сведений о фактах, которые могли повлиять на вынесенное судом решение, потому суд их не принял.
Суд первой инстанции не допустил нарушения или неправильного применения норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влекущих безусловную отмену судебного акта.
Следовательно, решение арбитражного суда законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения не имелось.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации министерство финансов Иркутской области, как государственный орган, выступающий в деле в качестве ответчика, освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 апреля 2018 года по делу N А19-11211/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Капустина Л.В. |
Судьи |
Скажутина Е.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.