город Ростов-на-Дону |
|
19 июля 2018 г. |
дело N А53-33837/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Галова В.В., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карнауховой В.В.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: Усачева А.В. - представитель по доверенности от 22.01.2018, удостоверение.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.04.2018 по делу N А53-33837/2017, принятое судьей Чернышевой И.В.,
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (ИНН 6168002922 ОГРН 1056164000023)
к заинтересованному лицу Государственной жилищной инспекции Ростовской области
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) от 04.09.2017 N 2589.
Заявленные требования мотивированы тем, что управляющая организация предоставила обществу документы, подтверждающие распределение объема коммунальной услуги между жильцами в период с 01.07.2016 по 31.12.2016.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что решение общим собранием собственников помещений в МКД о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме не принималось. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.
Публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, заявленные требования удовлетворить. Полагает, что судом не был принят во внимание договор управления МКД от 09.09.2015, который не был признан недействительным.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебное заседание общество представителя не направило, о месте и времени заседания извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя подателя жалобы. Представитель инспекции дал суду пояснения об обстоятельствах и материалах дела, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя инспекции, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, основанием для проведения внеплановой проверки в отношении общества послужили обращения граждан - жильцов МКД по адресам: ул. Севастопольская, 113А, ул. Победы, 14, ул. Измайлова, 31/5, ул. Ленина, 81, в г. Азове, в котором указывалось на необоснованное начисление собственникам квартир платы за электроснабжение на общедомовые нужды.
Распоряжением руководителя инспекции от 08.08.2017 N 6208 была назначена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Управление многоквартирным домом N 113А по ул. Севастопольской в г. Азове осуществляет МП "УК-ЖИЛСЕРВИС" на основании решения внеочередного собрания собственников помещений дома от 04.09.2015 и заключенного договора управления МКД от 01.06.2015.
Инспекцией установлено, что плату за потребленный ресурс на общедомовые нужды (электроснабжение) оплачивают собственники помещений на основании счетов, выставленных ресурсоснабжающей организацией, при отсутствии надлежащим образом оформленного решения общего собрания собственников помещений МКД, что является нарушением пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 04.09.2017 N 6208.
По результатам проверочных мероприятий обществу выдано предписание 04.09.2017 N 2587 (в отношении дома N 113А по ул. Севастопольской в г. Азове), которым на ресурсоснабжающую организацию возложена обязанность произвести перерасчет за май 2017 года платы за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды в период с 01.07.2016 по 31.12.2016, исчисленной из разницы между выставленной жителям суммой в пределах норматива коммунального ресурса и фактическими показаниями коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии в МКД N 113А по ул. Севастопольской в г.Азове.
Не согласившись с выданным предписанием, общество оспорило его в судебном порядке.
При рассмотрении спора апелляционный суд учитывает следующее.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет поставку электрической энергии в многоквартирный дом, находящийся в управлении МП "УК-ЖИЛСЕРВИС".
Договоры энергоснабжения были заключены напрямую между энергосбытовой компанией и каждым из собственников помещений в МКД. Соответственно, на каждого конкретного собственника помещений МКД открыт лицевой счет, по которому ведется учет потребленной электроэнергии, начисления и оплаты (в дело представлены счета на оплату, выставленные обществом гражданам - собственникам помещений в МКД).
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 утверждены "Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии", в соответствии с пунктами 68-70 которых энергоснабжение многоквартирных домов может осуществляться на основании договоров, заключенных энергосбытовой организацией (гарантирующим поставщиком) с исполнителем коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), или с собственниками и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов в порядке и в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Согласно частям 17, 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176- ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" допустимым является сохранение прямых договоров, заключенных между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений многоквартирного дома в том числе в случае, когда управление таким домом осуществляется управляющей организацией.
В силу положений пункта 21 (1) Правил N 124 для случаев, когда управление общим имуществом многоквартирного дома осуществляется управляющей компанией, однако прямые договоры энергоснабжения заключены с собственниками помещений многоквартирного дома, установлено правило определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, согласно которому объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (подпункт "а").
При этом названный пункт носит отсылочный характер и в части определения объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме применяется с учетом положений Правил N 354.
До принятия Федерального закона N 176-ФЗ статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения включала в плату за содержание и ремонт жилого помещения только лишь плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а плата за коммунальные услуги в соответствии с пунктом 40 Правил N 354 включала в себя как плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
При этом пункт 44 Правил N 354, в редакции Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 предписывал, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В связи с указанным с 01.07.2016 по 31.12.2016 величина Vпотр, включенная в соответствующую формулу, определялась как сумма всех объемов индивидуального потребления по дому (по показаниям ИПУ) и относимых на всех собственников помещений объемов коммунального ресурса на ОДН в пределах норматива.
В абзаце 1 пункта 44 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абзац 2 пункта 44 Правил N 354).
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, исполнитель оплачивает за счет собственных средств (абзац 3 пункта 44 Правил N 354).
Таким образом, распределить между собственниками помещений в многоквартирном доме объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, в порядке, предусмотренном абзацем 2 пункта 44 Правил N 354, возможно лишь по решению самих собственников помещений в многоквартирном доме, принятому в соответствующем порядке на общем собрании.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом неправомерно не был принят во внимание договор управления МКД, судебная коллегия отклоняет ввиду следующего.
Собственниками должно быть принято конкретное решение по вопросу, формулировка которого соответствует предусмотренной в абзаце 2 пункта 44 Правил N 354, освобождающее исполнителя коммунальной услуги (управляющую организацию) от обязанности нести расходы по оплате разницы между фактическим и нормативным объемом коммунальной услуги, предоставленной на ОДН. Принимая такое решение, собственники должны понимать, что они добровольно и осознанно принимают указанные расходы на себя.
В рассматриваемом случае собственники помещений многоквартирного дома такого решения не принимали.
Довод общества о том, что собственники выразили свое намерение по данному вопросу в договоре управления МКД от 09.09.2015, в пункте 4.1.2 которого определен предусмотренный абзацем 2 пункта 44 Правил N 354 порядок оплаты коммунальных услуг, обоснованно отклонен судом.
Решением собственников помещений многоквартирного дома на собрании от 04.09.2015 заочным голосованием действительно утвержден договор управления многоквартирным домом (вопрос N 9 протокола собрания от 09.09.2015 N 1/2015), председателю совета МКД поручено подписать договор по управлению многоквартирным домом.
Однако это решение не подтверждает волеизъявление собственников именно по вопросу распределения объемов коммунальной услуги (абзац 2 пункта 44 Правил N 354). Включение такого условия в договор управления само по себе нельзя расценивать как отдельно принятое собственниками решение об утверждении распределения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Соответствующее решение собрания собственников в многоквартирном доме, принятое в установленном порядке по вопросу порядка распределения объемов коммунальной услуги, в дело не представлено.
При таких обстоятельствах судом сделан правильный вывод о наличии у инспекции оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.04.2018 по делу N А53-33837/2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.04.2018 по делу N А53-33837/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.