город Омск |
|
19 июля 2018 г. |
Дело N А46-2204/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6214/2018) общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Омской области от 11.05.2018 по делу N А46-2204/2018 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" (ИНН 5503248039, ОГРН 1145543005442) к Государственной жилищной инспекции Омской области (ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511) о признании незаконным и отмене постановления N 1-8/Т от 30.01.2018,
при участии в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" Болясной Е.С. по доверенности от 20.11.2017 N 119-12/258 сроком действия до 31.12.2018;
представителя Государственной жилищной инспекции Омской области Мерзлых Т.С. по доверенности от 09.01.2018 N 13Ю сроком действия до 31.12.2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" (далее - ООО "ОЭК", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - Госжилинспекция, административный орган, заинтересованное лицо) об отмене постановления от 30.01.2018 N 1-8/Т о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.05.2018 по делу N А46-2204/2018 в удовлетворении заявления отказано.
Не соглашаясь с принятым по делу судебным актом, Общество в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении предъявленных им требований.
В обоснование жалобы апеллянт указывает на отсутствие его вины в административном правонарушении, а также на отсутствие события такового, ссылаясь на незаключение ООО "ОЭК" и управляющей организацией договора ресурсоснабжения, а также оспаривая вывод суда первой инстанции о недоказанности надлежащего извещения потребителя коммунальных ресурсов о предстоящем ограничении режима подачи электрической энергии.
В письменном отзыве на жалобу административный орган просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагая доводы ООО "ОЭК" несостоятельными.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ООО "ОЭК" поддержаны доводы жалобы. Представитель Госжилинспекции высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, исследовав материалы дела и заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 06.12.2017 N 2218 руководителя Госжилинспекции проведено внеплановое мероприятие по контролю в отношении ООО "ОЭК".
В результатам проверки административным органом установлен факт нарушения режима обеспечения потребителя, проживающего в жилом помещении N 78 многоквартирного дома N 11Б по ул. Багратиона г. Омске, коммунальной услугой (электроснабжение), в связи с чем 26.12.2017 инспектором административного органа в отношении ООО "ОЭК" составлен протокол N 37 об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ (Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами).
Согласно материалам проверки событие административного правонарушения, зафиксированное в протоколе, выразилось в следующем. В ходе проведения контрольных мероприятий в отношении ООО "ОЭК" па основании распоряжения N 2218 от 06.12.2017 Госжилинспекции установлено, что с 15.11.2017 потребителю произведено ограничение в предоставлении коммунальной услуги по снабжению электрической энергией. Установленные действия являются нарушением пункта 9 приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых ломов" (далее - Правила N 354).
По результатам административного расследования Госжилинспекцией вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении о привлечении ООО "ОЭК" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, и назначении Обществу административного штрафа в сумме 5 000 руб.
Считая постановление незаконным, ООО "ОЭК" обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами с назначением наказания в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от 500 руб. до 1 000 руб.; на юридических лиц - от 5 000 руб. до 10 000 руб.
Для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, обязательному установлению подлежит факт нарушения лицом нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, который должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.
Субъектами административного правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ признаются должностные или юридические лица, нарушившие нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами. При этом статья 7.23 КоАП РФ не персонифицирует ответственность и не связывает ее с понятиями исполнитель и потребитель.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства. За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются. В целях недопущения веерных отключений организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии ее потребителям, обязана обеспечить возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей электрической энергии.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ утверждены Правила N 354.
Пунктом 2 Правил N 354 предусмотрено, что потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением.
Исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, указанными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
По подпункту "г" пункта 4 Правил N 354 потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктами "в", "г", "д" пункта 3 Правил N 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг: качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Подпунктами "а", "е" пункта 33 Правил N 354 предусмотрено, что потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества: требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с пунктом 9 Приложения N 1 к указанным Правилам бесперебойное круглосуточное электроснабжение обеспечивается в течение года; допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа - при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания; 24 часа - при наличии 1 источника питания.
При ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток (пункт 114 Правил N 354).
Согласно подпункту "а" пункта 117 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе.
Пунктом 119 Правил N 354 предусматривается, что исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.
Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем:
- вручения потребителю-должнику под расписку, или
- направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или
- путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем
- передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя,
- телефонного звонка с записью разговора,
- сообщения электронной почты или
- через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо
- на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет",
- передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом б настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
Системный анализ приведенных норм указывает на то, что для ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель обязан соблюсти установленную процедуру, в частности, потребитель должен быть заблаговременно в письменной форме уведомлен о необходимости погашения задолженности в указанном размере и возможном применении в отношении него соответствующих мер.
Данная норма Правил, определяющая, в каком порядке исполнитель имеет право ограничить или приостановить предоставление потребителям коммунальных услуг, соответствует общим положениям Гражданского кодекса Российской Федерации об исполнении обязательств.
Указанные положения не допускают принятия мер воздействия без предупреждения (уведомления) об этом должника, определяют способы доведения информации о принятии указанных мер.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 15.11.2017 ООО "ОЭК" введено ограничение электроснабжения потребителю, проживающему по адресу: г. Омск, ул. Багратиона, д. 11 Б, кв. 78, о чем представителем Общества составлен акт. Электроснабжение в полном объеме в указанной квартире восстановлено лишь 09.01.2018, что следует из акта технической проверки.
При этом, вопреки утверждениям Общества, факт доставки потребителю предупреждения (уведомления) о предстоящем ограничении (приостановлении) предоставления коммунальной услуги по электроснабжению ресурсоснабжающей организацией не находит подтверждения материалами дела. Представленная заявителем в материалы дела копия уведомления от 04.09.2017 о планируемом ограничении предоставления коммунальных услуг (л.д. 54) не содержит отметок о получении потребителем данного документа. К указанному уведомлению не приложены доказательства реального направления его в адрес получателя, проживающего в жилом помещении N 78 многоквартирного дома N 11Б по ул. Багратиона г. Омске, а также вручения данному лицу уведомления с соблюдением предусмотренных Правилами N 354 сроков.
Реестр отправлений ООО "ОЭК" от 04.09.2017 (л.д. 54) является внутренним документом, не содержит подтверждающих отметок органа почтовой связи или иной службы доставки корреспонденции, не свидетельствует о направлении в адрес потребителя определенного документа (в графе "опись вложения" содержится неуточненная формулировка "предупреждение"), вследствие чего не может быть признан доказательством факта надлежащего извещения ООО "ОЭК" потребителя о предстоящем ограничении режима подачи коммунальных ресурсов. Почтовые документы Обществом в обоснование позиции не представлены.
Изложенное свидетельствует о том, что Обществом не соблюдены требования законодательства и Правил N 354 при произведенном ограничении электроснабжения потребителя в указанном выше жилом помещении.
Доводы апелляционной жалобы ООО "ОЭК" об обратном отклоняются.
Отклоняя доводы о наличии у Общества права на осуществленные им действия, приведенные апеллянтом со ссылкой на отсутствие договорных отношений с управляющей организацией, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Как указано выше, Правилами N 354 право ограничения и приостановления коммунальных услуг предоставлено исполнителю коммунальных услуг.
При этом, материалы дела свидетельствуют об избрании собственниками помещений многоквартирного дома N 11Б по ул. Багратиона г. Омске способа управления управляющей организацией. Между собственниками помещений данного дома и ООО "Управляющая компания Жилищное хозяйство" заключен договор от 01.04.2015 б/н управления указанным многоквартирным домом.
В соответствии с правилами части 2.3. статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) но заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанною в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
В рассматриваемом случае исполнителем коммунальных услуг является ООО "Управляющая компания Жилищное хозяйство". В свою очередь, являясь ресурсоснабжающей организацией, ООО "ОЭК" поставляет коммунальный ресурс (электрическую энергию) исполнителю коммунальных услуг (ООО "Управляющая компания Жилищное хозяйство") для целей предоставления последним коммунальной услуги собственникам жилых помещений дома.
Отмечаемое апеллянтом отсутствие договора ресурсоснабжения между управляющей организацией и ООО "ОЭК" не свидетельствует о том, что именно ООО "ОЭК" обладает статусом исполнителя коммунальной услуги.
В силу пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе, путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Изложенные нормы не ставят обязанность управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг в зависимость от наличия (либо отсутствия) договора ресурсоснабжения. Обязанность управляющей организации предоставлять коммунальные услуги потребителям возникает в момент покупки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактических договорных отношений с ресурсоснабжающей организацией.
В силу пункту 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги и заключает соответствующие договоры с потребителями в трех исключительных случаях, а именно - при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях). В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей компанией, которая отвечает перед такими собственниками за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Само по себе закрепление решением общего собрания собственников многоквартирного дома порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации, но не означает возникновение у ресурсоснабжающей организации права производить приостановление оказания коммунальной услуги.
В связи с указанным суд апелляционной инстанции поддерживает изложенные в обжалуемом судебном акте выводы в данной части.
Нарушений процедуры привлечения ООО "ОЭК" к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, заинтересованным лицом не допущено.
В случае если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя (часть 3 статьи 211 АПК РФ).
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и приведенные нормы и разъяснения, апелляционный суд приходит к выводу о том, что постановление от 30.01.2018 N 1-8/Т о привлечении ООО "ОЭК" к административной ответственности вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Заявление ООО "ОЭК" удовлетворению не подлежит. Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял по настоящему делу законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба ООО "ОЭК" удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 11.05.2018 по делу N А46-2204/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.