г. Саратов |
|
19 июля 2018 г. |
Дело N А57-31110/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 16.07.2018 года.
Полный текст постановления изготовлен - 19.07.2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фединой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Южный 2015"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 апреля 2018 года по делу N А57-31110/2017 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Южный 2015" (ОГРН 1156451012640, ИНН 6451007031, г. Саратов)
Заинтересованные лица:
Государственная жилищная инспекция Саратовской области (ОГРН 1026402664353, ИНН 6452057998, г. Саратов)
Воротынова Тамара Михайловна, г. Саратов,
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области N 597/с от 01.12.2017.
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Южный 2015" - Машева А.С., доверенность N 1 от 01.11.017 (срок доверенности до 31.12 2018);
от Государственной жилищной инспекции Саратовской области - Шапкина Е.В., доверенность от 13.03.2017 (срок доверенности 3 года);
от Воротыновой Тамары Михайловны - не явилась, извещена надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Южный 2015" (далее - ООО "Южный 2015", Общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - ГЖИ Саратовской области, инспекция) N 597/с от 01.12.2017.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23 апреля 2018 года в удовлетворении заявленных ООО "Южный-2015" требований отказано.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования ООО "Южный-2015" к Государственной жилищной инспекции Саратовской области о признании недействительным предписания N 597/с от 01.12.2017.
Воротынова Тамара Михайловна, в судебное заседание не явилась. Надлежащим образом извещена о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 21.06.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения ГЖИ Саратовской области N 2429/с от 15.11.2017 с целью рассмотрения обращения жителей от 19.10.2017 N 17434-01-07в., была проведена проверка ООО "Южный-2015" в отношении жилого дома N 8/1 по ул. Вологодская г. Саратова.
Задачей настоящей проверки являлась проверка содержания общего имущества многоквартирного дома на соответствие обязательным требованиям (т. 1 л.д. 49).
В ходе проверки жилого дома N 8/1 по ул. Вологодская г. Саратова административным органом установлены нарушения герметичности (утечки, протечки) трубопроводов инженерных коммуникаций в техподполье жилого дома, в границах квартиры N 1, что является нарушением п.п. 3.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170, а также п.п. 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006.
01.12.2017 Инспекцией Обществу с ограниченной ответственностью "Южный 2015" выдано предписание N 597/с о выполнении работ по устранению выявленных нарушений при использовании, содержании и ремонте жилищного фонда, придомовых территорий, в соответствии с которым Обществу необходимо устранить нарушения герметичности (протечки, утечки) трубопроводов инженерных коммуникаций в техподполье жилого дома N 8/1 по ул. Вологодская в г. Саратове (в границах квартиры N 1) (т. 1 л.д. 9).
ООО "Южный 2015", полагая, что выданное ГЖИ Саратовской области предписание от 01.12.2017 N 597/с является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, не нарушающим права Общества в сфере предпринимательской деятельности. Нормы действующего законодательства, указанные в предписании, применены Инспекцией правомерно.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в силу следующего.
При рассмотрении дела о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания требованиям законодательства и наличие (отсутствие) нарушения прав заявителя в сфере экономической деятельности.
На основании части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ или Кодекс) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право давать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (часть 5 статьи 20 ЖК РФ).
Таким образом, государственная жилищная инспекция в пределах осуществления регионального государственного жилищного надзора обладает полномочиями выдать предписание при наличии нарушения требований, установленных жилищным законодательством.
Судом первой инстанции обосновано установлено, что требования закона по организации и проведению внеплановой проверки Инспекцией соблюдены.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила N 491 от 13.08.2006), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 16 Правил N 491 от 13.08.2006, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: а) собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ, а также путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ.
Пунктом 42 названных Правил N 491 от 13.08.2006 установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Таким образом, исходя из буквального и системного толкования вышеуказанных норм жилищного законодательства, судом первой инстанции обосновано отмечено, что одной из наиболее важных обязанностей, организации, заключившей договор с собственниками, осуществляющими непосредственное управление многоквартирным домом, является обеспечение надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов собственников помещений, а также сохранности их имущества.
Как следует из пункта 10 Правил N 491 от 13.08.2006, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.
Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (п. 21 ч. 2 ст. 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.ч. 1 и 2 ст. 36).
Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р, включает СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий", предусматривающие что трубы, арматура, оборудование и материалы, применяемые при устройстве внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации и водостоков, должны соответствовать требованиям настоящих норм, государственных стандартов, нормалей и технических условий, утвержденных в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что собственниками указанного жилого дома заключен договор обслуживания с ООО "Южный-2015" от 01.07.2016 N 8Н/16, в соответствии с которым на ООО "Южный-2015" возложена обязанность по выполнению работ по содержанию и текущему ремонту, по надлежащему содержанию дома N 8/1 по ул. Вологодская г. Саратова, в том числе инженерных систем (т. 1 л.д. 14-17).
В соответствии с пунктом 2.3. Договора исполнитель обязуется оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества.
В соответствии с пунктом 2.6.1. Договора собственник обязан своевременно и в полном объеме производить оплату услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, Общество, заключив указанный договор, в силу его условий приняло на себя обязанность по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, и соответственно является лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества.
Так как ООО "Южный-2015" является лицом, ответственным за содержание указанного жилого дома, оно обязано обеспечивать герметичность трубопроводов инженерных коммуникаций в техподполье жилого дома.
Таким образом, в силу перечисленных норм права и условий Договора от 01.07.2016 N 8Н/16, Общество несет ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества, заявитель является лицом, принявшим на себя функцию по содержанию и ремонту указанного многоквартирного дома, и соответственно на него возложена обязанность обеспечить контроль за надлежащим состоянием жилищного фонда, соблюдать положения действующего законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания имущества в многоквартирном доме, чего в данном случае ООО "Южный-2015" не было сделано.
При этом, судебная коллегия апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в оспариваемом предписании N 597/с от 01.12.2017 указано только на необходимость устранения протечки в техподполье в пределах квартиры N 1, в связи с чем, доводы заявителя о том, что данные работы являются капитальным ремонтом, необоснованны.
Довод ООО "Южный 2015" о том, что предписание является неисполнимым, суд апелляционной инстанции также считает несостоятельным.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда, выполнением которых обеспечивается сохранность и надлежащее содержание жилищного фонда, определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (Правила), утвержденными Постановлением Госстрой Российской Федерации N 170 от 27.09.2003 (далее - Правилами N 170).
Общество несет обязанность по оказанию всех услуг и (или) выполнению работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в том числе и установленных Правилами N 170.
При этом организация текущего ремонта инженерных коммуникаций жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий.
Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями (пункт 2.3.1 Правил N 170).
В основном позиция заявителя строится на отнесении спорных работ к работам капитального характера (капитальному ремонту).
Текущий ремонт общего имущества жилого дома - ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности жилого дома, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением его составных частей ограниченной номенклатуры, установленной нормативной и технической документацией.
Перечень текущих работ по ремонту жилого фонда определен Правилами N 170, а также Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем России) (далее - МДК 2-04.2004).
В предписании N 597/с Обществу указано в срок до 12.01.2018 устранить только нарушения герметичности (протечки, утечки) трубопроводов инженерных коммуникаций в техподполье жилого дома N 8/1 по ул. Вологодская в г. Саратове (в границах квартиры N 1) (п.п. 3.4.1 Правил N 170).
Никаких требований о проведении капитального ремонта трубопроводов инженерных коммуникаций в техподполье всего жилого дома N 8/1 по ул. Вологодская в г. Саратове, оспариваемое предписание N 597/с от 01.12.2017, не содержит.
Кроме того, ГЖИ по Саратовской области указала, что в действиях директора ООО "Южный-2015 Михайловского Р.Ю. имелся состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, т.е. нарушение лицом, ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением. В связи с чем, в отношении директора вынесено постановление по ст. 7.22 КоАП РФ, которое не было обжаловано и вступило в законную силу, и выдано предписание для устранения нарушений, которое также было исполнено.
Доводы общества о том, что предписание инспекции выдано с превышением ее полномочий, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку предписание направлено не на устранение договорных обязательств, как это указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2011 N 59-Г11-2, а на устранение нарушений нормативных положений, а именно Правил N 491 от 13.08.2006, а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Госстроем России от 27.09.2003 N 170.
Таким образом, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Южный 2015" не имеется.
При подаче апелляционной жалобы по настоящему делу ООО "Южный 2015" уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
Учитывая, что при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 1 500 рублей, излишне уплаченная ООО "Южный 2015" государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 апреля 2018 года по делу N А57-31110/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Южный 2015" (ОГРН 1156451012640, ИНН 6451007031) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 22.05.2018 N 211.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.