г.Самара |
|
19 июля 2018 г. |
Дело N А72-3843/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 мая 2018 года по делу N А72-3843/2018 (судья Пиотровская Ю.Г.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (ОГРН 1027301482031, ИНН 7327026056), г. Ульяновск,
к акционерному обществу "Энергоремонт плюс" (ОГРН 1097746790107, ИНН 7702721214), Московская область, Красногорский район,
о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее - Управление ПФР, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к акционерному обществу "Энергоремонт плюс" (далее - АО "Энергоремонт плюс", общество, ответчик) о взыскании финансовых санкций за представление неполных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный месяц апрель 2016 года в сумме 11 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24 мая 2018 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление ПФР просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что непредставление страхователем в срок либо представление неполных или недостоверных сведений в отношении своих работников - застрахованных лиц - влечет правовые последствия по необоснованным выплатам пенсии в увеличенном размере (с учетом индексации). Установлено, что АО "ЭНЕРГОРЕМОНТ ПЛЮС" за отчетный период апрель 2016 года представили неполные сведения. Возможность исправления ошибок установлена для сведений на тех застрахованных лиц, на которых они сданы, но нуждаются в каком-то исправлении, корректировке. В данном случае не было необходимости устранять какие-то расхождения и корректировать данные лицевых счетов, поскольку сведения о застрахованных лицах, отраженные в дополняющей форме СЗВ-М за апрель 2016 года, первоначально вообще не сдавались.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, АО "Энергоремонт Плюс" зарегистрировано в качестве плательщика страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.
Общество 04.05.2016 предоставило исходную форму сведений индивидуального (персонифицированного) учета за апрель 2016 года, а дополняющую форму СЗВ-М в отношении 22 застрахованных лиц - 01.06.2016.
Управлением ПФР проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (песонифицированного) учета, предусмотренных п.п. 2- 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений.
По результатам проверки Управлением ПФР 07.11.2017 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированным) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 083S18170008720.
Решением начальника Управления ПФР от 05.12.2017 N 083S19170008585 общество привлечено к ответственности за нарушение ч.3 ст. 17 Федерального закона N27-ФЗ в виде финансовой санкции в размере 11 000 руб. в связи с тем, что плательщик страховых взносов за период - апрель 2016 года - в установленный срок представил неполные сведения: в исходной форме СЗВ-М, представленной 04.05.2016, сведения на 22 застрахованных лиц отсутствовали.
Управлением ПФР 11.01.2018 страхователю было выставлено требование N 083S01180000093 об уплате финансовых санкций за представление неполных сведений, предусмотренных п.2-2.2 Федерального закона N27-ФЗ, в сумме 11 000 руб. (из расчета по 500 руб. на 22 застрахованных лица).
Поскольку данное требование не было исполнено страхователем добровольно, Управление ПФР обратилось в суд с заявлением о взыскании данной суммы в судебном порядке.
Ответчик заявленные требования не признал, указав, что в возражениях по акту проверки от 28.11.2017 в исходную форму отчета не были включены сведения на 22 застрахованных лиц, заключивших с АО "Энергоремонт Плюс" договоры гражданско-правового характера на оказание услуг/ выполнение работ; согласно условиям договоров срок выплаты вознаграждения по ним 15-го числа каждого месяца, то есть позже сроков для сдачи соответствующей отчетности за апрель 2016 года. По мнению заявителя, выводы, сделанные Управлением ПФР в решении от 05.12.2017, противоречат законодательству и фактическим обстоятельствам дела, при вынесении решения не было учтено обстоятельство, что ответчик самостоятельно устранил допущенные нарушения. Кроме того, ответчик считает, что решение вынесено в отношении ненадлежащего лица, а именно: в решении указано, что оно вынесено в отношении Волжского филиала, а не АО "Энергоремонт Плюс" как юридического лица, филиал не может являться субъектом правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
От заявителя поступило ходатайство об уточнении наименования ответчика - АО "Энергоремонт Плюс" (в лице Волжского филиала).
Данное ходатайство в порядке ст. 159 АПК РФ судом удовлетворено.
От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении заявления по общим правилам административного судопроизводства.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд первой инстанции не нашел оснований для его удовлетворения.
В соответствии с положениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" арбитражный суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства в случае выявления обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства и указанных в части 5 статьи 227 АПК РФ.
Ответчиком обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в упрощенном порядке, не указаны, соответственно отсутствуют процессуальные основания, предусмотренные п.5 ст. 227 АПК РФ.
В соответствии с ч.6 ст. 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент совершения вменяемого правонарушения) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Исходя из положений статей 8, 9, 15 Федерального закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п, и Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (действовавших в спорный период).
Форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, по которой страхователи представляют в ПФР сведения о застрахованных лицах, утверждена постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п, вступившим в силу с 01.04.2016.
В силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений в двухнедельный срок предусмотрено пунктами 34, 41 Инструкции N 987н в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых Управлением ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Таким образом, исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица.
Из материалов дела следует, что в исходной форме СЗВ-М за апрель 2016 года, направленной обществом в Управление ПФР 04.05.2016, то есть в установленный законом срок (до 10.05.2016), представлены необходимые сведения.
В дополняющей форме СЗВ-М за апрель 2016 года, направленной в орган ПФР 01.06.2016, то есть с нарушением установленного законом срока (после 10.05.2016), обществом представлены сведения на 22 застрахованных лица, сведения, в отношении которых в исходной форме в Управление ПФР не представлены.
На основании изложенного Управление ПФР сделало вывод о представлении обществом неполных сведений за апрель 2016 года.
Суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что отсутствуют основания для привлечения страхователя к ответственности за вмененное Управлением ПФР правонарушение (представление неполных сведений о застрахованных лицах), поскольку общество самостоятельно обнаружило ошибку в сведениях, предоставленных за апрель 2016 года по форме СЗВ-М, и устранило ее посредством направления дополняющей формы СЗВ-М до момента выявления такой ошибки пенсионным фондом.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем указанной нормой Федерального закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу пункта 34 Инструкции N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Согласно пункту 41 Инструкции N 987н при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Управления ПФР об устранении имеющихся расхождений.
Из материалов дела следует, что управление уведомления об исправлении выявленных ошибок страхователю не направляло.
Управлением ПФР не представлены доказательства того, что заявитель был своевременно уведомлен о несоответствии критерию полноты и достоверности сведений по форме СЗВ-М, представленных обществом первоначально.
Федеральный закон N 27-ФЗ и Инструкция не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в Управление ПФР, не устанавливают ответственности за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Также Управление ПФР указало, что в случае самостоятельного выявления страхователем ошибки и представления исправленных форм следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем до момента ее обнаружения органом ПФР содержится в пункте 39 Инструкции N 766н, положения которого не содержат каких-либо ограничений по сроку предоставления исправленных сведений в случае самостоятельного выявления ошибки страхователем.
В данном случае обществом до момента обнаружения Управлением ПФР несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки, переданы необходимые корректирующие сведения.
Управлением ПФР не выявлено, что представленные 01.06.2016 дополняющие сведения являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения. При этом представление корректирующих сведений позже установленного срока не образует состав вмененного обществу правонарушения.
Исходя из изложенного, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, впоследствии самостоятельно исправленные обществом, не могут расцениваться как неполные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления Управления ПФР.
Доводы апелляционной жалобы о том, что непредставление страхователем в срок либо представление неполных или недостоверных сведений в отношении своих работников - застрахованных лиц - влечет правовые последствия по необоснованным выплатам пенсии в увеличенном размере (с учетом индексации), отклоняются. Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что общество не подлежит привлечению к ответственности за представление неполных или недостоверных сведений в отношении застрахованных лиц в связи с самостоятельным выявлением и устранением неполноты поданных сведений.
Ссылка Управления ПФР на то, что возможность исправления ошибок установлена для сведений на тех застрахованных лиц, на которых они сданы, но нуждаются в каком-то исправлении, корректировке, несостоятельна. Федеральным законом N 27-ФЗ (в частности, статьей 15) предусмотрена возможность дополнения сведений о застрахованных лицах, что не исключает возможности внесения сведений в соответствующую форму отчетности о ранее не указанных в отчете застрахованных лицах.
При таких обстоятельствах приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 24 мая 2018 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления ПФР - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Управлением ПФР в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 229, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 мая 2018 года по делу N А72-3843/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-3843/2018
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАСВИЯЖСКОМ РАЙОНЕ Г. УЛЬЯНОВСКА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "ЭНЕРГОРЕМОНТ ПЛЮС", АО Волжский филиал "Энергоремонт плюс"