Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 ноября 2018 г. N Ф04-4290/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
19 июля 2018 г. |
Дело N А46-3516/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05.07.2018-12.07.2018 апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5365/2018) Министерства экономики Омской области (далее - Минэкономики Омской области, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Омской области от 06.04.2018 по делу N А46-3516/2018 (судья Ярковой С.В.), принятое
по заявлению крестьянского фермерского хозяйства "Горячий ключ", ИНН 5528008568, ОГРН 1025501864519 (далее - КФХ "Горячий ключ", заявитель)
к Минэкономики,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных отношений Омской области (далее - Минимущества Омской области), Администрации Камышловского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области (далее - Администрация поселения), Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Омской области (далее - уполномоченный по защите прав),
о признании недействительным распоряжения от 21.02.2018 N 114-к,
при участии в судебном заседании представителей:
от Минэкономики Омской области - Ревзина Е.А. по доверенности N 7/15 от 05.10.2015 сроком действия 3 года (удостоверение);
от КФХ "Горячий ключ" - Журавлёв А.В. по доверенности от 05.03.2018 сроком действия 3 года (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Минимущества Омской области - Степанова Т.А. по доверенности N Исх-18/МИО/03-01/3992 от 13.04.2018 сроком действия по 31.12.2018 (удостоверение);
от Администрации поселения - Чебакова Л.В. по доверенности N 324 от 04.09.2017 сроком действия 1 год (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации), после перерыва также: Токасеева О.А. по доверенности N 128 от 27.03.2018 сроком действия 1 год (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от уполномоченного по защите прав - Жмотов В.А. по доверенности от 19.06.2018 сроком действия 1 год (удостоверение),
установил:
крестьянское фермерское хозяйство "Горячий ключ" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству экономики Омской области о признании незаконным распоряжения от 21.02.2018 N 114-к "Об отмене решения Министерства экономики Омской области о соответствии инвестиционного проекта "Расширение животноводческого комплекса молочного направления "КФХ "Горячий ключ" критерию, установленному законом Омской области "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов".
Определением Арбитражного суда Омской области от 15.03.2018 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Минимущества Омской области и Администрация поселения (далее также - третьи лица).
Протокольным определением Арбитражного суда Омской области от 28.03.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, на основании собственного заявления привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Омской области (далее также - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 06.04.2018 требование КФХ "Горячий ключ" удовлетворено.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что КФХ "Горячий ключ" заинтересовано в реализации масштабного инвестиционного проекта "Расширение животноводческого комплекса молочного направления "Горячий ключ"" на земельном участке на территории Камышловского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области, на то, что инвестиционный проект "Расширение животноводческого комплекса молочного направления КФХ "Горячий ключ" включен в реестр масштабных инвестиционных проектов, и на то, что заявитель правомерно обратился за предоставлением в аренду спорного земельного участка в целях и в порядке, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции также отметил, что Администрацией поселения не заявлено оснований невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка со ссылкой на пункт 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и что Минимущества Омской области не является уполномоченным органом, отнесенным к числу органов, от которых может поступить отказ в согласовании спорного проекта, поэтому оспариваемое распоряжение от 21.02.2018 N 114-к не может быть признано обоснованным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Минэкономики Омской области обратилось с апелляционной жалобой (с учетом дополнений) в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 06.04.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
При этом податель апелляционной жалобы указывает на то, что Минэкономики Омской области уполномочено на определение соответствия масштабных инвестиционных проектов критериям, установленным Законом Омской области от 16.07.2015 N 1772-ОЗ в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов, на то, что Администрация поселения и Минимущества Омской области не согласовали разработанный Минэкономики Омской области проект распоряжения Губернатора Омской области о предоставлении КФХ "Горячий ключ" испрашиваемого земельного участка, и на то, что главным основанием для отказа в согласовании явилось превышение площади испрашиваемого заявителем земельного участка по сравнению с предельным размером земельного участка, который может быть предоставлен для осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством.
Податель жалобы отмечает, что Минимущества Омской области также установлено, что на испрашиваемом земельном участке предусмотрено строительство международного аэропорта "Омск-Фёдоровка", что от собственника спорного земельного участка (Администрации поселения) поступил отказ в согласовании предоставления участка в аренду КФХ "Горячий ключ", и что указанное Администрацией основание для отказа согласуется с положениями Земельного кодекса Российской Федерации (с учетом практики применения соответствующих положений), поэтому оспариваемое распоряжение об отмене решения о соответствии проекта критериям в целях предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов является законным и обоснованным.
В дополнениях к апелляционной жалобе её податель ссылается на то, что позиция о невозможности предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов в случае превышения их площади над установленными предельными размерами площади участков для целей ведения деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством сформулирована сложившейся судебной правоприменительной практикой, на то, что данная позиция поддержана Верховным Судом Российской Федерации, и на то, что площадь испрашиваемого КФХ "Горячий ключ" участка более чем в 90 раз превышает установленный законом Омской области предельный размер земельных участков, предоставляемых для ведения деятельности крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
В судебном заседании представитель Минэкономики Омской области поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе и в дополнениях к ней, и настаивал на наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Представители Минимущества Омской области и Администрации поселения в представленных суду апелляционной инстанции письменных отзывах на апелляционную жалобу и в устных выступлениях в судебном заседании поддержали требования и доводы апелляционной жлобы, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Представитель КФХ "Горячий ключ" в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в суде выразил несогласие с доводами жалобы, настаивал на законности решения суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Уполномоченным по защите прав письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель уполномоченного поддержал позицию КФХ "Горячий ключ" по существу дела, просил отказать в удовлетворении требований апелляционной жалобы и оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу (с дополнениями), письменные отзывы на жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
КФХ "Горячий ключ" обратилось в Министерство экономики Омской области с заявлением о реализации масштабного инвестиционного проекта "Расширение животноводческого комплекса молочного направления "Горячий ключ" на земельном участке с кадастровым номером 55:00:000000:141.
Распоряжением Минэкономики Омской области от 06.12.2017 N 1035-к "О включении инвестиционного проекта в реестр масштабных инвестиционных проектов" инвестиционный проект КФХ "Горячий ключ" включен в соответствующий реестр (т.1 л.д.27).
13.12.2017 глава КФХ "Горячий ключ" обратился в Минэкономики Омской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:00:000000:141, общей площадью 99276312 кв.м., в аренду на 49 лет без проведения торгов для реализации масштабного инвестиционного проекта (т.2 л.д.57).
10.01.2018 распоряжением Минэкономики Омской области N 3-к "О соответствии инвестиционного проекта "Расширение животноводческого комплекса молочного направления "КФХ "Горячий ключ" критерию, установленному законом Омской области "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов" инвестиционный проект заявителя признан соответствующим критерию, установленному пункту 1 статьи 4 Закона Омской области "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов" (т.1 л.д.28).
На основании указанного распоряжения от 10.01.2018 N 3-к Минэкономики Омской области разработан проект соответствующего распоряжения Губернатора Омской области в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Омской области, утвержденным указом Губернатора Омской области от 24.02.2004 N 34.
В соответствии с пунктом 29 Регламента Правительства Омской области, утвержденного указом Губернатора Омской области от 24.02.2004 N 34, проект распоряжения Губернатора Омской области направлен на согласование с Администрацией поселения и Администрацией Любинского муниципального района Омской области (ввиду того, что испрашиваемый заявителем земельный участок с кадастровым номером 55:00:000000:141 находится в муниципальной собственности Камышловского сельского поселения), а также с Минимущества Омской области (поскольку данное Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики в сфере земельных отношений на территории Омской области).
12.02.2018 Советом Камышловского сельского поселения принято решение N 4 об отказе в согласовании проекта распоряжения Губернатора Омской области "О соответствии инвестиционного проекта "Расширение животноводческого комплекса молочного направления "КФХ "Горячий ключ" критерию, установленному законом Омской области "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов" (т.1 л.д.32). К указанному решению приложены замечания к проекту распоряжения Губернатора Омской области (т.1 л.д.133).
Аналогичное решение, изложенное в письме от 13.02.2018 N ИСХ-18/МИО/03-02/1536, принято Министерством имущественных отношений Омской области (т.1 л.д.128-130).
21.02.2018 Министерством экономики Омской области принято распоряжение N 114-к "Об отмене решения Министерства экономики Омской области о соответствии инвестиционного проекта "Расширение животноводческого комплекса молочного направления "КФХ "Горячий ключ" критерию, установленному законом Омской области "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов", в соответствии с которым отменено решение Минэкономики Омской области от 10.01.2018 N 3-к о соответствии инвестиционного проекта КФХ "Горячий ключ" (т.2 л.д.6).
Указанное распоряжение вынесено заинтересованным лицом на основании пункта 8 Порядка определения органами исполнительной власти Омской области соответствия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов критериям, установленным Законом Омской области "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов", утвержденного указом Губернатора Омской области от 02.12.2015 N 202, и мотивировано отказом Минимущества Омской области и Администрации поселения в согласовании соответствующего проекта распоряжения Губернатора Омской области в отношении инвестиционного проекта КФХ "Горячий ключ".
Сопроводительным письмом от 27.02.2018 N ИСХ-18/МЭК-1392 распоряжение N 114-к от 21.02.2018 направлено в адрес главы КФХ "Горячий ключ" (т.1 л.д.30).
Полагая, что распоряжение Минэкономики Омской области N 114-к от 21.02.2018 вынесено при отсутствии законных оснований и не соответствует положениям законодательства, а также нарушает права и законные интересы КФХ "Горячий ключ", последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
06.04.2018 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела, заявителем оспаривается распоряжение Минэкономики Омской области N 114-к от 21.02.2018, в соответствии с которым отменено решение Министерства о соответствии заявленного КФХ "Горячий ключ" инвестиционного проекта "Расширение животноводческого комплекса молочного направления "КФХ "Горячий ключ" критерию, установленному законом Омской области "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов".
Указанное распоряжение вынесено заинтересованным лицом со ссылкой на пункт 8 Порядка определения органами исполнительной власти Омской области соответствия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов критериям, установленным Законом Омской области "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов", утвержденного указом Губернатора Омской области от 02.12.2015 N 202, а также на отказ Минимущества Омской области и Администрации поселения в согласовании соответствующего проекта распоряжения Губернатора Омской области в отношении инвестиционного проекта КФХ "Горячий ключ".
Суд апелляционной инстанции, проанализировав сформулированные выше обстоятельства, указанные в распоряжении N 114-к от 21.02.2018, доводы подателя апелляционной жалобы и третьих лиц, приведенные в обоснование законности оспариваемого ненормативного правового акта, позицию КФХ "Горячий ключ" по существу заявленного требования о признании незаконным распоряжения N 114-к от 21.02.2018, и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи друг с другом и с положениями действующего законодательства, приходит к выводу об обоснованности позиции Минэкономики Омской области относительно наличия в данном случае предусмотренных законодательством оснований для отмены решения о соответствии инвестиционного проекта КФХ "Горячий ключ" установленным критериям для целей предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Перечень случаев заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, определен пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и включает в себя, в том числе, предоставление земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации (подпункт 3).
В соответствии с приведенной выше нормой Земельного кодекса Российской Федерации на территории Омской области принят и действует Закон Омской области от 16.07.2015 N 1772-ОЗ "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов".
Статьей 4 Закона Омской области от 16.07.2015 N 1772-ОЗ "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов" установлены критерии, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов.
При этом в соответствии со статьей 5 Закона Омской области от 16.07.2015 N 1772-ОЗ "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов" определение органами исполнительной власти Омской области соответствия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов критериям, установленным названным Законом, осуществляется в порядке, установленном Губернатором Омской области.
Так, указом Губернатора Омской области от 02.12.2015 N 202 утвержден Порядок определения органами исполнительной власти Омской области соответствия объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов критериям, установленным Законом Омской области "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов" (далее - Порядок определения соответствия).
В соответствии с пунктом 2 Порядка определения соответствия определение соответствия инвестиционного проекта критериям осуществляется, в том числе, Министерством экономики Омской области.
Согласно пункту 7 Порядка определения соответствия в случае принятия решения о соответствии объекта (проекта) критериям отраслевой орган обеспечивает разработку проекта соответствующего распоряжения Губернатора Омской области в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Омской области, утвержденным указом Губернатора Омской области от 24.02.2004 N 34.
Так, пунктом 29 Регламента Правительства Омской области, утвержденного указом Губернатора Омской области от 24.02.2004 N 34, определено, что проекты правовых актов Губернатора Омской области подлежат согласованию с органами исполнительной власти Омской области, органами местного самоуправления Омской области, организациями, должностными и иными лицами, в компетенцию (функции) которых входит рассмотрение соответствующих вопросов или интересы которых затрагиваются проектом правового акта, за исключением проектов правовых актов, которыми оформляются решения координационного совещания по обеспечению правопорядка в Омской области.
Как уже указывалось выше и усматривается из материалов дела, 10.01.2018 Минэкономики Омской области вынесено распоряжение N 3-к, в соответствии с которым инвестиционный проект заявителя "Расширение животноводческого комплекса молочного направления" признан соответствующим критерию, установленному пунктом 1 статьи 4 Закон Омской области от 16.07.2015 N 1772-ОЗ "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов".
При этом с учетом приведенных выше норм Порядка определения соответствия и Регламента Правительства Омской области, суд апелляционной инстанции считает правомерным направление заинтересованным лицом разработанного им проекта соответствующего распоряжения Губернатора Омской области "О соответствии инвестиционного проекта "Расширение животноводческого комплекса молочного направления "КФХ "Горячий ключ" критерию, установленному законом Омской области "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов" на согласование в Администрацию поселения (ввиду того, что испрашиваемый заявителем земельный участок с кадастровым номером 55:00:000000:141 находится в муниципальной собственности Камышловского сельского поселения), а также в Минимущество Омской области (ввиду того, что данное Министерство, в силу реализуемых им в соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденным указом Губернатора Омской области от 10.02.2004 N 26, функций, является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики в сфере земельных отношений на территории Омской области).
Согласно пункту 8 Порядка определения соответствия решение о соответствии объекта (проекта) критериям подлежит отмене, а разработка и согласование проекта распоряжения Губернатора Омской области, указанного в пункте 7 данного Порядка, прекращению в случае:
1) подачи заявителем в отраслевой орган письменного заявления об отзыве ранее направленного в отраслевой орган обращения, предусмотренного пунктом 3 названного Порядка;
2) отказа в согласовании проекта распоряжения исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, по основаниям, предусмотренным статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
3) поступления дополнительной информации от органов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, о несоответствии указанного объекта (проекта) критериям.
Таким образом, исходя из содержания и буквального толкования положений пункта 8 Порядка определения соответствия, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что применительно к рассматриваемому случаю разработки и согласования проекта распоряжения Губернатора Омской области "О соответствии инвестиционного проекта "Расширение животноводческого комплекса молочного направления "КФХ "Горячий ключ" критерию, установленному законом Омской области "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов" решение Минимущества Омской области о несогласовании такого проекта не может быть учтено в качестве законного основания для отмены решения о соответствии проекта критериям, поскольку не предусмотрено в качестве такового пунктом 8 Порядка определения соответствия.
Вместе с тем, решение Совета Камышловского сельского поселения (как органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельным участком с кадастровым номером 55:00:000000:141, находящегося в муниципальной собственности Камышловского сельского поселения) от 12.02.2018 N 4 об отказе в согласовании проекта распоряжения Губернатора Омской области должно быть рассмотрено с позиции оснований для его принятия, поскольку такое решение, в силу прямого указания подпункта 2 пункта 8 Порядка определения соответствия, может быть учтено в качестве законного и достаточного основания для отмены решения, оформленного распоряжением Минэкономики Омской области от 10.01.2018 N 3-к, о соответствии проекта "Расширение животноводческого комплекса молочного направления "КФХ "Горячий ключ" критериям.
Так, из содержания решения Совета Камышловского сельского поселения от 12.02.2018 N 4 и приложенных к нему замечаний следует, что в согласовании проекта распоряжения Губернатора Омской области "О соответствии инвестиционного проекта "Расширение животноводческого комплекса молочного направления "КФХ "Горячий ключ" критерию, установленному законом Омской области "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов" отказано ввиду того, что площадь испрашиваемого КФХ "Горячий ключ" в аренду без торгов земельного участка с кадастровым номером 55:00:000000:141 значительно превышает максимальный размер участка, установленный Законом Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", а также в связи с тем, что постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2018 по делу N А46-15368/2017 на Администрацию поселения возложена обязанность рассмотреть по существу заявление индивидуального предпринимателя Жаксенова Е.С. в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (т.2 л.д.17, 18).
При этом судом апелляционной инстанции установлено, что довод Совета Камышловского сельского поселения о несоответствии размера испрашиваемого земельного участка предельным (максимальным) размерам участка, который может быть предоставлен КФХ "Горячий ключ", основан на положениях статьи 7 Закона Омской области от 30.04.2015 N 1743-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", часть 1 которой предусматривает, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, составляют от 0,04 га до 100 га.
Так, материалами дела подтверждается и заявителем по существу не оспаривается, что испрашиваемый для реализации инвестиционного проекта "Расширение животноводческого комплекса молочного направления "КФХ "Горячий ключ" земельный участок с кадастровым номером 55:00:000000:141 имеет площадь 99276312 кв.м. (то есть 9927,6 га).
Указанная площадь более чем в 90 раз превышает максимальный размер земельного участка, который может быть предоставлен крестьянскому (фермерскому) хозяйству с соблюдением положений Закона Омской области от 30.04.2015 N 1743-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области".
С учетом указанного, решение от 12.02.2018 N 4 Совета Камышловского сельского поселения об отказе в согласовании проекта распоряжения Губернатора Омской области в отношении инвестиционного проекта КФХ "Горячий ключ" правомерно обоснованно ссылкой на рассмотренное выше обстоятельство, свидетельствующее о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка на праве аренды без проведения торгов крестьянскому (фермерскому) хозяйству для ведения его деятельности.
При этом пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Таким образом, Минэкономики Омской области при рассмотрении решения, представленного Администрацией поселения по результатам рассмотрения проекта распоряжения Губернатора Омской области о соответствии инвестиционного проекта "Расширение животноводческого комплекса молочного направления "КФХ "Горячий ключ", обоснованно квалифицировало такое решение в качестве предусмотренного подпунктом 2 пункта 8 Порядка определения соответствия основания для отмены распоряжения от 10.01.2018 N 3-к о соответствии рассматриваемого проекта критериям.
При этом отсутствие в решении Совета Камышловского сельского поселения от 12.02.2018 N 4 указания непосредственно на пункт 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, при наличии ссылки в нем на превышение площади испрашиваемого земельного участка над максимальным размером участка, который может быть предоставлен крестьянскому (фермерскому) хозяйству в соответствии со статьей 7 Закона Омской области от 30.04.2015 N 1743-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области", не исключает в рассматриваемом случае наличие обстоятельства, предусмотренного Земельным кодексом Российской Федерации в качестве препятствия для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Изложенные выше выводы, сводящиеся к тому, что превышение площади испрашиваемого земельного участка над предельными размерами участков, определенными законодательством применительно к случаям их предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам, подлежит квалификации в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренного статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, согласуются с правовой позицией, сформулированной в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.03.2017 и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2017 N 304-КГ17-7373, принятых по результатам рассмотрения дела N А46-8316/2016.
При этом довод КФХ "Горячий ключ", приведенный в письменном отзыве на апелляционную жалобу, о том, что положения статьи 7 Закона Омской области от 30.04.2015 N 1743-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" в части установления предельных размеров предоставляемых земельных участков не применяются к рассматриваемым правоотношениям ввиду того, что в данном случае участок испрашивается для реализации инвестиционного проекта, судом апелляционной инстанции отклоняется, как основанный на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Так, пунктом 6.1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Буквальное толкование нормы части 1 статьи 7 Закона Омской области от 30.04.2015 N 1743-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" позволяет сделать вывод о том, что соответствующие ограничения установлены для всех случаев и целей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством. Основания для ограничительного толкования, предложенного заявителем, из содержания указанной нормы, а также иных норм названного закона не усматриваются.
Таким образом, с учетом установленных выше обстоятельств и сформулированных выводов, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое распоряжение N 114-к от 21.02.2018 вынесено Минэкономики Омской области с соблюдением установленной процедуры согласования проекта распоряжения Губернатора Омской области, и что отказ Администрации поселения правильно воспринят заинтересованным лицом, как соответствующий пункту 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации и являющийся основанием для отмены ранее принятого Минэкономики Омской области решения о соответствии инвестиционного проекта "Расширение животноводческого комплекса молочного направления "КФХ "Горячий ключ" критериям, установленным законом Омской области "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что КФХ "Горячий ключ" не опровергнута обоснованность и соответствие действующему законодательству оспариваемого распоряжения N 114-к от 21.02.2018 "Об отмене решения Министерства экономики Омской области о соответствии инвестиционного проекта "Расширение животноводческого комплекса молочного направления "КФХ "Горячий ключ" критерию, установленному законом Омской области "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов".
Как следствие, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что указанное распоряжение Минэкономики Омской области является незаконным и нарушает права и законные интересы КФХ "Горячий ключ".
По мнению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае совокупность оснований, предусмотренных статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконным оспариваемого распоряжения Минэкономики Омской области отсутствует, в связи с чем, требование, заявленное КФХ "Горячий ключ", подлежит оставлению без удовлетворения.
С учетом изложенных правовых норм и обстоятельств дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для отмены решения Минэкономики Омской области о соответствии инвестиционного проекта "Расширение животноводческого комплекса молочного направления "КФХ "Горячий ключ" установленным критериям и для вынесения оспариваемого распоряжения N 114-к от 21.02.2018 не соответствуют обстоятельствам дела.
Указанное, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы Минэкономики Омской области.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Минэкономики Омской области освобождено от её уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 06.04.2018 по делу N А46-3516/2018 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требования крестьянского фермерского хозяйства "Горячий ключ" о признании недействительным распоряжения Министерства экономики Омской области от 21.02.2018 N 114-к "Об отмене решения Министерства экономики Омской области о соответствии инвестиционного проекта "Расширение животноводческого комплекса молочного направления "КФХ "Горячий ключ" критерию, установленному законом Омской области "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов", проверенного на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.