г. Воронеж |
|
13 июля 2018 г. |
Дело N А35-8403/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Семенюта Е.А.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области: представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
от общества с ограниченной ответственностью "АСВЭЛ-КОНСАЛТ": представители не явились, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 06.04.2018 по делу N А35-8403/2017 (судья Клочкова Е.В.) по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области о признании недействительным решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по делу N 119/2017 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок от 14.06.2017, третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "АСВЭЛ-КОНСАЛТ",
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Курской области (далее - заявитель, заказчик, УФССП по Курской области) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС по Курской области) от 14.06.2017 по делу N 119/2017 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Решением Арбитражного суда Курской области от 06.04.2018 по делу N А35-8403/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УФССП по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Считает, что установление определенных характеристик к товару и материалам не свидетельствует об ограничении количества участников закупки, не противоречит законодательству. Указывает, что количество поданных заявок, свидетельствует об отсутствии со стороны заказчика действий, ограничивающих количество участников закупки, и нарушений правил описания объекта закупки.
В судебном заседании объявлялся перерыв до "14" часов "15" минут "6" июля 2018 года.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
17.05.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0144100002517000041 (т. 1 л.д. 87-93) по объекту закупки "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области" с начальной (максимальной) ценой контракта в 14 315 748,95 Российский рубль. Срок подачи заявок определен до 02.06.2017 до 09:00.
01.06.2017 от ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" в антимонопольный орган поступила жалоба исх. N 27.2 от 01.06.2017 (т. 2 л.д. 7-9), в которой указано, что п. 5.2 "Характеристики материалов" аукционной документации заказчика содержит требования к используемым при выполнении работ товарам (материалам), которые могут быть известны только после проведения определенных испытаний, что нарушает законодательство о контрактной системе в сфере закупок и приводит к ограничению количества участников закупки;
ряд позиций п. 5.2 "Характеристики материалов" аукционной документации заказчика содержит излишние требования к характеристикам товаров и материалов, в том числе, к компонентному, химическому составу товаров;
в аукционной документации заказчиком ненадлежащим образом установлен перечень документов, подтверждающий соответствие участников закупки дополнительным требованиям, в соответствии с перечнем, установленным п. 2 приложения N 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
В указанной жалобе ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" просило антимонопольный орган приостановить определение поставщика, провести внеплановую проверку и обязать заказчика устранить нарушения действующего законодательства путем аннулирования торгов или внесением изменений в документацию об электронном аукционе.
05.06.2017 в соответствии с приказом антимонопольного органа N 219 (т. 2 л.д. 6) жалоба принята к рассмотрению, назначена внеплановая проверка, возбуждено дело по признакам нарушения заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), рассмотрение дела назначено на 08.06.2017 на 12 час. 00 мин. по адресу: г. Курск, ул. Марата, 9.
В адрес УФССП направлено уведомление от 05.06.2017 исх. N 1834 (т. 2 л.д. 3), которым у заказчика затребована документированная информация по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) способом электронного аукциона N 0144100002517000041, заказчик уведомлен о необходимости приостановления процедуры определения поставщика.
По итогам рассмотрения дела, решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по делу N 119/2017 от 14.06.2017 (резолютивная часть объявлена 08.06.2017) (т. 1 л.д. 76-78) жалоба ООО "АСВЭЛКОНСАЛТ" была признана обоснованной, заказчик был признан нарушившим требования ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 31, ч.1 ст. 33, ч.1 ст. 64 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Также заказчику антимонопольным органом 14.06.2017 (резолютивная часть объявлена 08.06.2017) выдано предписание по делу N 119/2017 (т. 1 л.д. 79), которым заказчик обязан в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения настоящего предписания аннулировать результаты определение поставщика (подрядчика, исполнителя) способом электронного аукциона N0144100002517000041.
Не согласившись с решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по делу N 119/2017 от 14.06.2017, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Осуществление закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ).
Содержание документации об электронном аукционе определено в статье 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
Статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки в документации.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, заказчик, если это возможно, при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Судом установлено, что объектом спорной закупки является "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области".
Описание объекта спорной закупки установлено в разделе 5 аукционной документации.
В п. 5.2 "Характеристики материалов" (т. 1 л.д. 106-124) раздела 5 "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком установлены требования к техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, при этом, в ряде позиций, в том числе, в позициях 1-8, 12, 14, 18-20, 33, 34, 36, 41, 49, 50-53, соответствие указанных товаров конкретным государственным стандартам не установлено, обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии в аукционной документации заказчика отсутствует.
Следовательно, вывод антимонопольного органа о нарушении заказчиком части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, что выразилось в отсутствии обоснования заказчиком необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, является обоснованным.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное требование установлено заказчиком в разделе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" аукционной документации.
Также установлено, что перечень требуемых товаров (материалов) при выполнении работ установлен в п.5.2 раздела 5 "Описание объекта закупки" аукционной документации. Кроме того, в разделе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" аукционной документации заказчиком размещена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Между тем, как следует из содержания установленных заказчиком требований к характеристикам закупаемых товаров, а также положений государственных стандартов, перечисленных заказчиком в техническом задании аукционной документации, конкретное значение характеристик товаров, указанных заказчиком при описании объекта закупки с сопровождением словами "не более", "не менее", становится известным только при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, в аукционной документации заказчиком установлено требование к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в аукционе, помимо конкретных показателей товаров, сведений о конкретных показателях характеристик товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Вместе с тем, результаты испытаний партии товаров указываются в документах, которые передаются вместе с товаром.
Суд первой инстанции верно указал, что Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает участника закупки при заполнении первой части заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результате испытаний, требования заказчика об указании участниками конкретных значений характеристик товара, которые становятся известными только после испытания товара, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке (письмо ФАС России N ИЛ/44563/16 от 01.07.2016).
Действия заказчика, не установившего в аукционной документации надлежащие требования к товарам при заполнении первой части заявки на участие в аукционе, являются несоответствующими требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 ФЗ Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, вывод антимонопольного органа о нарушении заказчиком ч. 1 ст. 64 ФЗ Федерального закона N 44-ФЗ, что выразилось в неустановлении в аукционной документации надлежащих требований к товарам при заполнении первой части заявки на участие в аукционе, является правомерным.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (часть 4 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99
В силу пункта 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливаются следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям в рассматриваемом случае, в соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 являются:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В рассматриваемом случае, объектом закупки является "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений Управления Федеральной службы судебных приставов по Курской области", начальная (максимальная) цена контракта установлена в 14 315 748,95 Российский рубль, в связи с чем, к рассматриваемым правоотношениям применяются положения пункта 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Между тем, как следует из положений спорной аукционной документации (подраздел "Предъявляемые участникам аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" раздела 5 "Описание объекта закупки"), перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, установлен следующим образом:
"Документами, которые должны быть представлены участником аукциона являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе".
Следовательно, заказчиком, в нарушение вышеуказанной нормы, установлены иные требования к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
В связи с чем, вывод антимонопольного органа о нарушении заказчиком положений ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ судом признается правомерным.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Заявитель в соответствии со ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 06.04.2018 по делу N А35-8403/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.