город Ростов-на-Дону |
|
18 июля 2018 г. |
дело N А32-11768/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Малыхиной М.Н., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
при участии:
от заявителя: Александрин С.Н. - представитель по доверенности от 22.11.2017, паспорт; Коперский Д.С. - представитель по доверенности от 13.12.2017, паспорт;
от заинтересованного лица: Войченко Е.Г. - представитель по доверенности от 13.03.2018, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Энергетики и электрификации Кубани"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.05.2018 по делу N А32-11768/2018, принятое судьей Гонзусом И.П.,
по заявлению публичного акционерного общества "Энергетики и электрификации Кубани" (ИНН 2309001660 ОГРН 1022301427268)
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления о привлечения к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Энергетики и электрификации Кубани" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по делу об административном правонарушении от 06.03.2018 года N 5053/6 по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ от 06.03.18 N 5054/6.
Заявленные требования мотивированы тем, что Галушко В.Н. обязан был исполнить мероприятия, указанные в ТУ, в срок до 18.09.2017, и до истечения указанного срока уведомить ПАО "Кубаньэнерго" об их выполнении. Таким образом, сроки нарушены обществом по вине Галушко В.Н. Представление является неисполнимым.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.05.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Публичное акционерное общество "Энергетики и электрификации Кубани" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что антимонопольный орган установил, что договор о технологическом присоединении заключен в соответствии с подп. "б" пункта 16 Правил N 861, соответственно, нарушение пункта 5 договора установлено необоснованно. Договор носит гражданско-правовой характер, указанный спор не должен разрешаться антимонопольным органом.
Представитель ПАО "Кубаньэнерго" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в управление поступило обращение Галушко В.Н. на действия ПАО "Кубаньэнерго", выразившиеся в нарушении требований пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (Далее - Правила технологического присоединения N 861) путем нарушения срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению в рамках заключенного договора от 16.03.2017 N 40102-17-00364976-1 об осуществлении технологического присоединения земельного участка для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: 353440, Краснодарский край, г. Анапа, с/о Джигинский, ТОО "Россия", секция 28, контур 56, участок 20, кад. N 23:37:0401000:83.
Между Галушко В.Н. и ПАО "Кубаньэнерго" заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 16.03.17 N 40102-17- 00364976-1.
Предметом указанного договора является обязанность сетевой организации осуществить технологическое присоединение земельного участка для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: 353440, Краснодарский край, г. Анапа, с/о Джигинский, ТОО "Россия", секция 28, контур 56, участок 20, кад. N 23:37:0401000:83.
Согласно пункту 5 договора от 16.03.2017 N 40102-17-00364976-1 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.
Условия пункта 5 договора от 16.03.2017 N 40102-17-00364976-1 не противоречат подпункту "б" пункта 16 Правил технологического присоединения N 861.
Неотъемлемым приложением к договору являются технические условия от 07.03.2017 N 11-03/0481-17-вд.
Согласно техническим условиям максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя 15 кВт, III категория надежности, класс напряжения в точке присоединения 0,38 кВ.
Таким образом, Галушко В.Н. относится к категории потребителей, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения N 861.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, в том числе порядок подачи заявки, заключения договора технологического присоединения, существенные условия договора и т.д. определяются Правилами технологического присоединения N 861.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил технологического присоединения N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:
6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил технологического присоединения N 861, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
На основании вышеизложенного, ПАО "Кубаньэнерго" должно было осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта Галушко В.Н. согласно подпункту "б" пункта 16 Правил технологического присоединения N 861 и пункту 5 договора, в срок до 18.09.2017 с учетом выходных дней.
ПАО "Кубаньэнерго" включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Так как ранее ПАО "Кубаньэнерго" было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП за повторное совершение административного правонарушения ответственность предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Управление пришло к выводу о том, что в действиях ПАО "Кубаньэнерго", выразившихся в нарушении требований пункта 16 Правил технологического присоединения N 861, а также пункта 5 договора, содержится состав нарушения части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В адрес ПАО "Кубаньэнерго" посредством почтовой связи направлено уведомление о составлении протокола от 27.11.2017 N 31906/6 в котором указано, что 22.01.2018 в 15:00 часов законному представителю ПАО "Кубаньэнерго" необходимо явиться в управление для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания и получения протокола об административном правонарушении (уведомление от 22.11.2017 получено ПАО "Кубаньэнерго" 25.12.2017).
22.01.2018 в управление поступило ходатайство ПАО "Кубаньэнерго" от 22.01.2018 N КЭ/120/12-35 (вх. от 22.01.18 N 487) об отложении составления протокола. Должностным лицом управления рассмотрено ходатайство ПАО "Кубаньэнерго" и удовлетворено.
В адрес ПАО "Кубаньэнерго" посредством почтовой связи направлено уведомление о составлении протокола от 22.01.2018 N 1122/6 в котором указано, что 21.02.2018 в 11:00 часов законному представителю ПАО "Кубаньэнерго" необходимо явиться в управление для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания и получения протокола об административном правонарушении (уведомление от 22.01.2018 получено ПАО "Кубаньэнерго" 27.01.2018).
21.02.2018 в присутствии Александрина С.Н., представителя ПАО "Кубаньэнерго" по доверенности от 22.11.2017 N 119/10-632, должностным лицом управления составлен протокол по делу N 56А/2018 об административном правонарушении и вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 56А/2018 на 06.03.2018 в 15:00 ч.
Протокол от 21.02.2018 по делу N 56А/2018 и определение от 21.02.2018 о назначении времени и места рассмотрения дела N 56А/2018 получены представителем ПАО "Кубаньэнерго".
В протоколе управление установило, что местом совершения правонарушения является - место расположения ПАО "Кубаньэнерго" - 350033, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 2а. Время совершения правонарушения: 18.09.17 - дата, в которую ПАО "Кубаньэнерго" необходимо было исполнить мероприятия по технологическому присоединению объекта заявителя в соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения N 861, а также пунктом 5 договора.
При составлении протокола об административном правонарушении N 56А/2018 должностным лицом управления не установлено факта причинения Галушко В.Н. какого-либо, морального, физического или имущественного вреда, так как свидетельствующие об этом документы со стороны Галушко В.Н. представлены не были.
Таким образом, в деле об административном правонарушении N 56А/2018 Галушко В.Н. не является потерпевшей стороной по делу.
При рассмотрении дела должностным лицом обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не установлено.
Постановлением от 06.03.2018 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа 600 000 руб. Управлением учтено, что общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Рассмотрение дела осуществлено при участии представителя по доверенности от 22.11.2017 N 119/10-632 Александрина С.Н.
Также в адрес общества вынесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, установленного постановлением от 06.03.2018 года N 5053/6 по делу N 56А/2018.
Не согласившись с постановлением и представлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 147-ФЗ от 17.08.1995 года "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественной монополии относится, в том числе, услуга по передаче электрической энергии.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ПАО "Кубаньэнерго" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных на соответствующей территории.
В соответствии с подпунктом б) пункта 16 Правил, одним из существенных условий договора является срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:
в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:
6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Договор N 40102-17-00364976-1 между Галушко В.Н. и ПАО "Кубаньэнерго" об осуществлении технического присоединения к электрическим сетям был заключен 16 марта 2017 года, и подписаны технические условия прилагаемые к нему.
В соответствии с пунктом 5 указанного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора (то есть до 18 сентября 2017 года).
Ввиду того, что сетевая организация нарушила шестимесячный срок по технологическому присоединению к электрическим сетям, гр. Галушко В.Н. обратился в антимонопольный орган с жалобой на невыполнение условий договора от 16.03.2017.
Таким образом, материалами дела подтверждено наличие в действиях общества "Кубаньэнерго" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ с учетом повторности совершения правонарушения.
ПАО "Кубаньэнерго" как лицо, занимающее доминирующее положение и являющееся владельцем объекта электросетевого хозяйства, допустившим нарушение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных законом требований по проведению мероприятий по технологическому присоединению в установленный срок, общество не приняло необходимых мер по соблюдению публично-правовой обязанности.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Объективные доказательства отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности в материалы дела не представлены.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным с учетом пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности.
Судом также не установлено оснований для снижения суммы назначенного штрафа ниже низшего предела.
В пункте 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что предусмотренные статьей 29.13 Кодекса представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 Кодекса), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Одновременно указанным пунктом разъяснено, что отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статья 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
В данном случае одновременно с постановлением о привлечении к административной ответственности административный орган выдал заявителю представление принять меры по устранению выявленных нарушений.
Оспариваемое представление вынесено на основании обстоятельств, выявленных в ходе административной проверки и отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, содержит информацию о наличии в его действиях состава административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и содержит требование о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
С учетом приведенных положений нормативных актов суд считает, что антимонопольный орган при вынесении оспариваемого представления действовал в рамках предоставленных ему полномочий, а само представление по содержанию соответствует предъявляемым ему действующим законодательством требованиям и является законным и обоснованным.
Довод заявителя апелляционной жалобы, что имеет место гражданско-правовой спор, который не вправе рассматривать антимонопольный орган, судебной коллегией не принимается.
В силу ч. 1 ст. 23.48 КоАП РФ федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в частности ст. 9.21 КоАП РФ.
Как указано выше, материалами административного дела подтверждается факт совершения обществом правонарушения по статье 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Одновременно с постановлением о привлечении к административной ответственности административный орган выдал заявителю представление принять меры по устранению выявленных нарушений.
Представление вынесено на основании обстоятельств, выявленных в ходе административной проверки, и содержит требование о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Возникшие правоотношения сторон по осуществлению технологического присоединения регулируются Правилами технологического присоединения N 861.
Учитывая, что ПАО "Кубаньэнерго" включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, действия общества подлежат антимонопольному контролю.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" Федерального закона N 135-ФЗ формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона. Учитывая это, арбитражные суды должны иметь в виду: требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям. Это означает, в частности, что не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа (а равно не может быть отказано антимонопольному органу в удовлетворении его исковых требований) только на основании квалификации соответствующих правоотношений с участием хозяйствующего субъекта, которому выдано предписание антимонопольного органа или к которому данным органом подан иск, как гражданско-правовых.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 14.05.2018 является законным и обоснованным. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.05.2018 по делу N А32-11768/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.